Методические рекомендации по внедрению технологии модерации
методическая разработка

Жергалова Оюна Доржеевна

Модерация- современная образовательная технология интерактивного обучения. Технология модерации помогает повысить качество и результативность образовательного процесса. При этом эффективность модерации доказывается тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на развитие исследовательских умений, коммуникативных способностей, навыков работы в команде и активизацию аналитической деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по внедрению технологии модерации от школьного образования на перспективу

Разработано Жергаловой О.Д., учителя бурятского языка МАОУ СОШ №19 для реализации инновационного этноэкологического проекта «Селенга-Байкал»

2019 год

Введение

     Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается со школьной скамьи. Для системной  организации работы по данной проблеме в помощь учителям разработана схема – маршрут.

   Экологическое воспитание детей школьного возраста предполагает решение задач образовательных, развивающих и воспитательных и создания условий для из реализации:

-Формирование основ экологической культуры, осознанного понимания взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов;

-Развивать наблюдательность, познавательный интерес и эстетические чувства у детей.

Проводить опытно-исследовательскую работу с детьми;

- Руководить чувственно-эмоциональными реакциями на окружающую среду. Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.

Создание условий: а)экологический уголок;б) экологические маршруты;в) экологические акции; г) экотуризм

  Программы по этноэкологии для детей младшего школьного возраста  содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание школьниками  начальной ступени природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует учителя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы, охраны окружающей среды. А для среднего и старшего звена школьников рекомендованы  программы по решению и реализации  проектов и маршрутов  по этно-экологическому воспитанию. При реализации авторских программ немаловажную роль играет метод модерации.

  Модерация- современная образовательная технология интерактивного обучения. Технология модерации помогает повысить качество и результативность образовательного процесса. При этом эффективность модерации доказывается тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на развитие исследовательских умений, коммуникативных способностей, навыков работы в команде и активизацию аналитической деятельности учащихся.

Методические рекомендации по разработке по внедрению технологии модерации от школьного образования

В последние годы столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными. Одним из таких методов является  - метод модерации. Главной отличительной чертой этого метода является инициативность самих учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции помощника. Ход и результат обучения приобретают личностную значимость для всех участников процесса. При использовании  метода модерации каждый учащийся проживает учебный процесс в роли активного его участника.

        Кроме содержательных учебных результатов (знаний и умений по учебной дисциплине) использование метода модерации позволяет  развивать у учащихся способности самостоятельного решения проблем. Это предполагает:

  • анализировать информацию и определять проблему
  • находить возможности и ресурсы для решения проблемы
  • вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия
  • вести дискуссию и переговоры, т.е. уметь выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения.

Модерация (MODERATE (англ.)  в переводе с английского означает – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание. А в педагогической практике модерация используется  как:

  • Способ проведения занятий или совещаний, обеспечивающий оперативное принятие решений и персональную ответственность каждого из участников
  • Структурированный по особым правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения.

         В групповом обучении  с применением метода модерации значительно меняется  роль преподавателя. В этом случае он выступает как ведущий или тренер (модератор).   Он  должен  не столько обучать участников группы, обеспечивая определенный объем знаний, сколько  должен создавать условия для  формирования  и развития  у членов группы  определенных способностей и тренировать их.

           Модератор  должен обладать:

  • способностью к интенсивному и   эмоциональному общению,
  • способностью к сопереживанию,
  • толерантностью,
  • аналитическими способностями и навыками рефлексии,
  • креативностью,
  • навыками саморегуляции.

Принципы работы по  методу модерации:

  • систематичность,
  • структурированность,
  • прозрачность.

Основные процессы модерации:

  • визуализация – наглядное представление мнений, идей, решений (совместно, в виде схем, образных рисунков),
  • вербализация – групповое обсуждение по принятым правилам,
  • презентация – представление результатов работы малых групп (мимика, жесты, позы…),
  • обратная связь – обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками.

Правила игры для участников модерации:

  • высказывания должны быть краткими (лидеру группы, дается ограниченное время для выступления – регламент,
  • говорить можно только по очереди (выступать можно с разрешения модератора,  свое желание выражать поднятием руки),
  • главные идеи и предложения визуализируются (в виде схем, образных рисунков),
  • все обсуждения протоколируются (чтобы не потерять нить обсуждения),
  • противоречивые мнения сохраняются с особой пометкой (молния – конфликтные знаки, в целях экономии времени предупреждения личностных конфликтов).

Условия успешной работы в малых группах:

  • состав от 3 до 7 человек обеспечивает возможность принять реальное участие в работе всем членам группы,
  • участники должны обладать знаниями и умениями для выполнения задания,
  • работа в группах подчинена общему регламенту работы и правилам,
  • «зоны ответственности» за работу группы распределяются между модератором и ее

членами.

Роли-функции членов группы:

  • «Ведущий» (лидер) – организует обсуждение проблемы с обязательным  вовлечением в процесс дискуссии всех членов группы.
  •  «Аналитик» – задает вопросы по ходу обсуждения, подвергая сомнению высказывания, уточняя и проясняя смысл.
  • «Протоколист» – фиксирует все относящееся к решению проблемы, систематизирует высказывания группы, выступает с презентацией решения.
  • «Наблюдатель» - оценивает участие членов группы.

