Развитие слухового восприятия
презентация к уроку
Использование авторского пособия О.А.Суховой "Слушать интересно" в моей работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Тема моего мастер-класса: «Развитие слухового восприятия посредством использования инновационных технологий».
Я определила следующую цель: публичная демонстрация личного профессионального опыта по использованию пособия О.А.Суховой «Слушать интересно» для развития слухового восприятия детей;
Поставила перед собой задачи:
-обобщить личный опыт по названной теме;
- обозначить актуальность применения данной инновационной технологии;
- передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов и приёмов;
- организовать совместную отработку методических подходов учителя-дефектолога по использованию пособия О.А.Суховой «Слушать интересно»;
- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Мастер класс я хотела бы начать с цитаты одного из героев фильма Валерия Тодоровского «Страна глухих»: «Ты слышишь миллионы ненужных звуков. Если бы я все это слышал, я бы сошел с ума».
Возможно, есть категория неслышащих, которые считают так же, но ученый Ильдар Ибрагимов, доктор технических наук, единственный выпускник легендарного МИФИ, не имеющий слуха, как человек общительный и любознательный по своей природе, отчаянно протестует против подобных утверждений.
«Я, наоборот, все бы отдал, лишь бы слышать всевозможные звуки. Самое главное, что от шумов можно уйти, а вот прийти к ним неслышащему — практически невозвможно. И я не нахожу положительных сторон в звуковой изоляции. Для ребят, которые не слышат, мир вокруг как будто не существует. Они уже в этом своем мире, не обращают внимания на других. Я считаю, это плохо».
Я думаю, что каждый из присутствующих поддержит мнение Ильдара Ибрагимова. Ведь мы, учителя-дефектологи, сурдопедагоги для этого и созданы, чтобы выполнить главную задачу, стоящую перед нами при обучении и воспитании детей с нарушенным слухом – развить слуховое восприятие.
Я работаю с детьми разного возраста, в том числе и дошкольниками, имеющими нарушения слуха разной степени. Свою работу с малышами я начинаю со знакомства с миром звуков. Моя задача - показать ребёнку, что весь мир, который его окружает - звучит. И начинаю я именно с неречевых звуков. Они являются основой в работе по развитию слухового восприятия, ведь успешное овладение неречевыми звуками - это залог успеха в развитии речевого слуха, а следовательно и в формировании правильной речи. Я открыла для себя одно замечательное пособие «Слушать интересно» (автор Сухова О.А.), которое стало моим незаменимым помощником в работе. И сегодня я хочу рассказать о нём.
Пособие включает в себя магнитофон, карту памяти, на которую записаны 134 звука и карточки с иллюстрациями к этим звукам. Кстати, карточки очень хорошего качества и я их использую независимо от игры, например, для развития речи.
Для себя я выявила ряд преимуществ перед другими пособиям:
-Отдельные карточки с забавными картинками на каждый звук. Для практики очень удобно, так можно развивать (последовательные) процессы слухового восприятия, придумывая разные задания и игры.
-С помощью мини-проигрывателя можно включать звуки в любом порядке. На нём можно регулировать громкость, ставить звук на паузу. Так как дети с нарушенным слухом имеют сниженную скорость обработки слуховой информации, мне нравится, что в этом пособии звук можно проигрывать несколько раз подряд, нажав определённую кнопку. Этого мне всегда не хватало в аналогичных пособиях.
-Оно очень мобильное, компактное, абсолютно не зависящее от компьютерной техники. Я использую его как на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных. Абсолютно у всех ребят вызывает интерес «непонятная для них штучка», которая и вовлекает в процесс обучения. Пособие применимо на любом этапе занятия, будь то проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление или динамическая пауза.
Что развивает пособие?
прежде всего слуховое восприятие;
слуховую и зрительную память;
логическое и образное мышление, фантазию;
концентрацию и удержание внимания;
обогащение опыта слушания разных звуков.
О.А.Сухова на одной из своих страниц в соцсетях говорит о том, что когда она создавала пособие, целевой аудиторией были детки с нарушением слуха и сурдопедагоги.
