Главные вкладки

    Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей
    статья по русскому языку (7 класс)

    Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в  коррекционной школе  III-IV вида для слепых и слабовидящих детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_sdacha.doc90.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в  коррекционной школе  III-IV вида для слепых и слабовидящих детей

          В настоящее время проблема сохранения здоровья школьников имеет первостепенное значение в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой.

         Одним из условий сохранения и укрепления здоровья учащихся является использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Цели и условия воспитания, обучения и развития детей с нарушениями зрения определены нормативными документами Министерства образования РФ и реализуются в специальных (коррекционных) школах III-IVвида.

    Глава I. Каждый урок в общеобразовательном процессе должен быть здоровьесберегающим.

                Важнейшим направлением является в таких школах применение здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников, имеющих сложную структуру зрительного дефекта и вторичные нарушения в развитии познавательной, эмоциональной и личностной сфер.

               Основной организационной формой образовательного процесса является урок. Только в том случае, когда здоровьесберегающим станет каждый урок, можно говорить о целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

    Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности - вот далеко не весь арсенал, которым необходимо пользоваться, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

    Глава II. Рациональная организация урока в соответствии с динамикой внимания учащихся.

    Русский язык и литература -  серьёзные и сложные предметы, учащимся приходится много писать, поэтому очень важна рациональная организация урока. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся. При подготовке к уроку учитываются опрос самочувствия, релаксация, оздоровительные упражнения для глаз по системе  М.Норбекова, учёт времени для каждого задания.

    Необходимо чередовать устную и письменную работу с учебником, самостоятельную работу, творческие задания.  Количество видов учебной деятельности должно составлять не менее 4 видов, их продолжительность около 10 минут.

    Нагрузка на глаза у современного  школьника огромная. Поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Ребёнку с проблемами зрения выполнять задания с той же скоростью, с которой работают здоровые ученики бывает сложно. Поэтому учителем  заранее распечатываются задания на отдельном листе формата А4 перед уроком с устным пояснением дальнейших действий.

     Письменная работа может быть связана и с доской. В данном случае отвечающего у доски ученика стоит попросить о том, чтобы  записи на доске выполнялись крупным письменным шрифтом и чётко пояснялись.

    Важно помнить об освещении  и месте, которое занимает ученик с проблемами зрения. Ученик должен занимать то учебное место в классе, которое предписано ему медицинской сестрой и врачом офтальмологом после соответствующего обследования.

     Чтобы в полной мере иметь возможность оценить знания ребёнка, имеющего нарушения зрения, нужно чаще обращаться к устной работе, в ходе которой ребёнок зачастую показывает больше, чем во время письменных заданий.

     Дети, имеющие проблемы со зрением на уроках литературы могут участвовать в литературных сценках, которые оживляют урок, раскрывают разнообразные грани творчества писателя. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).   

             Учащиеся в этом случае выступают как актёры или как режиссёры. Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию.

     Многие слабовидящие дети с радостью выполняют задания на иллюстрирование тех или иных произведений. Восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций к произведению. Больше всех уделял внимание этому вопросу К. Д. Ушинский, написавший так много о положительном значении иллюстрации в обучении. Если литературное произведение получает иллюстрированную поддержку, то оно воспринимается учащимися гораздо эмоциональней и лучше. Ведь художник, иллюстрирующий книгу, идет вслед за автором. Он старается изобразить самое главное, самое важное, прочувствованное им. Работа с книжной иллюстрацией расширяет возможности литературно - образных систем, здесь происходит не простое изображение действительности, а мышление зрительными образами. Именно это изобразительное мышление даёт возможность читателю проанализировать многогранные стороны реальной действительности, осознать их. Построить к ним своё отношение - и закрепить это отношение в собственных художественных образах - самостоятельных творческих работах.

