Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
материал на тему

Киселева Наталья Александровна

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоянен и стабилен). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_papka_k_seminaru.docx111.38 КБ

Предварительный просмотр:

Задания, представленные ниже, я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоянен и стабилен). Варианты заданий отличаются объемом, доминирующим типом учебной деятельности (продуктивной / репродуктивной), узкой ориентированностью или, наоборот, комплексным характером. Сочетание данных показателей в каждом конкретном случае учитывает познавательные особенности и возможности той или иной рабочей группы, приспособлено под темп работы учащихся. Разработанные по такой системе варианты заданий характеризуется посильностью, умеренной сложностью. Их одновременное использование в рамках урока обеспечивает высокий уровень врабатываемости учеников каждой группы, а, следовательно, продуктивность и эффективность занятия, всей методической системы и учебного процесса в целом.

Задания для 5 класса:

1.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Напиши небольшой рассказ о снеге в научном стиле; затем трансформируй его в рассказ в художественном стиле. Что именно тебе пришлось изменить в первоначальном тексте? Расскажи об основных отличиях художественного стиля от научного.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Составь небольшое сообщение о временах года сначала в художественном стиле, затем в разговорном стиле (3-4 предложения). Какие отличия между ними будут наиболее существенными? Приведи конкретные примеры.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце  не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное  мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи,  и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило

– В каком стиле написан этот текст? Докажи это на конкретных примерах.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Какие стили ты знаешь? В чем заключаются их основные отличия? Составь (заполни) схему, отражающую все стили современного русского языка (пример схемы в учебнике).

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– В каких ситуациях мы используем художественный стиль? Разговорный стиль? Научный стиль? Приведи примеры таких ситуаций.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Прочитай материал параграфа учебника «Стили речи». Запиши в тетрадь названия тех стилей, о которых там говорится.

2.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Приведи примеры слов, которые пишутся не так, как произносятся. Запиши их в тетрадь.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Выпиши слова, которые пишутся по произношению, а затем слова, которые пишутся не так, как произносятся.

Варежка, игра, книга, коньки, метель, мир, снег, снежки, спор, успех.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

Приведи примеры слов, которые всегда пишутся так, как произносятся.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Сравни произношение и написание слова болото. Есть ли какие-то отличия? Если да, то с чем они связаны?

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Чем мы руководствуемся в написании слов русского языка? Всегда ли можно опираться на их произношение?

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Прочитай материал параграфа учебника «Звуки и буквы. Произношение и написание». С какими новыми понятиями ты познакомился?

3.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Приведи примеры слов с непроверяемыми орфограммами в корне слова. Запиши их, подчеркни непроверяемую гласную или согласную.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Обозначь значимые части слов, в которых есть орфограммы. Орфограммы подчеркни одной чертой.

Капот, машина, масляный, рулевой, собрать, сдвинуть, отвинтить, скорость.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

Выпиши в один столбик слова с проверяемыми орфограммами в корне, в другой столбик – с непроверяемыми орфограммами. Орфограммы подчеркни одной чертой.

Собака, трава, молочник, болтушка, ватрушка, морковь, летать, гвоздодер, земля.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Можно ли проверить безударную гласную в следующих словах? К словам с безударной гласной, которую можно проверить, подбери проверочные слова, запиши их, подчеркни проверяемую гласную.

Бежать, волосы, волчок, барашек, комод, молоко, мотор, картофель, капуста, часовой, мастерская.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Подбери проверочные слова к следующим словам с безударной гласной:

 Сосна, тропа, зерно, варить, роса, звезда, листы, зонты, стрела.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Прочитай материалы параграфа «Правописание безударных гласных в корне слова». Какое правило в нем тебе встретилось?

4.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Вспомни несколько фразеологизмов, в которых встречаются слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Запиши их в тетрадь.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Проверь написание безударных гласных в корне слов по толковому словарю русского языка. Как ты думаешь, с чем связано отсутствие у них проверочных слов?

К..као, к..мандир, к..ричневый, ш..к..лад, п..м..дор, р..зина, в..гон, ф..йе, г..мнастика, м..ршрут, к..чевник.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

Составь цепочку слов, обозначающих природные водоемы (река, океан…). Подчеркни безударные гласные в корнях таких слов. Подбери к ним проверочные слова, безударные гласные подчеркни.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

Выпиши слова с безударными гласными в корне слова, подбери к ним проверочные слова.

