Работа с одарёнными детьми в дополнительном образовании
статья по теме

Фаина Николаевна Михайлова

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании (в декоративно-прикладном творчестве)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rabota_s_odar.detmi_.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании,

 (в декоративно-прикладном творчестве)

Михайлова Фаина Николаевна,

педагог дополнительного образования,

Центра внешкольной работы,

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 « Средняя общеобразовательная школа № 59

 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Чебоксары Чувашской Республики

г. Чебоксары  2013

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании,

 ( в декоративно-прикладном творчестве)

Михайлова Фаина Николаевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ «СОШ № 59» г.Чебоксары

Содержание термина «одаренный» для обозначения детей с развитыми способностями принадлежит американскому психологу Г. Уипплу.

Современное понимание одаренности заключается в доминирующей познавательной и творческой активности, в ярко выраженной креативности при решении проблем и повышенной мотивации на достижение высокого результата.

Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.

В результате моей практической деятельности в дополнительном образовании детей сложилась своя методика преподавания предмета и свои подходы работы с одаренными детьми.

Авторская дополнительная образовательная программа объединения «Вологодское кружево» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися искусству кружевоплетения.

Учащихся объединения «Вологодское кружево» делятся на 3 уровня:

1 уровень – ученик;   2 уровень – стажёр; 3 уровень – мастер;

 Учащиеся 1 уровня погружаются в мир декоративно-прикладного искусства, узнают об истории кружевных промыслов в нашей стране, о современном производстве кружевных изделий, его разновидностях, осваивают приёмы, элементы и технику плетения коклюшечного кружева, то есть  осваивают «азы» кружевоплетения. Дети первого уровня участвуют в основном только в школьных выставках.

У детей 2 уровня появляется уверенность в своих силах, возможностях, снижается страх перед неудачей, развиваются коммуникативные качества.  Происходит совершенствование способностей, расширение знаний, умений, навыков, творческие пробы в сфере декоративно-прикладного искусства. Участвуют во многих выставках разного уровня.

Учащиеся 3 уровня требуют к себе особого подхода и отношений. Поэтому самым талантливым, одаренным детям предлагается обучение в этой группе (8-10человек), в которой возможно осуществить на практике индивидуальный подход. Большое внимание отводится самостоятельному поиску, что позволят ему в дальнейшем самостоятельно работать в этой сфере деятельности. Учащиеся участвуют в проектно-исследовательской деятельности, где ставят проблему и выбирают методы её решения. Проектно-исследовательская деятельность показывает способности каждого учащегося и одаренности в творчестве.

        Формирование группы одаренных детей осуществляется по анализу их

деятельности, по достижениям, а так же по результатам тестирования.

        Для выявления одаренных детей используются тесты:

  • Диагностика воображения
  • Диагностика креативности Д. Гилфорда
  • Тест творческого мышления П. Торранса и  другие.

        Признаки талантливого, «одаренного ребенка»:

- Наличие активной познавательной деятельности;

- Быстрое и точное выполнение заданий;

      - Устойчивая концентрация внимания на деле;

      - Навыки логического мышления;

      - Оригинальность и креативность при решении задач;

      - Творческий подход к выполнению заданий;

      - Развитость воображения и фантазии;

      - Самостоятельность в выборе техники, методов, приемов;

      - Инициативность, альтернативность;

      - Планирование, предвидение этапов деятельности;

      - Целенаправленность, пробы (опора на опыт);

      - Доведение начатого дела до конца, стремление к гармонии.

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в объединении «Вологодское кружево»  имеет следующее содержание:

  • Выявление   одаренных и талантливых детей

— анализ особых успехов и достижений ученика;
— создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
— диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов
психологических служб;

  • Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

— организация научно-исследовательской деятельности;
— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах,  научно-практических конференциях.

  • Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников

— тематический контроль знаний ;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах
  разного уровня;

  • Поощрение одаренных детей

— Публикация в СМИ;

— Стенд «Лучшие ученики»;
— Система поддержки талантливых и одаренных  детей;

  • Работа с родителями одаренных детей

— Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
— Поддержка и поощрение родителей одаренных детей ;

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Список литературы

Матюшина А.М. Загадки одаренности.Проблемы практической диагностики.М.1993

Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. Спб. 1992

Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001

Золотова А.В. Дополнительное образование детей. - Ярославль: Академия развития, 2004.-304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми

Глобальные преобразования в российском обществе выдвинули в качестве приоритетного направления социальной политики поиск и раннее развитие талантливых молодых людей....

Модель работы с одаренными детьми в дополнительном образовании

Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образовани...

Презентация на тему: "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании"

Презентация на тему: "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании"...

«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Настоящий проект – это представление опыта работы с одарёнными детьми в центре детского творчества.      В последние годы система дополнительного образования детей из &l...

Обобщение инновационного педагогического опыта «Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании».

Цель  опыта:1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах его обучения и развития.2. Обучение педагоги...