кейс-технологии на уроках истории и обществознания
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Михайлова Елена Павловна

презентация опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация опыта работы40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кейс-технологий на уроках истории-и обществознания в старших классах.

В старших классах учитель больше управляет обучающей деятельностью учащихся, чем даёт готовую информацию.  Этому способствуют новые интерактивные методы обучения, в частности кейс-технологии.

Я использую метод кейс-технологий в старших классах в основном при проведении контрольно-обобщающих уроков в форме деловой игры или при изучении новых материалов. Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Ученики предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. Итогом работы является дискуссия. Учащиеся разбиваются на активные рабочие группы по 4 – 6 человек.

В этих маленьких группах изучаются материалы предлагаемого кейса, разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всем классом. Одна из основных целей на подобном занятии – развитие способностей учащихся к принятию решений, что требует организации процесса обучения как процесса поиска. Следуя этой цели учебный процесс можно поделить на несколько стадий: 

Стадии
1. Деление на группы, чёткое распределение ролей при групповой работе.
2. Знакомство с предложенными документами или конкретным случаем, кейсом. Понять проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения 
3. Получение информации, из предоставленных материалов или добытую самостоятельно Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для поиска решения (у учащихся должны быть развиты навыки критического мышления). 
4. Групповое обсуждение. Обсуждение возможностей альтернативных решений. Развитие альтернативного мышления 
5. Резолюция. Принятие решения в группах. Сопоставить и оценить варианты решений. 
6. Диспут. Отдельные группы защищают своё решение. Аргументировано защищать собственную точку зрения, позицию своей группы 
7. Рефлексия. Сравнение решений принятых в группах, подведение итогов.

Метод ситуационного анализа. 
Проблема чётко не названа. Главная задача – анализ скрытых проблем 
Материал кейса не должен содержать анализ проблемы и объяснять её причины. Изучая предлагаемую ситуацию учащиеся сами ставят проблему. 
Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Например, ситуация:

В городе Н. химический завод осуществил выброс химикатов в воздушную среду. Вечером того же дня жители города Н. почувствовали признаки удушья, головную боль и другие признаки химического отравления.

Учащиеся изучают ситуацию в подробностях и выводят проблему.

Схема выглядит следующим образом: кейс состоит из четырёх “П” .

Ситуация – описание

Причины проблемы

Проблема

План решения проблемы

Преимущества плана

Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения  и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)

Вопросы к тексту:

в чем заключается проблема?

как государство ее решает?

какие способы решения проблемы вы можете предложить?

На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.

Проблемный  метод
Основное отличие от методом ситуационного анализа, что здесь проблемы названы и больше времени предоставляется для принятии собственного варианта решения. (сходство с проектным методом) Необходимая текущая информация предоставляется 

Так, при изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза (1941-1945гг.)»  когда необходимо выяснить степень подготовки СССР к войне  использую кейсы следующих жанров. Используя различные виды источников, учащиеся должны выяснить степень подготовки СССР к войне, написать развернутый ответ по этой проблеме, подготовиться к дискуссии и принять в ней участие.

Анализ обороноспособности СССР.

Достаточен ли был уровень развития СССР, чтобы отразить нападение врага? 1)Обороноспособность.

  • «С 1939 г. по июнь 1941 г. доля военных расходов в бюджете увеличилась с 26% до 43%. Выпуск военной продукции более чем втрое опережал общие темпы промышленного роста. На востоке страны ускоренными темпами строились оборонные заводы, предприятия-дублеры. Осваивалось производство новых видов военной техники, некоторые образцы которой (танки Т-34, реактивные минометы БМ-13, штурмовики Л-2) качественно превосходили все зарубежные аналоги. 1 сентября 1939 г. был введен закон о всеобщей воинской обязанности. Численность вооруженных сил с августа  1939 г. до июня 1941 г. выросла с 2 до 5,4 млн. человек. Было сформировано 125 новых дивизий.

(История Отечества в документах. 1917-1993.

М. 1995. ч. 3, стр.24-29).

  • «Навязчивое стремление Сталина избежать осложнения отношений с Германией отчасти можно объяснить слабостью СССР. Основная причина – в потере времени и ущербе, причиненном сталинским террором 1936-1939 гг. Последующая лихорадочная работа позволила наверстать лишь часть упущенного. К этому добавились ошибки, порожденные чрезмерной осторожностью.         

