Особенности речевого развития детей с ЗПР
статья

Колганова Ирина Николаевна

Доклад, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.23 КБ
Файл zpr.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития детей с ЗПР.

  На сегодняшний день, речевая деятельность детей с ЗПР изучена недостаточно. Основными исследователями в этой области являются Н. Ю. Борякова, Л. В. Яссман, Р. И. Лалаева, Е. В. Мальцева, Р. Д. Тригер. Учёные выявили, что у детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи, связанные, в первую очередь, с нарушением их познавательной деятельности.

  В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений. Так Е.В. Мальцева выделяет три группы. (СЛАЙД 2)

Первая группа – дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения у этих детей связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

Вторая группа – это дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения у данной группы охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков.

Третья группа – дети с системным недоразвитием всех сторон речи. Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи. 

  (СЛАЙД 3) Не все дети данной категории имеют нарушения в произношении звуков. Чаще всего встречается искажение сонорных звуков, сигматизмы (обычно это межзубное произношение звуков С, З, Ц).

  У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия.

  Постановка звуков у детей группы риска не вызывает особых трудностей, в то время как автоматизация и дифференциация требуют длительной и систематической работы. 

  (СЛАЙД 4) Недоразвитие фонематической стороны речи у детей с ЗПР проявляется в недостаточно четком различении акустически сходных звуков, в значительных сложностях при определении количества и последовательности звуков в слове, в нарушении различения понятий "звук", "буква", "слог". Школьники допускают ошибки при делении слов на слоги.

  В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей запаздывает становление навыков звукового анализа. Им доступен, как правило, лишь самый лёгкий вид звукового анализа: выделение звука из слова в том случае, если звук стоит под ударением.

  (СЛАЙД 5) У детей отмечается бедность словарного запаса, преобладание пассивного словаря над активным, неточность в употреблении слов, несформированность значения слова, недостаточная сформированность словаря антонимов и синонимов.

  Школьники владеют недостаточным количеством обобщающих слов. При обобщении дети сбиваются на группировку по ситуации, внешнему сходству, несуществующим признакам. Пользуются не общепринятыми словами, а собственными неточными или неверными обобщениями. Это объясняется особенностями их мышления (оно конкретно).

 (СЛАЙД 6) У большого количества младших школьников с ЗПР преобладает значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

  У детей наблюдается неправильное употребление падежных окончаний имен существительных в косвенных падежах единственного и множественного числа; нарушение согласования существительных с прилагательными, числительными, местоимениями в роде и падеже.

  Особенно большое количество ошибок отмечается в употреблении предлогов, как простых, так и сложных.

  Процесс словообразования у детей данной категории задерживается и затягивается во времени. «Детское словотворчество» встречается даже в речи учеников 4 класса. Как правило, в речи детей с ЗПР наблюдается несколько словообразовательных вариантов.

  У учащихся отмечаются нарушения структуры предложения, грамматического оформления предложений. Дети используют преимущественно простые распространенные предложения.

   У школьников низкий уровень владения монологической речью, её смысл понятен только в определённой ситуации. Дети группы риска испытывают большие затруднения при самостоятельном пересказе текста, составлении рассказа по картинке или при описании предмета. Обычно они перечисляют изображенное на картинке, допуская при этом множество грамматических ошибок.

  (СЛАЙД 7) Недостаточно сформированы у детей основные этапы порождения речевого высказывания: замысел, внутреннее программирование, грамматическое оформление.

  Таким образом, обобщая данные о состоянии устной речи у детей с ЗПР, можно сделать вывод, что нарушения речи у них охватывают многие стороны речевой деятельности. В совокупности эти нарушения создают серьёзные препятствия при обучении детей грамотному письму и чтению.

  (СЛАЙД 8) Трудности формирования навыка письма прослеживаются у учащихся с ЗПР на протяжении всего периода обучения. Они оказываются несостоятельными при написании слуховых диктантов. В диктантах встречаются следующие ошибки:

- пропуски букв;

- перестановки букв и слогов;

- вставка лишних букв;

- замены и смешение букв, слогов;

- слитное написание слов.

  Дети не умеют обозначать на письме границы предложения с помощью заглавных букв и точек; допускают ошибки на правописание приставок и предлогов.

  Такие виды ошибок встречаются на начальных этапах обучения в работах всех детей, однако в случае затруднений эти ошибки принимают стойкий характер. У учащихся возникают специфические трудности в письме и в чтении (дисграфия, дислексия), которые приводят к стойким проблемам в усвоении знаний не только по русскому языку и чтению, но и по остальным учебным предметам.

 

  Содержание логопедической работы тесно связано с программой обучения грамоте детей с ЗПР.

В процессе логопедической работы:

- осуществляется коррекция нарушений устной и письменной речи,

- закрепляются правильные речевые навыки,

- формируется практический уровень усвоения языка.

