Мастер-класс на тему «Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шелег Ольга Валерьевна

Духовно-нравственное воспитание - это сложная, противоречивая, и важнейшая проблема педагогики. Ведь от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще как человек. Именно нравственность включает такие понятия: душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, т.е. самые ценные и главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежеминутно воспитывать их в наших детях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc77.5 КБ
Office presentation icon pritchi.ppt1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Добрый день уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию мастер класс на тему «Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»

Духовно-нравственное воспитание - это сложная, противоречивая, и важнейшая проблема педагогики. Ведь от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще как человек. Именно нравственность включает такие понятия: душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, т.е. самые ценные и главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежеминутно воспитывать их в наших детях.

Как помочь ребёнку ответить на жизненные вопросы, в которых заложен нравственный смысл?

Предлагаю  решение этого вопроса  на основе проблемного диалога по содержанию притчи.

Хочу напомнить Вам,  притча  это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне. Она содержит какую-то дилемму, неожиданные слова, поступки. Притча объединяет опыт разных  людей, народов. Простой язык притч понятен детям.

Я хочу остановиться на нескольких способах использования притч в учебном и внеучебном процессе.

И я начну с базового метода работы  – ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ И СМЫСЛА ПРИТЧИ.

Предлагаю послушать притчу, которая называется «Корзину-то возьми».

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнёс высоко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

-Сынок, я не в обиде, что ты принёс меня сюда, но корзину – то возьми!

-На что она мне?

-Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Уважаемые помощники, теперь предлагаю вам ответить на мои вопросы.

Фрагмент технологической  карты этого занятия перед вами.(для зала) №1, которая отражает взаимодействие учителя и учеников и ожидаемый результат деятельности обучающихся.

  1. О чем эта притча?
  2. О чем забыл сын? (обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда родители стареют)
  3. В чём заключается ответственность родителей и детей друг перед  другом?

Молодцы, вы правильно поняли смысл притчи.

Предлагаю поработать в группах. У каждой группы своё задание в конверте.

Задание для 1 групы: Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили!

Я предлагаю вам работать сразу у доски.

Задание для 2 группы: Выберите пословицу, которая точнее других  передает смысл притчи.

Задание для 3 группы: Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче  (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

Фрагмент технологической  карты этого занятия перед вами.(для зала) №2

 Давайте послушаем выступление групп.

1 группе - Вы верно определили и  качества юноши и старика.

2 группе – Я согласна с вашим выбором. А другие пословицы подходят к смыслу притчи?

3 группе – Молодцы, вы хорошо поработали. Интересная история.

Фрагмент технологической  карты этого занятия перед вами.(для зала) №3

ИТОГ: Мы сейчас работали над соотнесением смысла притчи с конкретными образами из жизни.

А теперь хочу предложить  ещё один способ работы над притчей.

Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.

Основной приём-это незавершённость повествования.

При работе над притчами использую слайдшоу. Музыка и наглядные образы создают дополнительное эмоциональное воздействие на восприятие ребёнка.

На экране «БУМЕРАНГ ДОБРА»

-Как думаете, что может произойти дальше?

-Появилось ли у вас желание оказаться на месте одного из героев?

-На месте того кому помогают или кто помог  сам?

Фрагмент технологической  карты этого занятия перед вами.(для зала) №4

Спасибо, коллеги! (благодарю помощников за работу)

А завершение этого видеосюжета вы сможете увидеть в интернете (если вам конечно интересно, чем все закончится)

ВЫВОД МАСТЕР-КЛАССА.

Притча не только знакомит с нравственными нормами жизни, она побуждает к нравственным поступкам, НО! только при правильном педагогическом воздействии.

Чтобы нравственные вопросы, которые затрагивает притча не прошли мимо детей, важно завершить занятие на эмоциональном подъёме. 

Спасибо за внимание!

Приложения

1 способ. Обсуждение основной идеи и смысла притчи

Фрагмент технологической карты занятия

при работе над притчей «Корзину-то возьми»

этап 1- фронтальная  работа

Приём учителя

УУД детей

Ожидаемые результаты деятельности обучающихся

  • Читает  выразительно притчу.

  • задает вопросы.
  • выявляет, как обучающиеся поняли смысл притчи.

  • Воссоздают образ в своём воображении;

 

  • создают картинку, которая вызывает переживание, вопросы, мысли;

  • думают.

  • анализируют, высказывают мнения.
  • Выявляют смысл притчи:

«Не делай другому того, чего не хочешь получить сам».

