Диагностика объединения «Семицветик»
статья

Гатина Светлана Вячеславовна

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Диагностика служит для того, чтобы определить, как ребенок владеет теми или иными знаниями, умениями и навыками. Педагогу необходимо узнать это до того, как он начнет заниматься с малышом и даже со школьником. Неправильно проведенная диагностика значительно снижает эффективность обучения, поскольку для одних детей предложенные задания могут оказаться слишком трудными, а для других - наоборот.


Прежде чем начать чему-то учить ребенка, педагог должен узнать, что же умеет его подопечный, насколько хорошо у него развиты различные психические процессы, быстро или медленно он усваивает новый материал. Именно для этого и служит диагностика. Без нее очень трудно правильно построить воспитательный процесс. Как правило, общая диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Кроме того, педагогу  бывает нужно определить, в какой степени у детей развиты отдельные качества – внимание, творческое мышление, культурно-гигиенические навыки, - также различные виды деятельности. В этом случае диагностика проводится перед тем, как начать работу по той или иной программе.

Я разработала модель мониторинга качества освоения воспитанниками  программы. Данный мониторинг обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей, включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательной программой обучения с точки зрения тех диагностических процедур, с помощью которых выявляются качественные параметры достижений ребенка: нулевой, промежуточный и итоговые показатели.

Составляя мониторинг, я следила, чтобы  он соответствовал структуре  моей программы и отражал логику ее  построения.

Мониторинг предполагает:

-  использование методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки;

- позволяет осуществлять оценку динамики достижения детей как внутри возрастного периода, так и в отношении преемственности последовательных возрастных периодов;

- направлен на исследование творческих, интеллектуальных и личностных качеств ребенка;

- включает наблюдение за ребенком, беседы, критериально-ориентированные методики не тестового типа, методики  критериально-ориентированного тестирования, то есть предполагает сочетание низко формалихованных и высоко формализованных методов, позволяющих добиться объективности и точности получаемых  данных.

Цель и задачи диагностической работы.

Диагностическая работа направлена на то, чтобы, с одной стороны, изучить особенности самой деятельности в том виде, как они формируются в образовательном процессе, а с другой стороны, изучить специфику формирования в разных видах деятельности базовых личностных качеств.

Цель  диагностической работы – изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.

Задачи:

- Изучить продвижения ребенка в освоении универсальных видов  изодеятельности.

- Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.

- Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают  освоение ребенком образовательных областей и выражаются  в параметрах его развития.

- Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.

Для сбора конкретных диагностических данных использую метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности.

Дополняю наблюдения свободным общением с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. В месте  с тем провожу специально организованные диагностические занятия  ( в программе отмечено -  введение, итоговое ).

В эти занятия включаю специально отобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.

В ходе диагностики проверяю: состояние пространственного восприятия, состояние зрительного восприятия, состояние моторики и зрительно-моторных координаций, умение проводить классификацию и выделять признаки предметов. Проверяю  уровень самостоятельности, композиционные навыки.

               Критерии диагностики детей  2 младшей группы.

Анализ продукта деятельности:

Передача формы, строение предмета:

- форма передана точно, части расположены верно;

- есть незначительные искажения;

- искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно.

Цвет:

- многоцветная и ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

- преобладание цветов и оттенков, в большей степени случайное;

- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете или случайно взятыми цветами.

Анализ процесса деятельности.

Характер линии, нажим, раскрашивание:

- слитная, нажим средний, закрашивание мелкими мазками, не выходящими за контур;

- прерывистая, нажим сильный, энергичный, закрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящие за контур;

- дрожащая, неуверенная, нажим слабый, закрашивание беспорядочными линиями, выходящими за контур.

Уровень самостоятельности:

- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога;

- требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко;

- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, с вопросами не обращается.

                    Критерии диагностики детей старших групп.

Анализ продукта деятельности.

Передача формы, строение предмета:

- форма передана точно, части расположены верно;

- есть незначительные искажения;

- искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены не верно.

Пропорции:

- пропорции предмета соблюдены;

- есть незначительные искажения;

- пропорции предмета переданы неверно.

Композиция:

- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов, расположение по всей плоскости листа;

- есть незначительные искажения, изображение на полосе листа;

- пропорциональность передана неверно, расположение не продумано, носит случайный характер.

Цвет:

- передан реальный цвет предмета, многоцветная или ограниченная гамма, цветовое решение соответствует замыслу;

- есть отступление от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков (случайное);

- цвет предметов передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

Анализ процесса деятельности.

Характер линии, раскрашивание:

- линия слитная, нажим средний, закрашивание мелкими мазками, не выходящими за пределы контура;

- линия прерывистая, нажим сильный, энергичный, закрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за контур;

- линия дрожащая, неуверенная, нажим слабый, иногда невидный, закрашивание беспорядочными линиями, выходящими за контур.

Уровень самостоятельности:

- выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, задаёт вопросы;

- требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко;

- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, с вопросами не обращается.

На основании этого разработала диагностические карты.

