система подготовки уч-ся к егэ
статья (11 класс)

  Выступление  на заседании районного Методического объединения учителей русского и литературы Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя–словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена - обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotoki_uch-sya_k_ege.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»

Система подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
(из опыта работы).

Хожаева Л.Н .,

учитель русского языка и литературы

                                                           высшей квалификационной категории.

                                        2020 г.

Знание только тогда становится
знанием, когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.

Единый государственный экзамен и Основной государственный
экзамен стали частью профессиональной жизни учителя-словесника. Один из
существенных факторов успеха экзамена - обеспечение качественного
преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная
подготовка к его сдаче. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к
экзамену. При ежегодном анализе результатов ЕГЭ по  приходится
наблюдать, что наибольшие трудности у выпускников вызывают задания №5
(лексические нормы: употребление слова в соответствии с точным
лексическим значением и требованием лексической сочетаемости), №21
(функционально-смысловые типы речи), №19 (знаки препинания в сложном
предложении с разными видами связи).
С чего же начинается моя работа по подготовке к сдаче экзаменов?
Подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом
классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми
орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи,
культурой общения и так далее.
С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда
записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в
таблицы, разрабатывают алгоритмы и рассуждения по ним. Мои ребята
любят составлять кластеры по темам, которые они защищают как свою
творческую работу, готовят по нему выступление, а значит, таким образом
еще раз повторяют, а самое главное, систематизируют изученный материал.
Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и
навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го
класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно
готовя их к формату ЕГЭ.
Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является
формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и
создание собственного текста. Поэтому ключевым моментом по подготовке к
ОГЭ и ЕГЭ считаю комплексную работу с текстом, которую начинаю также в
5 классе. Сначала это небольшие тексты, которые использую и в качестве
разминки, и в качестве отработки навыков по теме, причем анализ текста
обязательно предусматривает определение стиля текста, типов речи, средств
грамматической связи.
При разработке системы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию",
"Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию",
"Орфографию", «Синтаксис», "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к изложению и сочинению).
Для успешного выполнения тестовых заданий необходимы глубокие и
прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все
полученные знания за курс 5-9 класса. Для этого использую пошаговую
систему работы, которая, наверное, знакома и вам.
Шаг 1. Повторение теоретического материала. Систематизация
теоретического материала осуществляется двумя способами: методом
индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы,схемы.
Шаг 2. "Продвинутая" лекция. (технология РКМЧП)
Наиболее объемные или сложные темы обобщаются учителем или
учащимся при помощи "продвинутой" лекции с использованием мультимедиа (это могут быть слайды, таблицы).
Шаг 3. Работа в группах по отработке тестовых заданий.
В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый
материал заданий, это помогает им сэкономить время на выполнении
заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль.
Шаг 4. Самостоятельный выбор задания.
Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки
домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и
отрабатывают тестовые задания. Для этого использую пособия или
дополнительный материал.
Обязательно знакомлю выпускников с критериями оценивания ОГЭ и
ЕГЭ  В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать готовые
варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание
того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при
написании собственной работы ученик ориентируется на те требования,
которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет
полезен как ученику, так и учителю.
Считаю,что уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер.
Практически на каждом уроке использую разминки на повторение. Такой вид
работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная
«разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над
произношением и лексическим значением слов; орфографический разбор
слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по
исправлению грамматических ошибок.
У многих учащихся работа с текстом вызывает трудности. Подготовка к
ОГЭ также обязательно должна включать в себя анализ работ, которые были
выполнены выпускниками в прошлом учебном году. Использую такую форму работы, где самим учащимся предлагаю проверить изложение или сочинение в качестве экспертов. Это заостряет внимание учащихся на проверке собственной работы, на использовании приемов сжатия (упрощение, обобщение, исключение). К сжатому изложению по аудиозаписи я стала готовить, конечно, не в 9 классе, а гораздо раньше.
 При подготовке к изложению отметила, что наиболее трудным является
обобщение, поэтому стала применять следующие виды работы:
-сокращение текста;
- составление плана текста;
- замена сложных предложений простыми;
- исключение повторов;
- замена прямой речи косвенной;
-передача смысла прочитанного одним предложением;
-исключение лишней информации из текста.
Последний вид работы в ОГЭ – сочинение. Для выпускников
сочинение является самой сложной частью экзаменационной работы.
В идеале (так подразумевает программа по русскому языку)
выпускник 9 класса должен хорошо знать русский язык, а это значит,
владеть разными видами высказывания, самостоятельно создавать текст. А
если признаться честно, все ли наши 9-классники могут этим владеть в
достаточной степени? Поэтому опытный учитель последовательно
отрабатывает навыки рационального чтения учебных, научно-популярных,
публицистических текстов. Комплексный анализ текста помогает учащимся
исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного
высказывания. Примерная программа комплексной работы с текстом
приведена в книгах Т.М. Пахновой "Готовимся к экзаменам по русскому
языку", в методическом пособии для учителей словесников С.Л. Каганович
"Обучение анализу поэтического текста", Русский язык., « Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки»  Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.
 практикую, начиная также с 5 класса. При изучении морфологических,
пунктуационных, синтаксических тем предлагаю сочинения о роли той или
иной части речи, знака препинания, обращения, вводных слов и т.д.
Для подготовки к сочинению 15.3 составляем словарик понятий
(доброта, честность, доблесть, подвиг, человечность и т.д.)
Конечно, если учащиеся успешно готовились к экзамену в 9 классе, то к
10-11 классу у них сформирована основная база знаний и умений. На первых
уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения
ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями. Сразу
показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся
при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую
школьникам, какими Internet-ресурсами они могут воспользоваться.
Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе
сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который
позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории
языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они
посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о
необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в
самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так
как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и
низким уровнем подготовки.
Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это
и есть сочинение.(задание 27)