    Глава III. Физкультурные минутки на уроках русского языка и литературы

    На уроках русского языка и литературы учащиеся довольно продолжительное время пишут, выполняют различные задания, много читают. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременной усталости, снятия мышечного статистического напряжения проводятся физкультминутки. Использование физкультминуток позволяет использовать время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Учащиеся после таких пауз становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

    Физкультминутки используются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов,  помогают снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока. Время начала физкультурной минутки определяет учитель при проявлении у школьников первых признаков утомления. Обычно это наблюдается через 20–25 минут после начала урока.

    При выборе разрядки выбираются упражнения, которые не приводят к нарушению дисциплины в классе. Комплексы физминуток подбираются в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке. В комплекс физминуток входят простые, доступные упражнения, которые не требуют сложной координации. Упражнения охватывают ряд мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы сидения на уроке. Это: потягивание, наклоны, прогибания, полуприседания и приседания с различными движениями рук.

    Приведем примеры физкультурных минуток:

    1.Рифмованные упражнения для физкультминуток

    ПРИСТАВКИ НА  –З-

    Не забудьте, что приставки:

    -раз, из, воз, низ, через, -без-

    Пред согласными глухими

    Быстро сменят З на С.

    Обрати внимание

    На «здесь», «здоровье», «здание».

    З нельзя в них отделить,

    Чтобы смысл не повредить:

    …десь, …доровье, …дание –

    Нет в них содержания!

    БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

    Если буква гласная

    Вызвала сомнение,

    Ты её немедленно

    Ставь под ударение.

    Хоть я безударная гласная,

    С ошибкой никак не согласна я,

    Не могу сдержать протеста,

    Если ставят не на место.

    Ы и И после Ц

    Цыплёнок в цирке выступал,

    Играл он на цимбалах,

    На мотоцикле разъезжал

    И цифр знал немало.

    Он из цилиндра доставал

    Морковь и огурцы.

    И только одного не знал,

    Где «И», а где же «Ы».

    Запомнить  с вами мы должны

    Четыре слова с буквой Ы:

    ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНОК, ЦЫЦ и ЦЫПКА.

    Иначе будет в них ошибка.

    МЯГКИЙ ЗНАК

    Хоть я и мягкий знак,

    Я твёрд! Ошибкам смертный враг.

    Слова калечить не люблю,

    Ошибок я не потерплю.

    Просит знаний настоящих

    Мягкий знак после шипящих.

    НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ

    Непроизносимая согласная – буква весьма опасная.

    Будь осторожен!

    Будь осторожна!

    Пропуск возможен,

    Ошибка возможна.

    ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВ

    Если после корня «А»,

    В корне будет «И» всегда,

    Вот пример, запоминай:

    «Ноги вытер? Вытирай!»

    Мама маленьким сестрёнкам

    Сшила платье и юбчонку.

    Из-за платьев и юбчонки

    Перессорились девчонки.

    Будем платья примерять,

    А девчонок примирять.

    СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

    А к спряжению второму,

    Чтобы долго не мудрить,

    Мы относим все глаголы,

    Что кончаются на –ИТЬ.

    Составляют исключенье 2 глагола

    БРИТЬ – СТЕЛИТЬ,

    Только к I спряженью

    Мы должны их относить,

    ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ

    Слышать, видеть, ненавидеть,

    И зависеть, но терпеть,

    Гнать, держать, дышать, обидеть,

    И ещё смотреть, вертеть.

            

    ЧАСТИ РЕЧИ.

    ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

    Давно живу я в мире этом,

    Даю названья всем предметам.

    ГЛАГОЛ

    Что без меня предметы?

    Лишь названья.

    А я приду – всё в действие придёт.

    Летит ракета, люди строят здания,

    Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

    ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

    Как обойтись бы без числа

    Наука точная могла?

    Расчёт во всяком деле нужен,

    Поэтому с числительным будь дружен.

    МЕСТОИМЕНИЕ

    Я о себе такого мнения:

    Огромна роль местоимения.

    Я делу отдаюсь сполна:

    Я заменяю имена!

