Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся.
статья по музыке по теме

Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc74.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

«Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся.»

                                                   Учитель музыки :

                                                           МОУ СОШ№ 24  г.Гуково.

                                                              Ростовской области.

                                                                Боброва Г.П.

               2012-2013 учебный год.

Страны, стремящиеся построить •систему высшего образования

рассматривают компетентности как основные критерии подготовленности будущего специалиста к современным, быстро изменяющимся условиям труда. Работодатели уже сейчас предпочитают нанимать не узкоспециализированных работников, имеющих лишь конкретные квалификационные навыки, а специалистов, обладающих компетентностью в выбранной сфере деятельности, «которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» .

Стремление к использованию компетентностного, подхода не оставило в стороне и систему общего образования! Постоянное ускорение темпов развития  современного общества приводит к тому, что школа, призванная давать востребованное в реальной жизни образование сама мало что знает о том будущем  , в которой придётся трудиться её   нынешним  школьникам.

Школьные педагоги интуитивно понимают, что сегодня результатом образовательного процесса должны быть не  привычные академические «знания ,умения-навыки», но и какие-то интересные, реальные способы деятельности, позволяющие  оценить возможности учащихся пользоваться этими   «знаниями-умениями,    навыками» не в чётко ограниченном критерии «типовых» учебных задач, а на широком  поле «жизненных ситуаций».

При компетентностном подходе эффективность обучения определяется не столько полнотой и систематичностью знаний, сколько способностью учащихся оперировать своим запасом предметов, знаний в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в жизни. Компетентность здесь не противопоставляется знаниям или умениям.

Хронология и практика обучения.

Чтобы определить задачи того или иного  учебного предмета (а следовательно, и планируемые результаты обучения) в рамках  компетентностного подхода, необходимо опираться   на фундаментальные цели образования, которые в этом случае соответствуют  ключевым компетенциям. В документах ЮНЕСКО эти цели сформулированы следующим образом: «научить получать знания,   научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить(учение для бытия); научить жить вместе  учение для совместной жизни), что во многом соответствует и целям нашего школьного  образования, сформулированным, например , в Государственных стандартах. В рамках  общего образования говорят обычно  о коммуникативной, социально-правовой, «личностной и других ключевых компетенциях. Например, Дж. Равен в своей работе «Компетентность в современном обществе»  приводит следующий список ключевых компетентностей: способность работать самостоятельно  без постоянного руководства, брать на  себя ответственность по собственной инициативе , проявлять инициативу, не спрашивая,  следует ли это делать; осваивать знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой  опыт и обратную связь с окружающими), )способность уживаться с другими; готовность  замечать проблемы и искать пути их решения, умение анализировать новые ситуации,  использовать знания для такого анализа;  умение принимать решения на основе здравых суждений, т.е. не располагая всем необходимым  материалом и не имея возможности  обработать информацию математически.

 Установка на формирование тех или иных  компетенций предполагает изменения во всех составляющих образовательного процесса —  целях, содержании, технологиях и оценке результатов. Остановимся на последней составляющей и попробуем проанализировать на примере естественно-научных предметов ), на какие способы оценки результатов можно опираться в рамках компетентностного подхода. Как правило, в этом случае апеллируют к результатам международного исследования PISA, которое сегодня стало основным ориентиром для конструирования компетентностно-ориентированных заданий. В чём столь притягательная сила этих заданий, в чём их отличие от наших предметных тестов. В  рамках международной программы PISA проверялась грамотность чтения, математическая и естественно-научная. Учителя естественно-научного цикла с удивлением узнали, что задания, которые   отнесли (по содержанию предлагавшихся в них текстов) к естествознанию, были направлены на проверку грамотности чтения. В рамках использования научно-популярных текстов предлагались задания на общую ориентацию в содержании текста и понимание его целостного смысла, выявление информации, интерпретации текста, рефлексии на содержание текста и на его форму.

С точки зрения нашей методики эти умения относятся к общеучебным, и считается, что естественно-научные предметы лишь используют и развивают те умения, которые должны формироваться в рамках преподавания русского языка и литературы, музыки. Однако, понимая реалии нашей школы и традиции методики преподавания предметов гуманитарного цикла, вряд ли можно надеяться, что на уроках   педагоги будут учить школьников ориентироваться в научно-популярных текстах и понимать содержащуюся в них информацию. Эта задача дополнительным бременем ложится на всё уменьшающееся учебное время естественно-научных предметов, но при любых условиях должна быть отражена как в методике их преподавания, так и в измерительных материалах, в том числе и компетентностно-ориентированного характера.

Компетентностно-ориентированные задания в естественно-научном    образовании.

