Образовательные потребности слепых и слабовидящих детей на уроках информатики
статья

Сафронова Лариса Николаевна

Для реализации возможностей каждого ребенка с ОВЗ, необходим учет особенностей обучения и (ре)абилитации каждой категории детей с отклоняющимся развитием. Основой этого учета должны быть знания образовательных потребностей каждой категории детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovat_potrebnosti.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные потребности

 слепых и слабовидящих детей на уроках информатики

из опыта работы Сафроновой Л.Н.

Многолетняя практика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей показала, что выпадение или серьезное нарушение функции зрения пагубным образом сказывается, прежде всего, в области информационного обмена с окружающим миром, и, следовательно, в области освоения навыков социального общения — коммуникации. Изучение информатики являются тем уникальным средством, которое способно обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром, т.к. предоставляют лицам с глубокими нарушениями зрения принципиально новые возможности самостоятельно получать, создавать и представлять в общепринятой форме информацию, что в конечном итоге означает приобщение к информационной культуре современного    общества.
Именно поэтому изучение курса «Информатика и ИКТ» в образовательный процесс специальной коррекционной общеобразовательной школы для слепых и слабовидящих детей связываются перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, роста уровня достижений, расширения сфер будущей деятельности. Для реализации возможностей каждого ребенка с ОВЗ, необходим учет особенностей обучения и (ре)абилитации каждой категории детей с отклоняющимся развитием. Основой этого учета должны быть знания образовательных потребностей каждой категории детей с ОВЗ.

Одним из условий качественного образования ребенка с нарушением зрения, его обучения, воспитания, развития и (ре)абилитации является понимание специалистами и родителями особенностей зрительных возможностей каждого ребенка и их учет во всех видах психолого-педагогической деятельности.

Согласно усовершенствованной классификации детей с нарушением зрения, они разделены на следующие подкатегории:

Слепые дети. Эту подкатегорию составляют дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В подкатегорию «слепые» входят также дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%), у которых границы поля зрения сужены в лучше видящем глазу до 15 градусов от точки фиксации во всех направлениях. Такие дети являются практически слепыми.

Слабовидящие дети. К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дети с пониженным зрением. Острота зрения в этой подкатегории варьируется от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией. Нормально видящими считаются дети с остротой зрения 0,9 (90%) и выше.

В начале остановимся на особых образовательных потребностях, вызванных первичными отклонениями, обусловленными повреждениями зрительного анализатора. При слепоте глубокое снижение остроты зрения делает невозможным или очень ограниченным и специфичным зрительное восприятие. Помимо остроты зрения у таких детей резко выражена степень нарушения и других зрительных функций (поля зрения, световой чувствительности, цветоразличения, характера зрения, фиксации взора и т. д.). Тем не менее, большинство детей подкатегории «слепые» имеют те или иные формы остаточного зрения: светоощущение, светоощущение с цветоощущением, ощущение движения руки перед лицом, остаточное предметное (или форменное) зрение. В процессе обучения информатики все слепые дети нуждаются в использовании специальной системы для письма и чтения, представленной рельефно-точечным шрифтом Брайля. Это предполагает необходимость использования специальных устройств: персональный компьютер с программой невизуального доступа к информации, в данном случае, «Программа экранного доступа JAWSforWINDOWS»  с синтезом речи на русском и английском языках, и брайлевским (тактильным) дисплеем.

                   В школе-интернате функционирует компьютерный класс, оснащенный 10 персональными компьютерами, работающими в единой вычислительно-локальной сети с широкополосным доступом к сети Интернет, есть в наличии брайлевский принтер. Кроме того, для обучения слепых детей необходимы наглядные пособия, рассчитанные, как минимум, на бисенсорное восприятие (осязание и остаточное зрение); тифлотехнические и оптические средства для обучения и реабилитации; специальные методики обучения, рассчитанные на использование сохранных анализаторов и глубоко нарушенного зрения. Одно из прямых последствий слепоты — сложность получения информации.