На пути явилась широкая, приглубная низина. Ручей, не жалея воды, наполнил ее и побежал дальше, оставляя эту заводь жить своей собственной жизнью (М. Пришвин).

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Как проверить написание безударной гласной в корнях следующих слов?

Л..пить, т..пить, гр..бочек, к..ток, п..рушка.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Каким образом в русском языке проверяются безударные гласные в корне слова? Приведи примеры.

5.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Проведи звуковой разбор слова въетнамец. Отличается ли количество звуков и букв в нем и почему?

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Проведи звуковой разбор слова еще. Какие сложности здесь подстерегают невнимательных учащихся?

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

Сделай звуковой разбор слова команда. Сопоставь его звуковой состав с буквенным. Заметил ли ты какие-нибудь отличия?

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

Сделай звуковой разбор слова низина. Сколько букв оно содержит? А сколько звуков ты в нем заметил? Все ли они гласные?

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– В слове командировочный подчеркни гласные одной чертой, а согласные – двумя чертами.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– В слове машина подчеркни гласные одной чертой, а согласные – двумя чертами.

6.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Проспрягай следующие существительные: табурет, лапша, оценка, дневник, замша, тишь.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Какие слова склоняются, а какие спрягаются, а какие вообще не изменяются в русском языке? Приведи соответствующие примеры, запиши их в виде таблицы.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

Выпиши в один столбик существительные, во второй столбик наречия, в третий столбик глаголы. Как эти слова изменяются в русском языке?

Безнадежно, прекрасно, хорошенький, хорошеть, прелесть, отвага, сомнение, расцветать, стремительно, скорость.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

Приведите на каждую известную тебе часть речи по два-три примера и запиши их в тетрадь.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

Прочитай стихотворение О. Высоцкой «Снежный кролик». Подчеркни все существительные. Как изменяются существительные в русском языке?

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз

Вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой!

Он с хвостом и с головой!

За усы

Не тяни –

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Какие части речи в русском языке ты знаешь? Запиши их названия в тетрадь.

7.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Выпиши глаголы, определи, в форме какого времени они употребляются. Аргументируй свою точку зрения (предполагаются комментарии учителя о переносном употреблении форм глагольного времени).

Мы едем по магазинам, покупаем там игрушки, вещи, потом приезжаем домой. Димка уходит гулять, а я остаюсь дома с мамой с папой. Мы смотрим телевизор,  потом едим.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Запиши по памяти любое стихотворение. Подчеркни глаголы, определи, в форме какого времени они в нем употребляются

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

Прочитай стихотворение. Выпиши глаголы, определи, в каком времени они употребляются и почему.

Дело было в январе,

Стояла елка на горе,

А возле этой елки

Бродили злые волки.

Вот как-то раз,

Ночной порой,

Когда в лесу так тихо,

Встречают волка под горой

Зайчата и зайчиха.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

Объясни смысл пословицы. Есть ли в ней глаголы? Выпиши их, определи, в форме какого времени они употребляются. Приведи еще несколько пословиц с глаголами в такой же временной форме.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

Запиши несколько глаголов, образуй от них временные формы.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Какая часть речи называется глаголом? Сколько глагольных времен ты знаешь? Запиши их в тетради.

8.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Составь таблицу склонений имен существительных, запиши в ней необходимые примеры.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Составь предложения с существительными: 1) среднего рода в форме дательного падежа; 2) женского рода в форме родительного падежа; 3) мужского рода в форме предложного падежа. Существительные подчеркни как члены предложения.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

Выпиши в левый столбик существительные первого склонения, а во второй столбик – существительные непервого склонения. Поставь ь там, где он необходим. Составь предложения с любыми словами из данного упражнения.

Мыш.., плащ.., космонавт, пюре, реч.., лож.., лещ.., печ.., голубчик, речушка, межа, огород, синичка, синица, воробушек, корзина, кирпич..

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

Образуй от существительных кайма, сабля, снегирь, метла, кольчуга, звено формы:

дательного падежа;

предложного падежа;

родительного падежа;

творительного падежа.

Выдели падежные окончания.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

Допиши падежные окончания существительных, обозначь склонение и падеж.

Ходили к бабушк.., пили из чашк.., рассказывать о поездк.., лежать на ладошк.., батарейка в фонарик..

