Инновационное обучение
статья

Серегина Ольга Егоровна

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnoe_obuchenie.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески.

Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

Задача перед учителем сложная

 С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой - развить потенциальные творческие возможности, мыслительные способности, навыки самообразования каждого ученика, создать условия для самореализации личности, вовлечь в исследовательские проекты и творческие занятия, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

В связи с ФГОС 2 поколения приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Следовательно, мной выбрана проблемная тема «Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы, над ней я работаю уже несколько лет.

Цель представляемого материала: обобщить, проанализировать опыт работы по выбранной теме.

Задачи: -выявить, что может обеспечить нестандартную организацию современного урока;

-показать, какими педагогическими технология пользуюсь;

-показать результативность опыта

Опираясь на интересы, можно успешно раскрывать творческие способности детей.

В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не

усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.

Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным

мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации,

систематизации. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока, т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда.

Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.

В школе обучаются дети, имеющие разный уровень подготовки. Как же

реализовать в полной мере их возможности? В первую очередь необходимо серьезно проанализировать успехи детей, их потенциал. Следующим ответственным шагом является прогнозирование результата (что ученик должен знать и уметь), выбор методов работы, способствующих развитию активности мышления. Необходимо знать, какое место в процессе обучения будут занимать групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности учащихся, самостоятельная работа.

В целях развития мотиваций учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их к самовыражению, расширению кругозора, самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном социуме, активизации мыслительной, коммуникативной, речевой и творческой деятельности применяю различные педагогические технологии.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно - ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества

- самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- опорный конспект;

- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);

- мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- чтение с остановками и Вопросы Блума;

- кластеры;

- синквейн;

- эссе;

- ключевые термины;

- дидактическая игра;

- лингвистические карты;

- исследование текста;

- работа с тестами;

- нетрадиционные формы домашнего задания.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Эффективным я считаю прием « чтение с остановками».

Этот прием требует подготовительной работы:

1. Учитель выбирает текст для чтения.

Критерии отбора текста:

- он должен быть неизвестным для данной аудитории (в противном случае

теряется смысл и логика использования приема);

- динамичный, событийный сюжет;

- неожиданная развязка, проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»)

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.

При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их несколько). Поможет в этом составление кластера.

Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка в 5 классе. Тема урока: «Имя существительное как часть речи». Учащимся предлагалось вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров. (Приложение 1).

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

5-минутное эссе.

Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно.

Метод проектирования помогает и во внеурочной деятельности.

Некоторые правила технологии развития критического мышления:

1.Задавайтесь вопросами, интересуйтесь (Приложение 2,3)

2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.

Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)

V-«уже знал» + -«новое» (-) - думал иначе или не знал ? - не понял, есть вопросы

Подсчет обозначений и занесение в итоговую таблицу. (Приложение 4).

3. Исследуйте факты, доказательства.

4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Список использованной литературы:

1. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Кучма, 2004.с.14

2. Демкин В. П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий// Открытое и дистанционное образование.2003.№ 2(10).с.5-8.

3. Развитие творческих способностей и личности учащихся/ Русский язык в школе. – 2001.-№ 6.с.21-25.

4. Архипова Е. В. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе 2003 № 2 с.13-17.

5. Рыбченкова Л. М., Капинос В. И., Цыбулько И. П. О ЕГЭ и мониторинге по русскому языку// Русский язык в школе. 2004. -№ 3.-с.10

5. Гудилина С. И. Интернет на уроках искусства: Из опыта преподавателей: Педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды/ С. И. Гудилина.- М: УЦ Перспектива. – 2004- с. 34.

6. Вымятин В. М., Демкин В. П., Можаева Г. В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки. Научно-методический журнал. 2002 № №(7). С. 34-60

7. Чередникова О. И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009 № 5. с.2-3.

8. Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации// Информатика и образование. 2008. № 5с. 126-127.

9. Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. « Учитель». Волгоград, 2006

Приложение 2.

Что?

Кто?

Когда?

Как?

Почему?

