Отчёт по самообразованию
методическая разработка

Отчёт по саообразованию содержит краткое описание системы повышения уровня квалификации учителя русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ

 по теме самообразования  учителей русского языка и литературы Абрамовой А.В., Ливады Г.Ф. (заседание методического совета школы совместно с методическими объединениями учителей гуманитарного, естественно – математического циклов)

(20 декабря 2018 г.)

Вступление.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Спасибо, что откликнулись на наше приглашение и пришли поучаствовать в нашем мероприятии.

Порядок проведения отчёта по самообразованию требует выполнения определённых правил.

1) Представление учителя,  обоснование темы самообразования, формы самообразования.

Учителя русского языка и литературы, стаж работы Галины  Фёдоровны  более 30  лет, Анны Викторовны –  более 40  лет. Сразу же остановлюсь на форме  нашей работы по самообразованию. Это технологическая пара. Особенностью такой формы повышения квалификации учителя является то, что технологическая пара – это добровольный выбор учителя и его дело. Вообще такая форма повышения квалификации является новой, и должны существовать условия для организации повышения квалификации именно в такой форме, к ним относятся:

Абрамова А.В.:

-Преемственность образовательной программы (работаем по  программе Разумовской М.М.)

- заинтересованность в результате работы

- похожий или близкий тип мышления

Ливада Г.Ф.:

-Профессиональная и психологическая совместимость

- умение выслушивать правдивую оценку своей работы, стремиться исправлять  методические ошибки

- не следовать слепо чужому опыту, а адаптировать чужой опыт к собственным условиям работы и потребностям детей. 

Ведущий :

Конечно, можно сказать, что учителю, проработавшему более 30  или 40 лет, самообразование вообще – то может быть и не нужно. Понять обратное поможет простейший приём:  уважаемые коллеги, нарисуйте  круг, овал такого объёма, который,  по  вашему  мнению,  соответствует объёму  вашего  профессионального знания и умений.  Галина Фёдоровна, нарисуйте такой овал.  Анна Викторовна,  нарисуйте Вы   овал или круг. Вы видите, что чем больше круг, тем обширнее линии, обозначающие его границы – а это и есть область   незнания.  Вывод прост и понятен: учиться никогда не поздно, даже при наличии  опыта и багажа не только знаний, но и уверенности в себе.

Галина Фёдоровна:

Мы считаем, что  наш опыт в принципе по содержанию равнозначен  - это весомые плюсы и значительные минусы.  Что мы считаем плюсами?

1). Достаточно глубокое знание содержания предметов. Отмечу, что литература такой предмет, который отлично знать просто невозможно, безусловно, знание учителя намного объёмнее и глубже содержания школьной программы по литературе. И современный русский язык – это постоянно изменяющееся явление, поэтому говорить о том, что я отлично знаю свои предметы, значит, проявлять в какой – то степени ограниченность.

Анна Викторовна:

2). Знание методики традиционного (многолетнего) преподавания.

3). Умение выбрать необходимые в отдельной ситуации правильные  (на собственный взгляд)  педагогические и методические решения (увы, ошибок много).

4). В целом владение классами, организацией урока (незаконченных, сорванных уроков мало).

Анализ показал нам минусы опыта:

1). Много знаем, больше не хотим ничего узнавать.

2). Результаты на экзаменах неплохие, зачем что – то менять.

Галина Фёдоровна:

Хочу остановиться на теме нашего самообразования: «Интерактивные приёмы обучения». Тема не новая, и как будто всем хорошо известна. Более современный вариант – это образовательные технологии. Закономерным для нас стал   вопрос:  «Зачем тогда изучать такую упрощённую тему как интерактивные приёмы?».  Анализ своего самообразования начали с вопроса «А что такое интерактивные приёмы обучения?». Оказалось, знаем, но не очень хорошо. Мешает наукообразный язык, в  лабиринтах формулировок невозможно разобраться.   Нужны были понятные ответы,  нашли в Интернете:

Абрамова А.В.

Первый ответ учительский – с ним можно согласиться и не согласиться, в этом определении сложно отличить приёмы, методы и формы. Самое  важное, на наш взгляд,  мы выделили.  Интерактивные технологии обучения:
- это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие
ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех
его участников процессе  познания. Технологии обеспечивают обмен знаниями, идеями,
способами деятельности, совместное решение проблем, комфортные условия обучения.
        Наиболее эффективными, на мой взгляд, является: работа в парах, работа в малых
группах, карусель, мозговой штурм, ролевая (деловая) игра, дискуссия, метод
диалога. Все эти технологии стараюсь использовать в своей практике,  т.к позволяют критически мыслить,  находить пути решения проблемы, помогают  высказывать каждому свою точку зрения.

Ливада Г.Ф.

