Работа в МО естественно-математического цикла
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)


Предварительный просмотр:

Предметная неделя по математике и информатике.

Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев  сделать его немного занимательным.

Б. Паскаль

Цель проведения предметной недели — развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества, повышение профессионального мастерства учителей через подготовку материалов к викторинам, конкурсам, беседам и урокам

Задачи предметной недели:

  • совершенствование профессионального мастерства учителей через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучению математики и информатики;
  • выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению математики и информатики.

 

Проведение предметной недели.

Направление первое. «История математики и информатики».

Направление второе. «Занимательная математика и  информатика».

Направление третье. «Математические состязания».

Направление четвертое. «Прикладная математика».

Направление пятое.  «Математические игры».

Подведение итогов предметной недели .

План проведения предметной недели по математике и информатике

Дата

Мероприятия

Участники

Время

Ответственные

10 марта

вторник

  • Конкурс «Лучший  счётчик»

  • Что? Где? Когда?
  • Час занимательной информатики.
  • Математические газеты

6-11кл

10б

В течение дня

на каждом уроке математики (5-7 минут)

1 урок

3 урок

Бигбашева Л,В.

Гришкова Л.Н.

Сенчурина А.К.

Сенчурина А.К.

Бигбашева Л,В.

Гришкова Л.Н.

Сенчурина А.К

11 марта

среда

  • «Веселая математика»

  • Час занимательной информатики
  • Тригонометрические тождества. открытый урок

  • «Своя игра»  внеклассное мероприятие

  • Что? Где? Когда?

5-10 кл

10б

6 а,б классы

11а

На уроках математики(5-7 минут)

2 урок

6 урок

7 урок

В 15.15 и на больших переменах

прием ответов  на задания из математических газет

Бигбашева Л,В.

Гришкова Л.Н.

Сенчурина А.К.

Сенчурина А.К.

Бигбашева Л,В.

Бигбашева Л,В.

Сенчурина А.К.

Бигбашева Л,В.

Гришкова Л.Н.

12 марта

четверг

  • Час занимательной информатики
  • Час занимательной информатики
  • Час занимательной информатики

  • «Лучшая тетрадь по математике»

2 урок

3 урок

6 урок

В 15.15 каб 33

В 15.15 и на больших переменах

прием ответов  на задания из математических газет

Сенчурина А.К.

Сенчурина А.К.

Сенчурина А.К.

Бигбашева Л,В.

Сенчурина А.К.

13 марта

пятница

  • Викторина «Прикладная математика»

  • Что? Где? Когда?
  • Конкурс математических газет

9 б

1 урок (15 минут)

6 урок (15 минут0

5 урок

Кабинет 33 в 15:15

Бигбашева Л.В.

Бигбашева Л.В.

Гришкова Л.Н.

Сенчурина А.К.

Бигбашева Л,В.

Гришкова Л.Н.

Сенчурина А.К

14 марта

суббота

  • Час занимательной математики

3урок

4 урок

Сенчурина А.К.

Сенчурина А.К.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СВОЯ ИГРА 6 класс Автор:Бигбашева Л.В. учитель математики ОГБПУИ СФККК Г. Смоленск

Слайд 19

Знаете ли вы, что у числа (ПИ) есть два неофициальных праздника. Первый — 14 марта в Америке . Второй — 22 июля в европейском формате . Почему?



Предварительный просмотр:

Тема: « Использование инновационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Бигбашева Л.В.

На уроках в течении 3 лет я использовала различные технологии (информационно-коммуникативные технологии, дифференцированный подход в обучении, технологии проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии и др.)

В этом году я широко использую групповую форму работы. На мой взгляд, это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность этой формы работы в том, что здесь происходят непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство их деятельностью со стороны учителя.

Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения, у них формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.

Поэтому в этом году план работы был следующим:

  1. Изучение литературы по данной теме.
  2. Изучение педагогического опыта.
  3. Этапы проработки материала.
  4. Творческое сотрудничество.
  5. Практические выводы после проработки темы.
  6. Отчет по теме на МО.

