«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
проект

Марина Александровна Шамрина

Настоящий проект – это представление опыта работы с одарёнными детьми в центре детского творчества.

      В последние годы система дополнительного образования детей из «довеска» к основному обучению превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности, потому что оно предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

    Сформировать систему работы с одарёнными обучающимися в учреждении - главная задача данного проекта.

    Реализация проекта  предусматривает внедрение в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.

   Выявление, развитие и обучение одарённых детей в нашем учреждении образуют единую систему. А диагностика одарённости служит не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Россия, ХМАО-Югра, Тюменская область, Сургутский район, город Лянтор

Педагогический проект

«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Автор: Шамрина Марина Александровна.

Должность: методист.

Образование: высшее, Тбилисский государственный университет, филолог, преподаватель русского языка и литературы, 1980 год.

Квалификационная категория: высшая по должности «методист».

Стаж педагогической работы - 38 лет.

Стаж работы в данном учреждении – 28 лет.

Стаж работы в данной должности – 28 лет.

2017

II. Краткая аннотация проекта

      Настоящий проект – это представление опыта работы с одарёнными детьми в центре детского творчества.

      В последние годы система дополнительного образования детей из «довеска» к основному обучению превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности, потому что оно предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

    Сформировать систему работы с одарёнными обучающимися в учреждении - главная задача данного проекта.

    Реализация проекта  предусматривает внедрение в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.

   Выявление, развитие и обучение одарённых детей в нашем учреждении образуют единую систему. А диагностика одарённости служит не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка.

III. Обоснование необходимости проекта

     Научный, культурный и экономический потенциал России зависит от качества подготовки специалистов - людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического анализа.

    Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы.    

   Итогом этой деятельности должно стать формирование и совершенствование системы работы с одарёнными детьми, отработка педагогических технологий по их выявлению, развитию и поддержке. Для дальнейшего развития системы работы с одарёнными детьми, необходимо отметить существование проблем в организации работы с одарёнными детьми:

- неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;

- отсутствие чётко отработанной, стройной системы работы с одарёнными детьми;

- недостаточный уровень психолого-педагогических знаний по проблеме одарённости у педагогических работников и родителей обучающихся;

- недостаточное количество реализуемых в данном направлении дополнительных образовательных программ;

- недостаточное финансирование учебно-воспитательного процесса и организационно-массовых мероприятий, адресованных одарённым обучающимся.

     Но в настоящее время в работе с одарёнными детьми сложилась  противоречивая ситуация. С одной стороны - требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны - у педагогов практически нет образовательных программ для одарённых детей, нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей в учреждениях нашего профиля. Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов.

      Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности нашего учреждения  позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.

    Признание руководством и коллективом педагогов нашего учреждения того факта, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, побудило нас сформулировать стратегическую цель работы с одарёнными детьми:

- создание благоприятных условий для развития талантливых, одарённых и способных детей - как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей.

    Данный проект является результатом целенаправленного поиска наиболее подходящей для нашего Центра системы работы с одарёнными детьми.     Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одарённости, системно - деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися в учреждении, а также поднять её на более качественный уровень.

IV. Цели и задачи проекта

Цель: 

Создать модель работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования.

Объект исследования.

Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми.

Предмет исследования. Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании.

Гипотеза. Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Задачи:

1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития.

2. Обучение педагогического состава учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу.

3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.

Методы:

Теоретический: изучение психолого - педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; систематизация и классификация.

Экспериментальный: анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение.

Статистический: обработка полученных данных.

Основные направления реализации проекта:

1. Формирование системы работы с одарёнными обучающимися в учреждении.

2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми.

3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми.

V. Основное содержание проекта

     Данный проект ориентирует педагогический состав нашего учреждения на обновление методов обучения одарённых детей и внедрение в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических технологий инновационного характера:  проблемного и проективного обучения, здоровьесберегающих, игровых и информационно-коммуникационных технологий.

