Развитие слухового восприятия
презентация к уроку

Елена Алексеевна Кузьмина

Использование авторского пособия О.А.Суховой "Слушать интересно"  в моей работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день,  уважаемые  члены жюри, коллеги! Тема моего мастер-класса: «Развитие слухового восприятия  посредством использования инновационных технологий».  

Я определила следующую цель: публичная демонстрация личного профессионального опыта по использованию пособия О.А.Суховой «Слушать интересно» для развития слухового восприятия детей;

Поставила перед собой задачи:

-обобщить личный опыт  по названной  теме;

- обозначить актуальность применения данной инновационной технологии;

- передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов и приёмов;

- организовать совместную отработку методических подходов учителя-дефектолога по использованию пособия О.А.Суховой «Слушать интересно»;

- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Мастер класс я хотела бы начать с цитаты одного из героев фильма Валерия Тодоровского «Страна глухих»: «Ты слышишь миллионы ненужных звуков. Если бы я все это слышал, я бы сошел с ума».

Возможно, есть категория неслышащих, которые считают так же, но ученый Ильдар Ибрагимов, доктор технических наук, единственный выпускник легендарного МИФИ, не имеющий слуха, как человек общительный и любознательный по своей природе, отчаянно протестует против подобных утверждений.

«Я, наоборот, все бы отдал, лишь бы слышать всевозможные звуки. Самое главное, что от шумов можно уйти, а вот прийти к ним неслышащему — практически невозвможно. И я не нахожу положительных сторон в звуковой изоляции. Для ребят, которые не слышат, мир вокруг как будто не существует. Они уже в этом своем мире, не обращают внимания на других. Я считаю, это плохо».

Я думаю, что каждый из присутствующих поддержит мнение Ильдара Ибрагимова. Ведь мы, учителя-дефектологи, сурдопедагоги для этого и созданы, чтобы выполнить главную задачу, стоящую перед нами при обучении и воспитании детей с нарушенным слухом – развить слуховое восприятие.

Я работаю с детьми разного возраста, в том числе и  дошкольниками, имеющими нарушения слуха разной степени. Свою работу с малышами я начинаю со знакомства с миром звуков. Моя задача - показать ребёнку, что весь мир, который его окружает - звучит. И начинаю  я  именно с неречевых звуков. Они являются основой в работе по развитию слухового восприятия, ведь успешное овладение неречевыми звуками - это залог успеха в развитии речевого слуха, а следовательно и в формировании правильной речи.  Я открыла для себя  одно замечательное пособие «Слушать интересно» (автор Сухова О.А.), которое стало моим незаменимым помощником в работе. И сегодня я хочу рассказать  о нём.

Пособие включает в себя магнитофон, карту памяти, на которую записаны 134 звука и карточки с иллюстрациями к этим звукам. Кстати, карточки очень хорошего качества и я их использую  независимо от игры, например, для развития речи.

 Для себя я выявила ряд преимуществ перед другими пособиям:

-Отдельные карточки с забавными картинками на каждый звук.  Для практики очень удобно, так можно развивать  (последовательные) процессы слухового восприятия, придумывая разные задания и игры.

 -С помощью мини-проигрывателя можно включать звуки в любом порядке. На нём  можно регулировать громкость, ставить звук на паузу.  Так как дети с нарушенным слухом имеют  сниженную скорость обработки слуховой информации, мне нравится, что в этом пособии звук можно проигрывать несколько раз подряд, нажав определённую кнопку. Этого мне всегда не хватало в аналогичных пособиях.

-Оно очень мобильное, компактное, абсолютно не зависящее от компьютерной техники. Я использую его как на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных. Абсолютно у всех ребят вызывает интерес «непонятная для них штучка», которая и вовлекает в процесс обучения. Пособие  применимо на любом этапе занятия, будь то проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление или динамическая пауза.

Что развивает пособие?

прежде всего слуховое восприятие;

слуховую и зрительную память;

логическое и образное мышление, фантазию;

концентрацию и удержание внимания;

обогащение опыта слушания разных звуков.