У слабовидящих детей в познавательной и учебной деятельности зрение остается ведущим анализатором, поэтому для письма и чтения используется плоский шрифт. По степени нарушения зрения подкатегория «слабовидящие дети» тоже разнообразна. По остроте зрения в реальном образовательном процессе ее целесообразно делить на 3 группы. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,09 (первая группа), имеют сложные нарушения зрительных функций, что затрудняет зрительное восприятие окружающего мира, в том числе и учебного материала. Они нуждаются в соблюдении особого режима освещенности перцептивного поля, регламентированной зрительной нагрузки, а также в целом ряде приспособлений и методик обучения, способствующих рациональному использованию неполноценного зрения, т. е. они нуждаются в соблюдении офтальмо-гигиенических и эргономических условий с учетом особенностей их зрительного восприятия. Социализация, воспитание, развитие и обучение этих детей, а также слепых детей с остаточным форменным зрением, осуществляется значительно успешнее при использовании системы специальных технических и оптических средств (увеличивающих устройств, биноклей, моноклей и т. п.). Так, на уроках информатики  используется устройство «Электронная лупа с программой MAGIc» , портативное устройство PEARL, предоставляющий быстрый доступ для незрячих и слабовидящих пользователей к печатным материалам путем голосового воспроизведения материала.

 Зрение этой группы слабовидящих детей и слепых детей с остаточным предметным зрением (0,01–0,04) недостаточно устойчиво. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. Эти дети требуют повышенного внимания. Уровень освещенности рабочего места слепого обучающегося с остаточным зрением должен быть увеличен (по рекомендации врача-офтальмолога) за счет оборудования рабочего места индивидуальным источником света.

На окнах используются  солнцезащитные устройства (жалюзи, тканевые шторы и т. п.) для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. Не допускается использование штор из поливинилхлоридной пленки.

Учебныое помещение  имеет  обязательное боковое, левостороннее естественное освещение с применением солнцезащитных устройств. Недопустимо направление светового потока справа, спереди и сзади учащихся. В учебных помещениях должна применяться система общего освещения с раздельным включением светильников по рядам (парт, столов) и местного освещения (подсвета) классной доски.

Слабовидящие дети второй группы по состоянию своего зрения, как и дети первой группы, относятся к инвалидам, хотя острота зрения у них выше (0,1–0,2). У таких детей наблюдается быстрая зрительная утомляемость, сопровождающееся головокружением, головными болями и тошнотой; нарушением и световой, и темновой адаптации.

Слабовидящие дети третьей группы (острота зрения 0,3–0,4) достаточно свободно читают и пишут, используя плоский шрифт. Вместе с тем, успешность их обучения, воспитания и развития во многом зависит также от соблюдения офтальмо-гигиенических и эргономических требований (в частности, к конструкции и расстановке парт), применения оптических, а также специальных технических средств и методик обучения. Слабовидящие дети первой и второй групп, в основном, могут пользоваться зрением только на близком расстоянии от воспринимаемого объекта. При этом их зрительное восприятие характеризуется недостаточной дифференцированностью, фрагментарностью и замедленностью. Более того, большинство из них могут читать только укрупненный шрифт и понимать иллюстрации, выполненные с учетом зрительного восприятия слабовидящих детей. Следовательно, учебники, напечатанные с учетом зрительного восприятия слабовидящих, также нужно отнести к средствам, удовлетворяющим их особые образовательные потребности.

Большую часть детей с пониженным зрением составляют дети с амблиопией и косоглазием, страдающие миопией (близорукостью), астигматизмом, гиперметропией (дальнозоркостью). У детей с амблиопией и косоглазием в дошкольном возрасте зрение поддается восстановлению за счет специально организованного лечения. При этом медицинская помощь должна сочетаться с специфической помощью тифлопедагогов, которые в процессе коррекционных занятий не только развивают детей, но и педагогическими технологиями готовят их к аппаратному лечению. Следовательно, своевременная, специально организованная офтальмологическая помощь в сочетании с тифлопедагогической помощью детям с косоглазием и амблиопией также относится к условиям и средствам удовлетворения особых образовательных потребностей детей с пониженным зрением.