В начале подготовки к сочинению я знакомлю учеников с планом развернутого ответа и с требованиями к нему. Для этого пользуюсь только материалами ФИПИ. В Демонстрационном варианте четко прописано, каким должно быть сочинения. Указаны все этапы работы ученика над заданием №27 Затем отрабатываем методику написания сочинения. Провожу несколько уроков, посвященных каждому этапу:

  1. Урок по методике выявления проблемы.
  2. Урок по приемам написания комментария.
  3. Урок по определению авторской позиции.
  4. Урок по формулированию собственного мнения.
  5. Урок по композиции сочинения.

На каждом из таких уроков обязательно знакомлю учащихся с «Критериями оценивания задания с развёрнутым ответом» (из того же Демонстрационного варианта с ФИПИ). Кроме того, мы пишем сочинения, которые оцениваются только по критерию К1 (К2, К3 и т.д.)

Вырабатываю стратегию работы с текстом

Стратегия работы с текстом

> Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.

> Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.

> Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.

> Шаг 4. Напишите заключение.

Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к
выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику
преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля
знаний.
В качестве вывода могу сказать, что средств для помощи в подготовке
выпускников к итоговой аттестации много. Безусловно, любой компетентный
учитель способен готовить школьника к экзамену. А любой школьник изучает все предложенные вопросы в течение 11 лет. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина проста. Но для успешной сдачи экзамена учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность
подготовки к нему. Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху. Я считаю, что каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к ГИА

Из опыта работы. Тематическая тетрадь по алгебре 7 кл...

Система подготовки к ГИА в 9 классе

В материале показано как можно организовать подготовку к ГИА.Метериал в виде презентации....

Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по развитию связной  речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....

Система подготовки к ГИА

Система содержит основные направления подготовки к ГИА  по истории в 9 классе. В ней обозначены оптимальные формы организации учебной деятельности, проблемный подход в изучении некоторых вопросов...

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе

Положительный опыт работы учителя математики сельской школы, эффективные методы и приёмы, основные этапы подготовки учащихся к единому государственному экзамену....

Система подготовки лидеров в детском общественном объединении

Система подготовки лидеров в детском общественном объединенииВ работе представлен следующий материал: основные понятия, основные формы работы с активом: тренингишкола активапрофильная смена...

Система подготовки к Единому государственному экзамену: этапы подготовки к части С

Данный материал является дипломной работой по курсу переподготовки учителей...