Доклад с презентацией "Конкурсная и концертная деятельность как метод мотивации учащихся в современной ДШИ"
учебно-методический материал

Воронежская (Бутко) Светлана Анатольевна

           Как и многие педагоги, работающие по новым программам, организацию творческой деятельности своих подопечных  я всегда рассматривала как одну из основных составляющих и неотъемлемую часть всего учебно-воспитательного процесса. Проблема отсева заставляла искать новые модели работы, способствующие воспитанию устойчивого интереса детей к обучению. В предложенной работе предлагаются вниманию некоторые методические наработки на данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konk_i_konts_deya-t_-_motivatsiya_-_kopiya_-_kopiya.docx53.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Конкурсная и концертная деятельность как метод мотивации учащихся в современной ДШИ»

           В последние десятилетия в нашей стране существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного музыкального образования. Такие явления, как увеличение учебной нагрузки в общеобразовательной школе, отсутствие гармонично развивающей ребенка окружающей среды, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства – все это заставляет переосмысливать педагогические технологии развития, обучения и воспитания юных музыкантов.      

          Как показывает анализ деятельности ДШИ, в настоящее время, несмотря на то, что общество востребует личность с развитой познавательной активностью, с высоким уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовки, увеличивается число учащихся с безразличным отношением к учебной деятельности, наблюдается преждевременное прекращение ими обучения. В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями сложившееся положение вещей.     Происходящие перемены свидетельствуют об острой необходимости  поиска путей и средств  формирования и дальнейшего повышения мотивации к обучению школьников.  

           Реализуя дополнительные образовательные программы (слайд 2), ДШИ как типовые образовательные учреждения данной системы, решают одну из важнейших  задач – задачу развития  мотивации обучающихся к познанию и творчеству. Мотивация есть объективный показатель качества образовательных услуг. Она зависит от форм преподавания, способов работы с материалом, организации учебной деятельности, а также от прагматической значимости процесса обучения. Основной контингент наших учеников в ДШИ – это дети школьного возраста. Движущая сила, которая приводит их в стены наших учреждений -  любопытство, возрастной интерес, либо родительские притязания.  И наша общая задача - добиться превращения этого детского любопытства  в стойкую потребность общения с искусством.   При этом педагог должен:

-     найти наиболее адекватные для обучающихся мотивы на каждом этапе развития;

-     актуализировать у обучающихся внутреннюю мотивацию;

-   создать условия для удовлетворения потребности самореализации,  самовыражения, самоуважения;

-     культивировать через тактику поддержки уважительное отношение к другому человеку.

        Помимо учебных комплексных программ, направленных на воспитание устойчивого интереса  учащихся к обучению, в школах искусств есть дополнительный  мотивирующий фактор – внеклассная (концертная и конкурсная) деятельность.  В Федеральных государственных требованиях (ФГТ), утвержденных приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г., в статье V. «Требования к условиям реализации программы «Фортепиано» читаем: «С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости и привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности, образовательное учреждение должно создать комфортную развивающую среду, обеспечивающую возможность организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.)».

           Как и многие педагоги, работающие по новым программам, организацию творческой деятельности своих подопечных  я всегда рассматривала как одну из основных составляющих и неотъемлемую часть всего учебно-воспитательного процесса. Проблема отсева заставляла искать новые модели работы, способствующие воспитанию устойчивого интереса детей к обучению. Так за время работы в ДШИ у меня сложилась целая система внеклассной деятельности, позволяющая проявлять креативные качества каждому ученику. В этом контексте я хотела бы поделиться своим опытом работы.

           Любой педагог в своей практике сталкивается с проблемой мотивации  (слайд 3). Как обучать детей, обладающих разным уровнем музыкальных способностей? Ведь по наблюдениям неофициальной статистики  среди ребят, поступающих в ДШИ, по-настоящему одаренных не более 20%. Одаренные  живут совсем другой жизнью: блистают на сцене, возвращаются с конкурсов победителями, что является  мощной мотивацией к учебе, а в дальнейшем и к выбору профессии. А как проявить себя остальным? И как классному руководителю поддержать и развить их заинтересованность? Ведь каждый педагог знает, что на самом деле на собственном уровне талантлив каждый ребенок, а если его занятость ограничивается только уроками и экзаменами, то учеба в «музыкалке» становится неинтересной и обременительной. Как же найти способ и середнячков мотивировать в той же степени, что и лидеров, вывести их за круг «пришел – ушел, получив свои тройку-четверку на уроке»? И как организовать работу, чтобы единые ценности, интересы позволяли объединиться учителю и ученикам в коллектив единомышленников?