Соответствующие знания определяют не только методику, но и стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения и его семьи. Кроме отклонений, вызванных непосредственно нарушением зрения, у детей рассматриваемой категории имеется целый ряд вторичных отклонений в психофизическом и личностном развитии, обусловленных социальными факторами. Их предупреждение и преодоление также возможны только при учете в процессе обучения и воспитания их специальных образовательных потребностей.

Для формирования у них правдивой картины мира необходимо специальными методиками пробуждать любопытство и интерес к изучению окружающего пространства с опорой на сохранные анализаторы и дефектное зрение (если оно имеется). Из сказанного вытекает такая особая образовательная потребность, как целенаправленное развитие у детей с нарушением зрения сенсорной сферы. Зрительная недостаточность, обедняя чувственный опыт, в свою очередь, приводит к вербализму (нарушению соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта). Поэтому хорошая речь детей с нарушением зрения еще не является показателем действительно хорошего развития, соответствующего возрастной норме. Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в том, чтобы все работающие с ними специалисты вносили свою лепту в преодоление вербализма. Ввиду того, что незрячие дети не воспринимают или неясно видят артикуляцию окружающих людей, им гораздо чаще, чем нормально видящим детям, оказывается необходимая логопедическая помощь. Невозможность или большие трудности в овладении предметно-практическими действиями по подражанию («увидел — повторил») приводят к разрыву между тем, о чем ребенок с глубоким нарушением зрения может рассказать, и тем, что он практически может делать.

Таким образом, специальное обучение детей с глубоким нарушением зрения технологиям выполнения предметно-практических действий  относится к условиям удовлетворения особых образовательных потребностей рассматриваемой категории детей с ОВЗ. По подражанию окружающим людям у нормально видящих детей формируются такие средства коммуникации как мимика и пантомимика. Дети с глубоким нарушением зрения не видят мимику и жесты окружающих людей. Поэтому лица у детей с глубоким нарушением зрения без специального обучения имеют либо маловыразительную мимику, либо вообще оказываются амимичными, либо имеют мимику, неадекватную переживаемым эмоциям. Отмечаются и другие специфические нарушения коммуникативной деятельности: монологичность речи, психологические проблемы общения и т. д. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение детей с глубоким нарушением зрения с момента выявления инвалидности также можно отнести к категории особых образовательных потребностей.

Преодоление этих вторичных отклонений возможно только при грамотно организованных общеразвивающих и коррекционных занятиях на основе индивидуально-дифференцированного подхода с учетом отсутствия зрения или специфических возможностей всех видов неполноценного зрения. Каждая подкатегория детей с нарушением зрения, с одной стороны, характеризуется своеобразием зрительного восприятия и степенью последствий его нарушения, а, с другой стороны, вторичные отклонения в развитии детей каждой подкатегории носят общий характер и отличаются, в основном, только количественными и качественными показателями, а также временем, затрачиваемым на их предупреждение и коррекцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

Особенности преподавания информатики в школе для слепых и слабовидящих детей

В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями преподавния информатики в школе для слепых и слабовидящих детей. Она написана с учетом опыта работа с такими детьми....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в  коррекционной школе  III-IV вида для слепых и слабовидящих детей...

Система оценивания образовательных достижений слепых и слабовидящих учащихся на уроках русского языка и литературы

В специальной школе для детей с нарушением зрения эта проблема оценивания стоит более остро, чем в обычных школах.  Поскольку здесь, кроме оценки знаний и умений школьников по предмету, оценивают...

Применение интерактивных технологий в образовательном процессе слепых и слабовидящих детей.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются те технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействия между участниками учебного процесса и...

Применение графической наглядности на уроках информатики для слепых и слабовидящих детей.

Особенности графической наглядности для детей с нарушением зрения...

Инновационный продукт «Скрытые резервы». Методический и дидактический материал по математике и информатике для обучения слепых и слабовидящих детей.

Адресность продукта.Данный продукт призван оказать помощь учителям математики и информатики, работающих в классах для слепых и слабовидящих детей.Наибольшая значимость продукта для учителей данных пре...