 (СЛАЙД 9)  Весь процесс логопедической работы направлен на развитие и формирование познавательных процессов у детей.

 (СЛАЙД 10) В работе используются игры, игровые упражнения, которые позволяют игровую мотивацию постепенно перевести в учебную.

   В процессе работы применяется достаточно большое количество наглядного материала,  с максимальным подключением всех сохранных анализаторов. (СЛАЙД 11) Используются схемы, речевые профили звуков, разрезная азбука, карточки, игровые упражнения и игры, технические средства обучения.

(СЛАЙД 12) Работа по выработке правильного произношения звуков и по развитию фонематического восприятия ведётся параллельно. Вводится моделирование звукового состава слова, включаются задания на формирование звукового анализа.

(СЛАЙД 13)  Вся эта большая работа проводиться поэтапно, от простого к сложному. Школьникам с ЗПР не следует давать многоступенчатые инструкции, лучше давать их в нужной последовательности, постепенно усложняя задание.

  (СЛАЙД 14, 15) Учитывая тесную связь ручной и артикуляционной моторики, в логопедические занятия включаются упражнения для развития тонких движений рук, элементы логопедической ритмики.

  В связи с быстрой утомляемостью детей, в занятия внедряются элементы здоровьесберегающих технологий.

  Таким образом, работа по коррекции речи у детей с ЗПР ведется с учётом нарушения  всех компонентов речи неразрывно связана с развитием психических процессов.

(СЛАЙД 16) Спасибо за внимание!




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности речевого развития детей с ЗПР Доклад подготовила : Колганова И. Н. - учитель-логопед

Слайд 2

3 группы детей с ЗПР с учётом характера речевых нарушений (Е. В. Мальцева) С изолированным дефектом нарушена 1 группа звуков С фонетико-фонематическими нарушениями нарушены 2-3 фонетические группы + нарушение фонематического слуха С общим недоразвитием речи нарушены все стороны речи

Слайд 3

Чаще всего у детей с ЗПР встречаются: искажение сонорных звуков ; сигматизмы (межзубное произнесение звуков С, З, Ц) ; инфантильная речь Звукопроизношение

Слайд 5

Словарный запас У детей с ЗПР отмечается: бедность словарного запаса; преобладание пассивного словаря над активным; неточность в употреблении слов ; несформированность значения слова; недостаточная сформированность словаря антонимов и синонимов

Слайд 6

Словоизменение: Недоразвитие грамматического строя речи Синтаксическая структура предложения: Словообразование: 1) «Щенёнок» (щенок), «курёнок» (цыплёнок) 2) Несколько вариантов употребления: «садашный», «садовый», «садиковый» «Стулы», «вёдров» «Мой шапка», «красивого платье», «пять яблоков» 3) «Живу Биробиджане» 1) «Шоколадка купила Свету» 2) «Птицы в края тёплые улетели»

Слайд 7

У детей с ЗПР недостаточно сформированы основные этапы порождения речевого высказывания : замысел внутреннее программирование грамматическое оформление Связная речь

Слайд 8

Характерно : пропуски букв ; перестановки букв и слогов, вставка лишних букв; замены и смешения букв ; слитное написание слов ; не умеют обозначать на письме границы предложения с помощью заглавных букв и точек ; допускают ошибки на правописание приставок и предлогов Письменн ая речь

Слайд 9

Логопедическая работа направлена на развитие психических процессов ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОВОЩИ» «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» «ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?» РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Слайд 10

И гры, игровые упражнения «ЗВУКОВЫЕ ДОРОЖКИ» (автоматизация звука С изолированно и в слогах) ИГРА «ЧТО ВЕЗЁТ САМОЛЁТ?» (автоматизация звука С в словах и в предложениях)

Слайд 11

ИГРА «МОЯ, МОЙ» (пополняем словарь существительных; учим согласовывать местоимения с существительными в роде) ИГРА «КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ?» (пополняем словарь прилагательных; учим согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе) И гры, игровые упражнения

Слайд 12

Н аглядные пособия СХЕМЫ ЗВУКОВ КАРТОЧКИ С АРТИКУЛЯЦИОННЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Слайд 13

Дидактические пособия

Слайд 14

Упражнения для артикуляционной моторики

Слайд 15

Упражнения для тонких движений рук

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ "

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте"...

Особенности речевого развития детей с ОВЗ 8 вида.

Выступление на семинаре по логопедии (ноябрь 2014г)....

Особенности речевого развития детей 6 лет.

Выступление учителя-логопеда на родительском  собрании....

Особенности речевого развития детей с открытой ринолалией.

Методическая разработка посвящается проблеме: каковы возможности и условия коррекционной работы с детьми с открытой ринолалией.  Практическая значимость работы состоит в том, что изучены ос...

Отличительные особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта.

В статье описаны отличительные особенности речевого  развития детей с нарушением интеллекта, приведены игры и упражнения для использования дома родителями....