Зачем?

Приложение 3.

?

?

В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.

В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ.

Толстый.

Тонкий.

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Приложение 4.

V

+

(-)

?

Приложение 5.

Исследовательский метод помогает выработать навыки творческой работы,

развивает внимание, умения анализировать, доказывать, обобщать, делать выводы,

формирует способность к суждениям и их аргументации.

В 7 классе мной был проведен урок-исследование по теме «Частица». Целью

урока было знакомство учащихся не только с грамматическими характеристиками частиц, но и с их семантикой, особенностями функционирования в разных стилях речи, ролью в организации предложения и текста.

Урок начинается со знакомства с определением частиц по школьному

учебнику и с обобщающей таблицей.

Разряды частиц

Функции Отрицательные Смысловые

1. Образуют форму условного наклонения глагола: бы (б).

2. Образуют форму повелительного наклонения глагола: пусть, пускай, да,

давай, давайте.

Да здравствуют музы, да

здравствует разум!

Пусть всегда будет солнце!

Отрицательные: НЕ – НИ.

Ни сладость розовых лучей, ни

запах, веющий с полей, ни

быстрый лёт коня ретива –

ничто души не веселит.

Передают значения…

1. условия: даже, даже и, же,

уж, всё-таки, ещё.

2. вопроса: разве, неужели, ли,

что, что ли.

3. восклицания: что за, как,

куда.

4. сомнения: вряд ли, едва ли.

5. уточнения: именно, как раз,

6. выделения, ограничения:- 9 -

только, лишь, почти,

исключительно.

7. указания: вон, вот, а вот,

это.

Белый гриб не пахнет ничем.

Разве что отдаёт немного

прохладой и свежестью.

Вопросы для анализа таблицы:

1. На какие группы делятся все частицы? По каким признакам?

2. Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они

употребляются?

3. Какие частицы используются редко? В каких стилях?

Второй этап – анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий.

Отпечатанный текст высвечен на доске и представлен как раздаточный на столах удетей.

Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

- Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.

- Неужели дятел?

- Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.

- Так ты птица осоед

- Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

- Ну, тогда ты, наверно, лесная мышь.

- Вот ещё – мышь! Бывает, я сама ем мышей.

- Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.

- Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. Изредка рыбу.

- Ладно, ты – цапля.

- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Точно, куница!

- Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А я ем ещё почки, орехи,

семена ёлок, ягоды, грибы.

- Скорее всего, ты свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая

сглупу забралась на ёлку!

- Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей. Чайки ловят не

только рыбу. Мухоловки глотают не только мух, а белки грызут не только орешки.

(По Н.И. Сладкову).

Исследовательскую деятельность на основе этого текста позволяют организовать следующие вопросы и задания:

1. Прочитайте текст. Показался ли он вам интересным? Чем?

2. Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским. Какое точнее,удачнее? Почему?

3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.

4. Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.

Вот ещё – лесная мышь!

Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано

сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение,- 10 -

высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего

к предмету разговора и к собеседнику?

5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить

отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла намузнать о них?

6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям,

обратившись к таблице и следующему предписанию:

Роль частиц в предложении и тексте

1. Укажите частицу или группу частиц.

2. С какой целью употреблена частица в предложении (тексте)?

А) для образования наклонения глагола;

Б) для внесения в предложение значения утверждения или отрицания;

В) для оформления предложения по цели высказывания;

Г) входят ли в структуру предложения как необходимый компонент?

Д) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.

3. Признаком какого стиля является употребление частиц в данном контексте?

4. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы (Ну да,

так - таки – разговорные, аж, эк, ишь – просторечные).

На что указывают эти пометы? Замените просторечные частицы синонимичныминейтральными.

5. Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

6. Какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите правильностьответа примерами.

Третий этап урока – конструирование микротекстов по предложениям.

1. Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат?

Как вы это установили?

Я приглашаю вас сегодня в гости.

И я приглашаю вас сегодня в гости.

Я приглашаю И вас сегодня в гости.