           Регулярно наблюдая за развитием класса, проводя анкетирование среди своих учеников и их родителей, я столкнулась с такими явлениями, как недостаток инициативы, собранности, заинтересованности (слайд 4). Анализ ответов подвел меня к решению вопроса и мотивации, и успешной учебы, и  взаимодействию с родителями, и другим не менее важным вопросам. Сделав выводы, я решила, что для повышении мотивации обучающихся целесообразно применять участие ребят в различных видах деятельности. Приведу примеры моей педагогической работы.

           Каждый обучающихся по плану школы имеет возможность выступать на концертах ДШИ (слайды5,6,7,8,9,10,11,12). Подготовка к такому мероприятию воспитывает в юном исполнителе такие качества как трудолюбие, стремление к совершенству, ответственность, а это путь к повышению самооценки детей и  богатый, ничем не заменимый опыт.

           Безусловно,  с мотивированным учеником легче работать, здесь есть большая вероятность быстрее решать трудные задачи подготовки к выступлениям. Поэтому теперь к каждому музыкальному номеру я готовлю «сценарий». Это может быть рассказ, сказка или даже  стихи. Стараюсь, чтобы сюжет имел воспитывающий характер и влиял на нравственное и эстетическое развитие каждого моего ученика.

           Помогает в развитии инициативы и трудолюбия подбор и создание видеоряда ярких выразительных иллюстраций к исполняемым произведениям обучающимися с помощью современных компьютерных технологий, а также собственная иллюстрация – рисунок (слайды 13,14,15).

           Готовя обучающихся к сольным выступлениям, я убедилась в том, что хорошо продуманные сценарии, иллюстрации позволяют с первых шагов не только развить творческое воображение юных музыкантов, но, прежде всего, помогают формированию устойчивого позитивного отношения школьников к творческой деятельности.

        Как правило, к началу выступления я готовлю непременный «атрибут» концерта – «Приглашение родителям». А тщательный выбор сценического костюма (слайд 16),  фото- и видеосъемка,  просмотр и рассылка видеозаписи, публикации на сайте педагога и размещение фотографий в фотоальбоме класса (слайд 17) – все это вызывает у детей неподдельный повышенный интерес к творческой деятельности. И не забываю об аплодисментах, дипломах и поздравлениях на стендах в кабинете (слайд 18), оценке за выступление в журнале и обязательном звонке родителям со словами благодарности. Все это повышает самооценку и детей, и родителей, способствует развитию комфортной для обучения среды.

           В работе с самыми юными учениками я применяю форму работы, которая дает возможность проверять и обучать одновременно. Маленький музыкант пришел к учителю «из игры», поэтому, говоря о начальном периоде обучения, наиболее привлекательным выглядит метод работы с использованием элементов игры. Так как часто дети приходят в школу со своими «любимцами», мое предложение  расставить игрушки на инструменте, поиграть с ними «в концерт» ребята воспринимают всегда с восторгом. Уже здесь можно наблюдать, как обучающиеся стараются сыграть умело  и понятно, не волнуются и готовы «выступать» много-много раз. Поведение их становится непосредственным, лица выражают гамму эмоций, в игре - концерте оказываются задействованными все их физические ресурсы.

           Любой концерт – одна из возможностей показать себя. Выступления  больше заинтересовывает ребят, если концерт проходит в красочной музыкально – театрализованной  или музыкально – поэтической форме (слайды 19, 20). Все эти цели и задачи я решаю при помощи создания  мини – проектов, где участвуют и выступают ученики моего класса. Подготовка такого мероприятия, где присутствуют и познавательные, и обучающие моменты, объединяет в себе ряд форм повышения мотивации. Поэтому, например, в концертах для воспитанников детских садов, мы используем стихи, музыкальные загадки (слайд 21), сценки, танцы (слайд 22), собственные сочинения (слайд 23).