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Расскажи, что ты знаешь о склонениях имен существительных. Просклоняй любое существительное, выдели падежные окончания.

9.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Какую роль синонимы играют в нашей речи, какие функции они выполняют? Покажи это на конкретных примерах.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Составь 5-6 предложений, используя максимальное число синонимов. Определи их функции.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

Подбери максимально количество синонимов к слову прекрасный, проверь себя по словарю синонимов. Как ты можешь объяснить тот факт, что в словаре приводится гораздо больше синонимов, чем те, которые можешь вспомнить ты или любой говорящий на русском языке? 

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Прочитай текст, подчеркни синонимы. Какую роль они играют в художественной речи?

Сказка про храброго зайца

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

– Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

– И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

Из ряда синонимов вычеркни лишнее. Объясни свою точку зрения. Проверь себя по словарю синонимов.

Хвастаться, хвалиться, выставляться, паясничать, бахвалиться, величаться.  

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Прочитай материал учебника о синонимах. Запиши в тетрадь несколько синонимов. Что их объединяет?

10.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Какие виды омонимов ты знаешь? Придумай предложение с различными видами омонимов.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Используя материал учебника, словаря русского языка, сети Интернет составь небольшое сообщение об омонимах. Дополни его собственными примерами.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Дай определение омонимов. Расскажи о причинах появления омонимов в языке.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Укажи омонимичные значения следующих слов: свет (1) – свет (2), мука (1) – мука (2), лук (1) – луг (2). Проверь себя по словарю. Чем отличается звуковой состав таких слов? Найди в учебнике названия разновидностей таких омонимов. Составь с ними несколько предложений.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

Почему мальчики долго не понимали друг друга? Как такие слова называются в русском языке?

– А у меня дома овсянка.

– Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.

– Люблю я овсянку!

– И я люблю!

– Она жёлтая, красивая такая!

– И вкусная! Особенно с молоком!

– Как это вкусная? Как с молоком?

– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?

– Как это про что? Про овсянку!

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела?!

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

– А потом ко мне мою овсянку кушать!

(Н. Сладков «Овсянка»).  

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Что представляют собой омонимы? Выпиши из толкового словаря русского языка несколько пар омонимов, укажи их значения.

Задания для 6 класса:

1.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Используя этимологический словарь, проведи небольшое «расследование» увлекательной истории одного из слов, указанных в нем. Какие группы слов по происхождению можно выделить, читая и рассматривая словарь?

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Выпиши из этимологического словаря слова старославянского происхождения. Встречается ли в них полногласие? Подберите русские варианты таких слов.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

Выпиши из этимологического словаря слова, пришедшие в русский язык в Петровскую эпоху из немецкого и французского языков.  

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Можно ли использовать этимологический анализ при проверке написания слов с безударной главной в корне? Приведи примеры.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

Какие сведения о слове мы получаем благодаря этимологическому анализу и словарю? Чем они полезны для нас? 

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Что изучает наука этимология? К каким словарям следует обращаться с целью восстановления исторического состава слова?

2.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Используя этимологический словарь, напиши небольшое сообщение на тему: «Почему так названы птицы».

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Используя этимологический словарь, напиши небольшое сообщение на тему: «Откуда пришли названия цветов».

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– По этимологическому словарю проследи за историей возникновения некоторых названий водоемов.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Раскройте историю появления в русском языке слова океан.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

Благодаря каким языкам русский язык обогащался «словами-пришельцами»? Приведи примеры, используя материалы этимологического словаря. 

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Все ли слова русского языка исконно русские?

3.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Используя материалы этимологического словаря, раскрой историческую связь между словами целый и целовать.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Используя этимологический словарь, расскажи об образовании названий частей речи в русском языке.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Используя этимологический словарь, расскажи об образовании числительных второго десятка (от 11 до 19) и составе чисел.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

Выпиши однокоренные слова парами. Выдели чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.

Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, голос, младенец, сторона, ограда, молодежь, млекопитающее. 

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Расскажи, как появилось в русском языке наречие кроме. 

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Расскажи, как появилось в русском языке наречие осенью (Осенью природа прекрасна).

4.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Проведи морфемный разбор слова яичница.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Проведи морфемный разбор слова заоблачный. От какого слова оно образовано?

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

–Проведи морфемный разбор слова перелесок. Каким способом данное слово образовано?

