Методический семинар Учитель года -2019
методическая разработка по литературе (5, 6, 8, 9 класс) на тему

Самелюк Ирина Владимировна

Презентация к методическому семинару "Активные виды и методы работы классного руководителя в Гражданско-патриотическом воспитании школьников"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  
" СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАКСИМА ПАССАРА С.НАЙХИН"  

Пояснительная записка

к методическому семинару на тему

"Активные  формы и виды работы классного руководителя   и учителя-предметника в гражданско-патриотическом воспитании школьников"

Учитель русского языка и литературы Самелюк И.В.

В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения. Эти изменения требуют нового подхода к формированию патриотического  и гражданского сознания учащихся.

Важным ориентиром в работе классного руководителя является:

- Личностное развитие 

 - Духовно- нравственное совершенствование

Цель гражданской патриотического воспитания- становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно,  условием достижения цели патриотического воспитания является социально-педагогическая поддержка.

Для достижения цели я как классный руководитель и учитель литературы ставлю  следующие задачи:

  • углубление знаний  о Родине, своём родном крае, месте рождения;
  • углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России;
  • содержательное  знакомство с историей своей семьи;
  • воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

В решении данных задач руководствуюсь трудами философов, социологов и педагогов – Ивана Александровича Ильина, Игоря Семёновича Кона, Николая Дмитриевича Никандрова, Галины Ивановны Щукиной и др. В них гражданско-патриотическое воспитание рассматривается в разных аспектах: русской национальной культуры, ...

Основные направления в гражданско- патриотическом воспитании школьников:

  • Духовно - нравственное. 

Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

  • Историко – краеведческое. 

Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

  • Гражданско – правовое. 

Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

  • Социально – патриотическое. 

Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

  • Военно – патриотическое. 

Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

  • Спортивно - патриотическое. 

Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

  • Культурно - патриотическое. 

Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа

 Решения проблем воспитания гражданственности и патриотизма реализую в таких видах деятельности:

1. Учебная деятельность        

2. Внеурочная деятельность

3. Общешкольная деятельность

4. Работа с родителями

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе.

Умелое использование общеобразовательных предметов в целях военно-патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, мужество, смелость, героизм, отвага, гражданственность.

Роль литературы особенно велика. Любое произведение из программы может рассматриваться с точки духовно-нравственого понимания.На уроках литературы формируются нравственные идеалы школьников на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.

"..Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса,ни слога,ни многосторонней шири понимания..",-писал А.И.Герцен

Так например,в произведении М.Ю.Лермонтова "Бородино"у учащихся воспитывается интерес к историческому прошлому России,чувство восхищения героизмом участников Бородинского сражения,чувство любви к России,своей Родине.

В произведении И.С.Тургенева "Русский язык" у учащихся воспитывается любовь и уважение к русскому языку,как национальному достоянию.

Именно литература создаёт ценности, необходимые душе,поэтому это предмет очень благодатен для воспитания духовных ценностей.

На уроках литературы использую такие элементы педагогических технологий, как:
- проектно-исследовательская деятельность;
- коллективно-творческие дела;
- деятельностный подход в воспитании;
- педагогика сотрудничества;
- технологии проблемного обучения;
- проектная деятельность;
- ИКТ и др.

На уроках родного языка школьники учатся ценить духовно-нравственные ориентиры своей национальности, уважительно относится к культуре своего народа так и к культуре других народов.

Ребята учатся извлекать знания об обществе, Родине и ее истории и передают их  в яркой образной форме на творческих мероприятиях и проектах. Учитель прежде всего должен опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе наглядны, конкретны.  Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам, то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе.

Осуществляю гражданско-патриотическое воспитание не только как учитель литературы, но и как классный руководитель.

 Использую следующие формы работы во внеурочное время :

  • тематические классные часы;
  • Проектная и исследовательская деятельность;
  • Участие в дистанционных олимпиадах по патриотической тематике
  • посещение  музеев;
  • Игры по патриотическо-правовой тематике;
  • конкурсы, викторины,ролевые игры;
  • спортивные игры, соревнования ;
  • участие в работе по пополнению фонда Музея школы;
  • показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных   фильмов на военно-исторические темы;

Классный час – одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма ценностно-ориентировочной деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений  к окружающему миру,на тематических классных часах ребята приобщаются к событиям и  значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района. Внеклассная познавательная деятельность осуществляется во время экскурсий, в ходе проведения викторин, конкурсов, смотров знаний, турниров эрудитов, встреч с интересными людьми, познавательных игр.

