Методический семинар ("Учитель года 2021") название "Всё гениальное - просто"
методическая разработка

Кужебердинов Гизатулла Кабакенович

Выступление на методическом семинаре включает в себя введение, теоретическое обоснование применяемых методов обучения и воспитания и примеры их практического применения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.kuzheberdinov.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри. Меня зовут Кужебердинов Гизатулла Кабакенович. Я учитель физической культуры МОУ СОШ с. Преображенка. Позвольте представить свой методический семинар под названием «Всё гениальное просто».

Существует много фраз, передающих эту же мысль: «Все мысли, которые имеют последствия, всегда просты» - Лев Толстой «Война и мир», «Самые простые решения – одновременно самые лучшие» - приписывается Наполеону, «Все гениальные идеи просты» (Ремарк). Ранняя и самая краткая формулировка: «Слова истины просты» (Еврипид «Финикиянки»).  Моё понимание этого изречения исходит из «кругов познания» Сократа и его «Я знаю, что ничего не знаю».  Гениальное  становится простым только в рамках собственного круга познания. И чем больше этот круг, тем больше задач решаются просто                                                                                                                     Знание морфофункциональных особенностей организма человека относится к сфере биологических наук – биологии человека. А вот разработку и применение адекватных поставленным задачам методик и систем преподавания  с целью управления развитием физических возможностей  должны взять на себя учителя физической культуры, поскольку с помощью этих методик они должны изучать и выявлять наиболее эффективные варианты управления развитием учащихся. Таким образом, учитель физической культуры, тренер обязательно должен знать основные положения анатомии, физиологии, биохимии, биомеханики. То есть этот круг познаний у него должен быть как можно больше. Здесь мне в этом помогают труды В. Н Селуянова: «Спортивная адаптология», «Развитие локальной мышечной выносливости» и его оздоровительная программа «Изотон». Виктор Николаевич рассматривал обычные педагогические представления о физической культуре с точки зрения биологических наук. Вот что он говорил: «В педагогике существует понятие физическое качество и его разновидности – сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Для развития этих качеств описываются методы их развития. Измерить явления, связанные с физической активностью, возможно, но развивать физические качества нельзя. В организме нет физических качеств. В организме есть, например, мышцы, которые могут сокращаться и являть исследователям силу и скорость перемещения костей и тела в целом в пространстве. Для увеличения максимальной силы тяги мышцы требуется изменить строение мышечных волокон (увеличить количество миофибрилл)».  Я на своих уроках, например, для растягивания мышц, или развития гибкости, применяю стретчинг, и это основано на знании и понимании основных физиологических законов, а не потому, что это модное направление. Сам термин тоже новомодный, кому-то непонятный, но суть его проста и близка – растяжка, самое естественное движение. Вспомните, как приятно хорошенько потянуться, когда вы пробуждаетесь после сна или потягиваетесь после длительной сидячей работы. Когда вы потягиваетесь, утомление и сонливость покидает ваше тело, а за счет стимуляции работы мышц во время растягивания улучшается подвижность суставов, эластичность сухожилий. Но одно дело потягивание, и совсем другое – стретчинг, система упражнений. При растягивании мышцы возникает рефлекс на растяжение. Чем быстрее растягивается активная мышца, тем сильнее она сопротивляется благодаря рекрутированию большего числа двигательных единиц. Поэтому маховые резкие движения приводят к разрывам активных мышечных волокон или их миофибрилл. А в стретчинге для снижения травмирующего эффекта всё выполняется лёгкими рывками с очень маленькой амплитудой. В этом случае рефлекс на растяжение срабатывает и травм не возникает. И когда я довожу эту информацию до своих старшеклассников, они выполняют этот комплекс с интересом.  

А. Адлер говорил, что учёба будет тогда успешной, если она будет связана с сиюминутными потребностями детей. Тяжело учить что-то, что тебе пригодится через лет через десять. В этом отношении я, учитель физической культуры, могу «помочь» учителю биологии. Строение клетки изучают в 6-м классе. На своих уроках привлекаю их внимание к таким органеллам, как митохондрии. Говорю, что они отвечают за дыхание клеток и что для видов спорта, требующих выносливости, и просто для здоровья количество и размер митохондрий в мышцах имеет решающее значение. И что это достигается с помощью тренировок. Думаю, это даёт им стимул для изучения биологии и делает понятными мои требования постоянных нагрузок.  В более старших классах даю обзор так называемых физиологических профилей, в частности аэробных, анаэробных и алактатных. Вроде бы сложные термины, связанные с биохимией, но собственная физиология всегда интересна подросткам и при толковом изложении материала сложное становится простым и понятным. Эта информация полезна для понимания взаимоотношений между интенсивностью (скоростью) и реакциями разных систем организма в ответ на нагрузки. На спортивных секциях, на уроках в 10-11-х классах говорю о разных типах беговых тренировок и о том, на что направлен каждый из этих типов. Ученики всегда должны знать ответ на очень простой вопрос: «Какова цель этого упражнения?». Хотя многие учителя, тренеры используют на уроках, тренировках разные типы нагрузок: повторы, интервальные и пороговые упражнения, легкие длинные пробежки – далеко не все чётко понимают реакцию организма на каждый из этих типов. Лучшим способом улучшить функционирование любых систем организма является нагрузка на эти системы, а соотношение работы и отдыха влияет на достижение этой цели.  Нужно не только понимать цель выполняемого вами упражнения – важно всегда извлекать максимум пользы из наименьшей нагрузки. На первых уроках в начале учебного года вместо команды «Пробежать всем десять кругов» говорю: «10 минут каждый в своём равномерном темпе». И, несмотря на то, что кто-то за это время пробежал десять кругов, кто-то семь, а кто-то и вовсе пять, я чётко понимаю, что все получили одинаковую нагрузку. На дом перед сдачей нормативов по кроссу даю задание вычислить свой темп на круг, исходя из своих возможностей («выше головы не прыгнешь»).

