Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми
статья по теме

Рыбакова Татьяна Стефановна

Глобальные преобразования в российском обществе выдвинули в качестве приоритетного направления социальной политики поиск и раннее развитие талантливых молодых людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rybakovoy_.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбакова Татьяна Стефановна

заместитель директора по УВР

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ № 63» г. Магнитогорска

Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми

Глобальные преобразования в российском обществе выдвинули в качестве приоритетного направления социальной политики поиск и раннее развитие талантливых молодых людей. Президент России Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ  2010 г. подчеркнул значение инновационного преобразования экономики, ухода от «сырьевой зависимости», формирования новой смены качественных научно-исследовательских и инженерно-технических кадров. Без таких людей - творческих, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные перед ними задачи, невозможны сегодня никакие положительные изменения.

Проблема детской одаренности и ее развития решается на самых высоких уровнях управления и государственной власти - это создание и реализация федеральной программы «Дети России» и ее подпрограммы «Одаренные дети». На уровне федерации и её отдельных субъектов проводится большое число конкурсов, олимпиад, реализуются разнообразные проекты. Немаловажно и то обстоятельство, что  в  общественном сознании формируется понимание необходимости перехода России в пространство наукоёмких технологий посредством сохранения и умножения ее интеллектуального потенциала.

Тем не менее, в работе именно с одаренными детьми имеются значительные проблемы:

  1. слабость методической базы в области диагностики и развития одарённости, отсутствие  чётких критериев определения одарённых детей;
  2. конкурсы и олимпиады не дают полной картины способностей: выявляют не тех ребят, которые обладают системным мышлением, а тех, у кого наблюдаются высокая  скорость мышления и  эрудиция;
  3. не все одарённые дети рождаются и воспитываются  в обеспеченных семьях, а значит, не все имеют доступ к качественному общему и дополнительному образованию.

Возникает необходимость поиска эффективных способов обучения одаренных детей, создания условий для их интеллектуального и личностного роста.  Такая задача решается за счет внесения изменений в содержание, методы и организацию обучения в рамках основного образования для одаренных детей или с помощью дополнительного образования. На наш взгляд, необходимо интегрировать возможности базового и дополнительного образования, связав урочную и внеурочную деятельность учащихся, и обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство. Данная система требует профилизации обучения. Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки обеспечивает выявление одаренности детей и углубленное изучение ими  учебных предметов. Дополнительное образование в рамках заявленных направлений профилизации позволяет воспитанникам не только развивать свои творческие способности, но и совершенствовать знания, полученные на учебных занятиях. В целом, интеграция основного и дополнительного образования способствует сближению процессов воспитания, обучения и развития.

В МОУ «СОШ № 63» города Магнитогорска интеграция общего и дополнительного образования осуществляется в рамках следующих направлений:

Направление профилизации

Направления кружковой  работы

Формы организации дополнительного образования

Физико-математическое

Научно-техническое

Клуб «Занимательная математика»

Клуб «Юный астроном»

Лего-конструирование

 «Компьютерная графика»

Клуб «Юный информатик»

Естественно-научное

Эколого-биологическое

Кружок «Я познаю мир»

Клуб «Здоровье»

Туристический клуб «Вертикаль»

Социально-гуманитарное

Краеведческое

Школьный музей им. А.Грязнова

Клуб «Горенка»

Клуб «Юные краеведы»

Кружок «Мой край»

Художественно-эстетическое

Вокальный ансамбль «Улыбка»

Клуб «Серебряное пёрышко»

Изостудии «Волшебная кисточка», «Акварелька»

Кружок бумагопластики

Кружок «Мягкая игрушка»

Фотостудия «Кадр»

Нравственно-правовое

ЮИД «Светофор»

Клуб правовых знаний «Территория закона»

Школьный парламент

Лингвистическое

Клуб «Юный оратор»

Клуб «Юный книголюб»

Клуб «Юный журналист»

Научно-исследовательская деятельность учащихся осуществляется через работу НОУ «Зажги свою звезду». Прекрасно зарекомендовала себя «Школа успеха», в рамках которой педагоги осуществляют подготовку участников олимпиад и предметных конкурсов. С нового учебного года начинают работать курсы по подготовке к ЕГЭ на базе МГТУ им. Носова.

Полное выполнение целей дополнительного образования одарённых детей было бы невозможно без реализации социально-педагогических функций: социальной защиты, оздоровления, адаптации и др., а, значит, работы социально-психологической и медицинской службы школы, освоением педагогами здоровьесберегающих технологий. Наличие здоровьесберегающей среды обеспечивается и деятельностью спортивных секций.

Важную роль в развитии и функционирования дополнительного образования, его интеграции в систему общего образования играет сотрудничество на основе договоров, заключённых школой с различными учреждениями:

  1. УВД города Магнитогорска
  2. Магнитогорским государственным техническим университетом им. Носова
  3. МУЗ «Городская больница № 3»
  4. Физкультурно-оздоровительным комплексом
  5. МУ «Городской клуб туристов»
  6. Детской картинной галереей

В целом, благодаря такой работе становится возможной социализация одаренных школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями. Внеурочное общение в большей степени, чем урок, позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения. Одаренные дети получают средства для самостоятельного и непрерывного самообразования – «образования через всю жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

«Интеграция общего и дополнительного образования через уроки технологии и кружковую работу»

Доклад к онференции «Дополнительное образование детей как важный компонент социокультурного пространства муниципалитета»...

Интеграция общего и дополнительного образования при реализации целей государственной политики в области образования.

    Государственные образовательные стандарты актуализируют проблему интеграции основных и дополнительных образовательных программ, развитие эффективной системы дополнительного образо...

Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...