                Самолеты и танки новых типов только начинали сходить с заводских конвейеров. Они составляли лишь 18 и 21% этих видов техники, причем личный состав еще не имел времени обучиться их применению. В феврале 1941 г. был отдан приказ о сооружении 190 аэродромов вблизи от вероятного района будущих операций – практически ни один из них не был закончен к лету.

        В относительном изобилии имелись пулеметы, но не хватало автоматов. Артиллерия, которой славилась еще русская армия, даже превосходила немецкую, но у нее не было механической тяги. Очень плохо были оснащены … связисты. Скудными было запасы хлеба: армия была обеспечена ими на полгода; другими сырьевыми ресурсами еще на меньший срок.

        … военная мысль находилась в застое…, упор делался исключительно на наступательные операции».

Итальянский историк Дж. Боффа. История Советского Союза.

М.1990 г. т.2, с.18-19.

  • Соотношение сил

Германия

СССР

Сухопутные войска

5,2 млн.

4,5 млн.

Танки

4,3 тыс.

9,2 тыс., из них новых – 1,5 тыс.

Самолеты

5 тыс.

10 тыс., из них новых – 1,8 тыс.

Орудия

61 тыс.

67 тыс.

Корабли

217

267

Планы

18 декабря 1940 утвержден план «Барбаросса», в мае 1940 – план «Ост»

План пограничных боев, а затем наступление на Польшу (нач. Генштаба Жуков Г.К.)

Опыт

Опыт ведения современной войны

Опыт Гражданской войны, а опыт финской войны не был эффективно использован

История Отечества. Е.П.Иванов, Псков, 1994 г.

Задания:

1. Подготовьте развернутый ответ на поставленный вопрос.

2. Подготовьтесь к дискуссии.

2) В  ходе Великой Отечественной войны и после нее Сталин выдвинул такой тезис, что трагедия, которую пережил наш народ в начальный период войны, является результатом «внезапности» нападения на Советский Союз.

  • Как вы думаете, соответствует ли этот тезис действительности?
  • Есть ли факты, свидетельствующие о том, что Гитлер направлял все усилия для того, чтобы развязать войну против СССР?
  • Какие из них вы знаете и можете привести в подтверждение несостоятельности утверждения о «внезапности» нападения?

Следующий жанр кейса – анализ статистических данных, печатный по форме, статистический (числовой) по содержанию. Это задание  используется для определения причин временных неудач Красной Армии в первый период великой Отечественной войны:

3) Подготовка вооружённых сил.

  1. Проанализируйте приводимые ниже факты и ответьте на вопросы:

      А) По данным генерала А.И. Тодорского, в предвоенные годы оказались репрессированы

  • 34 бригадных комиссара из 36,
  • 221 комбриг из 397,
  • 136 комдивов из 199,
  • 25 корпусных комиссаров из 28,
  • 60 комкоров из 67,
  • 2 командарма первого ранга из 4,
  • 2 армейских комиссара первого ранга из 2,
  • 3 маршала Советского Союза из 5.

В) К началу Великой Отечественной войны только 7% командиров наших Вооруженных Сил имели высшее образование, а 37% не прошли полного курса обучения даже в средних военно-учебных заведениях. Около 75% командиров и 70% политработников работали в этих должностях менее года.

С) Только в 1937 – 1938 гг. репрессиям подверглись около половины командиров полков, почти все командиры дивизий и бригад, все командиры корпусов и командующие военных округов, большинство политработников корпусов, дивизий и бригад, около трети комиссаров полков. Среди безвинно погибших командиров и политработников были крупнейшие военачальники: М. Н. Тухачевский, А. И. Егоров, А. И. Корк, И. Э. Якир, И. П. Уборевич, Е. И. Ковтух, И. Ф. Федько, И. С. Уншлихт,

П. Е. Дыбенко, Р. П. Эйдман, Я. Б. Гамарник (покончил жизнь самоубийством) и многие другие.

  • Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
  • К каким последствиям должны были привести эти процессы?
  • Почему они вообще стали возможны?

Алгоритм, который я предлагаю студентам, состоит в  разделении аналитической работы на этапы.