Со временем оказалось, что пособие полезно для логопедов и дефектологов, которые работают с детками с алалией, аутизмом, множественными нарушениями. Потому сегодня я решила поделиться с коллегами дефектологами работой именно с этим пособием. Помимо нескольких рекомендуемых видов работы можно придумать очень много вариантов своих игр и заданий. Тут полёт фантазий не ограничен. Конечно, все используемые мной виды работ я показать не успею, но очень хочется с вами поделиться теми приёмами, которые я разработала и применяю на практике. Мы сейчас немного поиграем, чтобы понять, как оно работает.
Работу, как правило, мы начинаем со знакомство с лёгкими звуками, голоса животных или птиц, звуки транспорта; затем усложняем путём увеличения объёма или «сложности» звуков. В пособии представлены звуки: музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, насекомых, диких и домашних птиц, диких и домашних животных, транспорта, звуки, которые издаёт человек, звуки, окружающие нас дома и на улице.
Практика
1.Упражнение на сопоставление.
Ребёнку нужно отгадать что звучит на устройстве из представленных карточек (Предварительно мы уже познакомились с данными звуками, Учитываем обязательно степень потери слуха, возраст. Усложняем задание по мере необходимости путём увеличения количества карт). Начинаем с двух карточек. Но сегодня, чтобы было поинтересней, я взяла варианты посложнее, такие, которые использую со слабослышащими детьми или с КИ. Перед ребёнком лежат три карточки. Учитель: «Послушай,(включил) где?» Ребёнок услышал звук и кладёт на карточку с этим предметом фишку или под неё. Если ребёнок уже может произносить звукоподражания аф-аф, му, или мяу –то естественно сначала называет, а потом показывает где. Ну а сегодня я показываю на экране, а коллеги, если не против, побудут моими детками.
Слушаем: Кто это? (собака) Где собака, покажи?
54 | 59 | 53 |
кошка | собака | корова |
3 1 2
Можно использовать приём сопоставления звука, карточки и фигурки животного. (Взять одного животного лишнего)
59 | 61 | 54 | 56 | 53 |
собака | Коза | кошка | лошадь | корова |
2. Тренируем понимание вопроса и навык ответа на вопросы.
Один из вариантов работы. Когда мы определили, кто или что звучит. Я задаю вопросы: Кошка что делает? Ребёнок отвечает. Корова что делает? После отработки навыка ответа на вопрос ребёнок по моему заданию, услышав звук, отвечает простым предложением: Корова мычит. Собака лает.
3. Следующий вид упражнений На развитие последовательных процессов слухового восприятия. Самый сложный вид работы. Ребёнок должен запомнить какие звуки он услышал и их последовательность.
Начинаем с 2 карточек. Ребёнку в руки даю карточки с цифрами 1 и 2. Ребенок слушает 2 звука. Потом вспоминает, какой звук был сначала, какой потом.
Слушаем…
41 | 44 |
смех | Плач |
2 1
Первый какой звук? Молодцы!
Усложняем. Так же даём послушать 2 звука. Но выбрать уже надо из 4,5 или 6 карточек.
50 | 42 | |||
плачь | чихание | смех | кашель | свист |
1 2
Даём послушать 3 звука и больше.
Другой вариант игры:
Например, перед ребёнком лежат в ряд 4 карточки. Его задача внимательно следить, в правильном ли порядке я включаю звуки. (Включаю звуки в перемешанном порядке) и попросите ребенка разложить их так, как вы их включали). Учитель: «Внимательно посмотри, первый, второй, третий, четвёртый. Будешь слушать,… правильно лежат карточки»?
Сигнал машины | самолёт | поезд | вертолёт |
25 | 36 | 32 | 110 |
25 | 32 | 36 | 110 |
⠀При этом усложнением будет, если по инструкции ребенок сможет приступить к раскладыванию карточек в правильном порядке, только после прослушивания всех звуков! Так, ребенок будет развивать объем слухового удержания, оперативное запоминание.
теплоход | Сигнал машины | вертолёт | поезд |
107 | 25 | 110 | 32 |
25 | 110 | 32 | 107 |
4. Играем в мемори.
Перед ребёнком 6-10 карточек. Даём послушать звуки. Услышал звук - перевернул карточку. Слушаем……..Когда все карточки перевернуты, мы снова даём послушать звуки, ребёнок должен найти по памяти соответствующую картинку.
