Психологический мониторинг
материал

Таранова Анна Викторовна

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития обучающегося, создания банка психологических данных на каждого обучающегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории обучающегося. Так же о задачах, направлениях, критериях, возможностях и показателях результативности психологического мониторинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_monitoring.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический мониторинг

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития обучающегося, создания банка психологических данных на каждого обучающегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

  • получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в ОУ;
  • предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
  • структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:

психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия —> психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия и т.д.

Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и, прежде всего, качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности нами рассматривается динамика психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований – познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.).

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

  • познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
  • мотивационная сфера и динамика ее развития;
  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
  • личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения:

1. Диагностика познавательной сферы учащихся. В соответствии со спецификой качественных изменений в умственном развитии школьников и закономерностей становления учебной деятельности можно выделить особые “показательные” этапы школьного образования. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, выявляет качественные изменения и определяет общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников, т.е. наиболее достоверно представляет результаты образовательного процесса с точки зрения общей образованности учащегося.

1 этап – поступление в школу. Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.

2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.

3 этап обучение во втором – третьем классах начальной школы. Задачи этапа: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

4 этап – переход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.

5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи: изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей.

6 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение. Задачи: определить умственный “профиль” и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; выявить уровень развития теоретического и практического интеллекта; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических способностей; измерить развитие различных функций интеллекта.

7 этап – итоговый. Задачи: изучить общий уровень умственного развития и сформированности учебной деятельности у выпускников средней школы, проанализировать качество овладения понятиями и логическими операциями на материале основных учебных дисциплин, оценить способность к наглядному и образному мышлению, а также получить характеристику общей образованности учащихся.

2. Диагностика мотивационной сферы учащихся. Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.

Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих “контрольных” точках возрастов:

  • перед поступлением в 1-й класс;
  • по окончании 1-го класса;
  • по окончании начальной школы или в период поступления в 5-й класс;
  • в период обучения в 7-м классе;
  • по окончании 9-го класса;
  • по окончании 11-го класса.

3. Диагностика эмоционально-волевая и личностной сферы. Так как особенности эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому особенно целесообразно ее изучение в “критические” возрастные адаптационные периоды:

  • поступление в первый класс и период обучения в первом классе;
  • период перехода из начального звена в среднее и обучение в 5-ом классе;
  • период обучения в 10-м классе.

Для реализации поставленных задач пользуемся специально подобранным инструментарием, который подбирается по следующим основным критериям:

  • валидность по отношению к измеряемым показателям; психодиагностические методики должны быть направлены именно на измерения заданных параметров;
  • стандартизированность исследовательских процедур; подобранные психодиагностические методики должны предусматривать в своем содержании унифицированные процедуры проведения, обработки и интерпретации полученных данных, так как возникает необходимость сравнения результатов;
  • сопоставимость тестовых показателей методик, используемых на различных этапах возрастного становления учащегося; необходимо использовать психодиагностические методики, дающие сопоставимые показатели, но с учетом возрастного аспекта;
  • экономичность; в связи с загруженностью психологов необходим пакет методик, требующий минимальных временных, организационных и материальных затрат, но в то же время дающих возможно полную информацию о всех сторонах диагностируемых процессов.

Например, при проведении психологической скрининговой диагностики (в рамках проведения психологического мониторинга) с учащимися в адаптационные периоды школьного обучения (1, 5 и 10 классы) используется следующий психодиагностический инструментарий:

Диагностируемые параметры

Диагностический инструментарий

Учащиеся первого года обучения

1.

Уровень развития произвольной сферы

Методика Д. Б. Эльконина “Графический диктант”

2.

Уровень сформированности предпосылок учебной деятельности

Методика Д. Б. Эльконина “Графический диктант”

3.

Степень самостоятельности в учебной деятельности

Методика Д.Б.  Эльконина “Графический диктант”

4.

Уровень развития визуального восприятия и памяти

Методика “Клоун”, Методика “Домик”

5.