1)Предварительно оцените статистику сталинских репрессий в армии, посчитайте процент «мирных потерь».

2)Кого из указанных военачальников вы знаете по другим событиям советской  истории? Каковы  их  заслуги перед страной?

3)Признаком какого явления  были эти репрессии?

Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.  Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки..

Я использую метод кейс-технологий в старших классах в основном при проведении контрольно-обобщающих уроков в форме деловой игры или при изучении новых материалов.. Учащиеся разбиваются на активные рабочие группы по 4 – 6 человек.

В этих маленьких группах изучаются материалы предлагаемого кейса, разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всем классом. Одна из основных целей на подобном занятии – развитие способностей учащихся к принятию решений, что требует организации процесса обучения как процесса поиска.

Работа учителя и учащихся на уроке с применением кейс-технологии может быть многовариативна. Для создания проблемной ситуации кейс раздается учащимся перед лекцией, изучением учебного материала, изучением сквозной темы. Данный текст служит формированию проблемной ситуации, актуализации имеющихся знаний, их систематизации и определения точек мотивации на будущий учебный материал. Текст  кейс-ситуации может быть роздан учащимся для сопоставления и анализа изучаемого вопроса, проблемы в интеграции с лекцией, рассказом учителя как в начале занятия, так и предварительно на дом.

Организация практической деятельности может быть и на отдельном уроке в малых группах или в парах, или индивидуально

В процессе работы учащиеся отрабатывают в группах содержание проблемной ситуации, причинно-следственные связи, выводы, ответы, решения проблем. Далее идет выработка общей позиции, оформляется текст выступления от группы, идет защита позиции в ее открытом обсуждении.  

Кейс-технологии развивают умение:

— анализировать и устанавливать проблему,

— четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,  

— общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,

—  принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

Кейс-технологии помогают:

— понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения,

— выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,

— cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.

В кейсы по тем или иным темам я включаю также иллюстративный материал и использую метод кроссенсов.

При решении этого кейса можно организовать работу в группах, предложив каждой из них одну из частей: А, В или С. Результатом работы станет презентация каждой группой своего решения. Обсуждение выливается в дискуссию и общие выводы.

Оценивается активность студентов, их знания, обоснованность выводов, привлечение дополнительной информации. Воспитательное значение кейса состоит в формировании гуманности, осуждении сталинских репрессий, понимании трагедии советского народа и его армии.

  1. Изучите ситуацию и ответьте на вопросы:

16 октября 1941 г. по Ленинградскому шоссе, просочившись через линию фронта, мчалась прямо к Москве никем не сдерживаемая колона мотопехоты. Этот шальной фашистский отряд докатился до Москвы так близко, как это не удалось больше никому, даже в конце ноября. Навстречу мотоколонне устремился отряд танков «БТ-7». Они мчались по улице Горького, Ленинградскому проспекту, Ленинградскому шоссе и столкнулись с врагом в ту минуту, когда пулеметчики выезжали на горбатый Химкинский  мост, переброшенный через канал у нынешней границы города. Танков за ними не было. Все захватчики были уничтожены в коротком бою в 15 км от Кремля. Прибывшая к месту событий кинохроника успела заснять разбитые мотоциклы и трупы немецких солдат (см.: Московская правда. 1987. 15 окт.).

  • О чем свидетельствует факт прорыва вермахта под Москвой?
  • Как вы думаете, почему об этом факте до 1987 г. не сообщалось в печати?
  • В чем состоит политика гласности?

Этот кейс -  метод инцидента -   иллюстративная учебная ситуация, анализ которой позволяет студентам расширить и углубить представление о политике перестройки М.С. Горбачева.

Цели метода анализа ситуаций:

  •  Развитие навыков анализа и критического мышления;
  •  Соединение теории и практики;
  •  Представление примеров принимаемых решений;
  •  Демонстрация различных позиций и точек зрения.

Студенты делают самостоятельные выводы по каждому из вопросов. Мною поощряется конкуренция за первенство в презентации своего вывода, оценивается его оригинальность и полнота. Применяется этот кейс на II курсе, что предполагает большую самостоятельность в поиске знаний. Результатом становится вывод  о свободе печати и информации. Воспитание демократических убеждений у студентов – еще одно значение данного исторического кейса.