Я приглашаю вас И сегодня в гости.

Сконструируйте микротекст по каждому предложению.

После проверки задания сделали вывод: частицы могут «путешествовать» по

предложению, но их место строго закреплено: каждая частица употребляется

говорящим или пишущим перед тем словом, словосочетанием и даже целым

высказыванием, которое важно, значительно для автора. Частицы могут указывать

также на определенное скрытое содержание высказывания или текста. Обнаружитьэто содержание нам помогают частицы.

Четвертый этап урока – лингвистический эксперимент. Его цель – обучение

целесообразному употреблению частиц в тексте.

Вопросы и задания.

1. Выразительно прочитайте текст. Какие факты показались вам интересными?

Текст предъявляется детям без частиц, поэтому они заключены в скобки.

(Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что

водится птица поганка. Поганка (да ещё и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка

есть. Или (просто) юла.

А (вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, и (даже)

чечевица. А (разве) плохое название «чиж» или «чечётка»? (Неужели) непонятными

будут для нас имена «зеленушка», «синехвостка», «белолобик»? (Всё-таки) названия-

прозвища лучше всего! (По Н.И. Сладкову).- 11 -

2. Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите

целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.

3. Сравните ваш вариант с текстом Н.И. Сладкова (этот текст на экране). Какой

интереснее, богаче, точнее? Почему?

4. Отредактируйте свой текст.

5. Определите значение каждой употребленной вами частицы. Укажите

предложения, в которых частицы относятся к одному слову (к какому?), к

словосочетанию, ко всему предложению.

6. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.

Урок заканчивается разъяснением домашнего задания (дается дифференцированно).

1. Первый вариант – проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы (работают сильные ученики).

Термин «частица» является буквальным переводом латинского слова

«партикула» и употребляется в языкознании в двух значениях: в широком – когда к

частицам речи уже свыше 200 лет относят все служебные части речи,

противопоставляя их знаменательным частям речи (А. Шахматов, В. Виноградов).

Около 100 лет назад впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый

Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от другихслужебных слов. С тех пор термин «частица» стал употребляться и в узком значении, для изменения конкретной части речи.

Какая точка зрения, по вашему мнению, наиболее убедительна? Почему?

2. Второе задание – работа над школьным учебником.

На уроке мы убедились, что в школьном учебнике скупо рассказано о частицах.

Я предлагаю вам поработать над совершенствованием нашего учебника. Представьте,

что вы приняли участие в конкурсе на лучший учебник. Что бы вы написали о частицах? (Можно составить план, по которому ученикам будет легко изучатьчастицы, или сочинить лингвистическую миниатюру.) Не забудьте об интересныхпримерах.

3. Третье задание – конструирование текстов.

Составьте три текста (не более 5 предложений в каждом) на темы:

«Весна пришла» (без частиц); «Скорей бы весна пришла…» (с формообразующими

и отрицательными частицами); «Вот и весна-красна пожаловала» (со смысловыми частицами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на тему "Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников."

Выступление на методическом объединении, в котором раскрывается суть инновационного обучения, как одного из условий индивидуально-личностного развития школьников....

Инновационное обучение на уроках биологии

Выступление на конференции "Образовательные технологии 21 века"...

Инновационное обучение-необходимое условие в подготовке IT-специалиста

Инновационное обучение - необходимое условие в подготовке IT-специалиста....

Инновационное обучение сотрудников образовательного учреждения

В данной статье рассматриваются способы создания благоприятной среды в ОУ для инновационного обучения педагогических работников...

Инновационное обучение как перспективное направление в освоении драмы современными школьниками

Сегодня перспективы развития многих школьных дисциплин закономерно связывают с внедрением инновационных технологий обучения. Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто...

Доклад "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы"

Методическая разработка включает:1. Доклад  "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы";2. Презентацию....

Дискуссия как один из методов инновационного обучения

Данная статья "Дискуссия как один из методов инновационного обучения" представляет  собой описание технологии проведения дискуссии с опорой на личных педагогический опыт. Что такое диск...