Образовательная программа творческого объединения обучающихся «Юный инспектор движения»
рабочая программа (5 класс)

Альфия Нигматовна Пупкова

Программа направлена  на получение знаний в  области «Правил дорожного движения», «Дорожных знаков», «Безопасности  в  транспорте»,  освоение навыков поведения на дороге, в транспорте, на игровых площадках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа

творческого объединения обучающихся

«Юный инспектор движения»

Пояснительная записка

Введение

В 5 классе изучение правил дорожного движения имеет особое значение в развитии  школьника. Программа «Юные инспектора дорожного  движения» подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения». Приобретенные знания, первоначальное овладение навыками правил дорожного движения станут необходимыми для применения в жизни школьника. Программа адресована обучающимся  5-х  классов общеобразовательных и кадетских классов.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в  России   наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.  Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.  Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.     Одним из методов решения   проблемы  детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных   учреждений в данном направлении.  

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Направленность программы – социально - педагогическая. Программа направлена  на получение знаний в  области «Правил дорожного движения», «Дорожных знаков», «Безопасности  в  транспорте»,  освоение навыков поведения на дороге, в транспорте, на игровых площадках.

Отличительные особенности программы:

Занятия по данной программе проводятся педагогом, с привлечением сотрудников ГИБДД.

Ведущая идея программы - изучение ПДД с целью снижения дорожно-транспортного травматизма среди детей  школьного возраста посредством повышения уровня знаний по ПДД, создание  комфортной  среды  педагогического  общения, формирование культуры общественного поведения.

Концентрическое  построение программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний по правилам дорожного движения, совершенствование умений и навыков детей школьного возраста от одной ступени к другой.

Актуальность программы обусловлена  целью профилактики в связи с особенностями контингента обучающихся, а именно воспитанников 5-х общеобразовательных  классов слабо ориентирующихся в новой местности.

Педагогическая целесообразность 

В соответствие с целью и задачами программы, будут использоваться  словесные (рассказ-объяснение, беседа), наглядные (демонстрация  наглядных пособий, презентация);  практические (освоение навыков управления велосипедом) методы обучения через  групповые  и  индивидуальные формы организации учебной деятельности.

Цель и задачи:

Цель программы - формирование устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у обучающихся 5 классов, путем освоения основных правил дорожного движения.

 Задачи:

обучающие

- совершенствовать  знания, умения и навыки, позволяющие обучающимся   безопасно передвигаться  в условиях дорожного движения;

- формировать  культуру поведения в общественном транспорте;

- формировать мировоззрение, гражданскую и нравственную позицию на основе изучения правил дорожного движения;

-формировать навыки  пропаганды изучения и соблюдения Правил дорожного движения  среди обучающихся, родителей, педагогического коллектива;

развивающие:

- развивать   активность и самостоятельность  при  использовании  полученных  знаний на   практике в дорожных ситуациях;

- развивать  логическое и знаковое мышление, пространственное воображение, обеспечивающиее  безопасность на дороге;

воспитывающие:

-  воспитывать привычку соблюдения правил дорожного движения;

- воспитывать дисциплинированность, основанную на специфических требованиях дорожно-транспортной среды и требованиях норм общественной морали и нравственности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – обучающиеся 10-11 лет, 5классы.

Сроки реализации: 9 месяцев

Формы обучения: форма обучения – очная, очная  с применением дистанционно-образовательных технологий.

Формы организации образовательной деятельности

 Данная образовательная программа предусматривает  различные упражнения, выполнение самостоятельных  заданий, работу в индивидуальных тетрадях по ПДД, проведение на занятиях  игр и бесед  с обучающимися, изготовление учебно-наглядных пособий. Групповые и индивидуальные формы организации образовательной деятельности осуществляются через урок,  практическое занятие, деловую игру, творческое задание.

Режим занятий: 1 занятие в неделю: по 40 минут.

Ожидаемые результаты

Личностные

- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  

 - осознание ответственности человека за общее благополучие;

 -этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Юные инспектора дорожного движения»;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

 -умение ставить и формулировать проблемы;

 -навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

 -установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

 -умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

обучающиеся должны знать:

- роль правил дорожного движения  в жизни человека;

- дорожные знаки;

- правила перехода проезжей части дороги;

- опасные места вблизи школы, дома, в районе;

- безопасные участки улиц и дорог в районе;

- типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и авариям;

- опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;

- места, где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах, санках и т. п.;

- название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

- правила движения индивидуально, группами и в колоннах;

- влияние соблюдения правил дорожного движения на  здоровье человека;

- основные источники информации.

обучающиеся должны уметь:

- переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;

- переходить проезжую часть дороги с односторонним движением вне зоны видимости пешеходных переходов и светофоров;

- переходить проезжую часть с двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;

- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при групповом движении, при езде на велосипеде и роликовых коньках;

- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;

- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

- не создавать помех движению транспорта;

- правильно вести себя на посадочных площадках, при посадке на маршрутный транспорт и высадке из него.

Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у обучающихся:

- устойчивые привычки осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать движение транспорта, находясь на улице;

- переходить дорогу только по пешеходным переходам, осматриваясь по сторонам отработанными на занятиях поворотами головы;

- переходить проезжую часть только прямо, а не наискосок, не перебегать дорогу, обращать внимание на возможные опасности, не оглядываться на оклик знакомых, не выбегать на дорогу за мячом, собакой и т. д.;

- кататься на велосипеде, роликах, коньках, санках во дворах и в специально отведенных для этого местах;

- сидеть в легковом автомобиле в детском удерживающем кресле, пристегнутым ремнем безопасности.

Критерии и способы определения результативности

Результативность  в объединении «Юный инспектор движения» определяется  при помощи педагогического наблюдения за детской деятельностью. Для педагогического анализа результатов проводятся  тестирования, конкурсы «ЮИД», «Безопасное колесо».

Формы подведения итогов

Учебно-исследовательские конференции. Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого обучающегося, к ним относятся: портфолио обучающихся, грамоты.

Учебно-тематическое планирование 5 класс

Название темы

Количество часов

(академические часы)

Всего

теория

практика

34

26

8

Раздел I. Знакомства с правилами дорожного движения. (9часов)

1

Знакомимся с дорожным движением.

1

2

Транспорт и его виды.

1

3

Грузовой транспорт. Спецтранспорт. Грузовые автомобили и транспортные средства специального назначения.

1

4

Пассажирский транспорт.

1

5

Дорога. Основные   части   дороги.

1

6

Дорога в городе. Загородная дорога.

1

7

Виды дорог.

1

8

Участники дорожного движения. Пассажиры. Пешеходы.

1

9

Водители. Сигналы велосипедистов и мотоциклистов.

1

Раздел II. Дорожные знаки (9часов)

1

Дорожные      знаки     и дорожная разметка.

1

2

Дорожные     знаки    предупреждающие.

1

3

Дорожные   знаки  предписывающие.

1

4

Дорожные      знаки    приоритета, запрещающие.

1

5

 Знаки сервиса.

1

6

Информационные знаки.

1

7

Тест: Дорожные знаки.

1

8

Тест: Дорожные ситуации.

1

9

Дорожная разметка.

1

Раздел III. Безопасность в транспорте (16часов)

1

Светофор. Сигналы транспортного и пешеходного светофоров.

1

1

2

Регулировщик. Сигналы регулировщика.

1

3

Переход через дорогу. Пешеходные переходы.

1

4

Виды пешеходных переходов.

1

5

Переход через дорогу в отсутствии пешеходного перехода.

1

6

Перекресток дорог.

1

7

Железнодорожный переезд.

1

8

Дорожные ситуации на перекрестках.

1

9

Правила для пешеходов.

1

10

Опасные ситуации.

1

11

Правила для пассажиров.

1

12

Ошибки и нарушения пешеходов.

1

13

Жилая зона. Правила дорожного движения в жилой зоне.

1

1

14

Загородная дорога.

1

15

Советы пешеходу и велосипедисту на загородной дороге.

1

16

Дорожно-транспортное происшествие. Почему происходят ДТП.

1

Содержание изучаемого курса программы

Раздел I. Знакомства с правилами дорожного движения. (9часов)

Тема 1.

Знакомимся с дорожным движением.

Теория: Знакомство с историей возникновения дорог и дорожного движения.

Тема 2.

Транспорт и его виды.

Теория: Виды транспорта. Презентация: Виды транспорта.

Тема 3.

Грузовой транспорт. Спецтранспорт. Грузовые автомобили и транспортные средства специального назначения.

Теория: Грузовой транспорт. Спецтранспорт. Грузовые автомобили и транспортные средства специального назначения.

Тема 4.

Пассажирский транспорт.

Теория: Виды пассажирского транспорта.

Тема 5.

Дорога. Основные   части   дороги.

Теория: Дорога. Основные   части   дороги

Тема 6.

Дорога в городе. Загородная дорога.

Теория: Дорога в городе. Загородная дорога.

Тема 7.

Виды дорог.

Практика: Дороги и их предназначение.

Тема 8.

Участники дорожного движения. Пассажиры. Пешеходы.

Теория: Участники дорожного движения. Пассажиры. Пешеходы.

Тема 9.

Водители. Сигналы велосипедистов и мотоциклистов.

Теория: Водители. Сигналы велосипедистов и мотоциклистов.

Раздел II. Дорожные знаки (9часов)

Тема 10.

Дорожные      знаки     и дорожная разметка.

Теория: Дорожные      знаки     и дорожная разметка.

Тема 11.

Дорожные     знаки    предупреждающие.

Теория: Дорожные     знаки    предупреждающие.

Тема12.