Уровень развития аудиального восприятия и памяти

Методика “Домик Пяточка”, Методика “Погодные картинки”

6.

Уровень умственной работоспособности, темп психической деятельности

Методика “Корректурная проба”

7.

Уровень сформированности учебной мотивации

Анкета Н.Г. Лускановой, Проективная методика “Что мне нравится в школе”

8.

Уровень школьной тревожности

Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан,

Проективная методика “Школа зверей”

9.

Характер дезадаптационных нарушений

Опросник по дезадаптации Л.М. Коваленко, Н.Н. Тарасенко

Учащиеся 5-ых классов

1.

Уровень умственного развития

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

2.

Уровень сформированности учебной деятельности

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

3.

Уровень и характер школьной тревожности

Тест школьной тревожности Филлипса

4.

Уровень сформированности учебной мотивации

Методика изучения мотивации обучения у учащихся 5-ых классов М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой

Учащиеся 10-ых классов

1.

Уровень тревожности (школьной, самооценочной, межличностной)

Шкала тревожности Прихожан

2.

Уровень агрессивности

Опросник Басса-Дарки

3.

Уровень сформированности адекватной самооценки

Методика Дембо-Рубинштейна

4.

Уровень сформированности учебной мотивации

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой

5.

Особенности акцентуации характера

Опросник Шмишека

Комплексное, всестороннее психолого-педагогическое изучение процесса личностного развития учащихся (детей) посредством психологической диагностики (психодиагностических обследований) включающее в себя

  • познавательную сферу;
  • эмоционально-волевую сферу;
  • мотивационную сферу;
  • поведенческую сферу;
  • личностные особенности и черты характера;

проводится вместе с планомерным изучением личностного развития ученика (ребенка) методом экспертного наблюдения (учителя, родители).

В результате параллельного использования двух направлений деятельности (психолога–психодиагностическое обследование, педагога–метод экспертного наблюдения) получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления, что значительно расширяет возможности интерпретации результатов. Так, если по оценкам учителя ребенок недостаточно успешен в обучении, но при этом хорошо справляется с заданиями интеллектуальных тестов, это свидетельствует о том, что потенциальные возможности ребенка используются не полностью. Диагностика личностной сферы позволяет уточнить причины создавшейся ситуации и верно определить направление коррекции.

Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

  • определить относительное место учащегося в классе и параллели;
  • провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
  • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
  • отследить динамику изменений результатов от года к году;
  • провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;
  • получить сравнительную оценку качества работы учителей.

Итоговый результат психологической диагностики предоставляется на различных уровнях:

1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.

2 уровень – информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.

3 уровень – информация для управленческого звена (администрации школы, районных и городских управлений образования). Информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса.

Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика (ребенка), проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.

В рамках психологического мониторинга также осуществляется психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения, одаренных детей и детей с высоким уровнем интеллектуального развития, учащихся, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.

Работа с данными классами в режиме психологического мониторинга позволяет осуществлять:

  • систематическую диагностику развития детей в данных классах;
  • отслеживать эффективность обучения детей по программам классов КРО;
  • разрабатывать специальные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты.

Работа с одаренными детьми в режиме психологического мониторинга позволяет решить такие задачи, как:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
  • профилактика неврозов;
  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

В 5-11 классах проводится компьютерная диагностика  обучающихся по двум направлениям: интеллект и личность.

Тест «Интеллект» состоит из шести субтестов, которые были направлены на:

     Выявление реакции

     Выявления уровня внимания:

     Выявление уровня памяти (вербальной, невербальной);

     Выявления умения устанавливать аналогии;

     Выявления сформированности такой операциональной стороны мышления, как логические классификации;

     Нахождение правила построения числового ряда

Анализ результатов позволяет дать характеристику обучающихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий, об уровне развития психических процессов в динамике. Тест «Личность» направлен на выявление:

     Наличия и характера учебной  мотивации;

     Устойчивого эмоционального состояния (уровня тревожности);

     Уровня самооценки;

     Отношению к себе (Позитивная «Я-концепция»)

     Отношению со сверстниками (социометрия)

     Отношения с педагогами

Результаты диагностики позволяют классным руководителям, педагогам-предметникам  проводить индивидуальную и групповую работу с обучающимися.