«Образование будет только тогда эффективным, когда оно сможет вызывать интеллектуальное наслаждение (не только у ученика, но и у учителя).  Тогда происходит удовлетворение не потребности в знании, а потребности делать открытия».  Схему работы мышц я не описываю словесно, а «комментирую» с помощью видеоролика спортивного состязания по бегу. Предстаю перед ними этаким «Дмитрием Губерниевым». Такой комментарий у выпускников 2018 года вызвал восторг. Ученики должны знать, что спорт – это  прежде всего интеллект.  

Чтение и изучение литературы по психологии, философии, логике помогают мне спонтанно («самопроизвольно») применять какие-то свои универсальные действия. Например, многие применяют на своих уроках проблемные ситуации. Я на своих уроках иногда иду как бы от обратного. Перед каждой эстафетой, игровым заданием всегда говорю о слагаемых успеха в данном задании и по окончании спрашиваю, какие условия не были выполнены. Считаю, что это дисциплинирует  обучающихся.  Многие игры придумываю сам. Например, «Баскетлон». Здесь, вместо перечисления слагаемых успеха, достаточно девиза «Бороться до последнего». Дети сами понимают потом в итоге, что, проигрывая вначале, могут иногда на финише вырвать победу. А потом, конечно, «разбор полётов». В ситуациях, когда партнёры обвиняют кого-то, например, в медлительности, тут же нахожу положительную сторону «медлительного»: «А зато у него лучшее из всех вас ведение мяча, и, если соединить все ваши лучшие качества, получится универсальный игрок класса». Это воспитывает умение работать в команде и подстёгивает каждого к личному успеху.

Конечно же, я не ангел. Случается, что устраиваю «скандалы». Если бы кто-то из детей зашёл в грязной обуви в спортивный зал, то я в сердцах, возможно, накричал бы на него, отругал. Это покажется странным, но вы можете оставаться на стороне ученика, даже позволяя себе время от времени повысить на него голос (разумеется, не унижая его достоинства как личности). Если вы на стороне ученика, он это понимает. Если вы не тащите во взаимодействие с ним свой «авторитет» и свои нравственные правила, ученик чувствует, что вы на его стороне и что он действительно поступает неправильно.  Просто нам, учителям, надо всегда держать под контролем свой гнев и не отождествлять себя с ним. Нужно сделать их своими партнёрами в их собственном воспитании, тогда появится уважение и признание нашего профессионализма.

Разнообразные приёмы, методы, технологии – это не самоцель. И применение их на одном уровне (потому что он записан планом урока) это неверно. Четвёртый класс на первом уроке, четвёртый класс – на третьем, четвёртый класс – на пятом уроке – это три совершенно разных класса, и должны быть три методики ведения урока. На пятом уроке мои сложные игровые задания иногда для них будут совершенно бесполезными. В работе важен результат. Наша первейшая и главнейшая задача - неустанно заботиться о своём духовном и профессиональном развитии. Чтобы ты всегда мог сказать: «Это всё так просто!»  Потому что «всё гениальное –  просто»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Учитель года 2015"

Методический семинар на тему: Развитие коммуникативных компетенций через  художественно-эстетическое восприятие  живописи, графики и декоративно-прикладного искусства...

"Мой педагогический опыт" на методический семинар "Учитель года-2016"

"Мой педагогический опыт" представляла на методическом семинаре на конкурсе Учитель года-2016...

Презентация к методическому семинару "Учитель года"

Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОСВыполнила: Нуретдинова Фания Ражаповнаучитель технологии МБОУ Башкирский лицей №1 Учительство – это искусство, тру...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...

Конкурс "Методический семинар". Учитель года. Информатика

Презентация к конкурсу "Учитель года" учителя информатики. "Тема: "Технологии дополненной реальности на уроках"....

Методический семинар Учитель года -2019

Презентация к методическому семинару "Активные виды и методы работы классного руководителя в Гражданско-патриотическом воспитании школьников"...