ФГОС. Образовательные технологии.
статья

Светлана Владимировна Губанова

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.(ООО «Издательская Группа «Основа»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл реализация ФГОС21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС. Современные образовательные технологии

Название

Автор

основные дидактические требования

литература и интернет источники

Проектная технология.

Д. Дьюи,

У.Х.Килпатрика,

В.Н. Шульгина,

М.В. Купенина,

Б.В. Игнатьева и др.;

современных ученых, исследователей – Е.С. Палат,

В.Д. Симонентко,

Г.И. Кругликов,

В.В. Гузеев и др.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать   условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

        3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

5)глубокое, осознанное усвоение  базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

1.Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

2.Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117

3.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

4.Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

5.Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996

6.Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

7.Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

Технология развивающего обучения.

И.Г. Песталоцци,

Ф.А. Дистервег,

К.Д. Ушинский и др.

Научное обоснование этой теории дано в трудах

Л.С. Выготского.

Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью.Органическое слияние образования, воспитания и развития достигается в условиях развивающего обучения на уроке. Лишь, будучи включенным в активную познавательную деятельность, ученик в состоянии проникнуть в суть изучаемого учебного материала, освоить его на уровне общих закономерностей и ведущих идей учебного предмета, использовать усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания. Такой процесс рождает внутренние стимулы учения, способствует превращению знаний в убеждения, развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся, становится действенной основой в воспитании

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1986. – 247 с.

2. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М.: Логос, 1975. – 197 с.

3.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Логос, 2003. – 384 с.

4. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1980. – 159 с.

5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителей. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.

6. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 64 с.

7. Перминова Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков учащихся как условие повышения качества общего образования: Методическое пособие. – СПб.: АППО, 2006. – 64 с.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Информационно – коммуникационная технология.

М.В.Моисеева,

Е.С.Полат,

М.В.Бухаркина

мотивированность в использовании различных дидактических материалов;

четкое определение роли, места, назначения и временииспользования электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обучения;

организационная роль преподавателя в проведении занятий;

введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;

соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;

учет того, что введение в комплект учебных средств электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;

обеспечение высокой степени индивидуализации обучения и, одновременно, организация обучения как коллективного процесса;

обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.- М: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Мосеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/.- М: Издательский центр «Академия», 2001.

Здоровьесберегающие технологии.

Н.К.Смирнов, и др.

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

1. Голобородько Н. В. Здоровьесберегающие технологии в образовании [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 82-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4394/ (дата обращения: 08.12.2019).

2. Педагогические технологии. Е. А. Леванова, В. Е. Цибульникова Здоровьесберегающие технологии в общем образовании, Москва, МПГУ, 2017

Педагогика сотрудничества.

Ш.А. Амонашвили,

И.П. Волков,

И.П. Иванов,

Е.Н. Ильин,

В.А. Караковский,

С.Н. Лысенкова,

Л.А. и Б.П. Никитины,

В.Ф. Шаталов,

М.П. Щетини

Основными положениями педагогики сотрудничества являются: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков; использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.); самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся); свободный выбор; интеллектуальный фон класса; коллективная творческая воспитательная деятельность; творческое самоуправление учащихся; личностный подход к воспитанию; сотрудничество учителей; сотрудничество с родителями.

Технологии уровневой дифференциации.

И.С. Якиманская,

Е.А. Бондаревская, С.В. Кульневич и др.),

Целевыми ориентирами технологии уровневой дифференциации обучения являются: Обучение каждого учащегося в соответствии с уровнем его возможностей, способностей и потребностей. Осуществление адаптации процесса обучения к особенностям гомогенной группы учащихся. Особенность технологии уровневой дифференциации заключается в том, что она до сих пор не имеет однозначной оценки своей значимости и эффективности, в ней выделяют как положительные, так и отрицательные аспекты. Уровневая дифференциация подразделяется в зависимости от уровня гомогенной группы: Региональная дифференциация – подразделяется в зависимости от типа школы (гимназия, лицей, спецшкола, колледж, частная школа и т.д.). Внутришкольная дифференциация – зависит от уровня, профиля, углубления и уклона обучения гомогенной группы. Дифференциация параллели – зависит от деления в параллели на классы или группы, в зависимости от особенностей и возможностей учащихся (математический класс, коррекционный класс, гуманитарный класс и т.д.). Межклассная дифференциация – деление классов одной параллели на группы (факультативная группы, сводная группа и т.д.). Внутриклассная (внутрипредметная) – деление учащихся одного класса на группы. Данное деление одно из всех является «внутренним», то есть деление внутри конкретного коллектива, все остальные виды деления являются «внешними». Технология уровневой дифференциации обучения направлена на получение каждым учащимся обязательного базового уровня, предусмотренного общеобразовательной программой обучения.
Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologii_urovnevoy_differenciacii/ .

1.Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам

естественнонаучного цикла.-Л., 1991.

2.Гроот Р. Дифференциация в образовании, /Директор. -1994. - V5.

3.Беляева Н.В. Дифференциация обучения на уроках литературы. // «Литература». – № 17-24, – 2008.

4. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М.: Просвещение, 1988. – С. 10.

5. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. – М., 1988.

6.Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: сущностные характеристики и структура // Школьные технологии. – 2007. –  № 2. – С. 49.

7..Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994

8.Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана: В 2 ч. – М., 1995. – Ч. 1. – С. 258.

 9.Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. – М., 1999.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. – С. 78, 79.

11.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.

12..Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе. Проект // Литература в школе. – 2000. – № 3. – С. 4-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»

Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности  образовательного процесса   чере...

«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Методическая тема МО Естествознания ГБОУ Школа № 1499 ШО 4«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»...

Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования

Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных  результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...

"Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования".

. В результате изучения теоретического материала и практического опыта педагогов считаю, что в своей практике могу использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Данная ...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...