Доклад по теме: «Развитие социально-трудовых компетенций на уроках швейного дела»
методическая разработка

Балакина Ирина Ивановна

Доклад на школьном методическом объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_balakina_mart_2020g.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Богородская школа №8»

Доклад на ШМО

по теме:

«Развитие социально-трудовых компетенций

на уроках швейного дела»

 

Подготовила: Балакина Ирина Ивановна

учитель профессионально-трудового обучения

первой квалификационной категории

 

2019-2020 учебный год

«Развитие социально-трудовых компетенций

на уроках швейного дела»

Социальная компетенция – это  способности и умения, обеспечивающие человеку эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.                 

Мы живём в мире инновационных технологий, и наша  задача – сделать так, чтобы учащиеся, выйдя из стен школы, смогли применить знания, которые получили в школе, на практике, в настоящей жизни.

Социально-трудовую компетенцию учащихся можно представить в виде схемы:

  1. умение планировать свою деятельность.
  2. умение самостоятельно (под руководством учителя) выполнять работу для достижения определенного результата.
  3. умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы.
  4. умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
  5. владение различными способами контроля и оценки деятельности.

Относительно моего предмета  швейное дело - это создание определенного изделия, при изготовлении которого ученики самостоятельно (под руководством учителя) применяют знания, умения, навыки, дает необычное решение.

Чтобы учащиеся выполнили работу, мне как учителю необходимо сделать:

  1. Дать определенную сумму знаний.
  2. Идти от простого к сложному.
  3. Создать атмосферу увлеченности.
  4. Провести отбор изделий и дать возможность выбора.
  5. Стремиться к созданию ситуационного успеха.
  6. Много и терпеливо вырабатывать аккуратность, учить видеть красоту.
  7. Готовить не ремесленника, а современного работника, знающего свое дело.
  8. Проводить определенную профориентационную работу. Знакомить с профессиями.

На своих уроках я решила попробовать и применить метод проекта. Проект - это итоговая творческая самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. 

Цель проектов: способствовать самостоятельному (под руководством учителя) формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.

 Методика творческого проектирования позволяет:

  1. дать учащимся возможность испытать себя как можно в большем количестве работ;
  2. видеть в каждом учащемся, что он умеет и что ему нужно знать (индивидуальный подход);
  3. учить эстетически оформлять изделие (развитие творчества и инициативы);
  4. систематически формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы;
  5. формировать умение активно оценивать качество выполненной работы;
  6. активно вовлекать во внеурочную деятельность  (занятия в объединении дополнительного образования «Азбука рукоделия»).

На занятиях работу начинаем со стежков, знакомимся с правилами раскроя, способами перевода линий и т.д. Учимся работать с инструкционно-технологическими картами. Здесь идет формирование технологической компетентности, которая лежит в основе изготовления любого изделия – это способность человека действовать по алгоритму, инструкции, инструкционно-технологической карте.

Затем раскраиваем основу изделия (н-р, фартука или юбки), моделируем. И я стараюсь подвести детей к тому, что по одной основе можно сшить много разных красивых фартуков или юбок. После того, как мы их сошьем, то сможем их использовать по назначению. В основе этого этапа работы лежит формирование рефлексивной компетентности – это способность человека действовать в соответствии с позициями:

  • что я делаю?
  • для чего я это делаю?
  • как я буду это делать?
  • что я получу в результате?

Материальные затраты – это основные вопросы, на которые нужно ответить при написании дизайн – спецификации проекта.

 Работая над творческим проектом в 6 классе мы проводили экономические расчеты:

  • Какое количество ткани необходимо.
  • Цена ткани.
  • Стоимость отделки.
  • Стоимость ниток.
  • Стоимость работы.

Таким образом, мы сравниваем, сколько стоит изделие в магазине, и во сколько обойдется оно нам, и делаем вывод: выгодно или нет шить своими руками. Это служит формированию социальной компетентности – это способность использовать ресурсы социума для решения проблем, т.е. ребенок сам видит выгоду для себя и своей семьи. Ставлю вопрос, а можно ли реализовать это изделие и где?

В старших классах изучаем более сложные изделия - халат (блузку), которые моделируется и выкраивается по замыслу ученицы. Идет формирование проектной компетентности - это способность к продуктивному решению проблем. Перед детьми ставится проблема: как изменить основу выкройки, чтобы мое изделие было не похоже на изделие подруги. Изучив основы раскроя, моделирования учащиеся начинают решать проблемы.

  • На уроке мы работаем с журналами мод, где выбираем модели. Делаем эскиз той модели, которую хотелось бы сшить. Но при этом обязательно разбираем особенности фигуры, выясняем, подойдет ли тебе этот фасон. Учащемся анализируют большое количество литературы и других источников, т.е. в основе написания любого проекта заложено формирование информационной компетентности – это способность получения информации из разных источников.

Продуктивность творческой работы прямо зависит от эффективности руководства ею со стороны учителя. Руководство творческой деятельностью учащихся требует от учителя соблюдения определенных правил.

Я руководствуюсь следующими:

  1. Прямой зависимости между успеваемостью и достижениями творческой деятельности нет, поэтому нельзя запрещать участие в ней из-за слабой успеваемости.
  2. Учитель не должен навязывать ученику своего мнения. Он может посоветовать, предложить тему, помочь, причем в доброжелательной тактичной форме.
  3.  Не надо бояться лишний раз похвалить ученика, тем более, если его работа достойна похвалы.

Если вещь не удалась, следует начинать не с критики, а с разбора того, что в ней есть хорошего, что удалось. Нельзя внушать ученику мысль о том, что он берет работу не по силам. Все ли могут поголовно выполнить проект?

Когда работа закончена (оформлена документация, изделие выполнено) проект нужно защитить. Ребята учатся делать выступление, защищая проект. На данном этапе формируется коммуникативная компетентность – это способность вступать в общение с целью быть понятым.

Таким образом, уже с первых уроков трудового обучения (швейное дело) начинается формирование ключевых компетентностей и самостоятельности.