           Реализуя проекты или просто небольшие концерты на родительских собраниях, образовательный процесс становится еще интереснее и увлекательнее. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. Учащиеся пробуют свои силы не только в сольном инструментальном исполнительстве и игре в ансамбле, но и поют (слайд 24) , читают стихи, выступают как концертмейстеры, выступают в роли ведущего или работников сцены (слайд 25), помогают в оформлении презентации, готовят плакаты (слайд 26). Подготовка к такому  мероприятию сплачивает и объединяет ребят. Чтобы «не ударить лицом в грязь» перед другими, дети более ответственно относятся и к репетициям, и к концерту.

           Использование мультемедийной техники, демонстрация родителям рисунков моих подопечных сказывается незамедлительно – дети чувствуют особую атмосферу, становятся более собранны, по-особенному торжественны.

           Толчком для творческой активности ребят служит и использование при подготовке таких концертов класса нескольких инновационных педагогических технологий, а именно:

1. Репетиций в разных вариантах (тренинга);

2. Использование презентации;

 3. Совместное изготовление печатной продукции (афиши, пригласительные билеты)

4. Анализа неудач в бурном обсуждении (рефлексии);

5. Анкетирования после выступления (диагностики)

6. Рассылки по сайтам (поиск информации и изображений для слайдов)

7.Здоровьесберегающие технологии (проветривание класса, смена видов деятельности, смена поз, атмосфера психологического комфорта для присутствующих).

           Многочисленные концерты школы – это богатый, ничем не заменимый опыт публичных выступлений. Наша зрительская аудитория – воспитанники детских садов и школ, сверстники, родители и близкие родственники – очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не так важны профессиональные тонкости, для которой дети всегда лучшие. Это очень важно потому, что обучающиеся ДШИ должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только  педагогу, но и окружающим их людям.

           Способствует положительному формированию мотивации и любимое детьми ансамблевой музицирование (слайд 27). Коллективная игра увлекает и дает толчок к быстрому разучиванию пьесы, способствует созданию  благоприятной педагогической атмосферы на занятиях и ситуации успешного исполнения музыкального произведения. Испытав радость выступлений в ансамбле, обучающиеся начинают более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя – солиста.

           Мой опыт работы с начинающими свидетельствует о том, что «вхождение» в музыку и самовыражение ребенка в ней всегда эффективнее в ансамбле. Ансамбль – это наполненное профессиональным содержанием регулярное общение со сверстниками. Видя их реакцию, ребенок более активно включается в работу, воспринимает внимательнее и глубже, чем наедине со взрослыми. Игра в ансамбле формирует исполнительские навыки, дает много умений и знаний. И чтобы ансамблевая игра стала стимулом для дальнейшего развития, приносила детям эмоциональное удовлетворение, я все чаще занимаюсь переложением популярных мелодий для игры на фортепиано (слайд 28).            

           Привлечение детей к активной концертной деятельности -  одна из приоритетных форм организации работы учащихся -  пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только самостоятельного творчества, но и дополнительной работы педагога. Но этот метод позволяет сохранить контингент и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.

           Особое значение в развитии творческой деятельности учеников я придаю участию в конкурсах, ведь в  основе любого конкурса лежит мощная мотивация победы.

           В отличие от областных, всероссийских и международных конкурсов, в которых участвуют только особо музыкально одаренные дети, школьный конкурс предоставляет возможность проявить себя каждому, обучающемуся на   музыкальном отделении (слайды 29, 30, 31, 32, 33).

           Конечно, основной целью конкурсов является выявление новых имен талантливых детей. Основной мотив здесь – мотив преодоления препятствий.  Любой конкурс – это требования, которые необходимо выполнять, это испытания, которые нужно пройти, это дисциплина, которую нужно соблюдать. После конкурса человек будет более организован. Но помимо этого, участвуя в конкурсе, можно обзавестись новыми контактами, найти единомышленников, познакомиться с теми, кто продвинулся в данной области дальше вас. Конкурс дает перспективу для дальнейшего роста, открывает новые возможности и учит самореализации.