Ожидаемые результаты работы:

  • растет самокритичность ребенка,
  • возрастает глубина изучаемого материала,
  • растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся,
  • возрастает сплоченность класса,
  • меняется характер взаимоотношений между детьми, дети согласовывают свои действия,
  • учатся делать выводы по предметному содержанию,
  • формируется терминологическая речь.

Актуальность и перспектива опыта.

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов(таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.

Теоретическая база опыта.

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.

Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

  • класс разбивается на несколько групп от 2 до 6 человек;
  • каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
  • внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности. Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.

Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников ( хотя группа состоящая только из слабых учеников себя не оправдывает).

Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся.

Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».

/Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119/

Мною также были изучены материалы:

http://www.profistart.ru/ps/blog/28008.html 

Экспериментальная разработка “Обучение распределению ролей в группе (на примере решения задач на уроках математики)” Ткаченко Римма Анатольевна 

ttp://xreferat.ru/71/2884-1-primenenie-metoda-proektov-v-nachal-noiy-shkole.html

Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. – М.: Знание, 1975. – 64 с

В ходе изучения данной темы сформировались правила работы

1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6.  В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
7. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

Преимущества групповой работы:

  • грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
  • формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  • в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
  • учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  • у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
  • для решения большинства задач необходима работа всей группы;
  • какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
  • улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
  • не дает возможности спрятаться, задействованы все;
  • вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
  • совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Функции учителя

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:

  • объяснение цели предстоящей работы;
  • комплектование групп;
  • комментарий к заданиям для групп;
  • контроль за ходом групповой работы;
  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Адресная направленность опыта:

  • опыт организации групповой формы деятельности универсален для всех предметов, любого цикла;
  • возможность использования опыта в различных возрастных коллективах, с учетом возможностей и потребностей учащихся;
  • творческий подход учителя к организации групповой деятельности делает эту форму интересной, доступной, дающей самую важную основу для развития личности через общение, сотрудничество.

Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.

Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы.

И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы, тем профессиональнее будет наша работа.

Групповая работа решает проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненныхценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности  сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Примеры работы в группах:

Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.
  • Соблюдается жесткий регламент.
  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.
  • Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

  • Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

  • Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

Развивающая ценность групповой формы работы:

  • развитие мышления;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие самостоятельности и активности, уверенности в себе;
  • развитие наглядно-чувственной базы для теоретических обобщений;
  • развитие умений целеполагания, контроля, оценки, самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;
  • развитие интереса к предмету;
  • происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Воспитательная ценность групповой работы:

  • совместное переживание, вызванное решением задач группой;
  • формирование собственной точки зрения, научных убеждений;
  • улучшение психологического микроклимата на уроке;
  • способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам.

Также я принимала участие в вебинарах  международного образовательного портала «Солнечный свет»по темам которые включают и групповую работу: «Игровые здоровьесберегающие технологии в образовательной организации». «Эффективная реализация ФГОС»,  «Приемы снятия агрессии у детей»

Публикация урока на Инфоуроке  «Тригонометрические тождества» 10 класс. С использованием парной работы.

Выводы:

Вся моя работа направлена на создание адаптивных условий для обучения математике. Адаптивные условия нужны для того, чтобы учить детей с разными уровнями обучаемости, удовлетворять потребности в получении образования по математике в соответствии с зонами развития учеников. Охрана здоровья.

Выбор методической темы был целесообразным, правильным.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы МО учителей естественно-математического цикла.

План работы МО учителей естественно-математического цикла....

План работы методического объединения естественно-математического цикла

Для руководителей методического объединения естественно-математического цикла...

План работы ШМО учителей естественно-математического цикла на 2011/2012 уч.г.

План работы ШМО учителей естественно-математического цикла на 2011/2012 уч.г...

План работы мо учителей естественно-математического цикла

План работы учителей естественно-математического цикла небольшой сельской школы....

Анализ работы методического объединения естественно - математического цикла за 2012 - 2013 год.

Методическое объединение работало над темой "Повышение качества образования через использование новых современных технологий и ИКТ"...

Внеурочная работа по предметам естественно-математического цикла

Внеурочная работа по предметам естественно-математического цикла...