Больше всего понравился такой  ответ: особенно выделенная  его часть (орфография и  пунктуация  сохранены):

от слова interactive - взаимодействующий. 
система, обменивающаяся например информацией в обе стороны. например, обычный учебник можно только читать, т е получать из нее информацию, а при работе с 
интерактивной обучающей программой пользователь может сам выполнять какие то действия и получать на них ответ

 

Ещё интерактивный это, иначе говоря,  «имеющий отклик». Откликающийся. 
Взаимодействие здесь и манипулирование имеется ввиду, на что можно влиять. То что отвечает тебе в ответ на твоё действие (как правило, ты ведущая сторона).
Как вода или стекло (берём к примеру интерактивность в играх, откуда вроде бы оно и пошло) кинул камень, вода дала брызги и волны, а стекло треснуло или разбилось. Вот это интерактивность. Не интерактивно, это когда от действия нет никаких последствий или

они крайне недостаточны (камень просто утонул в воде или отлетел от стекла никак не повлияв на них самих). 
Вообще, «интер» это в данном случае означает «взаимно», а «активность» является «деятельность», то есть получается взаимодеятельность. 
По части программного обеспечения обычного используется понятие «обратная связь».

 

Абрамова А.В.

Появился второй вопрос «А мы вообще-то технологии используем?».

 На второй вопрос ответили так: «И технологии используем, некоторые технологии уже такой опыт наработали и результат дали: проектная, исследовательская – научно –практическая конференция, конкурсы, модульная, дифференцированная – процент успеваемости по итогам  аттестации по предметам  не хуже, а иногда и выше областного. Опыт и подсказал, что пользоваться постоянно только технологиями – это  вредно, потому что такая позиция лишает сам процесс урока творческого подхода. Поэтому сделали вывод, что лучше всего золотая середина, т.е. наличие в методическом арсенале учителя нескольких (3-5)  технологий, грамотного сочетания  приёмов организации учебной деятельности детей. Каждый из нас  убеждён в том, что  при имеющейся нагрузке невозможно выстраивать ежедневно 3-6 уроков  в соответствии с образовательной  технологией. Реальной возможностью качественной подготовки к урокам является вариативность: отдельные уроки организуем и проводим в соответствии с технологией, часть уроков -  в соответствии с требованиями конкретного подхода: личностно ориентированного, компетентностного.

Ливада Г.Ф.

Жёсткие рамки использования технологий устанавливает ФГОС, т. е. системно – деятельностный подход. В то же время  ФГОС предоставляет учителю право выбора  не только базовых, но и иных технологий.    Зачастую сложнее организовать продуктивную учебную деятельность учащихся  вне рамок технологии, потому что в технологии прописан каждый шаг учителя,  при этом  есть такие уроки, когда содержание материала, степень сложности его усвоения практически невозможно уложить в границы технологии. В этом случае  мы и используем сочетание интерактивных приёмов, что само по себе в руках учителя может стать технологией. Это осуществится в том случае, если учитель находит оптимальное сочетание форм, методов и приёмов при организации учебной  работы детей.

Такие  подходы нашего самообразования были нами определены. Что представляет собой само содержание нашего самообразования в течение полутора лет?

Абрамова А.В.

Это статьи, книги, презентации в различных форматах и  различных источниках.  

Формат: бумажный, электронный.

Источники:

методические журналы  для учителей - словесников «Русский язык», «Литература», издательский дом « 1 сентября», «Современный урок»,  Центр педагогической поддержки, «Справочник заместителя директора школы», «Управление начальной школой»;

Ливада Г.Ф.

Книги, брошюры: Г.О. Аствацатуров «Технология целеполагания урока», В., «Учитель», О.М. Новрузова,  «Педагогические технологии в образовательном процессе», М., Просвещение, А.И. Савенко «Путь в неизведенное. Развитие исследовательских способностей школьников», М., Генезис, В.В. Гузеев «Образовательная технология: от приёма до философии», М.,  «Библиотека журнала «Директор школы», «Проектирование и диагностика современного урока», М., «Библиотека журнала «Директор школы».

Абрамова А.В.

Презентации:

- «Интерактивные методы обучения», автор Н.И. Кошевая, ИПК ПК,

- «Методы работы с текстом», автор А.Н. Седенко, Академия повышения квалификации и переподготовки педагогических работников образования,

- «Метод проектов – технология компетентностно - ориентированного образования», автор Кошевая Н.И., ИПК ПК.

- «Единая технология чтения текста в «Школе 2100», О. В. Чиндилова,  АПК и ППРО.

Ливада Г.Ф.

        Безусловно, наиболее эффективными способами самообразования является прохождение курсов и профессиональное общение (взаимодействие) с коллегами.

Мы остановились на названных источниках не случайно, выбор был определён степенью полезности использования полученных знаний в процессе подготовки и проведения уроков.

