Практико-значимая работа на курсы
статья

Добрынина Анна Алексеевна

Работа по основным методам рефлексии на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrynina_a.a._refleksiya.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

«Приемы рефлексии на уроках обществознания»

Выполнил слушатель курсов ПК по программе

«Актуальные вопросы методики

обучения обществознанию»

Добрынина Анна Алексеевна

Руководитель:

Кандидат педагог. наук, доцент

Аксенова Л.Н.

Орехово-Зуево

2020 г.

Содержание

Введение .....................................................................................................................3

Раздел 1. Понятие, сущность и классификация рефлексивной деятельности...............................................................................................................6

Раздел 2. Формы и методы рефлексий учащихся на уроке обществознания........................................................................................................10

Заключение ...............................................................................................................24

Список литературы...................................................................................................26

Введение        

          Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"? Имеется такое! И никаких претензий. 

        Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

   Цель работы – теоретически обосновать и практически реализовать педагогическую систему стимулирования рефлексивной деятельности школьников.

Исходя из актуальности цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

  • на основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятия рефлексии и его значения в учебной деятельности;
  • выявить наиболее значимые рефлексы школьников и условия эффективного развития эффективной учебной деятельности;
  • разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогической системы развития рефлексивной деятельности школьников.

Объект исследования – процесс обучения обществознанию в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – рефлексивная деятельность школьников.

Гипотеза исследования состоит в том, что управление развитием рефлексивной деятельности школьников в учебном процессе будет успешным, если:

  • основная цель учебной деятельности является системообразующим фактором, содействующим формированию готовности школьников к рефлективности в учебной деятельности;
  • формирование положительного отношения к учению обеспечивается на протяжении всего обучения использованием проблемных методов презентации учебного материала, введением в содержание системы учебно-проблемных заданий;
  • в учебном процессе учитываются индивидуальные психологические особенности личности и особенности рефлексивной деятельности учеников.

      Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных авторов: Г.П. Щедровицкого, С.А. Рубинштейна, Л.И. Божович, А.С. Шарова, А.А. Тюкова и других, так и зарубежных: Дж. Локка, А. Буземана и других.

           Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, педагогические наблюдения, анализ результатов учебной деятельности, количественный и качественный анализ экспертных оценок.

      Практическое значение заключается в том, что, дав характеристику рефлексии как психологического феномена, описав специальные приемы по развитию рефлексии, сделав некоторые рекомендации, учитель сможет определить у детей уровень развития самооценки, оценки других людей, ускорить процесс самосовершенствования, что необходимо для достижения успешной учебной деятельности.

Раздел 1. Понятие, сущность и классификация рефлексивной деятельности.

        Так что такое рефлексия? В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя".  Слово "рефлексия" трактуется в словарях русского языка – как самоанализ и самооценка своей деятельности. Если говорить о рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на занятии.

           Слово "рефлексия" имеет латинское происхождение от слова reflexio, что означает умение размышлять, проводить самонаблюдение и осмысление своей деятельности. С точки зрения психологии становление личности школьника достаточно тесно связано с рефлексией: если ребенок не умеет этого делать, то он не играет роль субъекта образовательного процесса.

Очень важно вводить рефлексию еще  в начальной школе ,так как отсутствие этого этапа урока показывает, что занятие направлено только на деятельностный процесс, а не на развитие личности школьника .

Функции рефлексии на уроке по ФГОС:

  • контроль за деятельностью класса;
  • выявление пробелов в знании учащихся;
  • систематизация опыта;
  • анализ собственной деятельности в сравнении с деятельностью других учащихся;
  • осознанность получения знаний самими учащимися;
  • формирование адекватной самооценки.

Классификации видов рефлексии.

       В процессе обучения современный преподаватель должен использовать различные виды рефлексии ,которые на прямую будут связаны с теми обстоятельствами при которых происходит взаимодействия между учителем и учениками. В современной педагогике существует несколько видов рефлексии ,все они отражают сферы человеческой сущности. Здесь можно выделить физическую, интеллектуальную, духовную, сенсорную.

  1. Физическая сфера предполагает ответ на вопрос: успел выполнить работу или не успел.
  2. Сенсорная подразумевает самочувствие ребенка на уроке, каково ему было, комфортно или нет
  3. Интеллектуальная сфера показывает, что учащийся понял на уроке, какие трудности у него появились в процессе работы над новым материалом.
  4. Духовная. Можно отметить, что ребенок, анализируя урок с этой позиции, может сказать, что повлияло на него положительно или отрицательно, он созидал себя или разрушал и как воздействовал на своих товарищей.