О.А.Сухова на одной из своих страниц в соцсетях говорит о том, что когда она создавала пособие, целевой аудиторией были детки с нарушением слуха и сурдопедагоги.
Со временем оказалось, что пособие полезно для логопедов и дефектологов, которые работают с детками с алалией, аутизмом, множественными нарушениями. Потому сегодня я решила поделиться с коллегами дефектологами работой именно с этим пособием.  Помимо нескольких рекомендуемых видов работы можно придумать очень много вариантов своих игр и заданий. Тут полёт фантазий не ограничен.  Конечно, все используемые мной виды работ я показать  не успею, но очень хочется с вами поделиться теми приёмами, которые я разработала и применяю на практике.  Мы сейчас немного поиграем, чтобы понять, как оно работает.

Работу, как правило, мы начинаем со знакомство с лёгкими звуками, голоса животных или птиц, звуки транспорта; затем усложняем путём увеличения объёма или «сложности» звуков. В пособии представлены звуки: музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, насекомых, диких и домашних птиц, диких и домашних животных,  транспорта, звуки, которые издаёт человек, звуки, окружающие нас  дома и  на улице.

Практика

1.Упражнение на сопоставление.

Ребёнку нужно отгадать что звучит на устройстве из представленных карточек (Предварительно мы уже познакомились с данными звуками, Учитываем обязательно степень потери слуха, возраст. Усложняем задание по мере необходимости путём увеличения количества карт).  Начинаем с двух карточек. Но сегодня, чтобы было поинтересней, я взяла  варианты посложнее, такие, которые использую со слабослышащими детьми или с КИ. Перед ребёнком лежат три карточки. Учитель: «Послушай,(включил) где?» Ребёнок услышал звук и кладёт на карточку с этим предметом фишку или под неё. Если ребёнок уже может произносить звукоподражания аф-аф, му, или мяу –то естественно сначала называет, а потом показывает где. Ну а сегодня я показываю на экране, а коллеги, если не против, побудут моими детками.

Слушаем: Кто это? (собака) Где собака, покажи?

54

59

53

кошка

собака

корова

3                     1                   2

Можно использовать приём сопоставления  звука, карточки и фигурки животного. (Взять одного животного лишнего)

59

61

54

56

53

собака

Коза

кошка

лошадь

корова

2. Тренируем понимание вопроса и навык ответа на вопросы.

Один из вариантов работы. Когда мы определили, кто или что звучит. Я задаю вопросы: Кошка что делает? Ребёнок отвечает. Корова что делает? После отработки навыка ответа на вопрос ребёнок по моему заданию, услышав звук,  отвечает простым предложением: Корова мычит. Собака лает.

3. Следующий вид упражнений На развитие последовательных процессов слухового восприятия. Самый сложный вид работы. Ребёнок должен запомнить какие звуки он услышал и их последовательность.

Начинаем с 2 карточек. Ребёнку  в руки даю карточки  с цифрами 1 и 2. Ребенок слушает 2 звука. Потом вспоминает, какой звук был сначала, какой потом.

Слушаем…

41

44

смех

Плач

2                       1

Первый какой звук? Молодцы!
Усложняем. Так же даём послушать 2 звука. Но выбрать уже надо из  4,5 или 6 карточек.

50

42

плачь

чихание

смех

кашель

свист

                          1                                     2
Даём послушать 3 звука и больше.

Другой вариант игры:
Например, перед ребёнком лежат в ряд 4 карточки. Его задача внимательно следить, в правильном ли порядке я включаю звуки. (Включаю звуки в перемешанном порядке) и попросите ребенка разложить их так, как вы их включали). Учитель: «Внимательно посмотри, первый, второй, третий, четвёртый. Будешь слушать,… правильно лежат карточки»?

Сигнал машины

самолёт

поезд

вертолёт

25

36

32

110

25

32

36

110


При этом усложнением будет, если по инструкции ребенок сможет приступить к раскладыванию карточек в правильном порядке, только после прослушивания всех звуков! Так, ребенок будет развивать объем слухового удержания, оперативное запоминание.

теплоход

Сигнал машины

вертолёт

поезд

107

25

110

32

25

110

32

107

4. Играем в мемори.

Перед ребёнком 6-10 карточек. Даём послушать звуки. Услышал звук - перевернул карточку. Слушаем……..Когда все карточки перевернуты, мы снова даём послушать звуки, ребёнок должен найти по памяти соответствующую картинку.