12 | 2 | 17 | 4 |
пылесос | дрель | часы | звонок |
14 | 16 | 8 | 11 |
Стиральная машинка | телефон | Ключи | молоток |
6.Тренеруем внимание. Кладу перед ребёнком 3-5 карточек. Даю послушать на один звук меньше. Задача ребёнка – определить какого звука не было.
98 | 96 | 91 | 100 | |
рояль | дудка | гармонь | гитара | барабаны |
7. В пособии представлены две сюжетные картинки. Один из вариантов работы с ними. Сначала рассматриваем вместе с ребёнком картинку, обсуждаем, что на ней изображено, размышляем, какие звуки могут быть спрятаны на картинке. Вместе слушаем звуки и находим их на картинке. А затем делю карточки между двумя детьми и играем в лото. Я ставлю звуки в хаотичном порядке. Дети слушают. Выигрывает тот, кто первый найдёт на своей картинке все 10 источников звука. Учитель: «Услышал звук – положи фишку». Бывает, что ребёнок не воспринял звук, ничего страшного, возвращаемся к нему позже.
8.Есть ещё много разных вариантов игр и заданий, по ситуации они рождаются на ходу. Игры с движениями, например для проведения динамической паузы:
Услышал звук – выполни действие (имитируем движение самолёта, машины, поезда, велосипеда; услышал звук молотка-топай, звук телефона – хлопай и т.д.)
Проведём динамическую паузу.
Раздать участникам карточки петух 57, дятел 81, кукушка 85, волк 63, цыплята 77, утка 78, комар 86
Учитель: «Слушаем внимательно. Кто услышит звук своей карточки – встаёт и говорит, кто у него изображён на карточке, что делает и как».
9. Есть ещё один вид работы, сложный, но интересный. Многие мои воспитанники любят это задание, последовательность из четырёх звуков, которая отличается одним - двумя звучаниями. (Ребёнок услышал, положил камешек, слушает дальше)
111 3
113 1
112 2
114 4
Вывод:
С неречевыми звуками можно придумать массу интересных игр и упражнений с помощью которых формируются важные навыки. Ребенок учится соотносить звуки с предметами, а это значит, что теперь эти звуки будут нести информацию для малыша (это важно в том числе и для безопасности) и помогут ему ориентироваться в пространстве. А самое главное – у ребенка сформируется непроизовольное слуховое внимание и спонтанное слуховое восприятие, т.е. он начнет прислушиваться к звукам всегда, а не только на занятиях. Это значит, что мозг ребенка будет постоянно воспринимать звуковые сигналы, будет анализировать их, получая информацию. Такая работа мозга, доведенная до автоматизма – непременное условие развития понимания речи. Таким образом, различение неречевых звуков – ступенька к нашей глобальной цели – развитию слушания (понимания речи), а этот навык необходим для формирования устной коммуникации с опорой на слух. Ну а ещё, слушать, угадывать, подбирать картинку и играть с этим пособием - это просто очень весело и увлекательно.
Возвращаясь к фразе, с которой я начала мастер-класс, хочу пожелать нам всем работать так, чтобы наши воспитанники осознавали, что нет ненужных звуков, что слушать всегда интересно…
- Фантазируйте!
- Играйте!
- Действуйте!
Считаю данное пособие отличным инновационным изобретением и очень рекомендую его использовать.
Уважаемые члены жюри и коллеги, буду рада ответить на ваши вопросы, если таковые имеются.
Рефлексия….
Уважаемые коллеги, в завершении мастер-класса я раздам каждому из вас разноцветные лепестки. Посмотрите, пожалуйста на экран. Если вам понравился мастер-класс, выберите 1 – 2 лепестка с указанием того, что именно вам понравилось, ну а если вы считаете неуместным использование пособия в вашей практике, выберите красный лепесток. У меня получился вот такой разноцветный красивый цветок. Глядя на него, я понимаю, что я на своём месте, что я не зря выбрала эту профессию. (что есть к чему стремится). Сохраню его у себя на память о конкурсе учитель-дефектолог 2020.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...
Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...
Развитие слухового восприятия с индивидуальным слуховым аппаратом
В статье представлены различные формы работы по развитию слухового восприятия с использованием ИСА...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...