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Проведи морфемный разбор слова неловкий. От какой части речи оно образовано?

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

–Проведи морфемный разбор слова резьба.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

–Проведи морфемный разбор слова длинный. На что необходимо обратить внимание при написании такого слова?

5.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Напиши небольшой диалог двух друзей, собирающихся в деревне на рыбалку. Какими знаками препинания обозначаются реплики в диалоге?

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Покажи на своих примерах различия между прямо речью и косвенной. Как прямая и косвенная речь оформляются на письме?

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Найди в любом рассказе Н. Носова примеры предложений к каждой схеме:

А: «П».

А: «П!»

«П?», – а.

«П», – а.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Составь схемы к каждому высказыванию в следующем диалоге:

Мы с Вовкой сидели дома за то, что разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам пришел Котька и говорит:

– Давайте играть во что-нибудь.

– Давайте в прятки, – говорю я.

– У, да здесь и прятаться негде! – говорит Котька.

– Почему – негде? Я так спрячусь, что ты вовек не найдёшь. Надо только находчивость проявить. (Н. Носов).

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Прочитай выразительно диалог. Объясни постановку знаков препинания в нем.

Мы с Вовкой сидели дома за то, что разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам пришёл Котька и говорит:

– Давайте играть во что-нибудь.

– Давайте в прятки, – говорю я.

– У, да здесь и прятаться негде! – говорит Котька.

– Почему – негде? Я так спрячусь, что ты вовек не найдёшь. Надо только находчивость проявить. (Н. Носов).

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Составь небольшой диалог (3-5 реплик) на тему «Разговор по телефону между мамой и сыном (дочкой)».

 6.

Текст для анализа:

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-серебристый свет луны с трудом проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле. 

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Прочитай текст. Определи тему текста. В каком предложении выражена его основная мысль? Запиши его в тетрадь.

– Из скольких абзацев состоит текст? В каждом из них выдели основную тему (микротему). Совокупность микротем составляет его содержание.

 – Какие типы речи представлены в тексте? Приведи конкретные примеры.

– Какие выразительные средства тебе встретились? Запиши их в тетрадь.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Прочитай текст. О ком в нем говорится? Перечисли его основных героев. Определи основную тему и мысль текста.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Прочитай текст. Какое время в нем описывается? Подтверди это примерами из текста. Жизнь каких животных описывает автор? Перечисли их. Что о них говорится писателем? Сформулируй основную тему текста.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Прочитай текст. Какое время в нем описывается? Как выглядит лес в это время года? Найди его описание. О ком говорится в следующих абзацах? Какова их жизнь в это время года? Что хотел нам сказать автор в этом тексте?

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Прочитай текст. Найди описания зимнего леса и жизни в нем различных животных. Как им живется зимой?

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– О каких временах года говорится в тексте? Какое время года здесь в большей мере интересует писателя? Какова основная мысль текста?

7.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Приведи примеры слов, которые мы часто употребляем в официально-деловом стиле. Напиши заявление с использованием таких слов на имя директора школы.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Какие тексты (жанры) официально-делового стиля ты знаешь? Каково назначение каждого из них? Приведи примеры ситуаций, где использование таких текстов необходимо.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Заполни образец заявления:

Директору школы (гимназии) №…

………(Ф. И. О.)

от ученика … класса

………(Ф. И. О.)

заявление.

(например: Прошу разрешить мне не присутствовать на финальной части интеллектуальной игры «Умники и умницы» в связи с плохим самочувствием).

дата

подпись

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Из каких обязательных частей состоит текст официально-делового стиля? Приведи примеры.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– К какому стилю относятся следующие слова: нижеизложенный, выше указанный, резолюция, резюме, работодатель, аннулировать, уведомление. Что они обозначают? (проверь себя по словарю). Что ты знаешь об этом стиле в целом? Дай ему общую характеристику.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Расскажи об официально-деловом стиле: сфере его применения, языковых особенностях, основных видах документов.

8.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Расскажи о работе художника, используя как можно больше профессионализмов. Какова их роль в языке и речи?

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Запиши по несколько примеров профессионализмов, относящихся к сферам: 1) искусства; 2) строительства; 3) транспорта.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Определи профессию работника по его словарю.

Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение – … (альпинист).

Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера – … (корреспондент).

Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон –  … (администратор).

Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара –  … (экспедитор).