Естественно-научная грамотность в рамках международного исследования PISA характеризуется четырьмя составляющими:

контекст (личностный, социальный, глобальный), т.е. те жизненные ситуации, которые можно рассматривать с точки зрения науки;

знаниевый компонент, в который входят знания об окружающем мире и знания о естественных науках;

компетентностный компонент, под которым понимают умения применять научные знания в ситуациях жизненного характера;

аффективный компонент, который оценивает интерес и любознательность к естественным наукам.

В заданиях, проверяющих эффективный компонент, обычно спрашивают: «Насколько интересно вам следующее высказывание?», «Насколько вы согласны со следующим мнением?» и т.п. Задания такого типа нетрадиционны и важны, но их можно использовать лишь в специально организованном исследовании. В рамках же аттестационных процедур или единого госэкзамена использовать их вряд ли целесообразно.

Настоящей «изюминкой» заданий PISA стала первая составляющая — контекст, т.е. та жизненная ситуация, в которой ученику предлагается применить предметные знания и умения. Именно эта «жизненность ситуации», описание которой, в отличие от содержания типовых заданий наших учебников, не выхолощено и не освобождено от информационного шума, создаёт условия применения знаний и умений в новой ситуации.

Вторая и третья из перечисленных выше составляющих — это те самые привычные нам знания и умения, которым мы обучаем и которые формируем. Хотя и здесь есть существенный «перекос» по сравнению с нашими традициями. Ниже перечислены умения, которые проверяются в заданиях международного исследования:

распознавать вопросы, идеи или   проблемы, которые могут быть исследованы научными методами;

выделять информацию (объекты.   экспериментальные данные и т.п.).  

делать вывод (заключение)   уже сделанный вывод с учётов  изложенной ситуации;

демонстрировать коммуникативный способ     аргументированно, чётко и ясно.  

демонстрировать знание и понимание— естественно-научных понятий.

 

Таким образом, проверка естественно- научной грамотности направлена в  первую очередь на оценку двух основных  состовляющих.  

 

 

                         ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ.

 

Деятельностная компонента.   Здесь расширяются  те виды деятельности, на  которые направлено то или иное задание.  

 Задания, как правило, требует использования сразу нескольких видов дея-тельности, относящихся к различным из перечисленных ниже групп.

Предметные умения. Использовать полного аппарат школьного курса, подбирать адекватную  модель для описанного явления,  собственный алгоритм решения задач),  

Умения работать с информацией  . Выделять главную мысль или его часть, понимать смысл испольных в тексте   терминов  , выделять главную в тексте информацию (отвечать на   вопросы к содержанию текста); отвечать на вопросы, требующие использования информации из текста в другой ситуации); переводить информацию из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, график, диаграмма, рисунок); сравнивать, классифицировать описанные в тексте объекты; критически оценивать содержание информации, предлагать способы оценки её достоверности.

 . Исследовательские (или методологические) умения. Различать вопросы, проблемы, которые могут быть решены научными методами, формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) ,  делать выводы (анализировать, объяснять результаты  )  .

Можно привести примеры введения компетентностно-ориентированных заданий в аттестационные процедуры и диагностические исследования.  

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24

        

«ИКТ- механизм сотворчества педагога и обучающегося в создании востребованного ФГОС содержания образования.»

                                                     Учитель:

Боброва Г.П. МОУ СОШ № 24.

г.Гуково Ростовской области.

2012- 2013 учебный

Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) значительно расширили возможности человека в его интеллектуальном, профессиональном и личностном развитии. Однако одновременно с их распространением в обществе возникла достаточно серьёзная проблема, о которой последнее время говорят всё чаще и чаще, — это проблема информационной безопасности (ИБ) личности, общества и государства.

Базовым концептуальным документом, определяющим политику государства в области ИБ, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Создатели Доктрины в перечне угроз ИБ России на первое место поставили угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России,  среди которых:

•        противоправное применение специальных средств воздействия
на индивидуальное, групповое и общественное девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных.

В Доктрине подчёркивается, что немаловажную роль в проблеме обеспечения информационной безопасности и подготовки молодёжи к жизни в информационном обществе должна сыграть современная система образования.

Очевидно, что повсеместное применение ИКТ влияет на поведение, моральные нормы, психику и здоровье будущих поколений. Наблюдения показывают, что информационно-коммуникативная среда (с неработающими в достаточной мере законодательными механизмами, духовными и нравственными установками) порождает неизвестные ранее формы негативного поведения, особенно среди подростков.

В настоящее время среди молодёжи достаточно свободно распространяются печатные и электронные издания, где очень подробно описываются технологии совершения компьютерных правонарушений. В интернете представлено более 30 тысяч сайтов, обучающих компьютерному взлому, на которых проводятся форумы, виртуальные конференции и семинары по «повышению квалификации» и «обмену опытом» совершения компьютерных  правонарушений.

 .

На подрастающее поколение буквально обрушивается поток информации угрожающего и неприличного содержания, включающий пропаганду насилия, национализма, фашизма; в свободном доступе находятся рецепты производства наркотических и взрывчатых веществ; предлагается порнографическая продукция (в том числе и детская); ведётся сектантское проповедничество, насаждаются мистические и эзотерические учения и практики, магия, шаманство и т.п. В сфере досуга у детей и подростков пользуются огромной популярностью азартные компьютерные игры; компьютерные игры с элементами насилия, жестокости, «ухода» в виртуальный мир. Неотъемлемой частью жизни современного подростка стало «виртуальное общение» (чаты, ICQ, блоги или интернет-дневники, e-mail), популярны среди молодёжи сетевые сообщества, сетевые знакомства, «киберсекс» и др.

В результате негативного воздействия информационно-коммуникативной среды (ИКС) на личность у части подростков наблюдается снижение свободы и творческой активности; происходит упрощение формы общения, «обесчеловечивание» процессов восприятия людей; провоцируется перекладывание ответственности на технологии; фиксируется снижение защищённости от манипулятивных воздействий; формируется социальная и личностная дезадаптация; возникает синдром зависимости от киберпространства и др. Данные изменения часто сопровождаются ухудшением физического и психического здоровья школьников, увлекающихся ИКТ (проблемы со зрением, испорченная осанка, онемение рук, стрессовые состояния, нервозность, рассеянность, избегание живого общения, расстройство сна и др.).

Одним из нежелательных проявлений влияния ИКС является негативное отклоняющееся (девиантное) поведение, которое современные исследователи дифференцируют на деликвентное (проявляющееся в совершении компьютерных правонарушений, таких, как хакерство, кардинг, киберхулиганство, кибертерроризм, фрикинг и т.д   Патохарактеро- и психопатологическое поведение нами не рассматривается, поскольку является проявлением тех или иных психических заболеваний. Негативное отклоняющееся поведение подростков в сфере ИКТ зачастую свидетельствует о несформированности информационной культуры, неспособности школьника предвидеть последствия своих действий, проявить должную гибкость и перенести хорошо освоенные поведенческие механизмы в новую ситуацию, об отсутствии чувства ответственности за свои поступки. Причинами данного поведения могут также оказаться небрежность, моральная незрелость, безразличие, а чаще всего просто невежество.

Таким образом, всё большую актуальность приобретает проблема, связанная с педагогическими аспектами обеспечения информационной безопасности школьников. В то же время анализ педагогической практики показывает, что основная масса родителей, преподавателей и администрации образовательных учреждений, выпускников педагогических специальностей вузов не может удовлетворить ни потребности общества, ни потребности школы, ни личные потребности в сфере обеспечения профилактики и коррекции негативного отклоняющегося поведения школьников в сфере ИКТ, поскольку не подготовлена к эффективному решению возникающих в практике психолого-педагогических и социальных проблем.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ подрастающего поколения к жизни в информационном социуме. Слабо знакомы с особенностями профилактики и преодоления негативного воздействия ИКТ на физическое здоровье школьников, их психику, стереотипы поведения в обществе и личной жизни, моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности.

Вышеизложенное определяет постановку научной проблемы, связанной с активизацией учебно-воспитательной работы со школьниками по нейтрализации негативного воздействия информационно-коммуникативной среды.

Рядом   ведутся исследования по вопросам информационно-психологической безопасности с целью предотвращения или нейтрализации негативных воздействий ИКТ на личность (Э.М. Андреев, А.Е. Войскунский, А. Егоров, К.К. Колин, В.Е. Лепский, Г.Ю. Маклаков, А.В. Миронов, О.В. Смыслова, М. Эпштейн и др.). Исследователи отмечают, что научный прогресс, развитие компьютерных и коммуникационных технологий, привели к широкому распространению ИКТ во всех сферах человеческой деятельности,  .

  В связи с этим актуальной является необходимость активной разработки проблематики информационной, информационно -психологической и психологической безопасности личности, общества и государства.

Исследователи подчёркивают, что в наибольшей степени непосредственному воздействию информационно-коммуникативной среды (ИКТ) подвержена духовная сфера общества, деформация и деструктивные изменения которой в форме психоэмоциональной и социальной напряжённости, искажённых нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентации и ценностей и т.п., влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни (политической, экономической и др.).