Проект  построен на следующих принципах:

1. Гуманизм - учёт возможностей и природных задатков ребёнка, создание условий для самопознания и самореализации каждой одарённой личности.

2. Демократизм –  развитие разнообразных форм сотрудничества обучающихся и педагогов.

3. Научность и интегрированность – обеспечивается надежная база для дальнейшего овладения обучающимися основ выбранного вида деятельности, их воспитания и развития.

4. Индивидуализация и дифференциация – вариативность содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их склонностей и развития.

5. Природосоответствие - учёт многогранности и целостности природы ребёнка, возрастных, половых и индивидуальных, психологических и национальных особенностей детей.

6. Социализация - исследование проблемы - как педагогического явления.

Методологическая база педагогического опыта предусматривает:

- по отношению к структурным элементам образовательной системы учреждения (нововведения: в целеполагание, содержание образования и воспитания, формы, методы, приёмы, технологии обучения, средства обучения, систему диагностики);

- по отношению к личностному становлению одарённых детей (развитие определенных способностей обучающихся, умений и навыков, способов деятельности, компетентностей);

- по области педагогического применения (в учебно-воспитательном процессе, в системе управления);

- по формам организации учебной деятельности одарённых обучающихся учреждения (дифференцированная, индивидуальная, групповая);

- по функциональным возможностям (обновление образовательной среды и социокультурных условий, нововведение педагогических технологий).

       Конкретные цели обучения одарённых детей в Лянторском центре детского творчества определяются с учётом качественной специфики определённого вида одарённости. Приоритетными целями обучения детей с общей одарённостью для нас стали:

- развитие духовно-нравственных основ личности одарённого ребенка (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

- создание условий для развития творческой личности;

- развитие индивидуальности одарённого ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).

На первом этапе инновационной деятельности нами была разработана программа «Одарённые дети» и составлен план её реализации, в котором были определены основные направления деятельности.

Создание системы выявления одарённости обучающихся

    Следующим шагом инновационной деятельности коллектива нашего Центра стал – мониторинг одарённости обучающихся. В Лянторском центре детского творчества 41 объединение 7 направлений деятельности: художественно-эстетическое (сценическое и декоративно-прикладное творчество), физкультурно-спортивное, культурологическое, социально-педагогическое, научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое. Поэтому для нас было очень важно - не ошибиться в определении вида  одарённости у каждого ребёнка. Педагогический  опыт работы подсказал, что выявление, развитие и обучение одарённых детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одарённости служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития талантливых  детей.

      Работа по выявлению  одарённых детей  в учреждении включала в себя следующие этапы:

- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;

- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;

- психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.

     Но многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одарённости, изучение мотивационно - потребностной сферы одарённого ребёнка, потребовало от нас предварительного ответа на следующие вопросы:

1. С каким видом одарённости у ребёнка мы имеем дело:

- общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одарённости являются умственные способности (или общие познавательные способности);

- специальной – она обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

2. В какой форме проявляется его одарённость:

- явной - проявляется в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения;

- скрытой  - проявляется в деятельности ребёнка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных». Нередко в «гадком утёнке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя».

3. Какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для нас приоритетными: развитие наличных способностей, психологическая поддержка и помощь, проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.

       Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении, с помощью тестирования, диагностики и педагогического наблюдения мы выделили область проявления повышенных способностей обучающихся:

- В  практической деятельности: в ремёслах, спортивной и организационной деятельности.

- В  познавательной деятельности: интеллектуальная одарённость (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

- В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость.

- В коммуникативной деятельности: лидерская  одарённость.

        Вид одарённости  в выше перечисленных областях мы определяем по критериям, которые наиболее полно отражают способности детей.   Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких признаков  должно привлечь  к этому ребёнку внимание педагога и, поэтому, нам было очень важно - не ошибиться в определении вида  одарённости у ребёнка:

Литературные способности:

- рассказывает всегда логически и последовательно;

- имеет большой запас слов,  свободно и чётко излагает;

- ради удовольствия изобретает собственные слова;

- любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории;

- легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма;

- любит читать стихи, делает это выразительно и с удовольствием;

- много и с удовольствием читает помимо школьной программы;

- любит писать рассказы, стихи, дневники;

- не стесняется демонстрировать свои литературные способности.