     Есть ошибочное мнение, что рефлексия по ФГОС должна проводиться только в конце занятия, но это совсем не так. Ее использовать можно на любом этапе, так как она должна быть направлена на осознание того, что ребенок делает.

Можно еще выделить и  виды рефлексии.

  1. Индивидуальная, которая проводится с каждым ребенком для выявления реальной самооценки.
  2. Групповая рефлексия акцентирует внимание на работу каждого члена группы для достижения общих целей. Здесь будут уместны следующие вопросы: "Какую помощь вам оказал … (имя)? Получилось бы у вас лучше, если бы с вами работал или не работал ...(имя)?"

       У психологов имеется свое мнение, какая может быть рефлексия в конце урока. С их точки зрения, она бывает:

  1. Коммуникативная. Она показывает представления ребенка о внутреннем мире своего товарища, о тех причинах, которые побудили его поступить так или иначе. Для личностной рефлексии объектом является сама личность учащегося, ее качества, поведение, отношения с другими.
  2. Интеллектуальная рефлексия становится актуальной в процессе решения разного рода задач, в способности анализировать свои решения, находить более рациональные и эффективные. Содержание рефлексии также может отличаться, в зависимости от этого она бывает:
  3. Символическая, когда для оценки своего состояния или работы используются символы, например, карточки, смайлики, жетоны.
  4. Устная рефлексия подразумевает связное и понятное высказывание своих мыслей по поводу урока.
  5. Письменная занимает много времени, и ее реже всего используют.

        Данная тема не является чем то новым, но с внедрением новых стандартов ФГОС, необходимо анализировать свою работу на предмет соответствия требованиям ФГОС. Для этого нужно поставить перед собой цель: познакомиться с современной методической литературой по данной теме, изучить        практический опыт коллег .

     Мной была изучена и проанализирована методическая литература. Я ознакомилась работами современных педагогов . Это статьи        Е. В. Шароновой « Рефлексия урока», Г. Шутовой « Рефлексия ,как этап урока: приемы и методы»,И. А. Подольской « Рефлексия как один из приемов осознанного освоения знаний»,С. П. Тюкаева «Рефлексия как этап современного урока».Знакомство с методической литературой позволило мне расширить знания по данной тематике,  понять какие новые методы и приемы  в соответствии с требованиями  ФГОС необходимо использовать для достижения результата.

         Для  приобретения практического опыта в данном учебном году мной  были посещены уроки коллег,  целью посещения которых  было знакомство с приемами и методами рефлексии на различных этапах урока, так как в основных  требованиях ФГОС заложен принцип активности и сознательности обучения. Мне было важно увидеть какие приемы и методы применяемые моими коллегами являются наиболее продуктивными с точки зрения формирования  у учащихся умения        самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы , делать умозаключения.

          На своих уроках педагоги школы используют различные методы и приемы рефлексии. В начале урока как правило педагоги используют эмоциональную рефлексию. Ее цель - установить эмоциональный контакт с учащимися класса, настроить их на доброжелательную ,продуктивную деятельность. Дети, как правило хорошо откликаются на данный вид деятельности. Урок начинается и у учащихся не возникает испуга перед педагогом ,тем самым урок проходит более успешно.

            Вопросы рефлексии в конце урока, которые применяют педагоги:

Что сегодня я узнал? Мне было тяжело или нет? Я понял материал или были затруднения? Я научился чему-то новому? Я смог добиться результата? Так же на уроках обществознания можно использовать устный прием «Плюс-минус-интересно». "Плюс" – это то, что понравилось, "минус" – не понравилось, а "интересно" - то, что зацепило ребенка на каком то этапе обучения.

         Правильно применяемые приемы и методы рефлексии на различных стадиях дают возможность        добиваться хороших результатов, ученики не бояться высказывать свое мнение, адекватно оценивают не только свою работу, но и заслуги своих товарищей в ходе урока.

Раздел 2. Формы и методы рефлексий учащихся на уроке обществознания.

        Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в стране, затронули важнейшие институты нашей жизни, в том числе и образование. Образование на современном этапе рассматривается как путь развития личности. Следовательно, в процессе обучения необходимо создать условия для осознания ребенком своей значимости, развивать у ученика способность на основе рефлексивных процессов строить взаимоотношения со сверстниками, познавать свои интеллектуальные возможности, учиться не из-за оценки, а для совершенствования индивидуального жизненного опыта. Сформированность способности к рефлексии как интегративного личностного образования определяется, динамическим соотношением уровня осознанности всех компонентов выполняемой деятельности (цели, условий, способов и др.) и уровня осознанности средств ее регуляции.