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Составь небольшой «Словарик» для профессии врача.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Давай пофантазируем и определим профессию отца Гриши и Максима по профессионализмам, которые он использует, рассказывая сыновьям о своей работе.

Если он употребляет слова:

а) фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание, он – ... ;

б) локомотив, рельсы, шпалы, платформа, кабина, он – ... ;

в) каюта, якорь, корма, иллюминатор, он – ... ;

г) трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура, он – ... .

Для справок: строитель, моряк, машинист, шофёр.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Что представляет собой профессиональная лексика? Приведи примеры.

9.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

Подбери интересную информацию об устаревших названиях месяцев. Что отражали эти наименования, какие представления наших предков положены в их основу? А откуда появились современные наименования месяцев? Какие (современные или устаревшие) более выразительны и информативны? Проведи параллели с родственными языками (украинским, белорусским). Почему в них бытуют те названия месяцев, которые в русском уже вышли из употребления?

Январь – просинец;

Февраль – бокогрей, лютень;

Март – капельник;

Апрель – водолей, березень;

Май  – травник, песенник;

Июнь – червень,  изок (по названию кузнечика);

Сентябрь – вересень;

Октябрь – листопадник и т. д.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Расскажи об устаревших названиях денежных единиц, бытовавших на Руси (алтын, грош, полушка, гривна и др.). Определи эквиваленты к ним в пересчете на современные денежные единицы. В каких языках сохранились некоторые из устаревших древнерусских наименований денежных единиц и почему?

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Что грела душегрейка?

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Можно ли было длань поднести к ланите?

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Распредели подчеркнутые слова на две колонки: 1) архаизмы и 2) историзмы, устно объясни их значение:

1) Собором положили в последний раз отведать силу просьбы. 2) Так точно дьяк в приказах поседелый спокойно зрит на правых и виновных. 3) Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармы Мономаха. 4) Смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи. 5) Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Какие виды устаревших слов ты знаешь? Приведи примеры.

10.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Выяви особенности употребления эпитетов в поэзии                                В. А. Жуковского. На какие черты стиля автора это указывает?

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

 В чем заключаются особенности создания синекдохи в следующих отрывках? Какова ее роль в художественном тексте?

Швед, русский колет, рубит, режет;

И слышно было до рассвета, Как ликовал француз;

В убийстве виновата не столько рука физического убийцы, как гнусная голова подстрекателя к убийству;

 Все спит – и человек, и зверь, и птица;

Мы все глядим в Наполеоны.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

Найди лексические средства, придающие тексту особую яркость и выразительность. Как они преображают текст?

Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой,

Как венец на новобрачной.

Лик березы под фатой,

Подвенечной и прозрачной

(Б. Пастернак).

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Определи, в каких фрагментах из произведений С. Есенина образное употребление существительного береза приводит к созданию метафор, сравнений, а в каких – олицетворений?

За прощальной стою обедней / Кадящих листвой берез…;

Хорошо и тепло, / Как зимой у печки. / И березы стоят, / Как большие свечки…;

Взбрезжи, полночь, луны кувшин / Зачерпнуть молока берез!

Отговорила роща золотая / Березовым, веселым языком;

Показалась ты той березкой, / Что стоит под родимым окном;

Улыбнулись сонные березки;

О тонкая березка, / Что загляделась в пруд?

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Приведи примеры тех выразительных средств языка (художественной речи), которые ты знаешь.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Выпиши из текста эпитеты и метафоры:

Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

Лилейная рука тебя мне поднесла

В знак памяти, в минуту расставанья,

И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,

Но светлая слеза – жемчужина страданья.

(М. Лермонтов).

Задания для 7 класса:

1.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Чем распространенное предложение отличается от нераспространенного? Покажи эти отличия на собственных примерах.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Распространи предложения. Что изменилось в их содержании? Сделай вывод о зависимости информативности высказывания от количества членов предложения в нем:

Появилась луна.

Туч не видно.

Идем по берегу.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

Наконец он увидел, что ед..т не в ту стор..ну. Владимир ост..новился: начал думать, прип..минать, соображать, и уверился, что должно было взять ему вправо. Он п..ехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть нед..леко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Все сугробы, да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло. Владимир начинал сильно беспокоит..ся.