4.Изучите документ и ответьте на вопросы

28 июля 1942 г. Был издан «знаменитый приказ» № 227 Верховного Главнокомандующего, Наркома обороны Союза ССР. В литературе он называется «Ни шагу назад!».

В нем говорилось: «После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории. Стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн. населения, более 800 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Из этого следует, что пора кончать отступление.

…Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование - ни шагу назад без приказа высшего командования. Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары  и политработники, отступающие с боевых позиций без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины. Таков призыв нашей Родины»  (Военно–исторический журнал. 1988. № 7. С. 73 - 74).

Существуют разные оценки этого приказа. Академик А. Самсонов считает, что приказ сыграл большую положительную роль в моральном плане и в смысле требований военного устава. Другое мнение: приказ слишком суровый, рассчитан на страх перед неминуемой карой в случае отхода с позиции, хотя бы и в безвыходных обстоятельствах, в моральном плане его роль нельзя оценивать положительно.  

  • Как вы оцениваете этот приказ?
  • В какой обстановке он появился? Сошлитесь на отношение  к этому приказу солдат, военачальников.
  • С какой из точек зрения вы согласны?

Этот кейс относится к жанру -  метод разбора деловой корреспонденции, в данном случае, исторического документа.

При анализе этого кейса уместно организовать дискуссию. Моя роль состоит в формулировании вопросов и корректировании ответов. Студенты активно обсуждают указ № 227, приводят аргументы в пользу его необходимости и обоснованности, спорят друг с другом. Иногда споры переходят в личную плоскость. В этом случае надо воспитывать культуру дискуссии.

Я оцениваю аргументированность, полноту и логичность ответов, соблюдение правил дискуссии. Дополнительные знания - определение штрафных и заградительных отрядов, предполагает оценку «отлично». Результат решения кейса  - выявление причин победы Красной Армии под Сталинградом. Воспитание стойкости, патриотизма, верности присяге  также составляют значение этого кейса.

  1. Прочтите документ ответьте на вопросы:

В годы войны был жесткий централизм управления, преследовавший цель сосредоточить всю власть в стране в руках определенных оперативных органов руководства. Этими органами стали Государственный Комитет Обороны (ГКО) и Ставка. ГКО состояло из 5 человек: И. В. Сталин (председатель), Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков и В. М. Молотов (зам. председателя). В 1942 г. В него были включены Н. А. Булганин, Н. А. Вознесенский, Л. М. Каганович, А. И. Микоян, а К. Е. Ворошилов выведен из ГКО. Создали Комитеты обороны и на местах (более чем в 60 крупных городах) ГКО стал высшим государственным органом, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Его постановления, имевшие силу законов военного времени, были обязаны выполнять все партийные, государственные, военные, хозяйственные и профсоюзные органы.

Стратегическое руководство вооруженной борьбой советского народа ГКО осуществлял через Ставку Верховного Главнокомандования – высший орган стратегического руководства Вооруженными Силами СССР, созданный 23 июня 1941 г. В разное время войны в нее входили И. В. Сталин, Г. К. Жуков, А. М. Василевский, А. И. Антонов, Н. А. Булганин, Н. Г. Кузнецов и другие. Ставка непосредственно руководила фронтами, флотами и авиацией дальнего действия, а через Центральный штаб партизанского движения – партизанскими отрядами и соединениями. Хотя Ставка юридически являлась коллективным органом, Сталин, по воспоминаниям Жукова, почти никогда не собирал ее в полном составе, а вызывал тех, кого считал нужным.

  • Была ли оправдана в тех условиях такая жесткая централизация в организации обороны страны?
  • Как она отразилась на жизни партии и государства?

Этот кейс,  печатный по форме,   по содержанию является учебной ситуацией с формированием проблемы и основывается на анализе исторических источников.

Его решению предшествует изучение темы «Создание военной экономики  в СССР в первый период Великой Отечественной войны», при изучении которой студенты узнали об удлинении рабочего дня, введении жестоких наказаний за нарушение трудовой дисциплины,  за сдачу в плен, за невольное пособничество врагу. Вводилась смертная казнь в тылу и на фронте. Как правило, студенты делают вывод о необходимости политики жесткой централизации в  тот исторический период.