Эти роли на первых порах   распределяет  модератор, поясняя функции и ожидаемые результаты.

Обычно в группе выделяются следующие роли:

  • «лидер» - он поддерживает деловую доброжелательную атмосферу в группе,
  • «эксперт» - обладает определенными знаниями, способен анализировать ситуации, выдвигать предложения, давать рекомендации. Поведение его самокритично и рационально.
  • «противник» (оппозиционер) – активно выступает против лидера, критикуя его идеи, стремиться к созданию оппозиции внутри группы. Высказывания его бывают противоречивыми.
  •  «рядовые члены группы» - пассивные, легко приспосабливающиеся участники, старающиеся сохранить свою анонимность. Могут присоединяться к лидеру или к противнику.
  • «аутсайдер» (черная овца, изгой) – по разным причинам отстает от группы. Не включается в групповую деятельность, вызывает безразличие или негативность группы.  

Основными задачами модератора при работе с малыми группами является:

  • конкретизация цели групповой дискуссии,
  • контроль времени выполнения работы,
  • подведение итогов с анализом содержания результатов обсуждения и организации дискуссии по оценке «наблюдателя».

Модерация развивает: 

  • способность к анализу информации и выявлению проблемы,
  • умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы,
  • умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия,
  • умение выслушать собеседника,   аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения,
  • навык принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений в жизнь.

Этапы процесса модерации:

I этап. Знакомство и создание свободной, доверительной атмосферы в группе.

II этап. Определение и формулировка проблемы или темы обсуждения (без

              обсуждения по существу).

III этап. Обсуждение темы по существу в малых группах, визуализация и презентация

               результатов. Общая дискуссия

IV этап. Обобщение и конкретизация результатов работы. Акцентируется вклад

               каждого, составляется каталог конкретных  мероприятий по     разрешению

               выявленных проблем.

V этап.  Подведение итогов и эмоциональная обратная связь.

«Эффекты применения технологии модерации»

Итак, какие результаты мы вправе ожидать от применения модерации в образовательном процессе?

Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для учащихся. Цели образования становятся целями обучающихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы. Педагог в этом случае только помогает обучающимся (и то не всегда) найти оптимальные пути к цели.

 Признание равноправной роли обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности способствуют развитию у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.

Эффективное сотрудничество обучающихся в процессе групповой работы формирует у учащихся навыки, которые пригодятся им в профессиональном коллективе, в семье, в общественной жизни. Наличие навыков командной работы позволяет легко влиться в любой коллектив, не снижая, а усиливая эффективность его работы и сохраняя благоприятный микроклимат команды.

Организация качественного коммуникативного пространства на уроке обеспечивает взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами. Развитие диалога и полилога, организация обратной связи обеспечивает активное включение в образовательный процесс всех обучающихся, создает условия для всестороннего обсуждения и эффективного формирования новых знаний.

Использование различных форм, методов и техник визуализации обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание обучающимися нового материала, оживляет образовательный процесс, позитивно воспринимается обучающимися и положительно сказывается на результатах обучения.

Использование модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию познавательной активности и творческого процесса, раскрытию и развитию способностей обучающихся, содействию их качественному обучению. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой обучающихся оказывает мотивирующее действие на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение

Мониторинг урока через формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса, содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана. Формулирование и закрепление результатов каждого раздела урока, а также его итогов содействует качественному усвоению обучающимися нового материала.

Обучение в сотрудничестве, обучение действием, рефлексия, глубокое осмысление и ясное понимание учебного материала определяют активный статус новых знаний, обеспечивают приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях, в том числе ситуациях с высокой долей неопределенности, когда отсутствуют готовые ответы. 

Осмысление и критический анализ поступающей информации посредством рефлексии позволяет обучающемуся достигать необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения, что является важнейшим условием личностного роста и развития. Самооценка себя, своего поведения, своей роли способствует самоопределению обучающегося, лучшему пониманию своих потребностей и возможностей. Рефлексия взаимоотношений с внешним миром позволяет обучающемуся вырабатывать адекватные модели эффективного поведения с учетом нравственных норм и общекультурных ценностей.

Анализ и оценка процесса и результатов урока, выяснение эмоционального самочувствия обучающихся позволяют учителю получить четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям обучающихся.

Технология модерации предоставляет педагогу инструменты эффективного управления процессами обучения, воспитания и развития. Применение модерации делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты. Новые роли педагога - консультанта, наставника, старшего более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися определяет возрастание доверия к педагогу, повышение его авторитета и уважения у обучающихся. 

Использование модерации, активных методов обучения позволяют каждому педагогу, а не только классному руководителю, на всех, без исключения, уроках целенаправленно и методично осуществлять воспитание, развитие и социализацию личности учащегося. Планируя урок, построенный на технологии модерации, педагог одновременно с постановкой предметных целей, формулирует и ставит цели воспитания, развития и социализации обучающихся.

