Методическая разработка. "Создание образовательного пространства для самореализации учителя и учащихся"
методическая разработка (9, 10 класс)

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_obrazovatelnogo_prostranstva.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Создание образовательного пространства для самореализации учителя и учащихся.

« Кроме наследственности надо параллельно изучать среду, которая воспитывает, тогда, возможно, не одна загадка найдет свое решение…»

                                                      Я.Корчак

Усиление внимания к проблеме самореализации личности сопряжено с пониманием ее определяющей роли в ее развитии, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к самосовершенствованию. Стремительное развитие общества,  совершенствование технологий, информационная  загруженность вызывают мотивационное и действенно-практическое выражение себя.

Актуальность проблемы обозначена и в  Федеральном  государственном образовательном стандарте начального  общего образования,  где   сделан  акцент на формирование общей культуры ученика, мировоззренческих, развивающих и воспитательных задачах общего образования, задачах социализации. Стандарт направлен на «формирование условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности».  

 Для реализации  этих требований необходим пересмотр организации учебного процесса, чтобы учащийся начальных классов мог не только самостоятельно добывать знания и уметь применять их в решении различных задач, но и выстраивать траекторию собственного обучения и развития, реализуя  свои образовательные потребности и выражая себя в деятельности.  Действительно, проходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой. Сегодня от человека требуется навык самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования  универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в повседневной жизни проблем в области коммуникации, профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у учащихся начальных классов   способности самостоятельно мыслить, добывать и успешно применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать собственные действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Самореализация – это желание человека реализовать свои таланты и способности. В иерархии потребностей А. Маслоу самореализация относится к высшему уровню потребностей человека – идеальным потребностям. Важнейшая задача любого педагогического коллектива – создать условия для развития адаптивной образовательной среды, способствующей самореализации каждого школьника и учителя в том числе.

Необходимо отметить основные принципы, лежащие в основе создания развивающей адаптивной образовательной среды в  школе.

  1. Демократизация (распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками образовательного процесса).
  2. Гуманизация  (равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация образовательного процесса на личность ученика).
  3. Гуманитаризация образовательных программ (соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применение таких технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей).
  4. Дифференциация, мобильность и развитие (обеспечение учащимся по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения: смена класса, выбор профиля, направленности образования).
  5. Открытость образования (предоставление возможности общего образования на любой ступени, любом уровне: базисном и дополнительном).

Все эти принципы становятся руководством к действию в школе, где одним из основных направлений является создание развивающей среды для учителя и ученика как пространства возможностей самореализации личности. При этом основная адаптивная функция современной школы, имеющая опережающий смысл и значение,  – целенаправленная социализация школьника: введение   в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Осуществление этой функции предполагает, с одной стороны, удовлетворение потребностей индивида, группы, общества, с другой – формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и успешно функционировать.

В данное время социализация все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивидуум усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой стороны, в процессе социализации он отображает систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. То есть, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя. Но если приобретенный опыт не способствует жизненному и профессиональному самоопределению личности, знания остаются мертвым капиталом. В этом и заключается принцип гуманизации: обеспечить такой уровень мотивации учебной деятельности, когда учебный материал воспринимается как лично значимый и необходимый.

Как создать ситуацию успешности?

Развивать в учащихся поисковую активность, которая проявляется:

  • В познавательной и творческой активности
  • В самостоятельном поиске источников необходимой информации
  • В готовности к принятии решений в ситуации выбора

Модель адаптивной образовательной среды как пространства, для самореализации личности обучающегося, включает следующие компоненты.

Созданию в школе развивающей среды адаптивного характера способствуют самые различные условия и факторы. Приведем примеры некоторых из них.

  1. Концепция и программа развития школы, отражающие актуальное состояние субъектов образовательного процесса.
  2. Моделирование  учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности.
  3. Проведение в школе инновационной исследовательской работы.
  4. Сплоченный общностью цели коллектив учителей и учащихся.
  5. Организация оптимальной системы управления и самоуправления.
  6. Система эффективной научно-методической деятельности педагогов.
  7. Учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды.
  8. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.
  9. Арсенал педагогических технологий и техник, создающих условия для самореализации всех субъектов образовательного процесса. Да, человек рождается, чтобы выполнить свою миссию, и задача учителя – помочь ему осознать, с какой миссией он пришел на Землю.  

Деятельность учителя на учебном занятии должна проходить так, чтобы у ученика возникло желание самореализации.  Прежде всего,  для ребенка должны быть созданы психологически комфортные условия – снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Учитель моделирует такие ситуации на уроке, в которых учащиеся: не боятся высказать свою точку зрения, развивают умения анализировать свои поступки и происходящие события, осознают свое отношение к миру, испытывают чувство радости от совместного труда и творчества. Учебный материал может и должен стать базой для их самореализации на основе собственного выбора ученика, его самостоятельной деятельности, анализа достигнутого результата. Для того  чтобы оценить, насколько успешно идет процесс по созданию развивающей адаптивной образовательной среды как пространства возможностей самореализации личности обучающегося, анализируются следующие показатели деятельности:

  1. Инновационная деятельность школы – обновление содержания образования (базисного и дополнительного компонентов, программ обучения и воспитания); обновление педагогических технологий, методов и форм работы (методики освоения программ, преобладание индивидуальных или групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными).
  2. Организация учебно-воспитательного процесса – самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности ученика и учителя как равноправных партнеров; разделение ответственности за результаты УВП между учеником и учителем; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная среда для всех участников   педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.

3.Эффективность учебно-воспитательного процесса – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (степень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность и глубокое познание какой-либо области науки, отношение  учебе, труду, природе, общественным нормам и законам, отношение к себе).

Доктор педагогических наук А.В. Хуторской считает “основной проблемой современной школы являеся отчуждение ученика от внешне задаваемого для него образования. Преподнося детям “ничейные” расчеловеченные знания, заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае незнайку-энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля”.

Итак, необходимо обратиться к закономерности, которая и актуализирует необходимость преобразований в школе: развивающая среда – развивает, адаптивная – адаптирует, разнообразная – обогащает, здоровьесберегающая – сохраняет здоровье, свободная …  Русский философ И.А. Ильин глубоко раскрывает суть свободы.   На самом же деле свобода есть сила и искусство человека «определять себя самого и свою жизнь к духовности согласно своему предстоянию, своему призванию и своей ответственности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание музыкальной композиции на синтезаторе"

Работа над музыкальным произведением разных жанров и направлений является главным видом творчества в классе электронных инструментов. Целью этой работы является создание художественной инт...

Методическая разрваботка "Создание условий для мотивации, самореализации и самовоспитания учащихся на уроках математики"

Тема работы: "Создание условий для мотивации,  самореализации и самовоспитания учащихся на уроках математики"...

Методическая разработка «Создание и редактирование табличного документа в MS Excel 2003»

В данном разделе представлена методическая разработка системы лабораторно-практических работ по теме «MS Excel 2003» при изучении предмета «Информатика и ИКТ» в условиях компьютерного класса. Поуро...

Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся.

Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся....

Методическая разработка "Создание и использование маршрутной карты урока для учащихся 10 классов при изучении курса органической химии"

Работа в классах с разным уровнем знаний учащихся и с разными потребностями, натолкнула меня на мысль создания маршрутных карт урока.Второй год я работаю над составлением маршрутных карт к урокам курс...

«Создание образовательного пространства через развитие личностных способностей учащихся».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Создание образовательного пространства через развитие личностных способностей учащихся»....

«Создание образовательного пространства через развитие личностных способностей учащихся».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Создание образовательного пространства через развитие личностных способностей учащихся»....