В) Кейс-стадия

Работа на этом этапе урока – коллективно-индивидуальная. В связи с большим объемом фактического материала целесообразно руководителю группы распределить задания между участниками группы.

Документы.

“СОВЕТСКО - ГЕРМАНСКИЙ ДОГОВОР О НЕНАПАДЕНИИ”

“1. Обе Договаривающиеся стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами.

2. В случае, если одна из Договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся сторона не будет поддерживать ни в коем случае эту державу.

3. Правительства обеих Договаривающихся сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

4. Ни одна из Договаривающихся сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.

В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися сторонами по вопросам того или иного рода обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссии по урегулированию конфликта”.

По поручению правительства СССР В. Молотов

За правительство Германии И. Риббентроп

Москва, 23 августа 1939 г.

СЕКРЕТНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ.

При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих стран обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:

В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами.

2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, границы сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарвы, Вислы и Сены.

Вопрос, является ли в оборонных интересах желательным сохранение независимого Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течении дальнейшего политического развития.

Во всяком случае, оба правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.

3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР и Бессарабии. С Германской стороны заявляется о ее полной политической независимости в этих областях.

Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.

Москва, 23 августа 1939 года.

Цитировано по книге: ”Альтернативы 1939 года”. Документы и материалы. Издательство агенства печати “Новости”. Москва. 1989 год, стр. 265.

“Правда”, 29 сентября 1939 г.

ГЕРМАНО-СОВЕТСКИЙ ДОГОВОР О ДРУЖБЕ И ГРАНИЦЕ МЕЖДУ СССР И ГЕРМАНИЕЙ.

Правительство СССР и Германское правительство после распада бывшего Польского государства рассматривают исключительно, как свою задачу восстановить мир и порядок на этой территории и обеспечить народам, живущим там, мирное существование, соответствующее их национальным особенностям. С этой целью они пришли к соглашению о следующем:

Статья 1. Правительство СССР и Германии устанавливают в качестве границы между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства линию, которая нанесена на прилагаемую при этом карту и более подробно будет описана в дополнительном протоколе.

Статья 2. Обе стороны признают установленную в статье 1 границу обоюдных интересов окончательной и устраняют всякое вмешательство третьих держав в это решение.

Статья 3. Необходимое государственное переустройство на территории западнее указанной в статье 1 линии производит Германское Правительство, на территории восточнее этой линии – Правительство СССР.

Статья 4. Правительство СССР и Германское Правительство рассматривают вышеприведенное переустройство как надежный фундамент для дальнейшего развития дружественных отношений между своими народами.

Статья 5. Этот договор подлежит ратификации. Обмен ратификационными грамотами должен произойти возможно скорее в Берлине. Договор вступает в силу с момента его подписания.

Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках.

Москва, 28 сентября 1939 года.

По поручению правительства СССР В. Молотов

За правительство Германии И. Риббентропп

Вопросы.

1. Какое значение для Советского Союза имел советско-германский договор о ненападении, заключенный 23 августа 1939 г.?

2.Что предпринимал СССР для воспрепятствования распространению германской агрессии на восток?

3. Как фашистское руководство маскировало подготовку к агрессии против СССР?

Учебный кейс - кейс с формированием проблемы, выведенной из конкретной ситуации.

Например, ситуация:

В городе Н. химический завод осуществил выброс химикатов в воздушную среду. Вечером того же дня жители города Н. почувствовали признаки удушья, головную боль и другие признаки химического отравления.

Учащиеся изучают ситуацию в подробностях и выводят проблему.

Схема выглядит следующим образом: кейс состоит из четырёх “П” .

Ситуация – описание

Причины проблемы

Проблема

План решения проблемы

Преимущества плана

1)Научно-технический прогресс.

2)Экономическая производственная деятельность человека.

3)Отсутствие законов, регулирующих данную проблему.

Экономическая проблема.

Загрязнение окружающей среды.

Киотский протокол.

Страны, подписавшие Киотский протокол, повышают уровень безопасности граждан своей страны.

Тема урока:  СССР накануне войны

Цель: используя различные виды источников, учащиеся должны выяснить степень подготовки СССР к войне, написать развернутый ответ по этой проблеме, подготовиться к дискуссии и принять в ней участие.

