«Педагогическая мастерская: презентация успешных практик по основам православной культуры. Мастер – классы»
методическая разработка

В содержании мастер - класса  отражена система работы над созданием проекта "Виртуальный музей" учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_o_sozdanii_virutalnogo_muzeya.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на заседании секции

«Педагогическая мастерская: презентация успешных практик по основам православной культуры. Мастер – классы»

«Информационно – коммуникационные технологии и  духовно – нравственное  развитие  школьников:  «Виртуальный музей  «Апостол северных народов Святитель Иннокентий, митрополит Московский»  

А.В. Абрамова

Заместитель директора по научно – методической работе, учитель русского языка и литературы   МБОУ «Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть – Омчуг», Магаданская область

Уважаемые коллеги!  

В 2015 году в школы было направлено письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об изучении предметных областей «ОРКСЭ» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России».  Изучение и обсуждение этого документа помогло выявить проблемы образовательной практики:

В этих документах  содержатся  конкретные требования по развитию духовно – нравственных качеств личности школьников через названные предметные области, есть опыт ведения курса ОРКСЭ Модулей «Основы православной культуры», «Основы светской этики»), но нет  технологии, обеспечивающей преемственность курса ОРКСЭ И ОДНКНР. Мы знаем, что ОРКСЭ преподаётся 1 час в неделю в 4 классе. Затем курс исчезает из  образовательного процесса. Отсутствие преемственности – это тоже одна из проблем реализации  названных предметных областей. Самая сложная проблема – обеспечить участие самих школьников в процессе реализации  «Основ духовно – нравственной культуры народов России».  

Одной из форм работы, позволяющей обеспечить единство образовательного пространства, преемственность, способствующей участию школьников в работе является виртуальный музей. И это не только потому, что тема  работы «Виртуальная экскурсия». Где проводят время дети на переменах, в свободное время после уроков? Очень часто в  виртуальном  пространстве.  Привлекая школьников к созданию виртуального музея, мы ориентируем ребёнка на поиск познавательного и содержательного материала, тем более создание музея – это дело не одного и даже не десяти дней. Кроме этого, нужна основа для  проектирования музея. У нас такой основой стал устный журнал «Слово о великом человеке. Святитель Иннокентий», созданный при активном участии учеников 7 классов в прошлом учебном году. Лекторская группа из числа семиклассников представила журнал в 7 – 10 классах школы. А в текущем учебном году был разработан проект  виртуального музея. Что самое трудное в создании виртуального музея?  

Определить его идею.

Коллеги, давайте поработаем вместе и определим идею создания виртуального музея «Новомученики Земли Колымской» (участники выдвигают собственные гипотезы).

 Спасибо. Очень хорошо.

Следующий наш совместный шаг: проектирование  самого музея. Давайте определим количество залов в нашем музее.  Например, три.

Итак, как можно назвать первый зал: (участники выдвигают собственные гипотезы). В качестве примера предлагаются варианты:  «История советской Колымы», «Репрессии и Колыма», «Трагические страницы истории нашей малой родины».

Второй зал «Дорогами скорби» -  лагеря на территории области (участники определяют содержание материала).  

Третий зал «Новомученики Земли Колымской».

А на каких уроках можно будет использовать  материалы  музея  в качестве источника информации?

Как сделать эту работу полезной?

(Один из ответов: подготовить детей к экскурсии по музею).

Я приглашаю Вас на экскурсию в виртуальный музей «Апостол северных народов Святитель Иннокентий, митрополит Московский».

Маршрут экскурсии по виртуальному музею включает посещение 7 залов:

1). По страницам истории Колымского края.

2).  Православие на Колыме. Храмы Магаданской области.

3). Святитель Иннокентий: детство и юность.

4). В начале  священного пути. Жизнь  во имя людей.

5). Путь Святителя по Колымской земле.

6). Дела Твои святы…

7). В памяти народов.

  Вначале экскурсии  говорится  о содержании залов музея,  обращается внимание на оформление экспозиции  перед входом в музей. Затем участники экскурсии направляются в первый зал. Краткий экскурс в историю освоения Магаданской области  позволяет слушателям вспомнить, что они знают  из истории и географии малой родины. Особое внимание уделяется событиям духовной жизни на Колыме,   слушатели знакомятся с понятием  миссионер. На первом этапе экскурсии упоминается имя святителя Иннокентия, отмечается его огромная роль в распространении  православия  на севере. Таким образом, слушатели готовы посетить второй зал музей «Православие на Колыме. Храмы Магаданской области». Во втором зале представлены фотографии большинства храмов нашей области. В Ягоднинском районе есть храм святителя Иннокентия, поэтому логичен переход в третий зал, где можно познакомиться с  материалами, рассказывающими о родине святителя, его детстве и юности.  

Сведения о начале священного пути святителя Иннокентия снабжены доступным наглядным материалом:  географическими картами, рисунками девятнадцатого века, иллюстрациями, фотографиями. Цитируются высказывания людей, знавших святителя Иннокентия, приводятся примеры его мужества и самоотверженности. В пятом зале «Путь святителя Иннокентия по Колымской земле»  расположены материалы о его пребывании в нашем краю. Усиливает эмоциональное воздействие на слушателей наглядный материал: на карте Магаданской области проложен путь святителя (по его запискам, письмам, воспоминаниям современников), иллюстрации девятнадцатого века, современные фотографии подчёркивают, в каких тяжелейших климатических и общественных условиях  жил и служил великий человек. В шестом зале слушатели знакомятся с деяниями святителя на Дальнем Востоке, в Якутии, здесь же представлена карта «Итоги миссионерской деятельности  святителя Иннокентия в Сибири, на дальнем Востоке, в Русской Америке. Территория епархии, где в течение многих лет служил святитель,  равнодушным не оставляет  никого.

Экскурсанты знакомятся с редким документом – Указом о назначении святителя митрополитом Московским, его деятельностью на этом высоком посту, посещают место упокоения митрополита Московского Иннокентия.

В седьмом зале представлены  материалы,  которые подтверждают мысль о вечности    православных духовных ценностей. Слушатели побывают в музее на родине святителя, поучаствуют в ангинском хороводе в честь святителя  Иннокентия, посетят памятники в Магадане, Благовещенске, ознакомятся с выставочными материалами, посвящёнными Иннокентию, святителю, Апостолу северных народов, митрополиту Московскому,  в городах Сибири и дальнего Востока.  

По окончании экскурсии  слушатели  могут задавать вопросы экскурсоводам. Если экскурсия проводилась в рамках изучения регионального компонента по истории, географии, обществознанию, то учитель может предложить детям написать сочинение – эссе, рассуждение о жизни и подвиге святителя. Если участниками экскурсии являются взрослые (родители, учителя), то формой рефлексии может быть «Неоконченное предложение», «Синквейн» и др. При условии проведения экскурсии на классном часе можно предложить детям внести дополнения в содержание данного проекта.

Заверяю

Врио директора                                           Горчакова В.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры.

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры....

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)

Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...