Фрагмент технологической карты занятия

при работе над притчей «Корзину-то возьми»

этап 2 -групповая  работа

Приём учителя

УУД детей

Ожидаемые результаты деятельности обучающихся

  • Даёт задания для групповой деятельности

  • диагностирует,  как работает группа.
  • Соотносят качества характера человека с персонажем притчи

           (1 группа);

  • соотносят пословицы со смыслом притчи

            (2 группа);

  • соотносят личный опыт со смыслом притчи

            (3 группа).

  • Соотносят смысл притчи с конкретными образами из жизни.

Фрагмент технологической карты занятия

при работе над притчей «Корзину-то возьми»

этап 3 - групповая  работа

Приём учителя

УУД детей

Ожидаемые результаты деятельности обучающихся

  • Организует выступления обучающихся;

  • диагностирует, что и как понял либо не понял ученик.

  • Доказывают свои умозаключения.
  • Знакомятся  на примере конкретной притчи с нормой и множеством её проявления в разных средах.

2 способ.  «Притча без окончания»

Фрагмент технологической карты занятия

при работе над притчей «Бумеранг ДОБРА»

этап 4 - фронтальная  работа

Приём учителя

УУД детей

Ожидаемые результаты деятельности обучающихся

  • Представляет притчу в форме видеосюжета и останавливает (в середине просмотра);

  • задаёт вопросы;

  • выслушивает ответы обучающихся;

  • выявляет, как поняли смысл данной притчи (диагностирует);

  • призывает к действиям при помощи вопросов.

  • Смотрят;

  • строят гипотезы;

  • высказывают свои намерения.
  • Выявляют смысл притчи

«Делай добро и другие будут делать добро в ответ»;

  • соотносят смысл притчи с конкретными примерами из жизни

Задания для работы в паре (группе)

 1 группа:

Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили.

ЮНОША

СТАРИК

Легкомыслие

Мудрость

Беззаботность

Спокойствие

Жестокость

Смирение

Бессердечность

Незлобивость

Вежливость

Щедрость

Жадность

Скупость

Доброжелательность

Самоуверенность

Уважительность

Благоразумие

Практичность

Страх

2 группа:

  Выберите пословицу из предложенных и соотнесите со смыслом притчи.

  • Что ты даешь своим родителям – завтра получишь от своих детей.
  • Что посеешь то и пожнешь.
  • Не делай другим того, чего не желаешь себе.
  • Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
  • Жадность подталкивает на подлость

3 группа:

Вспомните и обсудите, слышали или читали вы произведения, либо было в вашей жизни похожее событие, которое близко подходит к смыслу притчи (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

Примерный план использования притч при проведении бесед, уроков нравственности и доброты.

Темы мероприятий

Притчи, которые можно использовать

  • О  добре и зле;
  • О  добрых и плохих поступках людей;
  • О  милосердии и сострадании

«Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два волка», «Две подруги», «Город Ангелов», «Девять медалей», «Морские звёзды», «Добрые дела», «О слепце», «Человек в яме», «Про собаку», «Про мост», «Сердце», «Донор», «На мосту», «Странная женщина и темнокожий мужчина», «Богадельня».

  • Воспитай себя сам.

«Гвозди», «Начни с себя», «Всё познаётся в сравнении», «Урок бабочки», «Позитивное видение», «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике», «Семь чудес света», «Об общественном мнении», «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости».

  • О  мужестве и героизме.

«Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост».

  • Любовь и уважение к родителям и близким людям

«Воробей», «Ангел-хранитель. Мама», «Близнецы», «О блудном сыне»,  «Отец и сын»,  «Записка», «Забери меня, мама», «Мамочка», «Разговор с мамой»,  «Корзину- то возьми»

  • О жизненных ценностях

«Русская земля», «Богатый и бедный», «Семь чудес света», «О надежде», «О жизни», «О смысле жизни», «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как изменить мир», «Предназначение», «То, что можно изменить», «Содержание важнее внешнего вида»

  • О  любви и влюблённости

«Роза», «Бирюзовый платок», «О любви ветра и цветка», «Хрупкая мечта», «Венчальная», «Куда уходит любовь», «Любовь жила», «Любовь и сумасшествие»,  «Любовь и счастье», «Разум и чувства», «Про любовь и влюблённость», «Сам слепи своё счастье», «Улыбка»

  • Об отношениях к братьям нашим меньшим

«Морские звёзды», «Про кота», «Про собаку», «Про бабочку», «Светлячок»

  • Для бесед с родителями

«Наши дети», «Семь чудес света», «Ангел-хранитель. Мама»,  «Богатый и бедный», «За день до своего рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях», «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок», «Записка», «Забери меня, мама», «Почему меня ты, мама, не родила», «Цепочка хромосомная», «Ювенальная юстиция»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Притча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне .

Слайд 3

Функции притч Функция зеркала Функция морали Функция хранения опыта Функция опосредования

Слайд 4

Способы использования притч в учебном процессе Обсуждение основной идеи и смысла истории. Название притчи. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения). Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы. Выделить ключевые понятия.

Слайд 5

Способы использования притч в учебном процессе Инсценировка по рассказу Загадка, на которую нужно дать ответ Найти или предположить (вставить) пропущенные слова. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста). Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.) Сравнение нескольких притч

Слайд 6

Способы использования притч в учебном процессе Обсуждение основной идеи и смысла притчи

Слайд 7

«Корзину –то возьми»

Слайд 8

Приём учителя УУД детей Ожидаемые результаты деятельности обучающихся Читает выразительно притчу. задает вопросы. выявляет, как обучающиеся поняли смысл притчи. Воссоздают образ в своём воображении; создают картинку, которая вызывает переживание, вопросы, мысли; думают. анализируют, высказывают мнения. Выявляют смысл притчи: «Не делай другому того, чего не хочешь получить сам». 1 способ. Обсуждение основной идеи и смысла притчи Фрагмент технологической карты занятия при работе над притчей «Корзину-то возьми» этап 1- фронтальная работа

Слайд 9

Приём учителя УУД детей Ожидаемые результаты деятельности обучающихся Даёт задания для групповой деятельности диагностирует, как работает группа. Соотносят качества характера человека с персонажем притчи (1 группа); соотносят пословицы со смыслом притчи (2 группа); соотносят личный опыт со смыслом притчи (3 группа). Соотносят смысл притчи с конкретными образами из жизни. Фрагмент технологической карты занятия при работе над притчей «Корзину-то возьми» этап 2 групповая работа

Слайд 10

Задание для 1 группы Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили. Легкомыслие Мудрость Беззаботность Жестокость Смирение Бессердечность Незлобивость Щедрость Скупость Благоразумие Страх старик юноша

Слайд 11

Задание для 2 группы Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи. Что ты даешь своим родителям – завтра получишь от своих детей. Что посеешь то и пожнешь. Не делай другим того, чего не желаешь себе. Дерево смотри в плодах, а человека в делах. Жадность подталкивает на подлость

Слайд 12

Задание для 3 группы Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

Слайд 13

Приём учителя УУД детей Ожидаемые результаты деятельности обучающихся Организует выступления обучающихся; диагностирует, что и как понял либо не понял ученик. Доказывают свои умозаключения. Знакомятся на примере конкретной притчи с нормой и множеством её проявления в разных средах. Фрагмент технологической карты занятия при работе над притчей «Корзину-то возьми» этап 3 групповая работа

Слайд 14

Способы использования притч в учебном процессе 2. Как могла закончиться притча?

Слайд 15

Приём учителя УУД детей Ожидаемые результаты деятельности обучающихся Представляет притчу в форме видеосюжета и останавливает (в середине просмотра); задаёт вопросы; выслушивает ответы обучающихся; выявляет, как поняли смысл данной притчи (диагностирует); призывает к действиям при помощи вопросов. Смотрят; строят гипотезы; высказывают свои намерения. Выявляют смысл притчи «Делай добро и другие будут делать добро в ответ»; соотносят смысл притчи с конкретными примерами из жизни 2 способ. «Притча без окончания» Фрагмент технологической карты занятия при работе над притчей «Бумеранг ДОБРА» этап 4 - фронтальная работа

Слайд 16

«Делай добро, и другие будут делать добро в ответ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и методы духовно-нравственное воспитание школьников на уроках естественно - научного цикла

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. ...

Приемы и методы духовно-нравственное воспитание школьников на уроках естественно - научного цикла

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. ...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках английского языка

В статье рассматривается возможность духовно-нравственного воспитания школьников на уроках английского языка, а также приводятся конкретные методы такого воспитания....

Республиканский семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей»: мастер-класс «Я гусли беру золотые»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:·        познакомить уч...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Духовно-нравственное воспитание - целенаправленный процесс, он направлен на формирование личности гармоничной, в то же время в современном мире участилось понятие информационных технологий, в которое ...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...