12

2

17

4

пылесос

дрель

часы

звонок

14

16

8

11

Стиральная машинка

телефон

Ключи

молоток


6.Тренеруем внимание. Кладу перед ребёнком 3-5 карточек. Даю послушать  на один звук меньше. Задача ребёнка – определить какого звука не было.

98

96

91

100

рояль

дудка

гармонь

гитара

барабаны

7. В пособии представлены две сюжетные картинки. Один из вариантов работы с ними. Сначала рассматриваем вместе с ребёнком картинку, обсуждаем, что на ней изображено, размышляем, какие звуки могут быть спрятаны на картинке. Вместе слушаем звуки и находим  их на картинке. А затем делю карточки между двумя детьми и играем в лото. Я ставлю звуки в  хаотичном порядке. Дети слушают. Выигрывает тот, кто первый найдёт на своей картинке все 10 источников звука. Учитель: «Услышал звук – положи фишку». Бывает, что ребёнок не воспринял звук, ничего страшного, возвращаемся к нему позже.

8.Есть ещё много разных вариантов игр и заданий, по ситуации они рождаются на ходу. Игры с движениями, например для проведения динамической паузы:

Услышал звук – выполни действие (имитируем движение самолёта, машины, поезда, велосипеда; услышал звук молотка-топай, звук телефона – хлопай и т.д.)

Проведём динамическую паузу.

Раздать участникам карточки петух 57, дятел 81, кукушка 85, волк 63, цыплята 77, утка 78, комар 86

Учитель: «Слушаем внимательно. Кто услышит звук своей карточки – встаёт и говорит, кто у него изображён на карточке, что делает и как».

9. Есть ещё один вид работы, сложный, но интересный. Многие мои воспитанники любят это задание,  последовательность из четырёх звуков, которая отличается одним - двумя звучаниями. (Ребёнок услышал, положил камешек, слушает дальше)

111    3

113    1

112    2

114    4

Вывод:

С неречевыми звуками можно придумать массу интересных игр и упражнений с помощью которых формируются важные навыки. Ребенок учится соотносить звуки с предметами, а это значит, что теперь эти звуки будут нести информацию для малыша (это важно в том числе и для безопасности) и помогут ему ориентироваться в пространстве. А самое главное – у ребенка сформируется непроизовольное слуховое внимание и спонтанное слуховое восприятие, т.е. он начнет прислушиваться к звукам всегда, а не только на занятиях. Это значит, что мозг ребенка будет постоянно воспринимать звуковые сигналы, будет анализировать их, получая информацию. Такая работа мозга, доведенная до автоматизма – непременное условие развития понимания речи. Таким образом, различение неречевых звуков – ступенька к нашей глобальной цели – развитию слушания (понимания речи), а этот навык необходим для формирования устной коммуникации с опорой на слух. Ну а ещё, слушать, угадывать, подбирать картинку и играть с этим пособием - это просто очень весело и увлекательно.

Возвращаясь к фразе, с которой я начала мастер-класс, хочу пожелать нам всем работать так, чтобы наши воспитанники осознавали, что нет ненужных звуков, что слушать всегда интересно…

  • Фантазируйте!
  • Играйте!
  • Действуйте!

Считаю данное пособие отличным инновационным изобретением и очень рекомендую его использовать.  

Уважаемые члены жюри и коллеги, буду рада ответить на ваши вопросы, если таковые имеются.

Рефлексия….

Уважаемые коллеги, в завершении мастер-класса я раздам каждому из вас разноцветные лепестки. Посмотрите, пожалуйста на экран. Если вам понравился мастер-класс, выберите 1 – 2 лепестка с указанием того, что именно вам понравилось, ну а если вы считаете неуместным использование пособия в вашей практике, выберите красный лепесток. У меня получился вот такой разноцветный красивый цветок. Глядя на него, я понимаю, что я на своём месте, что я не зря выбрала эту профессию. (что есть к чему стремится). Сохраню его у себя на память о конкурсе учитель-дефектолог 2020.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...

Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...

Развитие слухового восприятия с индивидуальным слуховым аппаратом

В статье представлены различные формы работы по развитию слухового восприятия с использованием ИСА...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...