Доклад "Проблемное обучение на уроках экономики в 10-11 классе"
статья (10 класс)

 Людмила Александровна Гусева

Доклад "Проблемное обучение на уроках экономики в 10-11 классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Гусева Людмила Александровна

Учитель экономики МБОУ «Школа №12»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКОНОМИКЕ в 10-11 классе

Новые условия образования диктуют необходимость модернизации технологии обучения, в т.ч. самостоятельной работы обучающихся.

Значимость самостоятельной работы очевидна, т.к. она позволяет обучающимся осуществить:

  1. Глубокое изучение сущности вопроса, возможность основательно в нем разобраться.
  2. Выработку стойких самостоятельных взглядов и убеждений.
  3. Формирование ценных качеств: трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления.
  4. Развитие умения самостоятельно приобретать и углублять знания.

Все это особенно важно в условиях бурного развития науки и техники, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения различных литературных источников.

За время работы, мною были выявлены проблемы связанные с выполнением самостоятельной работы обучающихся: это слабая самостоятельная работа на уроках; слабая подготовка обучающихся к внеаудиторной работе; слабое участие в научно-исследовательской деятельности; слабое выполнение курсовой работы; недостатки в дипломной работе.

Мною были использованы различные пути решения проблемы :

использование тестов, презентаций как своих, так и подготовленных обучающимися; использование творческих заданий для самостоятельной работы и т.д.

В процессе работы на уроках мною применяются различные методы обучения, например, методы проверки и контроля знаний; практические методы; наглядные методы, метод креативного мышления.

Но самым эффективным является применение проблемного метода, особенно в самостоятельной работе обучающихся.

Предлагаемый подход изучения экономики организации на основе проблемного метода, предложенного И.Я. Лернером, обеспечивает создание уникальной образовательной среды, провоцирующей обучающихся на самостоятельную постановку проблемы и ее решение, а также поисковую и исследовательскую деятельность.

Поэтому основная цель работы - создание условий для самостоятельной работы обучающихся по экономике организации с использованием проблемного метода для формирования творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению.

Основные задачи:

  • проанализировать курс экономики организации и определить виды самостоятельной работы с применением проблемного метода обучения;
  • пересмотреть типы уроков по экономике организации;
  • пересмотреть методические рекомендации к самостоятельной работе, курсовой и дипломной работе;
  • составить перспективный план исследовательской работы с использованием технологии проблемного обучения.

Для развития интеллектуальных умений обучаемых важно организовать работу по самостоятельному получению ими новых знаний в процессе поиска, размышлений, сопоставления имеющихся знаний.

Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знания в готовом виде, но ставит перед обучающимися проблемные задачи, побуждающие их искать пути и средства решения.

Схема проблемного обучения выглядит следующим образом. Вначале преподаватель с помощью разнообразных способов создает проблемную ситуацию, совместно с обучающимися ставит учебную проблему, побуждающую к поиску неизвестного. Решение проблемы осуществляется на основе выдвижения и обоснования гипотез, их проверки. Это требует привлечения знаний.

В проблемном обучении выделяют систему методов:

  • проблемное изложение;
  • проблемные вопросы;
  • диалоговые беседы;
  • поисковая деятельность;
  • метод мозговых атак;
  • метод эвристических задач.

Например, стараюсь сформулировать тему урока, чтобы она заставляла обучающихся задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме. Изучение новой темы строю в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете?..», «Что бы вы сделали?..». Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы.

И.Я. Лернер выделил 6 типов ситуаций, которые помогают сконструировать 6 типов проблемных задач:

1) ситуация неожиданности

2) ситуация конфликта

3) ситуация несоответствия

4) ситуация неопределенности

5) ситуация выбора

6) ситуация предположения

Примеры

1) ситуация неопределенности, возникающая в случае, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения.

2) ситуация предположения, основанная на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере и последствии изучаемых явлений.

Задание: Объясните, в чем разница между этими основными средствами и как их использование на предприятии отразится на производстве продукции?

Этапы осуществления проблемного подхода

1 этап. Подготовка к восприятию проблемы.

2 этап. Создание проблемной ситуации.

3 этап. Формулировка проблемы.

4 этап. Процесс решения проблемы.

5 этап. Доказательство правильного решения.

Использование проблемного метода на уроках экономики организации дает положительные результаты.

Проблемный метод повышает самостоятельность обучающихся, увеличивает их творческую активность, способствует их интеллектуальному развитию. Анализ выполнения внеаудиторных работ по экономики организации показывает увеличение качества результатов - так в 2018-2019 уч. году выросло количество обучающихся, получающих оценку «отлично» на 6 человек, а количество обучающихся выполнивших внеаудиторную работу на оценку «удовлетворительно» уменьшилось на 4 человека.

Анализируя полученные данные, мы видим, что количество обучающихся, участвующих в научно-исследовательской деятельности в 2018-2019 уч. году увеличилось на 7 человек.

Применение проблемного метода на уроках экономики позволяет развивать навыки самообразования, способствует развитию культуры мышления.

Как у любого методического подхода, у проблемного метода есть положительные и отрицательные стороны.

Положительные:

1) Развитие навыков самообразования

2) Развитие культуры мышления

3) Повышение интереса к дисциплине

4) Опыт творческой деятельности

Отрицательные

1) Слабая управляемость учебным процессом

Опыт формирования умений обучающихся применять метод проблемного обучения имеет отношение к изучению дисциплины экономики организации и охватывает все экономические дисциплины и МДК как на аудиторных занятиях, так и при выполнении внеаудиторной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное обучение на уроках экономики

Интерактивное обучение на уроках - это методическое веление времени, которое связано с новым (или может быть хорошо забытом старом) типом взаимодействия Учителя с Обучающимся, подразумевающее ак...

Интерактивное обучение на уроках экономики

Проблема активности в обучении неразрывно связана с пониманием сущности познавательной деятельности человека. Пассивность в учении, когда в роли ведомого и смотрящего за тобой выступает учитель, не мо...

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках экономики.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образо...

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках экономики.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образо...

Использование ИКТ и новых методов обучения на уроках экономики

Обобщения опыта работы учителя. Применение проектной и исследовательской деятельности на уроках экономики....

Кроссворды как дидактическое средство обучения на уроках экономики

на уроках экономики с целью контроля знаний учащихся периодически использую авторские кроссворды по разным темам предмета....

«Методы активного обучения на уроках экономики как средство формирования социальной компетентности учащихся»

Педагогический опыт «Методы активного  обучения  на уроках  экономики  как средство формирования социальной  компетентности    учащихся» сформирован...