Главные вкладки

    Концептуальные модели правового образования в Российской Федерации
    статья

    Данный материал получен по итогам второго съезда учителей права и обществознания в 2014г, г Санкт - Петербурге. Выступление по данному материалу, произошло на районой конференции "Слагаемые успеха" осень 2014г

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kontseptualnye_modeli_pravovogo_obrazovaniya.docx18.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Концептуальные модели правового образования

    В Российской Федерации существует несколько моделей правового обучения школьников. Можно выделить наиболее часто встречаемые модели.

    1. Предметная модель.

     Большинство правовых курсов, подготовленных для школы, изначально носили строгий научный характер. Среди специалистов появилось понятие «предметный подход» к изучению права, который предусматривал введением самостоятельного учебного курса по праву в учебный план школы.  В данном курсе прописывались этапы правового обучения:

    - правовая пропедевтика (начальная школа)

    - 5-7 классы - изучение граждановедческих курсов и модулей

     - 8-11 классы – знакомство с основами юридических наук

    При организации такой модели учащиеся получают соответствующий комплект учебных книг, пособий. Ученик на уроке и дома разбирается в сложных проблемах права и закрепляет полученные знания путем решения специальных задач, так же получение консультации у преподавателя , который так же обеспечивает системную подготовку обучающихся и определяет степень усвоения материала через зачеты, экзамены, контрольные работы.

    1. Практико – ориентированная модель

    В школе организуются элективные правовые курсы. Практическая направленность просматривается в методах обучения. Обучаемые анализируют реальные случаи из жизни, учатся разрешать конфликты, составлять юридические документы, т. е  в ходе обучения они получают навыки, необходимые гражданам для жизни. Огромная роль отводится экскурсиям и проведению уроков в судебных, правоохранительных  и прочих юридических органах.  Во время таких занятий школьники на практике знакомятся с особенностями деятельности адвокатов прокуроров, следователей, криминалистов, юрисконсультов, получают практические советы, которые пригодятся им в дальнейшем.

    1. Институционная модель

     В образовательных учреждениях разработана система институционной модели правового обучения, где обращено внимание на правовое образование применительно к форме организации школьной жизни как правового пространства.  К настоящему времени  на основе  данной модели действуют образовательные проекты «Школа – правовое пространство», «Демократическая школа». Особенность данного подхода состоит в том, что  школы участвуют в правотворческой жизни школы, и правоприминительной деятельности, создают структуру законодательства и правовых институтов в рамках «школьного права». В данной модели, учтены  аспекты возрастной чувствительности детей, поэтому материалы  построены с установкой на детскую конвенциональность, т.е. идеи  конвенции, важные как базовые  начала для последующих надстроек в формировании правосознания. Каждый последующий методический ход выстроен  в точном соответствии с закономерностями правового процесса.

    1. Этико – правовая модель

     Одним из основных  подходов правового обучения стала система  этико – правового подхода в изучении права. Ее авторы посчитали, что в современной школе необходимо выстроить  целостную систему правового обучения  с первого до выпускного класса, основанную на гуманистической этике, гуманистических принципах и традициях в педагогике. В рамках общей системы правового образования школьников авторы модели выделили четыре этапа, ориентируясь на сложившуюся  структуру деления  школы на начальную, основную, полную среднюю учитывая , что каждая ступень обладает своей спецификой  содержания образования и педагогической деятельности, учитывая возрастные особенности  детей.

    Этапы этико – правовой модели

    1 этап – этико – правовой курс «Я и мой мир» - 1 час в неделю в каждом классе.(начальная школа)

    2 этап – этико – правовой курс «Социальная практика» (граждановедение) – 1 час в неделю в 5, 6, 7, классах

    Основное внимание на 1и 2 этапах уделяется этическому образованию – раскрытию содержания и значения нравственных ценностей и формированию  гуманистических  нравственных ориентаций школьников. Именно  эти ориентиры на 1 и 2 этапе должны стать фундаментом, для формирования у учащихся  в процессе  правового образования на последующих  этапах.

    3 этап –курс  обществознания «Права человека в свободной стране» - 2 часа в неделю в 9 классе, либо по 1 часу в неделю в 8 и 9 –х классах.  Именно 3 этап правового образования рассматривается как решающий в достижении намеченного результата. Поэтому авторы модели посчитали  необходимым  увеличение объема часов на изучение правоведческого курса до 68 часов в год (против традиционных 34). При этом предусмотрены  два варианта: по 1 часу в неделю в 8 –х и 9-х классах, либо 2 часа в неделю в 9 – м классе.

    4 этап – курс обществознания «Гуманистические ценности европейских  цивилизаций и проблемы современного мира»  - 2 часа в неделю в 11 –м классе, а в школах с углубленным изучением гуманитарных предметов – по 2 часа в неделю в 10-м и 11 – м классах. На 4 этапе правового образования, дальнейшее становление правовой культуры школьников осуществляется с учетом их ближайших перспектив – окончание школы и появления у выпускников новых социальных ролей, поэтому с использованием различных форм внеурочной деятельности в виде ролевых и деловых  игр, имеющих правовую направленность. Позволяет отработать практические умения применения правовых знаний и приобрести опыт действия в различных ситуациях, имеющих правовое содержание.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует несколько моделей обучения праву, и в большинстве случаев выбор моделей правового обучения зависит как от традиций правового образования, сложившихся в различных субъектах Российской Федерации, так и от предпочтений участников образовательного процесса в рамках каждой  конкретной образовательной организации.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Закон «Об образовании в Российской Федерации» ( выступление на августовском совещании в 2011 г.)

    Закон  «Об образовании»  должен быть предельно ясным для всех, кто им руководствуется, четко регламентировать и защищать права обучаемых и...

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие...

    Нормативно-правовая документация: Законы Российской Федерации: документы и выдержки

    В помощь родителям школьников, школьным учителям, а также духовенству мы размещаем нормативно-правовые акты, касающиеся преподавания основ религиозных культур школьникам....

    Правовое занятие "Конституция Российской Федерации"

    Материал по изучению Основного Закона РФ....

    Методическая разработка обучающей правовой игры "Конституция Российской Федерации" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

    Методическая разработка обучающей правовой игры к 25-летию принятия Конституции РФ. Обучающая правовая игра с использованием презентации  "Конституция РФ", которая была разработана авто...