Гражданско-патриотическое воспитание  школьников среднего звена, также как и младшего, невозможно представить  без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому я использую игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству.

Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся,  по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организации и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет  родителей равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе

Во взаимодействии с семьей, организовываю совместную деятельность детей и родителей, привлекаю семьи к наиболее важным школьным делам и событиям.

В ключе семейного воспитания для формирования гражданско- патриотического сознания использую  такие формы работы:

- составление родословной  « Пишем родословную своей семьи»;

- спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- сбор материалов, запись воспоминаний родственников о ВОВ «Загляните в семейный альбом»;

- встречи за круглым столом « Встречи поколений";

- родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;

- проведение игр-эстафет «А ну-ка, парни!», «Самый ловкий»;

- встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – защищать Родину».

В трудовой деятельности материализуется отношение детей к своей семье, школе, родному краю, Родине. Помощь детей по дому, дежурство по классу, забота о младших братиках и сестричках, участие в экологической деятельности, изготовление поделок, игрушек, подарков малышам, ветеранам — все эти виды трудовой деятельности используются  при воспитании патриотических чувств детей.

Практическое участие детей в жизни общества воплощается в общественных акциях («Чтобы помнили», «Милосердие» и др.), к которым нужно приобщать детей уже с младших классов и таким образом вводить их в мир общественной деятельности.

 Художественно-творческая деятельность как нельзя лучше отвечает возрастным особенностям младших школьников: их эмоциональности, образному восприятию мира. Все эти особенности способствуют успеху в данной деятельности. Художественная деятельность принимает самые разнообразные формы: концерты , конкурсы, творческие выставки,  литературно-художественные утренники, народные календарные праздники и др.

В своей работе использую приобщение к общешкольным тематическим мероприятиям как средство сплочения  детей, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу,  школе, окружающим людям. Праздники дарят  взрослым и детям  радость общения, вызывают совместные переживания, дают возможность каждому ощутить  свое единство с классом, школой,селом, страной.

       Огромное значение в процессе воспитания патриотизма принадлежит патриотической убеждённости самого педагога. Педагог, не обладающий патриотизмом, воспитать у детей его не сможет. В своё время очень хорошо об этом написал наш выдающийся философ И.А. Ильин: «Опытный и тактичный воспитатель может действительно пробудить в ребёнке настоящий патриотизм. Но именно пробудить, а не навязывать. Для этого он сам должен быть искренним и убеждённым патриотом.
   

Высказывание И.А.Ильина считаю жизненным кредо. Как педагог и личность считаю себя мобильным, с активной гражданской позицией человеком.

Стараюсь наполнить свой педагогический опыт инновациями и новыми идеями.

Участвую в ежегодном шествии 9 мая ,посвященном памяти павших воинов ВОВ,в организации общешкольных мероприятий,школьных тематических конкурсах по предмету преподавания. Являюсь организатором форумов,встреч за круглым столом"Встречи поколений. Веду и пропагандирую здоровый образ жизни,состою в спортивной сборной команде учителей МБОУ СОШ с.Найхин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Учитель года 2015"

Методический семинар на тему: Развитие коммуникативных компетенций через  художественно-эстетическое восприятие  живописи, графики и декоративно-прикладного искусства...

"Мой педагогический опыт" на методический семинар "Учитель года-2016"

"Мой педагогический опыт" представляла на методическом семинаре на конкурсе Учитель года-2016...

Презентация к методическому семинару "Учитель года"

Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОСВыполнила: Нуретдинова Фания Ражаповнаучитель технологии МБОУ Башкирский лицей №1 Учительство – это искусство, тру...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...

Конкурс "Методический семинар". Учитель года. Информатика

Презентация к конкурсу "Учитель года" учителя информатики. "Тема: "Технологии дополненной реальности на уроках"....

методический семинар "Педагог года-2019"

Методический семинар "Педагог года-2019"...

Методический семинар ("Учитель года 2021") название "Всё гениальное - просто"

Выступление на методическом семинаре включает в себя введение, теоретическое обоснование применяемых методов обучения и воспитания и примеры их практического применения...