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

    Определяю я предметы,

    Они со мной весьма приметны,

    Я украшаю вашу речь,

    И мною вам не пренебречь!

    НЕ БЫЛО

    Запомним сегодня мы с вами, друзья

    Что «НЕ БЫЛО» слитно писать нам нельзя.

    ЧАСТИ СЛОВА

    Если знаешь части слова,

    То напишешь их толково.

    ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ

    -ка, -таки, -кое, -то, -нибудь

    Черту поставить не забудь.

    А частицы  ЖЕ, ЛИ, БЫ

    Ты без черточки пиши.

    -НИ и –НЕ в местоимениях

    НЕ или НИ, НИ или НЕ –

    Это совсем не секрет.

    На ударение слова смотри

    И сразу получишь ответ.

    НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ

    Если буква спряталась, ты её найди

    И эту согласную проверкой подбери.

    ПРЕ- или ПРИ-? ПРЕ- или ПРИ-?

    Язык прикусил – не совсем откусил.

    Пригорало – не значит горит.

    Помни, что сделано, но не совсем

    Пишут с приставкой ПРИ-!

    ПРЕ- или ПРИ-?

    ПРЕ- или ПРИ-?

    Винт привинтил, прикрутил колесо.

    Приклеил, пришил умело – помни,

    Что пишется ПРИ- обо всём,

    Что добрые руки приделали.

    Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

    Космонавт прилетел из Вселенной.

    Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывёт…

    Пишется ПРИ- непременно!

    Предлинный достанет до крыши рукой,

    Прежадный не даст вам конфеты,

    Кто очень такой или сякой –

    ПРЕ- мы напишем об этом.

         2.Сколько звуков в слове

    Приседайте столько раз, сколько звуков в слове … (осень)

    Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово. (Открыть запись слова на доске.)

    Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж. (Слово записано на доске.)

    Потянитесь столько раз

        3. Словарные слова

    После окончания физкультминутки, вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также те слова, которые сможете расшифровать.

    Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

    Он принес чемодан

    Полный разных семян. (Дети шагают.)

    Но смешались они в беспорядке.

    Наступила весна,

    И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

    Садовод любовался на всходы.

    Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

    На ночь их укрывал

    И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

    Но когда садовод

    Нас позвал в огород,

    Мы взглянули и все закричали:

    — Никогда и нигде,

    Ни в земле, ни в воде

    Мы таких овошей не встречали!

    Показал садовод

    Нам такой огород,

    Где на грядках, засеянных густо,

    ОГУРБУЗЫ росли,

    ПОМИДЫНИ росли,

    РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

     4.Физкультминутки, связанные с темой урока

    Например, при изучении биографии писателя: закройте глаза, вспомните год рождения писателя, нарисуйте глазами эти цифры. При изучении правописания И,Ы после Ц: встаньте, учитель называет слова, если в слове пишется И, дети приседают, если слово вообще не на это правило, качать головой.

    5.Физкультминутки,  способствующие развитию орфографической зоркости

    1.На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

    Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.

    2.Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

    САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

     6. Упражнение «Буратино»

    Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино  и, обмакнув нос в чернильницу написать, например слово «параллелограмм», «миллиметр», и др.

             Одной из основных целей правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности слабовидящего школьника. Известно, что слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. Для снятия усталости глаз используются упражнения для глаз. Они обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышают силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимают  переутомление зрительного восприятия и оценки объектов  окружающего пространства, корректируют функциональные дефекты зрения.

      Глава IV  Упражнения для глаз

       

    УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ЗАКРЫТЫХ ГЛАЗАХ

    Цель: снять болезненное ощущение.

    1. Закрыть глаза.
    2. Медленно перевести взгляд влево. Почувствовать напряжение. Зафиксировать.
    3. Медленно перевести взгляд вправо. Почувствовать напряжение. Зафиксировать.
    4. Повторить 9 раз.

    ЗАЖМУРИВАНИЕ ГЛАЗ

    Цель: улучшить кровообращение.