      При изучении сформированности способности к рефлексии необходима диагностика уровня осознанности мотивации, целей, условий, способов действий, способов регуляции. Особое внимание следует уделять процессуальной стороне, так как известно, что решающее значение в диагностике умственных способностей принадлежит изучению не уровня актуального, а уровня их ближайшего развития. Это изучение возможно при использовании приемов включенного наблюдения и фиксации специфики стратегий управления деятельностью, стилей управления в реальных условиях учебного процесса. Здесь уместны индивидуальный диагностический эксперимент в ходе опроса и анализ продуктов деятельности (письменных работ), которые могут дать обширные материалы об уровне учения и развития способности к рефлексии.

      К современному уроку предъявляется множество требований. Среди них выделяется группа, которая ратует за сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это помогает дозировать учебную нагрузку, а также пресекать усталость органов чувств ребёнка и интеллектуальное истощение. В этот ряд мы можем вписать и релаксационные упражнения, которые давно перестали быть новшеством.

      Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние учащихся на уроке, а желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное).

2. Рефлексия деятельности

Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:

  • эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;
  • рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
  • достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать следующее:

  • возрастные особенности учащихся;
  • особенности предмета;
  • состав класса;
  • тему и тип урока;
  • необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

      В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – картины, музыка, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.

       Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока.

          Ещё один вид – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

         Рефлексия в конце урока. Это уже, как говорится, классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они могут по цепочке высказаться о значимых для них ценностях урока:

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...

Мне захотелось...

Меня воодушевило...

       Фантазировать на тему рефлексии может сам учитель. Чем более творчески он к этому подойдёт, тем сильнее будет отдача, ответ. Учитывая возрастные особенности, учитель составляет рефлексивную методику для своего класса. Самые маленькие несут свой якорь на тот корабль, который соответствует их настроению. Ребята постарше поднимают карточку со знаком, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке (вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие). Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

        А вот как быть со старшеклассниками? Для них интересным является нечто более изощрённое. Как всегда рецепт прост – нужно перейти на их язык. Предложить им оценить свою работу на том или ином этапе урока оценками (по аналогии с известной социальной сетью) или значком «лайк». Также можно попросить ребят в конце урока оценить свою работу и общее впечатление от занятия тезисом или афоризмом.

       Творческим будет задание на рефлексию – раздать ученикам размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром или букетом в руке, или же тяжёлой сумкой), что будет дополнять общее впечатление. Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?

            Надо не забывать, что ученик на уроке оценивать может не только себя, но и работу коллектива. Особенно это касается тех занятий, где используются групповые методы работы. После окончания работы в группах, можно провести рефлексию. Ученики должны оценить эффективность коллективной работы. Если есть опасение, что ребята не будут откровенны, рефлексия может проходить по аналогии с анкетированием. Учитель говорит варианты ответов на вопросы, ребята ставят нужную цифру. К примеру:

Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат?

  • работа стала более эффективной;
  • это тормозило процесс;
  • в работе мы допускали неточности;
  • не позволило задействовать ресурсы всех участников группы.

  Учитель затем может быстро проанализировать результат и подкорректировать особенности работы на следующих этапах урока, когда вновь прибегнет к групповым методам.

   Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.

    Рассмотрение способности к рефлексии учебной деятельности как сформированного личностного свойства, обеспечивающего успешное одновременное осознание выполняемой деятельности (ее структуры) и средств регуляции этой деятельности с точки зрения их эффективности, включающее умения выявлять индивидуальные особенности собственной деятельности, анализировать ее результаты позволяет определять условия и педагогические средства формирования этой способности.

        Выделенные в ходе изучения научных исследований условия и средства развития рефлексии в учебной деятельности, обобщены в таблице 1.1. Анализ современных исследований позволяет определить условиями развития рефлексии особые требования к организации учебного материала и учебного процесса в целом, подтверждающие фундаментальные положения Л.С. Выготского о зависимости процесса развития от характера и содержания процесса обучения. В основе развития рефлексии лежит соблюдение принципов развивающего обучения и применение комплекса педагогических средств направленного воздействия на формирование этой способности.

