Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Суходольской Л.Ю.
презентация к уроку

Суходольская Людмила Юрьевна

Публичная презентация  общественности и профессиональному   сообществу результатов педагогической деятельности  учителя русского языка и литературы  Суходольской Л.Ю. содержит материал об одном из важных направлений в работе учителя- формирование коммуникативной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Публичная презентация2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Публичная презентация общественности и профессиональному  

сообществу результатов педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы Суходольской Л.Ю.

 Высшее искусство, которым обладает учитель, -

это умение пробудить радость от творческого

выражения и получения знаний.

Альберт Эйнштейн

Преподавание русского языка и литературы осуществляется сегодня в условиях деформации русского языка, расшатывания его норм, снижения общей речевой культуры и грамотности населения, в условиях, когда, по словам В. Г. Костомарова, «за вкусом к беспредельной свободе выражения, за фамильярной развязностью тона часто скрывается духовный нигилизм, утрата исторической памяти и уважения к отечеству». В этих условиях преподавания я считаю, что учебная деятельность обучающихся должна быть строго контролируемой предъявлением разумных и обоснованных требований. Это положено в основу моего педагогического кредо – быть требовательным к себе и обучающимся, не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться.

Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем -филологом: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить правила, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно писать. Современный учитель мечтает о том, чтобы его ребята работали на уроке творчески, добровольно.  В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения.

Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

Важным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, творческую жилку, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов.

        Основным результатом деятельности образовательного учреждения должны стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций, которые будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Одной из важнейших компетенций, несомненно, является коммуникативная компетенция, важной составляющей которой является умение связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Однако именно способность ученика связно излагать свои мысли является насущной проблемой современной школы. Тестовая форма экзамена, возможность написать сочинение – рассуждение по шаблону, влияние деформированной формы общения в соцсетях и СМС – связи, отказ от чтения – все эти факторы привели к тому, что ребенок без посторонней  помощи не может справиться с написанием более-менее связного текста, точно выразить свою мысль, пересказать текст, выявив в нем ключевые моменты.

А ведь владение русским языком, или языковая компетенция, предполагает умение создавать любой вид текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Значит, в школьном обучении одним из важнейших ориентиров должно стать владение словом, умение использовать его в разных ситуациях.

Один из приемов создания текста, вынесенный мной из уроков риторики и применяемый на уроках русского языка и литературы, является прием создания смысловых схем речи. Все в нашем окружении состоит из частей. В том числе и тексты, которые мы читаем, пишем, составляем построены из своего рода «кирпичиков», называемых «топами», или «общими местами». Всмотревшись в глубь многовековой истории риторики, мы обнаружим, что некогда “общие места” представляли собой настоящие смысловые модели, по которым любой ритор мог творить сам.

“Общие места” предоставляли говорящему именно те способы “размножения идей”, познав которые, человек приобщался к традиционной культуре мысли и речи. Почему эти смысловые модели получили название общих мест? “Местами” (по-гречески “топами”) они были названы потому, что в сознании ритора речь представала как “карта местности”, на которой каждая идея имела свое положение, место. Совокупность общих мест и способы их применения называются топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления. Топика как система общих мест позволяет без напряжения и неоправданных усилий разработать идею, развить мысль, быстро подобрать аргументы для данного тезиса, тем самым дает надежную основу для создания любой речи.

    «Эта смысловая модель позволяет человеку, «охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные явления»,- говорил Сократ.

Создавая текст по данной модели, дети приобщаются к традиционной культуре мысли и речи.

При подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ЕГЭ приходится постоянно искать какие-то новые формы, методики, приемы. Одним из эффективных методов обучения написанию сочинения и анализу ошибок является один из видов кейс- технологии- «Дебрифинг».

Дебрифинг — это обучающий процесс, помогающий участникам размышлять, обнаруживать новые интересные идеи, делать полезные для себя открытия и делиться друг с другом.