Художественные способности:

- проявляет большой интерес к визуальной информации;

- увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать.

- в мельчайших деталях запоминает увиденное;

- проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или  

  лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;

- демонстрирует опережающую возраст умелость;

- умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;

- экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных»  

  материалов, может создать из них оригинальное произведение;

- любит  создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;

- его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;

- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Музыкальные способности:

- проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

- любит музыку, часами может её слушать, покупает музыкальные записи;

- с удовольствием посещает музыкальные концерты;

- легко запоминает мелодии и ритмы, может их воспроизвести;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- легко повторяет ритм, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам;

- если играет, или поёт, то делает это с большим удовольствием;

- пытается научиться играть на музыкальных инструментах или уже играет;

- пытается сочинять свои собственные мелодии;

- разбирается в различных областях музыкальной культуры.

Спортивная одарённость:

- энергичен, всё время хочет двигаться, спит меньше обычного;

- проявляет большой интерес к движениям, требующей тонкой моторики;

- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

- обладает широким диапазоном движений (от медленного - к быстрому, от плавного - к резкому);

- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;

- отлично управляет телом при маневрировании;

- обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков;

- смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;

- ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками;

- практически никогда всерьёз не устаёт, если занят любимым делом.

Лидерские способности:

- способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо;

- чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же, как со взрослыми; - чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед аудиторией;

- он стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно;

- вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита, его легко понять;

- готов адаптироваться к новым ситуациям, гибок в мышлении и действиях;

- воодушевлён, когда находится среди людей, любит общаться, не любит одиночества;

- стремится быть первым, превосходить окружающих, как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие;

- принимает активное участие в общественной жизни учреждения.

Творческая одарённость:

- чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём;

- выдвигает большое количество различных идей или решений проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы;

- предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает развитым воображением; любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты;

- обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим;

- осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, проявляет эмоциональную чувствительность;

- обладает чувством прекрасного, уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений;

- имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет, любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку;

- критикует конструктивно, не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Способности к обучению и научной деятельности:

- имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью, разработанностью;

- использует термины вполне осмысленно;

- обладает большим запасом информации в разных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников);

- может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию; - умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их записи, которые использует по мере надобности;

- способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо;

- задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл;

- хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков людей;

- задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;

- легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах;

- тонкий и проницательный наблюдатель, ищет сходства и различия между событиями и предметами;

- много читает, в основном, по собственному выбору, обычно предпочитает книги для взрослых;

- не избегает трудного материала, любит изучать биографии, энциклопедии и атласы, словари ит.д.;

- пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные

  части;

- делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым

  смыслом ответы и объяснения;

- создаёт свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области

  знаний, которая ему интересна;

- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий

  и к обобщениям.    

      Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, педагоги нашего образовательного учреждения, каждый для себя, решил, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для него приоритетными: обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.

Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения, развития одаренных детей

     В процессе подготовки к реализации проекта нами был произведён подбор и накопление литературы, методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми. Изучение этой литературы проходило в рамках работы семинаров, методических объединений, педагогических советов, а так же через самообразование педагогов, принявших решение работать с одарёнными детьми.

    Следующим шагом стала разработка практических рекомендаций по составлению программ  индивидуального развития одарённых детей. На этом этапе деятельности возникла ещё одна проблема: обучение в нашем Центре детского творчества ведётся по образовательным программам, реализуемым в срок от одного года до трёх лет. Поэтому перед педагогическим коллективом нашего учреждения встала задача - создать гибкие программы индивидуального развития обучающихся с различным сроком реализации.

Принципы построения программ для одарённых детей в МАУДО «ЦДТ».

