Выступление на ШМО по теме "Роспись военно-исторической и варгейм миниатюры на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"
статья

Выступление на ШМО по теме "Роспись военно-исторической и варгейм миниатюры на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraft.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на школьном методическом объединении.

Каменев Виталий Сергеевич

МБОУ СОШ № 29

Дата: 12.02.2018

Тема: «Роспись военно-исторической и варгейм миниатюры на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»

Военно-историческая миниатюра уходит корнями в  глубь веков, ведь все то время, что человек воевал, он и создавал игрушки, изображающие воинов. Так наиболее ранние находки относят к двухтысячному году до нашей эры (Древний Египет). Существовали такие фигурки  в Древней Греции, Риме, и даже в средневековой Европе.  Конечно, они далеки от того, что сейчас называется военно-исторической миниатюрой, но, как мы можем увидеть, она в том или ином виде сопровождала человека через всю его историю. Популярным это занятие остается и по сей день, несмотря на то, что миниатюра сильно видоизменилась со времен её расцвета (XIX век).  В современном мире данное хобби становится все более и более популярным, конечно же,  этому способствует развитие сети интернет: большая доступность моделей (как уже покрашенных, так и неокрашенных), фотографии готовых работ в социальных сетях (instagramm, DevantArt, VK и т.д.), ролики на видеосервисах, посвященные коллекциям моделей и их окрашиванию и т.д. Не менее важно и то, что роспись варгейм миниатюры  в наше время уже перестает быть просто хобби. Есть множество художников, которые предлагают свои услуги по покраске миниатюр за  отдельную плату, что и выводит его уже на уровень работы,  способной приносить доход.

Учитывая все вышеперечисленное, мы можем прийти к выводу – роспись военно-исторической или же варгейм миниатюры актуальна в наше время, и в силах учителя изо дать  основы знаний о данном виде творчества. Научить основным приемам росписи фигурок воинов.

Безусловно, занятия по росписи военно-исторической миниатюры имеют практическую значимость для  уроков изобразительного искусства, так как на них мы можем гораздо более подробно рассмотреть такие темы как «цвет» и свето-воздушная перспектива. Ведь именно он и играет отнюдь не малую роль в росписи фигурок. С детьми можно будет более подробно разобрать цветовой круг, поговорить о том, по каким правилам сочетаются цвета, научить их обходиться определенной цветовой палитрой. Немаловажно будет поговорить с ними и о контрастности в цвете и о том, как правильно сочетать такие цвета между собой.  И конечно,  же все это можно будет отработать на практической части занятия, которая будет довольно сильно выделаться на фоне остальных занятий, так как  плоскостной рисунок и роспись объемного объекта разительно отличаются друг от друга.

Так же на этих занятиях можно будет закрепить с детьми тему «свето-тень». Дети смогут уделить внимание тому, как свет и тень распределяется по объемному объекту, им можно будет напомнить о том, как меняются цвета в зависимости от освещения (теплый свет – холодные тени, холодный свет-теплые тени), о том как намешать эти цвета. Напомнить детям и о свето-теневой карте и как она распределяется (блик-свет-полутон-тень-рефлекс).

На занятиях по росписи военно-исторической миниатюры детей можно будет обучить тому, как показывать фактуры разных материалов, их свойства (например блеск и отражения на металлических объектах).

Также здесь ученики будут развивать свои навыки кистевой росписи. Безусловно, работа с акриловыми красками вносит свои коррективы в работу. Например, детям понадобятся резиновые перчатки в дополнение к привычному набору (краски, кисти, палитра), так как акрил очень быстро сохнет и может раздражать кожу рук ребёнка. И ещё один немаловажный момент, на  который учителю следует обратить внимание  – детей нужно будет обучить работе с новым для них материалом, а именно технике влажной палитры, без которой они очень быстро израсходуют все краски, толком даже ничего и не успев расписать ими.

Безусловно, детям понадобятся знания по тому, как правильно подбирать реферативный материал  для того, что бы модели, которые они расписывают, выходили исторически верными. Здесь нужно будет заострить внимание детей на том,  чтобы они внимательно подбирали фотографии  исторического периода, к которому относится их модель. Но лучшим решением для того, чтобы познакомить детей с униформой определенной эпохи, будет  поход в музей, желательно, с экскурсоводом, который сможет обратить  внимание учеников на особенности и тонкости,  которые они сами, возможно, не заметили бы.

Так же если развивать данное направление в работе на уроках изо и во внеурочной деятельности , то из расписанных миниатюр можно будет составить  целую диораму. А для того чтобы сделать это, детей нужно будет научить работать и с другими материалами (показать, как можно при помощи клея ПВА и песка имитировать покров земли, научить работать с флоком, показать как искусственно состаривать материал и так далее).

 Для того чтобы вовлечь детей в процесс, учителю следует начать данный блок занятий с теоретических уроков, на которых он сможет познакомить их с историей миниатюры, рассказать о том, для чего она была нужна, показать, как она изменялась и преобразовывалась с течением времени, а так же показать ученикам эти миниатюры. Здесь также можно будет организовать поездку с детьми в Сергиев Посад в «Музей игрушки», где дети  смогут увидеть  таких «солдатиков» из разных времен и услышать интересный рассказ экскурсовода о данном виде творчества.

Важно здесь будет и знакомство учеников с работами художников батального жанра (Верещагин В.В., Поль Деларош,  Суриков В.И. и так далее). Ведь как раз здесь  мы сможем увидеть тех самых «миниатюрных воинов», только теперь уже во весь рост и с исторической точностью. Так же знакомства с батальным жанром в живописи поможет формировать у детей патриотические чувства.

Эти занятия можно будет синхронизировать с занятиями по литературе (например, во время прочтения «Повести временных лет», стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова, повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя и так далее)  и истории, что поможет  детям лучше усваивать материал по данным предметам.

Как мы видим  из вышеперечисленного,  занятия по росписи военно-исторической миниатюры решают множество различных задач:: позволяют познакомиться детям с новыми техниками росписи,  закрепить  знания по уже пройденному материалу, позволяют детям познакомиться с творчеством художников батального жанра, обеспечивают межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как литература и история, так же благодаря этим занятиям  детей можно вовлечь во множество полезных и интересных походов в музеи, экскурсий и т т.д.  Это все и доказывает актуальность и важность  данной темы для занятий изобразительным искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"

В статье "Работа с одаренными детьми на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности" рассказывается об опыте работы в школе с одаренными детьми. Некоторые работы детей представлены в презентации "Творчест...

Подготовка к профессиональной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время по ФГОС

Развитие  творческих способностей учащегося является важнейшей задачей  образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»

Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени...

Работа с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Нужны ли России одаренные дети? Конечно, нужны. Одаренные дети – ресурс человеческого потенциала современной России....

РАЗРАБОТКА НАГЛЯДНОСТИ ДЛЯ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ИЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: «ПЕЙЗАЖ»

Фрагментарный пейзаж. ( Изображение Алексеевского дворца)Время года зима. В данном образце представлена послойная живопись акварелью. Пейзаж включает фрагмент архитектурной композиции Алексеевкого дво...

Выступление на педсовете "Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства"

Каждый ребенок рожден творцом, Создание красоты -это творчество.Творчество-это радость, это миг, наполненный вечностью, это мгновение, когда время останавливается между прошлым и будущим. Если в жизни...