Этапы дебрифинга:

 1.Группы (3-4 человека)пишут  сочинение(одно на группу), используя текст и материалы , предложенные учителем , и собственные заготовки( в том числе Интернет- ресурсы)
2. Самопроверка сочинения по критериям , выставление баллов с пояснениями.
3. Обмен сочинениями с другой группой, взаимопроверка. Выставление баллов, комментирование ошибок.
4. Редактирование сочинения с учетом рекомендаций.
5.Самодиагностика.

«Самое главное в жизни – это собственный опыт»,- писал В. Скотт. Если учащийся самостоятельно создает текст, тут же его анализирует и видит собственные ошибки, указывает на недостатки в работе другим, то и к написанию работы он относится взвешенно, учитывая критерии проверки.

О том, что мной выбран верный  путь к формированию у учащихся правильной речи, как устной, так и письменной, говорят результаты экзаменов, олимпиад, различных конкурсов.

За период с 2015 - 2016 по 2018 - 2019 учебные  годы учащиеся проходили государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ и ОГЭ. Учащихся, не набравших минимального балла по русскому языку и литературе на ЕГЭ или получивших оценку «неудовлетвори­тельно» по русскому языку на ОГЭ, не было.

Результаты государственной (итоговой) аттестации учащихся по русскому языку в форме ЕГЭ стабильно высокие: в 2017-2018 учебном году при 100% уровне усвоения знаний средний балл по русскому языку составил 71.8, что выше среднего балла по городу Усинску, Республике Коми, России.  

Максимальный результат по русскому языку – 94 балла (Урожаева Л., Уляшева К., Поздеева Л.).

В 2018году 15 учащихся 11а и 11 в класс набрали выше 80 баллов.

В 2019 году наивысший балл в городе получили выпускники СОШ № 4: по русскому языку – 98 баллов, (Артеева Софья, учитель Суходольская Л.Ю.), литературе – 73 балла (Логинова Александра, учитель Суходольская Л.Ю.).

В 2019 году 12 (44%) учащихся 11а класса набрали на едином государственном экзамене по русскому языку свыше 80 баллов.

Средний тестовый балл 11а класса состав­ляет 70 баллов, наивысший балл – 98. Данные результаты свидетельствуют о систематической, планомерной работе учителя по подготовке к государственной итоговой аттестации, в том числе к написанию сочинения.

В 2016-2017 учебном году ученица 10 а класса Уляшева Карина стала призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, в 2017-2018 Уляшева Карина стала победителем регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и призером регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.

В 2018-2019 учебном году ученица 11 а класса Боровская Валерия стала победителем регионального этапа конкурса сочинений «Я гражданин России».

Учащиеся Суходольской Л.Ю. неоднократно побеждали в муниципальных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

За значительные заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд была награждена:

Почётной грамотой Министерства образования и Высшей школы Республики Коми (2001),

Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации как победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации (2007),

Благодарственными письмами администрации МО городского округа «Усинск» (2007, 2013,2017, 2018).

За большие достижения в организации образования, внедрение в процесс учебы современных технологий и личный в развитие образования и  науки в 2016 году было присвоено звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования. (808-16, приказ Минобрнауки России от 15.04.2016 № 268\к-н).

Закончить своё выступление хотела бы словами знаменитого педагога С.Соловейчика:

 ««Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его...»

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Борисковой Натальи Ивановны

В статье обобщается опыт работы и результаты педагогической деятельности  по гражданско - патриотическому воспитанию обучающихся....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности

Здесь представлены результаты моей педагогической деятельности за последние три года.В презентации не будут работать гиперссылки на материалы из Приложения из-за ограничений объёма загружаемой работы...

ПУБЛИЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СООБЩЕСТВУ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учителем  представлены:- учебные результаты учащихся, результаты ГИА и ЕГЭ;- результаты внеурочной деятельности по предмету (олимпиады, конкурсы);- уровень воспитанности, личностного развит...

публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности

Публичная презентация результатов педагогической деятельности за последние три года...

публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности

Публичная презентация результатов педагогической деятельности за последние три года...