Продолжается диагностическая работа по формированию компонентов учебной деятельности детей, обучающихся по системе  РО Д.Б.Эльконина – В.В Давыдова: начальные классы, 5-е классы, 6-е классы, 8 класс.  В целом уровень формирования учебной деятельности  у большинства учащихся находится в норме.

Показатели:

        Тип мотивации учебной деятельности (преобладают  внутренние мотивы учения – 53%);

        Наблюдается высокий уровень развития познавательного интереса, учебной активности (74%)

        Особенности целеполагания: высокая степень совпадения фактической цели учащихся с целью, заданной учителем (48%)

        Недостаточный уровень оценки действий контроля (32%)

        Недостаточный уровень способностей обучающихся содержательно оценивать свои возможности, самостоятельно решать новые учебные задачи (31%)

Продолжается диагностика интеллектуального  развития обучающихся:

        Средний уровень эмпирического обобщения;

        Высокий уровень содержательного обобщения грамматического материала;

        Достаточно высокий уровень содержательного обобщения математического материала;

        Высокий уровень интеллектуальной рефлексии;

        Достаточно высокий уровень вербального и невербального интеллекта.

Диагностировались особенности развития ученических коллективов:

        Высокий уровень сплоченности коллективов;

        Непосредственная роль совместной учебной деятельности в межличностных отношениях;

        Индивидуально- психологические особенности учащихся (уверенность в себе, достаточно высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень агрессивности в отношениях со сверстниками и взрослыми, отсутствие демонстративности в поведении, отсутствие трудностей в общении).

Диагностировался уровень умений и навыков учащихся:

        Орфографический навык;

        Грамматические умения;

        Уровень математических умений:

        Вычислительный навык

В 5 – 10ых классах изучаются мотивы обучения, их взаимосвязь с уровнем притязаний, выявляются уровни ведущих мотивов, уровни учебной мотивации, уровни личностной и ситуативной тревожности.

Проводится диагностика потребностно-эмоциональной сферы учащихся для выявления эмоционального состояния учащихся в школе, нарушений в аффективно- эмоциональной сфере детей.

Используется социометрический метод для изучения структуры эмоциональных отношений в группах, для получения адекватных представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре класса, для выявления референтных лиц класса, обладающих ценностной привлекательностью психологическим влиянием в классе. Исследуется самооценка и уровень притязаний школьников в учебной деятельности, ценностный потенциал учащихся, жизненные и моральные установки школьников.

У учащихся в рамках предпрофильного обучения  (8-е, 9-е классов) исследуется интеллектуальная сфера, определяются способности, склонности учеников к определенному типу профессии, изучаются  творческие способности ребят. На учащихся 9-х классов составляются полные психолого-педагогические характеристики («портфолио» ученика), что позволяет учащимся делать осознанный выбор профиля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мониторинг деятельности социально-психологической службы

представлены результаты деятельности за 2009-2012 учебные годы...

Cоциально-психологические факторы здоровья детей по результатам городского мониторинга в 2013 году

В статье рассматривается влияние социально-психологических факторов на здоровье детей через призму результатов единого городского мониторинга (АИС) здоровьесозидающей обрзовательной среды в 2013 году....

Программа психологического мониторинга развития ребёнка в процессе обучения в школе

Программа психологического мониторинга развития ребёнка в процессе обучения в школе...

Схема психологического мониторинга обучающихся

Методический материал для психологов....

Психологический мониторинг УУД 5-11 классов (диагностическая карта)

Данная диагностическая карта содержит примерный перечень методического инструментария, который педагог-психолог средней (5-9 классы) и старшей школы (10-11 классы) для оценки сформированности универса...

Психологический мониторинг

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития обучающихся....