– Прочитай текст. Перепиши, вставляя пропущенные орфограммы, указывая (где возможно и необходимо) проверочные слова (в скобках). Укажи нераспространенное предложение.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Какое предложение называется нераспространенным? Выпиши из текста нераспространенные предложения, а затем эти же предложения, по возможности распространив их второстепенными членами предложения. Что изменилось в высказываниях?

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

– Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!

– Запиши твоё желание в мою карманную книжку, – сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

– Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Дай определение распространенному и нераспространенному предложению. К следующим предложениям запиши пару: к распространенному – нераспространенное, к нераспространенному – распространенное:

Небо покраснело.

Соскучившаяся собака весело запрыгала.

Наступила ночь.

Сильный ветер буквально сметал все на своем пути.

Беленькие снежинки плавно кружились и ложились нам на ладони.

Шел снег.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Какие из предложений являются нераспространенным? Почему?

Наступил вечер. Мы остановились на ночлег. Наша лодка причалила к берегу. Взошла луна. Все вокруг светилось. Тоненькие березки стали серебряными.

2.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Какие способы образования слов ты знаешь? Приведи примеры на каждый из них, показывая графически процесс образования слова.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Распредели наречия по исходному слову: по-моему, заново, вверх, по-испански, однажды, снизу, затем, во-вторых.

От существительных: ...

От прилагательных: ...

От местоимений: ...

От числительных: ...

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Обозначь части, из которых состоят данные слова. Какими способами они образованы?

Настенный, простенок, стеночка, стенка, стенопись, застенок, стангазета, пятистенный.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Восстанови пропущенные звенья словообразовательных цепочек.

Быстрый – быстрее – побыстрее.

Тонкий – … – потоньше.

Строгий – … – построже.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Приведи примеры слов, образованных:

  • приставочным способом;
  • суффиксальным способом;
  • приставочно-суффиксальным способом;
  • сложением.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Как определить способ образования слова? Приведи несколько примеров.

3.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Составь алгоритм выбора написания в глаголах -ться и -тся.  Покажи примеры его использования.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Чем мы руководствуемся при выборе написания -ться и -тся в глаголах? Составь предложения с такими глаголами, объясни их правописание.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Перепиши следующие глаголы в 2 столбика: в первый столбик глаголы с -ться, во второй стобик – глаголы с -тся.

Ругат..ся (плохо), (мячик) вертит..ся, (земля) крутит..ся, (не надо) боят..ся, (с вредными привычками пора) расстат..ся, (досыта) наедат..ся.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Спиши, вставь пропущенные буквы. Объясни правописание -ться и           -тся.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Составьте словосочетания с глаголами.

встретится  встретиться

освободится  освободиться

отразится  отразиться

вернутся  вернуться

веселится  веселиться.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Какое существует правило для правописания -ться и -тся в глаголах? В случае затруднения обратись к материалам учебника, приведи примеры таких слов.

4.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Какие морфологические признаки прилагательного и глагола можно обнаружить у причастия? Составь таблицу, демонстрирующую близость данных частей речи.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– В чем заключается особенность причастия как части речи? Составь небольшой рассказ о причастии, дополни его своими примерами.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Продолжи следующее высказывания:

Причастием называется часть речи, которая…

Общее значение причастия от общего значения прилагательного отличается тем, что...

Причастие изменяется по…

С глаголом причастие похоже тем, что…

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Напиши и объясни на примерах, какие признаки глагола имеет причастие.

– Напиши и объясни на примерах, какие признаки прилагательного имеет причастие.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Используя материалы учебника, напиши небольшой рассказ о причастии как части речи, ее отличительных признаках. Какие «родственники» имеются у причастия среди частей речи? Докажи это.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Какая часть речи называется причастием? Перечитай материал учебника, приведи примеры причастий.

5.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Составь алгоритм по разграничению причастий и отглагольных прилагательных. Покажи на примерах, как он работает.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Выпиши из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а левый – причастия. Обоснуй свою точку зрения.

На улице светило яркое солнце.

Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.

По реке, скованной льдом, можно кататься на коньках.

С неба падали холодные снежинки.

Смирно стоят зеленеющие ели.

В поле завывает злая вьюга.

Падающий снег сверкал на солнце.

Заяц оставил на снегу маленькие следы.

Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Определи падежные окончания причастий, выделите суффиксы и окончания:

рванувш…ся в глубину омута рыба,

онемевш… от холода пальцы,

между позолоченн… осенью берегами,

окрашенн… розовой дымкой лес,

управляем… сильными руками лодка,

после прошедш… дождя.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Укажи отглагольное прилагательное:

а) распоротый; б) колотый; в) тративший; г) летящий.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Найди в тексте причастия, выпишите их в тетрадь:

Однажды я был удивлен ещё не виданным мною чудесным зрелищем. Стая лебедей, возвращавшихся на север с далекого юга, стала кружить над озером. Я видел освещенные зарею распахнутые розовые крылья, вытянутые длинные шеи.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

Чем отличаются причастия желтеющие и желтевшие?

6.

Текст для анализа:

Первый снег

Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву блестящую от воды на чёрную землю не успевшую замёрзнуть.

Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало накрывшее всё пространство вокруг превратило пеньки кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины одетые в тёплые тулупы уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. Деревья недавно потерявшие свои жёлтые одежды получили новый пушистый наряд. Их ветви  под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо озарённое снизу ровным белым светом заблестело нарядными звёздами. В мире воцарилась особенная тишина иногда нарушаемая мягким шелестом машин проезжающих по заснеженной дороге.

Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Расставь знаки препинания в тексте. Выпиши из текста все действительные причастия. Выполни морфологический разбор страдательного причастия. Выпиши из текста предложение с причастным оборотом и выполни синтаксический разбор.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Расставь знаки препинания в тексте. Определи залог и время у причастий. Сделай морфологический разбор двух причастий.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Составь таблицу, отражающую все разнообразие причастий, встречающихся в этом тексте. Заполни ее примерами из текста. Расставь знаки препинания в тексте.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Сколько причастий тебе встретилось в тексте? Выпиши в один столбик причастия, в другой – прилагательные. Расставь знаки препинания в тексте.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Прочитай текст. Сделай морфологический разбор любого причастия.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

Выпиши все встретившиеся тебе причастия. Определи их вид.

7.

Текст для анализа:

Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок, он на одном написал: «Яд для короля», на другом – «Яд для королевы», на третьем – «Яд для первого министра». Оставив пакетики на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в «злом умысле» и в подтверждение проглотил все содержимое пакетиков.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Определи стиль текста, его основную тему, главную мысль. Какой тип речи в нем преобладает? Назови деепричастия, сгруппируй их в разряды по значению. Какую роль они играют в тексте? Сделай морфологический разбор одного деепричастия.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Сделай морфологический, звуковой, морфемный разбор слова насыпав.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Что представляет собой деепричастие как часть речи? Выпиши деепричастия, сгруппируй их по значению. Какую роль они играют в тексте? Попробуй перестроить предложения таким образом, чтобы деепричастия заменили глаголы. Что от этого потеряет текст?

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Что представляет собой деепричастие как часть речи? Выпиши деепричастия, сгруппируй их по значению. Какую роль они играют в тексте?

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Прочитай текст. Какова его тема и основная мысль? Выпиши деепричастия, сделай морфологический разбор любого из них.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

Расскажи, что ты знаешь о деепричастии? Прочитай текст, выпиши все деепричастия.

8.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Совмести фразеологизмы с их значениями:

Не сомкнув глаз

Засучив рукава

Не шевельнув пальцем

Не подав виду

Не дав заметить, понять что-либо

Не сделав ни малейшего усилия

Не уснув

Усердно, прилежно работать

– Дополни предложения фразеологизмами, подчеркните их как члены предложения.

Всю ночь сторожил Иван-царевич Жар-птицу...

Кощей Бессмертный хотел одолеть Ивана-царевича....

Каждый день трудилась Крошечка-Хаврошечка...

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Сравни предложения. Объясни отличия в постановке знаков препинания:

Отец работал весь день засучив рукава.

Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

Выбери грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь домой,

  • пошёл дождь.
  • я вымок под дождём.
  • было сыро и холодно.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Найди границы деепричастного оборота, расставь знаки препинания.

Сверкая быстро в вышине кружились искры.

Ветер свистя в ушах и обдавая прохладой мгновенно наполнил парус.