Кейс-материалы (раздаются каждому ученику или на парту)

Ситуация.  28 декабря 1940 г. командующий западным Особым военным округом генерал армии Д.Г.Павлов, войска которого противостояли вермахту на направлении главного удара, утверждал, что советский танковый корпус способен решить задачу уничтожения одной-двух танковых или четырех-пяти пехотных дивизий противника.

        Начальник Генерального штаба фашистской Германии Ф.Гальдер в мае 1941 г. записал в своем дневнике: «Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933 г. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты».

        Обобщим эти высказывания и попытаемся,  ответить на вопрос:

Достаточен ли был уровень развития СССР, чтобы отразить нападение врага? Вопрос этот непростой, даже в российской историографии он рассмотрен не до конца. Чтобы осветить эту проблему, нам необходимо рассмотреть все сферы общественной жизни, так или иначе связанные с этим вопросом.

  1. Обороноспособность.
  • «С 1939 г. по июнь 1941 г. доля военных расходов в бюджете увеличилась с 26% до 43%. Выпуск военной продукции более чем втрое опережал общие темпы промышленного роста. На востоке страны ускоренными темпами строились оборонные заводы, предприятия-дублеры. Осваивалось производство новых видов военной техники, некоторые образцы которой (танки Т-34, реактивные минометы БМ-13, штурмовики Л-2) качественно превосходили все зарубежные аналоги. 1 сентября 1939 г. был введен закон о всеобщей воинской обязанности. Численность вооруженных сил с августа  1939 г. до июня 1941 г. выросла с 2 до 5,4 млн. человек. Было сформировано 125 новых дивизий.

(История Отечества в документах. 1917-1993.

М. 1995. ч. 3, стр.24-29).

  • «Навязчивое стремление Сталина избежать осложнения отношений с Германией отчасти можно объяснить слабостью СССР. Основная причина – в потере времени и ущербе, причиненном сталинским террором 1936-1939 гг. Последующая лихорадочная работа позволила наверстать лишь часть упущенного. К этому добавились ошибки, порожденные чрезмерной осторожностью.         

                Самолеты и танки новых типов только начинали сходить с заводских конвейеров. Они составляли лишь 18 и 21% этих видов техники, причем личный состав еще не имел времени обучиться их применению. В феврале 1941 г. был отдан приказ о сооружении 190 аэродромов вблизи от вероятного района будущих операций – практически ни один из них не был закончен к лету.

        В относительном изобилии имелись пулеметы, но не хватало автоматов. Артиллерия, которой славилась еще русская армия, даже превосходила немецкую, но у нее не было механической тяги. Очень плохо были оснащены … связисты. Скудными было запасы хлеба: армия была обеспечена ими на полгода; другими сырьевыми ресурсами еще на меньший срок.

        … военная мысль находилась в застое…, упор делался исключительно на наступательные операции».

Итальянский историк Дж. Боффа. История Советского Союза.

М.1990 г. т.2, с.18-19.

  • Соотношение сил

Германия

СССР

Сухопутные войска

5,2 млн.

4,5 млн.

Танки

4,3 тыс.

9,2 тыс., из них новых – 1,5 тыс.

Самолеты

5 тыс.

10 тыс., из них новых – 1,8 тыс.

Орудия

61 тыс.

67 тыс.

Корабли

217

267

Планы

18 декабря 1940 утвержден план «Барбаросса», в мае 1940 – план «Ост»

План пограничных боев, а затем наступление на Польшу (нач. Генштаба Жуков Г.К.)

Опыт

Опыт ведения современной войны

Опыт Гражданской войны, а опыт финской войны не был эффективно использован

История Отечества. Е.П.Иванов, Псков, 1994 г.

Задания:

1. Подготовьте развернутый ответ на поставленный вопрос.

2. Подготовьтесь к дискуссии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Кейс-технологии на уроках истории и обществознания

Методическая разработка Кейс-технологии на уроках истории и обществознания...

Социализация обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обществознания с применением кейс-технологий

Презентация "Социализация обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обществознания с применением кейс-технологий" рассматриваетиспользование методовданной технологии....

Использование кейс -технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей.

Использование кейс -технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей...

Использование кейс - технологий на уроках истории и обществознания.

Я хочу представить вам одну из интерактивных методик - «Кейс технология». Актуальность метода заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо...