"Развитие познавательной и творческой активности школьников"
учебно-методический материал

Спицына Татьяна Дмитриевна

В основе педагогической деятельности многих педагогов – личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы, которые способствуют раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей.

Много лет в школе реализуется Программа «Интеллект» цель которой :      Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружа­ющим миром, повышение мотивации обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_seminar.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной и творческой активности школьников

Современная школа в настоящее время призвана выполнить социальный заказ общества: обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития и ценностных ориентации. 

Как сказал А. Н. Колмогоров: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Но при этом существует и проблема. Она заключается также в несоответствии между социальным заказом и реальными результатами:

  •  по уровню (степени) обученности в основной и средней школе;
  • по уровню сформированности образовательной среды в основной и

          средней школе;

  • по уровню здоровья учащихся;
  • у многих учащихся нет мотивации к учению, познанию и развитию.

Решение проблемы, на наш взгляд, возможно, если каждый ученик будет чувствовать себя комфортно среди одноклассников и учителей, если на каждом уроках будет создана ситуация успеха.  Поскольку все учащиеся в ситуации успеха испытывают чувство радости, эмоционального подъёма, удовлетворение выполненной работой, то мотивируем их дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активной позиции в учении. Тогда и возникнет мотивация к обучению, к познанию, самосовершенствованию не только у одарённого в той или иной области школьника, но и у не проявившего пока никаких способностей. Поэтому в основе педагогической деятельности многих педагогов – личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы, которые способствуют раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей.

Отсюда и педагогическая цель:

 - создание условий для повышения познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, успешного развития одарённых детей и тех, кто ещё не проявил свои способности и возможности.

Много лет в школе реализуется Программа «Интеллект» цель которой :      Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром, повышение мотивации обучения.

Данная программа помогает раскрыть и реализовать возможность для проявления таланта каждого школьника. В школе постоянно ведется работа по обновлению содержания образования, форм и методов, приемов организации образовательного процесса с учетом современных требований, активно решаются задачи развития интеллектуальных возможностей.

Школьное сообщество организует участие детей в Интернет – проектах, научно-практических конференциях, предметных олимпиадах. Ученики школы участвуют в научно-практической конференции «Шаг в будущее», краеведческой конференции «Летопись родного края», конференции «Паруса науки», «Я - исследователь»,  предметные олимпиады. Считаем, что работа с учащимися в данном направлении осуществляется достаточно эффективно.

Всего детей с высокой познавательной активностью – 201, что составляет  43% от общего количества обучающихся.

За прошлый  год число участий в  конкурсах составило  около 1500. Наша школа продолжает сотрудничать с Негосударственным ОУ ДО «Роботландский Сетевой Университет», Центром творческих инициатив «Snail» г.Омска, Виртуальной школа г.Красноярска, Дистанционной математической школой г.Новосибирска и г.Москвы, Центр интеллектуальных и творческих состязаний «Уникум» г.Москвы, Центр развития мышления и интеллекта г. Самары, ООО «ИРШО» «Олимпус» г Калининграда. На протяжении многих лет ведется дистанционное обучение по информатике в Роботландском университете «Роботландия +» по «Сайтостроению». По данным программам активно работают учителя информатики Бутакова Е.Г. и Кригер Н.Е.

В течение года проводятся предметные недели и декады с целью формирования интереса к предмету:  Неделя математических наук (в рамках недели были проведены конкурс «Математическая регата», «Математическое лото» для 6 классов, «Мир математики» для 5 классов,  «Мир компьютерных возможностей» для 10-11классов), Правовая неделя, месячник «Всезнайка» («Занимательная математика»,  КВН «Чистая планета», «Сказочный калейдоскоп»- 2 классы, «Хочу все знать», КВН «Дважды два» - 3 классы, «Умный четвероклассник» - 4 классы). Данные мероприятия проходят на высоком методическом уровне с применение различных форм деятельности.

В последние два года мы реализуем проекты «Интеллект XXI века» и «Интеллект». Проекты направлены на  развитие интеллектуальных способностей учащихся, на повышение роли познавательной сферы положительной школьной мотивации. Одна из задач, которые призваны решить проекты – систематизировать проводимую в этом ключе работу, сделать ее более осмысленной, целенаправленной, видимой и значимой.

Ключевыми делами проектов были:

  1. Интеллектуальный марафон.
  2. Предметные олимпиады.
  3. Семинар-практикум для учащихся, желающих заниматься исследовательской и проектной деятельностью.
  4. Консультации для учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью.
  5. Международные олимпиады по математике « Кенгуру», по русскому языку «Русский медвежонок», по английскому языку, географии, физике.
  6. Предметные Всероссийские олимпиады.
  7. «Умному скучно не бывает» (интеллектуально-познавательные игры).
  8. Выставка Портфолио «Золотые ученики»
  9. Анкетирование обучающихся «Интеллектуальный мир»
  10. Акция «Мысли великих»
  11. Интеллектуальная игра «Портретная галлерея»
  12. Акция «Здоровье во власти интеллекта»
  13. Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов
  14. Общешкольный конкурс «Интеллектуал года»;
  15. Конкурс на самого читающего человека школы;

Одним из направлений работы классных руководителей в своих воспитательных системах выбирают – интеллектуальное развитие, поэтому проводят множество различных классных часов и мероприятий: «Клуб Всезнаек» (2а, Воронина Л.М),  «Знания нужны мне и моей стране» (2Б, Хмелевская Л.Е..). «Учиться — всегда пригодится»,  (5б, Колесникова О.Н..), «Мои познания. Мой интеллект» (7Б, Огнева С.А..), «Учись – учиться – наш девиз» (10, Скоробач Е.В.), «Мой мир интеллекта» (8Б, Анашкина И.В.), «Как дважды два» (6А, Спицына Т.Д.), «Мир познания» (8А, Гречкуновская А.Г.), «Для чего люди учатся?» (9А, Климук И.С.), «Книга – друг человека» (2В, Токмакова Т.В.), «Я - ученик» (1А, Лозовская Н..), «Дорога в завтра» (11, Бутакова Е.Г.)  и др.

В прошлом учебном году в школе проведена выставка Портфолио школьников. В выставке приняли участие 54 ученика, все Портфолио оформлены в соответствии с Положением. Папка документов включала разделы «Моя учеба», «Мои достижения», «Мои интересы», «Мои работы». Хочется отметить, что Портфолио младших школьников включал проекты, творческие работы детей, таблицы развития, планы личностного роста. Лучшими Портфолио признаны: Андрияновой Анастасии, Колоколова Вадима, Кириленко Анастасии, Колесниковой Екатерины, Манзурова Ивана, Клочкова Алексея, Карповой Оксаны.

В этом году такая выставка будет организована в апреле – месяце.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!». Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Примером такой деятельности может служить работа педагога Кригер  Н.Е. класса с учеником 11 Гамаюновым Иваном. Иван настолько увлечен сайтостроением, что уже самостоятельно создает сайты, постоянно их конструирует, добавляет множество новых функций. Потому его работы высоко оцениваются на конференциях «Паруса науки» и «Шаг в будущее».

Также смело можем заявить об одаренности выпускницы Карповой Оксаны. Девушка постоянно показывает высокие результаты на научно-практических конференциях по различным областям – гуманитарные – естественно-математические. Занимаясь английским языком, Оксана не раз побывала в профильном лагере г.Новосибирска, а также является победителем муниципальных олимпиад по английскому языку.

Таких примеров можно привести множество.

 Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать на уроках и внеурочной деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. 

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Развитие познавательной и творческой активности на уроках информатики

Приемы, направленные на развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках информатики...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Организация учебной деятельности на уроках математики и информатики с использованием индивидуального образовательного маршрута через личностно – ориентированный подход, способствующий развитию познавательной и творческой активности

Проблемой внедрения индивидуального образовательного маршрута в урочную и внеурочную деятельность я занимаюсь уже 7  лет.   Начиная с 2007 года,  в классах, где я преподавала...

Инавационный опыт по теме "Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время".

Значимость данной темы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно мыслить, преобразовать знания, уметь ориентироваться на рынке труда....