Таким образом, полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении, обеспечивает интенсивную проработку и качественное усвоение нового знания обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. Эти результаты применения данной технологии, без сомнения, позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федеральных государственных стандартов образования второго поколения.

Заключение, рекомендации

     Использование метода модерации для  организации  групповой  дискуссионной работы учащихся на уроке и при проведении внеклассного и внеурочного мероприятия .

    Групповая работа предоставит участникам урока и внеклассного мероприятия возможность тренинга  своих   социальных и коммуникативных способностей:

    Умение слушать и слышать собеседника, аргументировано дискутировать, корректно и убедительно отстаивать свое мнение и делать выбор, принимать коллегиальное решение и нести за них  ответственность.

    Применение метода модерации  позволило  включить в обсуждение проблемы  всех учащихся через  малые группы. Оно дало им возможность  выразить свое личное  отношение к проблеме,  и принять общее решение, как свои собственные, через дискуссии. Есть основание  предполагать  возможность формирования необходимых ключевых компетенций учащихся на последующих занятиях с применением  указанного метода  модерации.

При использовании  метода  модерации следует помнить, что  модерация

  • не метод для проведения заранее согласованного решения
  • не терапия для укрепления командного духа
  • не методика манипуляции, имеющая целью направить команду на «путь истинный»
  • не универсальное средство для убеждения «упрямых».

Данная рекомендация поможет  начинающим  преподавателям   на конкретном примере понять сущность метода модерации.    Дальнейшее применение  рассматриваемого метода в образовательном процессе   будет способствовать повышению уровня подготовленности рабочих кадров  в  соответствии с требованиями рынка труда и конкурентоспособности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод модерации

Слайд 2

Модерация Модерация - современная образовательная технология интерактивного обучения.

Слайд 3

Модерация – эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса, посредством организации коллективной работы обучающихся в малых группах.

Слайд 4

Цель метода модерации развитие способности обучающихся к самостоятельному и ответственному решению вопросов, проблем Фото

Слайд 5

Цель применения модерации эффективное управление группой во время занятия; максимально полное вовлечение всех обучающихся в образовательный процесс; поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего занятия; гарантированное достижение целей занятия.

Слайд 6

Принципы модерации Систематичность; Структурированность; Прозрачность; Комплексность.

Слайд 7

М етоды и техники модерации «Мозговой штурм » «Карточный опрос» М етод «корней дерева » «Вспышка » «Многопозиционный опрос» «Поле координат» и др.

Слайд 8

Этапы урока модерации I этап – Инициация ( начало урока, знакомство ); II этап – Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока); III этап – Формирование ожиданий учеников ( планирование эффектов урока); IV этап – Интерактивное изложение ( передача и объяснение информации);

Слайд 9

Этапы урока модерации V этап – Проработка содержания темы ( групповая работа обучающихся ): 5.1. Работа в малых группах над проблемой; 5.2. Эмоциональная разрядка; 5.3. Представление группами полученных результатов. VI этап – Подведение итогов (рефлексия, оценка урока).

Слайд 10

Модерация обеспечивает: условия для максимальной активизации участников и вовлечение их в обсуждение проблемы коммуникативную деятельность, гарантируя включение каждого в поиск и выбор решения нейтрализацию или снижение эмоционального напряжения при обсуждении животрепещущих проблем

Слайд 11

оперативность в выработке вариантов решений и достижении согласия в выборе оптимального решения логичное завершение обсуждения проблемы составлением плана конкретных действий возможность всем участникам почувствовать свой вклад в выработку решения и принять персональную ответственность за реализацию принятых решений

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

Методические рекомендации по внедрению инновационной технологии «Дебаты» в урочную и внеурочную деятельность обучающихся

Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению интерактивной формы проведения занятий, методическое обеспечение занятий в интерактивных формах

Интерактивные формы обучения используются преподавателем в объеме не меньшем, чем предусмотрено учебным планом, а также в соответствии с  программой учебной дисциплины. Преподаватель может и...

Методические рекомендации по внедрению STEAM - технологии в образовательную практику

Мы уверены, что все наши коллеги - это учителя нового формата. И STEAM - технологию можно использовать на любом предмете учебного плана. Но а для того, чтобы освоение технологии было успешным, мы пред...

презентация к вебинару 1. "Внедрение технологии модерации в образовательный процесс как условие максимального вовлечения всех учеников в научно-исследовательский процесс"

Внедрение технологии модераций ожиданий в образовательный процесс, как одно из  условий максимального вовлечения всех учеников в научно-исследовательский процесс, в интерактивную деятельность, ит...

Методические рекомендации по внедрению инновационных образовательных технологий в учебном процессе по физической культуре

Инновации в преподавании физической культуры охватывают не только сам процесс обучения, но и содержание образования, а также технологии обучения, организацию учебно-воспитательного процесса, систему у...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению новых технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, требует большой и кропотливой работы по реализации комплекса организационно-управленческих, социально-психологических, м...