Дорожные   знаки  предписывающие.

Теория: Дорожные   знаки  предписывающие.

Тема13.

Дорожные      знаки    приоритета, запрещающие.

Теория: Дорожные      знаки    приоритета, запрещающие.

Тема14.

Знаки сервиса.

Теория: Знаки сервиса.

Тема15.

Информационные знаки.

Теория: Информационные знаки.

Тема16.

Тест: Дорожные знаки.

Практика: Дорожные знаки.

Тема17.

Тест: Дорожные ситуации.

Практика: Дорожные ситуации.

Тема18.

Дорожная разметка.

Теория: Дорожная разметка.

Раздел III. Безопасность в транспорте (16часов)

Тема19.

Светофор. Сигналы транспортного и пешеходного светофоров.

Теория: Светофор. Сигналы транспортного и пешеходного светофоров.

Тема 20.

Регулировщик. Сигналы регулировщика.

Теория: Регулировщик. Сигналы регулировщика.

Тема 21.

Переход через дорогу. Пешеходные переходы.

Теория: Переход через дорогу. Пешеходные переходы.

Тема 22.

Виды пешеходных переходов.

Теория: Нарисовать возле рисунков знак , соответствующий пешеходному переходу и подписать его.

Тема 23.

Переход через дорогу в отсутствии пешеходного перехода.

Практика: Переход через дорогу в отсутствии пешеходного перехода.

Тема 24.

Перекресток дорог.

Теория: Перекресток дорог.

Тема 25.

Железнодорожный переезд.

Теория: Железнодорожный переезд.

Тема 26.

Дорожные ситуации на перекрестках.

Практика: Рассмотреть рисунки и составить рассказ о всех участниках дорожного движения, записать.

Тема 27.

Правила для пешеходов.

Теория: Правила для пешеходов.

Тема 28.

Опасные ситуации.

Практика: Раскрасить картинки и ответить, как избежать опасной  дорожной ситуации.

Тема 29.

Правила для пассажиров.

Теория: Правила для пассажиров.

Тема 30.

Ошибки и нарушения пешеходов.

Практика: Ошибки и нарушения пешеходов. Действия пассажиров.

Тема 31.

Жилая зона. Правила дорожного движения в жилой зоне.

Теория: Жилая зона.

Практика: Правила дорожного движения в жилой зоне.

Тема 32.

Загородная дорога.

Теория: Загородная дорога.

Тема 33.

Советы пешеходу и велосипедисту на загородной дороге.

Практика: Составить  буклет «Правила для пешехода и велосипедиста».

Тема 34.

Дорожно-транспортное происшествие. Почему происходят ДТП.

Теория: Дорожно-транспортное происшествие. Почему происходят ДТП.

Список источников и литературы

  1. Барман А.В., Гальцева Е.А., Клюева Е.Ю, Нечаева О.П.Изучаем правила дорожного движения. 5 классы. Выпуск. тематические занятия. Классные часы и викторины.- Волгоград: Учитель,2016.
  2. Внеурочная деятельность  школьников в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения». М.: Просвещение, 2017. С.23-31.
  3. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе.  - Ростов – на – Дону: Феникс, 2015.
  4. Дитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2015 .
  5. Диагностика уровня подготовки обучающихся 5 классов. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.newreferat.com/ref-4230-1.html.
  6. Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. Москва: ВАКО, 2017.
  7. Кирьянов В.Н. Дорожная безопасность: обучение и воспитание школьника.- М.: Третий Рим,2016. С.23-58.
  8. Лавлинская Е.Ю.Изучаем правила дорожного движения. Разработки уроков и тематических занятий в 5 классах. – Волгоград: Учитель,2016.
  9. Учителю о правилах дорожного движения: Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения /Сост. Н.А. Извекова.-М.: Просвещение, 2017. С.5-70.
  10.  Жульнев  Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения. М.: Ливр, 2015. С.10-25.
  11. ПДД, общие положения, основные понятия и термины [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.netprav.net/pdd-obshhie-polozheniya-osnovnye-ponyatiya-i-terminy.html.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юные инспектора дорожного движения» - «Дети – дорога – жизнь»

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправдан...

Программа Творческого объединения «Школа юного краеведа».

Программа «Школа юного краеведа» была создана на основе постановления о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016—2020 год»  Государственная програ...

Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"

За период обучения  учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные инспектора движения»

Общая характеристика программы: программа «Юные инспекторы движения» входит во внеурочную деятельность по направлению социализации личности учащихся в обществе. Программа составлена по трё...

Программа курса внеурочной деятельности «Юные инспектора движения»

Отряды юных инспекторов движения – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой обшей культуры, профессиональной ориентации, широког...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные инспектора движения» социальное направление 6 класс На 35 часов 10.07.19

Рабочая программа «Юные инспектора движения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе приме...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "юный инспектор движения"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "юный инспектор движения"...