        Если говорить в целом, то прочитанный и в большинстве случаев обсуждённый нами материал  способствовал  1) преобразованию  структуры урока  (появились  отдельные  этапы  – целеполагания, выявления затруднений учащихся, планирования);

 2)  изменению роли ученика и роли учителя (значительно возросла доля самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока, в т.ч. при изучении  нового материала); 3) изменению подхода при отборе содержания материала (отбор производится  с учётом диагностируемой цели урока, применяемых методов и приёмов при организации учебной деятельности ученика).

Абрамова А.В.

        Если говорить в частности, то предлагаем свой вариант анализа изменений в организации урока, которые мы считаем результатом использования в практике  изученного  нами методического материала:

Было

Стало

Цель сообщалась учителем

На отдельных  уроках  дети формулируют цель самостоятельно (работаем по  ФКГОС, это требование не обязательно) – ЗУХ, лексическая работа, подведение под понятие, сопоставительный анализ, гипотеза

Проверка домашнего задания осуществлялась без использования опоры, консультация учителя по допущенным ошибкам

Используется кластер, составленный дома

Выявление собственного затруднения

Обычно объяснение нового материала проводилось учителем

Отдельные темы дети изучают сами (используется кластер, логическая цепочка, двучастный дневник, бортовой журнал, составление алгоритма)

 

Ведущим приёмом на уроке литературы являлось комментированное чтение

Индивидуальному осмыслению произведения способствует использование приёмов «двучастный дневник», формулирование гипотезы и отбор доказательств для её подтверждения (опровержения), синквейн, антиципация (предвосхищение), суммирование прочитанного в парах

Форма проверки знаний: тест, изложение, диктант

Комплексный анализ текста – многослойная работа, побуждающая ученика работать по всем разделам языка

Постоянный уход к фронтальной работе при наличии индивидуальной, групповой парной форм (форма  только внешний признак урока) – дети сидят в группах, парах, работает 1-2 ученика, опрос всё равно фронтальный

Первое впечатление  - коллективная форма работы, т.е. сидит весь класс и работает, но содержание работы в тетради показывает, что каждый работает на своём уровне, если работают в паре, то один другому вынужден помогать, потому что отвечать будут оба.

Ливада Г.Ф.

Подводя итог отчёта по самообразованию, хотим сказать, что прочтение  любого (самого полезного)  методического материала должно быть каким – либо образом переработано, т.е. в процессе чтения мы тоже используем те же приёмы и что наши ученики.

Разрешите предложить Вам несложное упражнение на так называемое подведение под понятие. Организация работы в рамках этого упражнения предполагает использование нескольких приёмов. Итак, слово  МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ… Итак, с чего можно начать?  

1 приём: построение ассоциативного ряда. Что знакомо в этом слове? (предметность, предмет).

2 приём: практический: выделим корень слова. Что означает это слово (вещь, объект, часть науки)

3 приём: составление схемы.   Остановимся на 3-ем значении, какие предметы вы знаете, запишите названия 4-5 предметов в строчку.

4 приём. По словарю определите значение МЕТА-

Мета- (с греч. μετά- — между, после, через), часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (например,метагалактикаметацентр).

В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между».

Какое значение выберем?

Обсуждаются варианты: за не подходит, после предметов – не подходит, следующие предметы – нет, между предметами – отчасти да,  устанавливаются какие – то общие действия, навыки умения, через предметы – да, а что через предметы делается?

В схеме предметы – а сверху навыки, умения, знания – общие, важные для всех предметов.

Схема нам помогла понять, что такое метапредметность? Это обобщённые, важные для любого предмета навыки ребёнка, позволяющие ему превращать  теоретические чужие знания в  действия, т.е. превращать их в свои собственные  навыки и  знания. В принципе, приблизительное понятие о значении данного слова   мы конкретизировали.

Абрамова А.В.

Уважаемые коллеги мы представили отчёт по теме самообразования  через работу в технологической паре. Такая форма помогает учителю  больше узнать, сотрудничать с коллегой в профессиональных интересах, обеспечит психологическую поддержку, что в работе учителя очень важно. Поэтому рекомендует работу технологической пары.

 

Заверяю

Врио директора                                                  Горчакова В.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Отчет по самообразованию.«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жиз...

Отчёт по самообразованию

Отчёт по самообразованию сотоит из пунктов: Ф.И.О.; тема учреждения; индивидуальная тема;срок и период работы над темой; цель асмообразования по теме; задачи самообразования;курсы повышения квалификац...

Отчёт по самообразованию

для методических объединений...

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема самообразования: «Использование ИКТ на уроках английского языка с целью развития коммуникативных компетенций»....

Отчёт по самообразованию

Отчет по самообразованию за 2013-2014 учебный год. Тема отчета "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках"...

отчёт по самообразованию.

«Активизация учащихся на уроках технологии».           Эпиграфом мне хочется взять высказывание Д.Пойа «Хороших методов существует ровно столько, скол...