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ «СЕМИЦВЕТИК» __________________________________________

Ф И Р

Форма, строение предметов

Цвет

Характер линии

Уровень самостоя-

тельности

Общее количество

баллов

Средний балл

Высокий уровень: 3-2.4      __________________________________________________________________________________________________

Средний уровень: 2.3- 1.7  __________________________________________________________________________________________________

Низкий уровень:   1.6- 1     _________________________________________________________________________________________________

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ «СЕМИЦВЕТИК» ___________________________________________

Ф И Р

Форма, строение предмета

Пропорция

Композиция

Цвет

Характер линии

 Творчество

Уровень самостоя

тельности

Общее количество баллов

Средний балл

Высокий уровень: 3 -2.4   _______________________________________________________________________________

Средний уровень: 2.3 -1.7_______________________________________________________________________________

Низкий уровень:   1.6 - 1    ______________________________________________________________________________

Процесс проведения.        

Критерий: форма, строение предметов, цвет.

Материал: геометрические фигуры разного цвета, величины, формы, картинки.

Проводится индивидуально. Перед ребенком раскладываю 8 геометрических фигур, которые различаются по форме, цвету, размеру.

- Посмотри, какие здесь есть фигурки? Чем они отличаются друг от друга?

Добиваюсь, чтобы ребенок назвал все отличия. После чего подвожу итог:

- У нас есть фигуры квадратные и круглые, красные и сини, большие и маленькие.

Затем предлагаю рассмотреть картинки и найти в изображении предметов геометрические фигуры.

- Из каких фигур состоит дом?

Знания оцениваю по 3 бальной системе. Данные заношу в таблицу.

Критерии: творчество, характер линии, самостоятельность.

Материал: листы бумаги, карандаши.

Предлагаю ребенку:

- Расскажи, как ты идешь в д/с?  А теперь нарисуй, что ты видел по дороге?

Показываю  нарисованную елочку без иголок, предлагаю нарисовать иголки, на верхних ветках короткие, на нижних – побольше. Следующее задание: нарисуй травку короткими штрихами.

Выглянуло солнышко ( рисование круга и лучиков)

Более старшим детям предлагаю такое задание. Даю лист, разделенный на квадраты. Предлагаю нарисовать в каждом квадрате:

- предметы круглой формы (яблоко, арбуз, мяч…)

- предметы овальной формы (огурец, лимон..)

- длинную линию (  дорогу, скакалку, ленту..)

Все данные заношу в таблицу.

Предлагаю следующее упражнение: дорисуй рисунок. Ребенку дается недорисованный рисунок (яблоко), предлагаю дорисовать и дополнить рисунок.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты в :

  • Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • Умение правильно использовать кисти, клей в работе;
  • Умение использовать трафареты и печати при работе;
  • Умение убирать за собой рабочее место.

Одновременно проявились и низкие способности детей:

  • Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
  • Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  • Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
  • Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.

Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.

Изучая и осваивая различные техники  рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию.

В 2013 -14 году подробно освоила нетрадиционную технику рисования цветным песком. Включила в программу несколько занятий по этой технике. Рисовали осеннее дерево цветным песком, осенние листочки. Детям очень понравилось. Проводила ряд упражнений с песком в разных группах. Учавствовали в конкурсах с этой техникой и заняли призовые места.

Проводя в начале  2014 года в сентябре диагностику я, получила  недостаточный уровень -  это показало, какую огромную работу нужно провести с детьми 1 года и 2 года  обучения.

Дети не могли справиться со следующими заданиями:   передавать форму фигуры, ориентироваться на плоскости, не знали цвет предмета. Многие не могли правильно держать карандаш и кисть, пользоваться краской. Дети старшей и подготовительной группы  недостаточно  владели композиционными навыками,  художественными терминами.

После  промежуточной  диагностики  все дети справились почти со всеми заданиями, если сравнивать с началом учебного года, то можно отметить, что низкий уровень  развития снизился, а высокий уровень вырос.

Таким образом, результаты  промежуточного мониторинга освоения программного материала детьми всех возрастных групп  показали в основном средний уровень.

       Нулевой срез.                                                    Промежуточный срез.

                         

Сделала вывод, что  во второй половине  учебного года необходимо вести индивидуальную работу с  детьми, которые показали низкий результат,  по формированию, умений и навыков по изобразительной деятельности в соответствии с возрастом, совершенствовать технику рисования,  развивать творческие способности воспитанников.

 Итоги данного мониторинга помогут определить дифференцированный подход к каждому ребёнку в подборе форм организации, методов и приёмов воспитания и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приём в Цветики-семицветики"

В презентации представлены сопроводительные слайды к торжественному приёму 1 класса в детское объединение....

Занятие по основам актёрского мастерства. Сценическое движение. "Цветик - семицветик"

Занятие "Цветик-семицветик" являетмя вводным занятием театральной студии. Дети узнают. что такое театр, когда он появился, знакомятся с разнообразием его форм....

Урок-игра в 6 классе "Цветик-семицветик".

Занятие направлено на закрепление знаний учащихся по темам «Семья», «Еда», «Дом» и др....

Сказка: Цветик-семицветик

Сказка собственного сочинения о добре....

Проект «Семицветик» взаимодействия МБОУ «СОШ №24» г. Улан-Удэ и детского дома «Малышок».

Проект взаимодействия школы и детского дома состоит из определения целей и задач, обоснования, описания механизма реализации. Состоит из презентации и текстового документа...

Проект "Цветик-семицветик"

Наш проект «Цветик-семицветик»  раскрывает сущность проблем экологического образования и воспитания, возможные пути формирования экологического сознания у детей в школе-интернате.  Цель прое...

Сценарий общешкольной линейки "Посвящение в Семицветики"

По традиции нашей школы обучающиеся 2 класа ежегодно в январе месяце принимаются в "Семицветики". В данном сценарии содержится подробное описание хода линейки. После посвящения обучающихся 2 класса в ...