Индивидуальный образовательный маршрут развития одарённых обучающихся

мы определяем образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями детей (уровнем готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования и

целями, предъявляемыми к обучению этой категории обучающихся. Мы выделяем основных подхода (стратегии) к разработке содержания учебных программ индивидуального развития обучающихся:

Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

Углубление. Данный подход мы считаем эффективным по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.

Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения - с выходом за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одарённости.

Проблематизация. Этот подход стимулирует личностное развитие обучающихся. Специфика обучения в этом случае состоит:  в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой раздел мы включаем только как компонент в обогащённые программы.

Индивидуализация. Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых.

Исследовательское обучение - активизация обучения, придание ему исследовательского, творческого характера.

    Суммируя всё выше сказанное, можно сказать, что программы индивидуального развития для одарённых детей должны:

- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных  

  обучающимися;

- обеспечивать самостоятельность в учении;

- развивать методы и навыки исследовательской работы;

- развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;

- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих  

  привычные стереотипы и общепринятые взгляды;

- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных

  критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.

Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми.

    Опыт работы подсказал нам, что использование перспективных образовательных технологий даёт высокий результат в обучении всех детей и одарённых детей, в частности, поэтому педагоги нашего учреждения активно апробируют передовые  педагогические технологии и методики, такие как:

1.   Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую. Преобразующая деятельность обучающихся может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.

2. Технология проективного обучения. В основе  системы  проектного   обучения  лежит  творческое  усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.

3. Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения одарённых детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объёмов информации, мы применяем компьютеризованные средства обучения.

5. Здоровьесберегающие технологии, направлены на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья.

6. Игровые технологии, способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров.

Разработка календарно-тематических планов

     Индивидуальная учебная деятельность с одарённым ребёнком в нашем Центре детского творчества осуществляется во время работы всей группы обучающихся. В календарно-тематическом планировании  мы определяем вид (форму) индивидуальной деятельности и время её выполнения с учётом одарённости конкретно взятого обучающегося. Индивидуальное календарно-тематическое планирование распределяет работу обучающегося во времени в соответствии с учебным планом образовательной программы, с учётом его индивидуальных возможностей и санитарно-гигиенических норм. Регламент, содержание индивидуальной работы определяется педагогом.

Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с одаренными детьми

    Главным звеном в работе с одарённым ребёнком, несомненно, является педагог. И, конечно, он должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с одарёнными детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении. Поэтому службой мониторинга учреждения, на начальном этапе реализации проекта, было проведено анкетирование педагогов по теме «Одарённые дети», которое позволило выявить уровень их знаний и практических навыков. Большинство педагогов нашего образовательного учреждения верно определяют основные признаки одарённости детей, понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку, выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей, выстраивают траекторию их развития, оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одарённости.

      В целях повышения уровня психолого-педагогической подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми, методической службой  Лянторского центра детского творчества были организованы: работа постоянно действующего семинара «Одарённый ребёнок. Работа с одарённым ребёнком», методические учёбы, даны консультации, пополнена картотека по проблемам одарённости.

Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую

     Безусловно, что методы обучения, как способы организации учебной деятельности, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.    

    По наблюдению педагогов нашего учреждения, применительно к обучению одарённых детей, ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы).

   Практика работы показала, что в обучении детей с повышенными способностями наиболее оптимальными являются  следующие формы организации познавательной деятельности:  

- «Парно-индивидуальный». Его структура включает в себя два основных элемента – «работу обучающегося с педагогом» и «работу обучающегося с источником знаний».

- «Группо-парно-индивидуальный». Структура обучения включает в себя: «работу обучающегося с педагогом», «работу обучающегося с источником знаний» и «работу педагога с группой обучающихся».

     Педагоги центра детского творчества осознают, что - индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется и со стороны самого ребёнка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

    Для повышения результативности  инновационной деятельности учреждения  мною были разработаны:

1. Карта прогнозирования участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (в выставках декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсах, хоровых, вокальных, хореографических коллективов, ученических проектов).

2. Карта достижений обучающихся в этих мероприятиях.