Таблица 1.1 Условия и средства развития рефлексии в учебной деятельности

Условия развития рефлексии

Средства формирования рефлексии

1.Формирование мотивационной готовности к развитию рефлексивных способностей

Организация специального взаимодействия с учащимся для открытия смысла и мотивационной значимости рефлексии, выработка осознанного желания сосредоточить внимание на процессе и результатах мыслительной деятельности

2.Знание учащимися структуры и содержания учебной деятельности, наличие представлений об эффективных способах ее регуляции

Усвоение комплекса методологических знаний: о структуре деятельности, типах научного мышления, логических принципах, лежащих в основе научного знания, логике доказательств и объяснений. Система внешних требований к организации деятельности

3. Преодоление поглощенности собственной деятельностью, обеспечение позиции анализа для выполнения дополнительных мыслительных действий

Включение учащихся в диалоги, диспуты, противоречивые ситуации, диалоговый режим, метод беседы, переход в позицию новой деятельности через моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности, постановка обучаемого в роль обучающего. Совмещение анализа предметного содержания деятельности с анализом собственных способов деятельности (знаково-символические, структурно-логические схемы, обобщающие таблицы для структурирования больших разделов изученного материала)

4.Обучение интеллектуальной саморегуляции

Развитие осознаваемых действий самоконтроля (анализа цели, условий, способов, результатов, обучение самооценке, исправлению допущенных ошибок, стимуляция процессов самоанализа). Разработка научно обоснованных учебно-методических пособий, выполняющих организационно-контролирующую и управляющую функции, создающих условия самоконтроля, самокоррекции, активации учебной деятельности (специально сформулированные вопросы, алгоритмы самоконтроля). Развитие процессов самонаблюдения, отслеживания наличия или отсутствия знаний, привычки оценки результатов

5. Развитие творческого компонента мышления

Стимуляция самостоятельной постановки научных проблем в развивающем обучении. Наличие проблемных ситуаций, решаемых сообща, учет результатов индивидуальной творческой деятельности («портфель достижений»)

6. Развивающее содержание форм контроля

Замена системы отметок системой критериев, формулировка экзаменационных вопросов, ориентирующих не на воспроизведение готового, а на поиск решения поставленной задачи. Экзамен как практическая деятельность специалиста, комплекс основных действий, входящих в будущую специальность

7. Реализация принципов системности и проблематизации в сочетании с использованием рефлексии как метода в каждом шаге профессиональной деятельности

Игровое обучение (организационно-развивающие игры), групповая работа (обмен знаниями, навыки межличностного взаимодействия), имитация профессиональной деятельности, решение учебно-производственных задач

8. Субъект-субъектное взаимодействие и живое общение

Диалоговые формы работы, задания на осознание следующих целей развития, постановка целей саморазвития, побуждение к выражению действий в слове

     Самоконтроль, самооценка, рефлексия являются важнейшими этапами учебной деятельности. Именно овладение этими действиями позволяет учащимся самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, производить её коррекцию, ставить перед собой новые учебные задачи и находить пути их решения. Систематическая работа по формированию этих действий в конечном итоге приводит к повышению уровня владения учебным материалом, к переходу на новую ступень развития. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как уже упоминалось, но и на любом его этапе. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Целесообразно на каждом уроке выделить время для рефлексии, это может быть очень небольшая часть урока, а может быть и целый урок (урок – рефлексия). Каждый урок учитель может заканчивать вопросами:

  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?
  • Что из запланированного осталось узнать?
  • Как мы действовали?
  • Добились ли мы цели, которую перед собою ставили?
  • Что из материала сегодняшнего урока вы считаете наиболее важным? Почему?
  • Что было самым трудным?

Предлагаемые приёмы организации рефлексии учащихся выделены из разных технологий, предполагающих активную учебную деятельность на всех этапах обучения.

 Рефлексивные таблицы:

«ЗА»

«ПРОТИВ»

ВЫВОД:

Рис. 1.1 - Таблица «ЗА» - «ПРОТИВ»

КТО

ЧТО

КОГДА

ГДЕ

КАК

Рис. 1.2 - Таблица «ЧТО, ГДЕ, КОГДА»

? ("тонкие")

? ("толстые")

Кто…?

Дайте три объяснения, почему…

Что…?

Объясните, почему…

Когда…?

В чём различие…

Как звали…?

Предположите, что будет, если…

Будет…?

Может…?