    1. Глубокий вдох. Сильно зажмурить глаза. Задержать на 2 – 3 секунды.
    2. Быстрый выдох. Глаза распахнуть, рот широко открыть.
    3. Повторить упражнение 4 раза.
    4.  Быстро поморгать, закрыть глаза, считаем до 5.
    5. Крепко зажмурить глаза (считать до3), открыть глаза, посмотреть в окно, затем осмотреть все предметы в кабинете.
    6. Закрыть глаза назвать, какие вы увидели предметы, определить их склонение,род, одушевленность), от ряда по ученику.

    ПЕРЕФОКУСИРОВКА ВЗОРА

    Цель: улучшение процесса аккомодации и конвергенции.

    1. Поставить перед лицом кончик указательного пальца на расстоянии 15 см от носа и посмотреть на него.
    2. Перевести взгляд вдаль на любой объект (постепенно увеличивая расстояние от 50 см до 6 метров).
    3. Перевести взгляд на указательный палец.

    Упражнение выполняется медленно и быстро. Обращается внимание на чёткость фокусировки.

    СВЕДЕНИЕ ГЛАЗ

    Цель: улучшение процесса конвергенции.

    Тренирующийся следит за движениям карандаша при перемещении его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. Упражнение повторять 10 раз – перемещение по центру переносицы и по 10 раз перед каждым глазом.

    ПИСЬМО

    Цель: развитие глазодвигательных функций.

    Техника упражнения состоит в своеобразном написании букв или слов открытыми глазами. При этом желательно чередовать размер написания букв. Чем больше размах движений глаз, тем больший эффект  от упражнения. Желательно чередовать упражнение с лёгким массажем глаз пальцами через закрытые веки.

    ЧАСЫ

    Цель: развитие глазодвигательных функций.

    Представьте, что вы стоите близко к настенным часам, центр которых расположен прямо перед вашими глазами. В начале упражнения взгляд устремлён в центральную точку. Не поворачивая головы, бросьте взгляд на любую из цифр на циферблате, а затем также быстро вернитесь в центр. Теперь бросьте взгляд на следующую цифру и снова вернитесь в центр. Необходимо «обойти» весь циферблат и по часовой стрелке.                       

    ВРАЩЕНИЕ ГЛАЗАМИ

    Цель: активизировать кровообращение в области глаз.

    1. Плотно закрывать и открывать глаза 5 – 6 раз подряд с интервалом 30 секунд.
    2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.
    3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

    Упражнение выполняйте 3 - 4 раза. Упражнение 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.

    МАССАЖ ГЛАЗ

    Цель: улучшение циркуляции крови в органе зрения.

    1. Сомкните веки обоих глаз на 3 – 5 секунд; повторите 6 – 8 раз.

    2. Быстро моргайте глазами в течение 10 – 15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалом в 7 – 10 секунд.

    3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.

    4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1 – 3 секунд.

    5. Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6 – 8 раз.

    Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья.

    Глава V Заключение

    Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий. Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

    Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов

                                           Список литературы:

    1. Антропова М.В. и другие. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Москва. МО и Н РФ. 2004.

    2. Науменко Ю.В.. «Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ». Волгоград 2005.

    3. Немов Р.С., И.Р. Алтунина. Социальная психология. Москва «Питер». 2008

    4. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». Агенство «Роспечать». № 9. 2009.

    11. Выготский Л.С. Педагогические технологии/ Под ред.В.В.Давыдова//- М.:Педагогика\\\.-1991.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

    Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

    Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

    Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

    Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

    Данный материал - дополнительная информация для выступления на педсовете, методсовете...

    Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка

    Данный материал будет интересен преподавателям  среднего и старшего звена...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

    Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы учителя русского языка и литературы Вавильченковой Е.М.

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИз опыта работы учителя русского языка и литературы Вавильченковой Е.М....

    Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах"

    Статья посвящена одной из важных проблем современного общества – формированию здорового образа жизни учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе отражены некоторые  формы работ...