Учёные подчёркивают необходимость не только совершенствования законодательства в области информационной безопасности с целью защиты подрастающего поколения от компьютерных

преступлении, от нежелательной по содержанию информации, отрицательно влияющей на психику, поведение и духовное здоровье несовершеннолетних, но и усиления правового воспитания подрастающего поколения.

 

Сегодняшние учителя:

  знакомы с методами профилактики и борьбы с информационными правонарушениями, совершаемыми школьниками;

  владеют приёмами выявления мотивации учащихся к совершению противоправных действий в сфере ИКТ;

  уделяют должное внимания проблемам воспитательной работы в сфере информационных технологий, формированию нравственных качеств, негативного отношения к нарушителям ИБ;

• владеют методами использования
творческого потенциала ИКТ;  готовы
реализовывать на практике механизмы
предупреждения и нейтрализации негатив
ного воздействия информационных угроз
на психику, здоровье школьников и др.

Насущной задачей современного образования становится разработка таких методов учебно-воспитательной работы, где бы гармонично сочеталось обучение современным информационным технологиям с формированием информационной культуры, высоких нравственных качеств, которые способствовали бы выработке иммунитета к совершению неэтичных, противоправных действий в сфере высоких технологий.

Опираясь на обзор научной литературы, анализ социально-экономической ситуации, образовательной практики и существующих тенденций её развития, мы можем говорить о наличии объективного противоречия между растущей потребностью общества и школы в учителях, способных оказать помощь учащимся и их родителям по предотвращению негативного влияния ИКТ на физическое и психическое здоровье школьников, стереотипы их поведения в обществе и личной жизни, моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности, и недостаточным уровнем подготовленности общеобразовательных учреждений, будущих и настоящих учителей, родителей к практической реализации данной потребности.

В целях решения обозначенных проблем   ведётся разработка подходов к активизации учебно-воспитательной работы со школьниками в целях нейтрализации негативного воздействия информационно – коммуникативной среды (ИКТ). В рамках исследования предполагается:

определить понятие «негативное отклоняющееся поведение в сфере ИКТ»;

построить модель активизации учебно-воспитательной работы со школьниками по нейтрализации негативного воздействия ИКТ;

определить и разработать основные направления практики по обозначенной проблеме в учебно-воспитательной работе учреждений общего и дополнительного образования   (общеобразовательные школы, лицеи, колледжи, компьютерные клубы и др.).

В настоящее время  изучается состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике: определяется исходный понятийный аппарат проблемы, выявляются противоречия и движущие силы, идёт накопление и анализ опыта работы в данном направлении, осуществляется выбор методологии и методики организации исследования в рамках проекта. Ведётся разработка фрагментов комплексного научно-методического обеспечения процесса активизации учебно-воспитательной работы по профилактике негативного отклоняющегося поведения школьников в сфере ИКТ, включающего:

1)  методические рекомендации для учителей по изучению раздела «Основы социальной информатики» (Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

Информационная безопасность) школьного курса информатики;

2)        оценочно-критериальный инструмента
рий педагогического мониторинга негатив
ного девиантного поведения школьников

в сфере ИКТ;

методическое сопровождение разделов по проблеме исследования в программах спецкурсов и спецсеминаров для учителей общеобразовательных школ, педагогов системы дополнительного образования, преподавателей вузов, студентов педагогических специальностей вузов: «Гуманитарные аспекты информационной безопасности», «Информационная безопасность в открытом образовании», «Основы информационной безопасности»;

разработка программы спецкурса для педагогов «Активизация учебно-воспитательной работы по профилактике негативного отклоняющегося поведения школьников в сфере ИКТ» и «Компьютерная этика и этикет» для учащихся общеобразовательных учреждений;

рекомендации по использованию технических и технологических средств защиты от нежелательной информации в образовательных учреждениях.

Авторами статьи разработан элективный курс для учащихся старших школ «Основы информационной безопасности», разработана методика диагностики девиантного поведения школьников в сфере компьютерных технологий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного пространства обучающихся средствами ИКТ-технологий на уроках математики

Важнейшей тенденцией современного этапа информатизации образования является стремление к интеграции различных электронных средств, задействованных в учебном процессе, таких как электронные справочники...

Компетентностный подход в современном образовательном пространстве

Данная статья входит в сборник "Компетентностный подход в образовании: концепции и реализпция" и является педагогической инновацией в преподавании физики в среднй школе....

Статья В.Н. Миняева " Организация образовательного пространства с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ОВЗ"

В статье ВН Миняева "Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ"говорится о том, что проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными в нашей современной...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

"Использование компетентностного подхода для организации творческой деятельности обучающихся на уроках литературы как средства самореализации личности"

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и с...