3. Уровень развития одарённых детей, изменения, произошедшие в личности ребёнка в течение учебного года, отслеживались нами с помощью карты творческого развития. Она позволяет фиксировать результаты оценки ЗУН и достижений обучающегося, выявленные различными методами педагогической диагностики.

4. Этапы творческого развития личности одарённых обучающихся на всех этапах реализации проекта отслеживались по следующим критериям: наличие природных способностей, восприятие учебного материала, отношение и интерес к занятиям, инициативность и активность ребёнка,  творческая направленность личности, наличие принципов и убеждений, общая культура и репродуктивные способности детей.

5. Алгоритм работы с одарённым ребёнком позволяет нам определить уровень: интереса к занятиям, ЗУН и качество усвоения программного материала в течение всех этапов реализации проекта.

    Мониторинг показал, что за время реализации представляемого проекта в мероприятиях различного уровня приняло участие 100% одарённых детей учреждения. За последние три года одарённые обучающиеся становились победителями и лауреатами:

На международном уровне: 98 раз.       Во всероссийских мероприятиях: 77 раз.

В областных мероприятиях: 14 раз.      В окружных мероприятиях: 15 раз.

В районных мероприятиях: 89 раз.       В городских мероприятиях: 97 раз.

В учрежденческих: 43 раза. 

Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми.

1. На начальном этапе этого направления деятельности мною проводилась

экспертиза и апробация образовательных программ  для одарённых детей.

Так, результаты экспертизы индивидуальных программ развития показали, что:

- цели апробируемых программ адекватны целям программ учреждений дополнительного образования детей;

- содержание разделов образовательных программ для одарённых детей, логика изложения учебного материала – рациональны, способствуют достижению поставленных целей программ;

- содержание курсов обучения научно достоверно, изложено в логической последовательности, способствует реализации обучающего, развивающего, воспитательного аспекта образования;

- временные затраты на формирование ЗУН, по сравнению с типовыми программами, сокращены, но увеличен объём изучаемого материала;

- реализация программ индивидуального развития одарённых детей способствует  разностороннему  развитию обучающихся, программы реально выполнимы,  рекомендуются для реализации в объединениях учреждений дополнительного образования детей.

2. Создан и пополняется банк данных одарённых детей.

3. Созданы и пополняются портфолио одарённых обучающихся.

4. Разработана и апробирована программа  семинаров для педагогов, ориентированных на работу с одарёнными детьми, по  новым образовательным технологиям.

5. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми в нашем учреждении осуществляется  в процессе участия педагогов – новаторов в работе семинаров, методических объединений, педагогических советов.

Распространение информации о проекте   

  Данный педагогический опыт опубликован на http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su.   Планируется публикация педагогического опыта работы с одарёнными детьми Лянторского центра детского творчества в научно-методических журналах.

    В качестве форм тиражирования данного  педагогического опыта могут явиться следующие мероприятия различного уровня:

- консультации, практикумы, открытые занятия, досуговые мероприятия;

- обучающие и деловые игры, мастер - классы, выставки, педагогические мастерские и семинары;

- конкурсы индивидуальных программ развития одарённых детей.

VI. Ресурсы проекта

Нормативно-правовую основу работы с одарёнными детьми в МАУДО «ЦДТ» составляют следующие документы:

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка».
  2. Закон РФ «Об образовании».
  3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
  4. Подпрограмма «Одарённые дети» федеральной целевой программы «Дети России».
  5. Целевая программа автономного округа «Дети Югры».
  6. Устав МОУДОД «ЛЦДТ».

6. Программа развития МОУДОД «ЛЦДТ» на 2018-2023 гг;

Медиаресурсы: интернет – как   источник необходимой информации; Microsoft Office Word  и Microsoft Office Power Point – как средство структурирования, оформления, систематизации информации.

Материально-технические: компьютер, принтер, учебно-наглядные пособия и оборудование.

Кадровые: педагоги дополнительного образования учреждения.

VII. Партнёры

Директор, заместители директора, методисты, педагоги.

