статья
статья

Сязи Оксана Никоноровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_syazi_situatsiya_uspeha.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии воспитания

Создание ситуации успеха для развития личности воспитанника в условиях интерната

Воспитатель I квалификационной категории

Сязи Оксана Никоноровна

Основным ориентиром моей педагогической деятельности является создание условий для личностного становления ребёнка, его самореализации и развития его самосознания. В связи с этим, ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее, и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Воспитательная ценность самореализации заключается в проявлении потенциальных возможностей личности школьника, их актуализации и дальнейшего развития. Следовательно, важнейшим условием самореализации личности в педагогически организованном процессе является многообразие деятельности и отношений, в которые ребенок может включиться.

Главный смысл деятельности воспитателя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

С чего начинается создание ситуации успеха? Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт детей в интернате.Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ребёнка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор— вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими.

Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. В основе ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков - реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я», «сделать заявку» на будущее. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.

Использую следующий Алгоритм создания ситуации успеха

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

К примеру, у ребенка завтра будет контрольнаяпо устным предметам, и я предлагаю совместно подготовиться:«Давай мы вместе поработаем, обсудим непонятные для тебя вопросы»

2. Авансирование успешного результата

Помогает воспитателю выразить свою твердую убежденность в том, что воспитанник обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У тебя обязательно получится». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с того, что у тебя лучше всего получается.

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

К примеру, при подготовке к мероприятию нужно нарисовать плакат. Лучше всех рисует Ксюша и мы ей говорим: «Без твоей помощи ребятам не справиться»

5. Персональная исключительность

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.К примеру, в творческой деятельности лучше всех получается у Андрея, а в интеллектуальном направлении у Егора, Севы.

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...».

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу... «. «Так хочется поскорее увидеть...».

7. Высокая оценка детали

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

Используется, например, при выполнении каких-либо поделок, изделий. «Больше всего мне в твоей работе понравилось...». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы»

Использую приемы создания ситуации успеха:

1. "Эмоциональное поглаживание"

С легкостью раздаю комплименты. При выполнении определённого поручениявсегда говорю «молодец», «умница». Внушить ребенку веру в себя.

2. «Шанс»

Определенные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

3. «Сопереживание»

Этот прием взывания к чувствам ребенка можно применять в том случае, когда есть надежда, что искреннее обращение взрослого к лучшим чувствам детей получит понимание.

4. «Обмен ролями»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных, эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

5. «Заражение»

В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одного к другому. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих детей. Главное в том, чтобы в достижениях ребенка окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».

В создании ситуации успеха использую в своей работе коллективные формы воспитания.В данном случае действует принцип «Что одному не под силу, то легко коллективу». Некоторые воспитанники, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, здесь предоставляется возможность реализации коммуникативных потребностей детей.

Использую правила, обеспечивающие ситуацию успеха.

  • Не наказываю грубой критикой в адрес воспитанника.
  • Подбадриваю за малейший успех, одобряю за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
  • Своевременно отмечаю успехи и достижения детей во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ребенка.
  • Применяю в мероприятиях задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

Любое общее дело стараюсь завершить рефлексией: что получилось хорошо; что не очень получилось и почему; что каждый лично понял и чему научился, участвуя в общем деле; что предлагает или желает делать дальше.

Достижение воспитанником успеха, радости, способствует формированию аналогичного состояния и у меня, как результата моей профессионально-творческой деятельности, повышается мотивация к успеху в работе.

На основе всего этого, можно сделать вывод: успех ребенка сегодня – это завтрашний успех в его жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....