Рис. 1.3 – «ИНСЕРТ» приём при работе с текстом

ЗНАТЬ

САМООЦЕНКА

УМЕТЬ

САМООЦЕНКА

Рис. 1.5 - Таблица самооценки

         Следующий этап урока – индивидуальная работа с тестом. Каждое задание теста контролирует знания и умения, обозначенные в таблице. После этого следует этап фронтального обсуждения результатов и способов работы над тестовыми заданиями. В ходе анализа деятельности и её результатов учащиеся видят свои ошибки в ответах или ходе решения заданий. После этого детям предлагается осуществить повторную самооценку. Если первичная самооценка не совпала с итоговой, ребёнок анализирует свою деятельность и планирует индивидуальную работу над ошибками.

" + "

Положительные стороны явления

" - "

Отрицательные стороны явления

"интересно"

Интересно

Рис. 1.6 - Таблица " +, -, интересно"

Синквейн (стихотворение из пяти строк)

1 строка: одно существительное (ключевое понятие)

2 строка: два прилагательных или причастия

3 строка: три глагола

4 строка: фраза из четырёх слов

5 строка: существительное

      Рефлексивное домашнее задание. В начале или после изучения темы учащимся предлагается в любой удобной и интересной им форме ответить на вопрос: «Что я знаю о …». Это может быть мини-сочинение, опорная схема, компьютерная презентация. Важно организовать обсуждение получившихся работ.

    Оценочные листы (листы самооценки). Привлекая учащихся к оценке собственной работы или работы товарищей, важно сформировать понимание, что любая оценка должна быть критериальной. Поэтому определённое время урока отводится на формулирование критериев оценки того или иного вида работы.

         Листы самооценки по разным разделам и темам будут различаться своим содержанием. Важно привлекать учащихся не только к проверке по готовым критериям, но и к самостоятельному формулированию критериев.

        Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

           Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

       Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

       Рефлексивность и критичность при самооценке – важнейшее условие появления у ребёнка стремления к самосовершенствованию, к поиску образцов подражания, в то время как необоснованно высокая самооценка ведёт к самоуспокоенности, нежеланию что-либо изменить в себе. Учащиеся, проявившие при самооценке рефлексивность, достигают наиболее высоких уровней интеллектуального, познавательного, личного развития. Они находятся в постоянном поиске – поиске новых знаний, новых способов деятельности и самовыражения, в постоянных поисках себя, в процессе активного строительства своей личности.

        Таким образом, рефлексивная деятельность учащихся выступает средством их саморазвития и самосовершенствования. Она представляет собой сложный феномен активного отношения учащихся к освоению собственного опыта, учебной деятельности. Рефлексия может выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); отражать внутреннее состояние ребенка (сенсорная рефлексия); быть средством самопознания.

Заключение.

       Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

        Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

    Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования. Умение рефлектировать пригодится ребёнку не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни.

     В нашей профессии нет предела совершенству. Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

         Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, а серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии. Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

  • что я делаю?
  • каковы результаты моей деятельности?
  • что я буду делать дальше?

       Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост.

         Перечислять приёмы рефлексии можно бесконечно, но в заключении мне хотелось бы сказать, что рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

      Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

         Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Используемая литература:

  1. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»
  2. http://www.ct-net.net/ru/
  3. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/
  4. Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/
  5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2003. – 247 с.
  6. Афанасьева О.В., Кузнецов В.Ю., Левченко И.П. Психология, педагогика, этика. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2001.-350 с.
  7. Богоявленский Д.Б., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М., 2005. - с.141.
  8. Винярская О.А. Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка». Журнал «Учитель.ru». – 2001.
  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону. - 2003.
  10. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 288 с.
  11. Семенов И.Н., Степанов СЮ. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества. - М.: Речь, 2003. - 254 с.
  12. Формирование учебной деятельности школьников/ (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, И. Ломпшер и др.) Под ред.В. В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 2002. - 243 с.
  13. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. М.: Академия, 2004. - 395 с.
  14. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.: «Сентябрь». – 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимая работа "Влияние компьютера на здоровье школьника"

 Мир компьютеров очень интересен детям, заманчив и, в век развития новомодных технологий, очень моден среди населения и в том числе среди школьников. Трудно не согласитьс...

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ "Работа с родителями по эстетическому воспитанию школьников средствами музыки"

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о «прекрасном», существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстет...

Итоговая практико-значимая работа Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса

Оглавление Введение………………………………………………………………………3-4Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5  класса………….........5-401. Пояснительная записка…………………………….………..…………….5-112.  Календарно-т...

ИТОГОВАЯ ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса теме: “Решение уравнений”

ИТОГОВАЯ ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса теме: “Решение уравнений” содержит:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1.Теоретические основы обучения учащихся 6 класса теме:...

Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми» 

Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...