VIII. Целевая аудитория

     Проект  адресован руководящим работникам МАУДО «ЦДТ» и педагогам, осуществляющим внедрение инноваций в организационно-управленческую и педагогическую деятельность, направленную на совершенствование системы работы с одарёнными детьми. Адресант проекта – одарённые воспитанники Центра.

XI. План реализации проекта

 Первый этап – организационный ( январь-май 2017г ):
- создание нормативно-правовой базы;
- создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе  

  реализации проекта;
- изучение контингента обучающихся с целью выявления типов одарённости

  детей;
- организация методического обеспечения;
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Второй этап – практический (сентябрь 2020 - май 2021гг):

- систематическая и целенаправленная работа с одарёнными детьми;

- регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий, выставок детского творчества, соревнований;

- пополнение и обновление банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик, инновационных педагогических технологий, адресованных одарённым детям;

- обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Третий этап – аналитический ( сентябрь 2021 –январь 2022гг):

- осуществление контроля и анализа реализации проекта, достигнутых результатов;

- определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решений и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

Основные направления реализации проекта:

1. Создание  условий для работы с одарёнными детьми.

Мероприятия:

- по внедрению передовых технологий, направленных на формирование образовательно-воспитательного поля и максимально комфортных условий для творческого самовыражения обучающихся;

- по увеличению количества педагогических работников, целенаправленно работающих с одарёнными детьми;

- по увеличению количества дополнительных образовательных программ адресованных одарённых детям;

- по формированию научно-методического и нормативного банка данных по проблеме «Одарённые дети»;

- по контролю, анализу деятельности педагогов, направленной на выявление и развитие детской одарённости.

2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми.

Мероприятия:

- по целенаправленному, в рамках проблемы «Одарённые дети», и систематическому повышению профессионального мастерства педагогов Центра их научно-методической и информационной поддержке;

- по организации обмена опытом педагогов, работающих с одарёнными детьми;

3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми:

- проведение специальных мероприятий для выявления одарённых детей, проведение диагностики детской одарённости;

- участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня;

- создание условий для повышения социального статуса одарённых воспитанников Центра через организацию индивидуальных выставок, авторских вечеров, сольных концертов, проведение мастер - классов и т.д.;

- организация и проведение интеллектуально-творческих образовательных и досуговых мероприятий, разного уровня для предоставления возможности продуктивной самореализации талантливых и способных детей.

Программа основных мероприятий

Направление деятельности

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Система выявления одарённости у обучающихся

1.1. Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка

2017 г

педагоги

1.2. Наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка

2017 г

педагоги

1.3. Выявление и мониторинг одарённости обучающихся

2017 г

педагоги

2

Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения, развития одарённых детей.

2.1. Накопление литературы по проблеме одарённости

2017-2022 г

педагоги

2.2. Подбор и накопление диагностических материалов для изучения способностей обучающихся

2017-2022 г

Шамрина М.А.

2.3. Разработка методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми

2017-2022 г

Шамрина М.А.

2.4. Разработка практических рекомендаций по составлению программ  индивидуального развития одарённых детей

2017 г

Шамрина М.А.

2.5. Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми

2017 г

Шамрина М.А.

2.6. Пополнение картотеки по проблемам одарённости

2017-2022 г

Шамрина М.А.

3

Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с одарёнными детьми.

3.1. Работа постоянно действующего семинара для педагогов, работающих с одарёнными детьми

2018-2022гг

Шамрина М.А.

3.2. Консультации

3.3. Методические учёбы

2018-2022гг

Шамрина М.А.

3.4. Разработка программ индивидуального развития

2018-2021гг

педагоги

3.5. Разработка календарно-тематических планов

2018-2021гг

.педагоги

4

Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую.

4.1. Проведение проблемных занятий с одарёнными детьми:

- использование тренинговых методов;

- использование предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребёнку максимум самостоятельности в овладении и  развитии деятельности;

- анализ реальных достижений ребёнка.

2018-2021гг

педагоги

4.2. Прогнозирование участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня

2018-2021гг

педагоги

4.3. Участие одарённых детей в мероприятиях различного уровня (выставки декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсы чтецов, театральных групп, хоровых, вокальных, хореографических коллективов, ученических проектов)

2017-2022гг

педагоги

5

Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми

5.1. Участие в работе  семинаров  педагогов, работающих с одарёнными детьми

2017-2022гг

педагоги

5.2. Экспертиза и апробация образовательных программ для одарённых детей

2021-2022гг

Шамрина М.А.

5.3. Создание и пополнение портфолио одарённых обучающимися

2017-2022гг

педагоги

5.4. Пополнение банка данных одарённых детей

2017-2022гг

Шамрина М.А.

5.5. Изучение педагогического опыта по работе с одарёнными детьми

2022г

Шамрина М.А.

X. Ожидаемые результаты:

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:

- создать условия для выявления и развития одарённости и таланта у детей в условиях учреждения дополнительного образования детей;

- совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и способными детьми;

- оказывать помощь и поддержку одарённым детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала;

- разработать и приступить к реализации программ по работе с одарёнными детьми;

- обеспечить рост результативности выступлений обучающихся на мероприятиях различного уровня;

- обеспечить преемственность в работе с одарёнными детьми на разных возрастных этапах;

- создать банк данных по проблеме «Одарённые дети»;

- разработать систему научно-методической подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми;

 - привлечь  родителей к участию в деятельности Лянторского центра детского творчества.  

XI. Перспективы

     Данный проект направлен на разработку системы работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании.

    Особенностью данного проекта является возможность его дополнения и обогащения. В частности, в вопросах: совершенствования методов и приёмов развития интеллекта одарённых обучающихся, вовлечения педагогов и обучающихся в проектную и научную деятельность учреждения. Перспективой данного проекта является - развитие материально-технической базы за счёт спонсорских вливаний, получения одарёнными обучающимися и педагогами грантов в результате участия в мероприятиях различного уровня.

    Рациональность разработки данного проекта подтверждается инициативами

президентской программы «Одарённые дети», целевой программы «Дети Югры»:

1. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности.

2. Обновленное содержание образования, новое поколение образовательных стандартов.

3. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

   Данный педагогический опыт опубликован на  http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, представлен  в материалах методических семинаров, проводимых в рамках учреждения в 2017 - 2020 годах. В настоящее время мною подготовлен  материал  «Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании» для публикации  в научно - методическом журнале «Дополнительное образование и воспитание». Планируется издание материалов эффективного опыта работы педагогов с одарёнными детьми, проведение научно-практической конференции на муниципальном уровне, издание сборников творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов.

XII. Литература

1. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одарённости // Педагогика - 2003.

2. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия».

3. Выготский  Л.С. О признаках детской одарённости// Вопросы психологии - 2003.

4. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

5. Бахтин М.М. Одарённые дети. - М.: Прогресс, 1991.

6. Степанов В. Г. Психология одарённости детей и подростков// Вопросы психологии . - 2000.

7. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

8. Юркевич В.С.  Одарённый ребенок. Иллюзии и реальность, 1998. Книга для учителей и родителей.

9. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

10. Матюшкин А. М. Концепции творческой одарённости // Вопросы психологии - 1989.

11. Амонашвили Ш.А. Основы психодиагностики. - Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

12. Лейтеса  Н.С. «Психология одарённости детей и подростков» под редакцией, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе...

Работа с одарёнными детьми в дополнительном образовании

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании (в декоративно-прикладном творчестве)...

Модель работы с одаренными детьми в дополнительном образовании

Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образовани...

Презентация на тему: "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании"

Презентация на тему: "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании"...

Обобщение инновационного педагогического опыта «Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании».

Цель  опыта:1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах его обучения и развития.2. Обучение педагоги...

Модель работы с одарёнными детьми

Цель программы:  разработка и реализация системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одарённых и талантливых детей, профессиональное самооп...