Наталья волновалась готовясь к выступлению и выйдя на трибуну сначала немного растерялась.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Расставь знаки препинания. Найди предложения с деепричастным оборотом, аргументируй свой выбор:

  • Человек вышел из дома и направился к машине.
  • Он бежал оглядываясь по сторонам.
  • Я шёл вперёд поднимаясь всё выше и выше.
  • Человек вышедший из дома направился к машине.
  • Въехав на плотину тройка почему-то остановилась.
  • Берега окружающие озеро густо поросли камышом.
  • Выйдя из дома человек направился к машине.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

Какое из данных предложений содержит деепричастный оборот и почему?

  • Ступив на берег озера, мы поразились красотой этой местности, богатством сибирской природы, великолепием ее пышных лесов и пушистых трав.
  • Мы ступили на берег озера, лежащего в небольшой низине, и поразились красотой этой местности, богатством сибирской природы, великолепием ее пышных лесов и пушистых трав.

9.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Создай алгоритм правописания не с существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, приведи необходимые примеры.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Заполни таблицу примерами на тему «Правописание не с разными частями речи»:

Способ написания

Имя существительное

Имя прилагательное

Наречие

на -о, -е

Слитно

 

 

 

Раздельно

 

 

 

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Выпиши из упражнения наречия:

  • не употребляющиеся без не;
  • с противопоставлениями;
  • которые могут быть заменены синонимом;
  • со словами, усиливающими отрицание.

1

2

3

4

непрестанно

не крепко, а слабо

невежливо

нисколько не весело

невзрачно

не доверчиво, а с подозрением

неискренне

совсем не далеко

невежественно

не высоко, а низко

несерьёзно

ничуть не радостно

неуловимо

не хорошо, а плохо

неграмотно

вовсе не интересно

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– В каком предложении не со словом пишется раздельно?

  • Учёба (не)забава, а труд.
  • (Не)правда служит злу.
  • В осеннее (не)настье семь погод на дворе.

– В каком предложении не со словом пишется слитно?

  • День был (не)жаркий, а прохладный.
  • (Не)обычный вид палисадника всех удивил.
  • Его ожидал далеко (не)приятный разговор.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Объясни правописание не со словами:

Пребывать в неведенье;  неверный ответ; непросохшая земля; слушать не перебивая; писать неаккуратно; не друг, а враг; не трудный, а легкий; вовсе не случайно; не закончившееся вовремя собрание; не далеко, а близко; невежественный человек; не ответить на вопрос.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

Расскажи о правописании не с различными частями речи. Приведи примеры.

10.

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Составь таблицу разрядов наречий, приведи примеры таких слов, составь с ними словосочетания.

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

– Прочитай текст. К какому стилю он относится? Какой тип речи в нем представлен? Выпиши все наречия, определи их разряд. Докажи, что навстречу здесь является наречием, а не существительным с предлогом.

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Определи, к какому разряду относятся наречия: бледно, важно, голодно, сладко, скучно, горько, дёшево, красиво, плохо, хорошо. Образуй от них простую форму сравнительной степени. Составь с ними предложения.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Распредели наречия в столбики по разрядам:

место действия

время действия

образ действия

Оттуда, сзади, поздно, легко, давно, прямо, весело, красиво, издалека, вчера, утром.

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– С наречиями каждого разряда составь предложения, запиши их в тетрадь. Сделай морфологический разбор одного наречия.

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

Расскажи о наречии. Укажи те разряды наречий, которые ты знаешь, опираясь на материалы учебника. Приведи примеры таких наречий.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар для участия в конкурсе "Учитель года - 2017"

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности. Работая учителем биологии, в последние годы я столкнулась с п...

Конкурсное задание Учитель года 2017 "Я - учитель"

Эссе раскрывает мотивы выбора мною учительской профессии, отражает мои педагогические принципы и подходы, понимание миссии педагога в современном мире...

Конкурсное задание эссе "Учитель года- 2017"

Конкурсное задание эссе "Учитель года -2017"...

Учитель года 2017, конкурсное задание «ЭССЕ». Я - учитель.

Разными путями приходят в школу учителя, и также по-разному складываются их школьные судьбы... Кто-то с детства видит в этом свое предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит с...

Методический семинар к муниципальному этапу конкурса "Учитель года - 2017"

Содержит презентацию описания педагогического опыта учителя и пояснительную записку к данной презентации...

Учитель года - 2017, конкурсное задание "Мастер-класс"

Everyone dreams to learn one foreign language at least. If you go abroad for vacation or holydays you can`t speak fluency. You are scare to make any mistake.Я надеюсь, вы поняли мою вступительную речь...