           Конкурс – своеобразная игра, которая увлекает и мотивирует творческую активность не только учащихся, но и преподавателей. Поэтому в моем классе есть несколько конкурсов нашего маленького коллектива. Так в практику моей  работы прочно вошло соревнование среди обучающихся на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения, заданного на период летних каникул. Проводится такой конкурс 1 сентября. Стимулом к лучшему выступлению является выставление оценок всеми присутствующими, а также награда от педагога в виде небольшого сувенира.

           И еще одна возможность участия всех без исключения обучающихся в конкурсах – это дистанционные (слайд 34). С каким терпением  записываются ребята на видео! Порой, даже не слишком усердные в учебе, делают существенные сдвиги в своей программе за время съемок. Полученные дипломы ребята с удовольствием демонстрируют в классах основной школы, собирают в портфолио, и, воодушевленные победами, начинают активно разучивать новые произведения (слайд 35).

           Подытоживаю я  внеклассную деятельность в конкурсе, подробно описанном на моем сайте в  Социальной сети образования. Этот конкурс появился после многолетней работы, после совместного анализа жизни класса, после  разработанных «правил» класса. Конкурс – большой стимул для отстающих. Стихи, рисунки, поделки, собственные сочинения, владение компьютером – тот, кто не слишком силен в музыке, может при желании использовать все свои умения. И, неукоснительно выполнив все основные правила, добавив к ним «помощь» родителей, победить, стать «Лучшим учеником класса» (слайды 36, 37). Что дает моим ученикам участие в таком мероприятии? Прежде всего, и у них,  и у родителей поменялось отношение к музыкальным занятиям, стало интересно, появились амбиции. Все чаще я слышу магические слова: « А у меня уже больше всех баллов!». И это очень постегивает остальных. Среди юных музыкантов завязалось реальное соревнование с участием родителей. И в итоге проблема нежелания заниматься музыкой отпала.                                           

        В заключение хочется сказать следующее. Конкурсная и концертная деятельность не только способствуют побуждению к творческой активности (мотивация – побуждение) и зарождению интереса к занятиям творчеством (мотивация - интерес), постепенно, незаметно для учащихся превращается  в стойкую потребность общения с искусством (мотивация - потребность). Наблюдаю я это я на примере выпускников моего класса. После окончания школы  они не расстаются с музыкой. Одни продолжают музицировать, другие посещают концертные залы и музыкальные театры.

            В наше время творческий человек востребован на любом рабочем месте, поэтому очень важно формировать разностороннюю личность конкретного ребенка, его общие способности и индивидуальность. Музыка оказывает огромное воздействие на настроение и поведение, эстетический вкус, психику обучающегося. Если же у личности имеются сильные мотивы продвигаться к намеченной цели, положительное отношение к обучению, есть познавательный интерес, то деятельность дает качественные результаты. 

           Задача школ искусств – воспитывать счастливых детей. Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с удовольствием от оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге, от признания себя, как личности, от всеобщего признания – как индивида, как полноценного члена общества.

           Механизм развития мотивации - в создании ситуации успеха. Нам нужно стремиться к тому, чтобы ученик сам как можно скорее видел результаты обучения - научился играть, активно участвовал в концертной жизни класса и школы, участвовал в конкурсах. Классные собрания, конкурсы, тематические концерты, музыкальные вечера дома дают возможность обучающемуся почувствовать, что его усилия не напрасны. Здесь включается в работу мотив самоутверждения,  и он связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Если ребенок компетентен в какой-то деятельности, то его социальный статус в глазах других учеников непременно повышается, и он чувствуют себя гораздо увереннее в среде ровесников. Детям нравится блистать, быть в чем-то лучше других. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации. И задача педагога - сохранить эту ситуацию успеха на протяжении всего периода обучения.

           «Счастье – в глубоком переживании расцвета своих духовных сил во имя получения цели – творчества, создающего новый мир», - писал В. Сухомлинский (слайд 38). Заглянуть во внутренний мир каждого своего ученика, раскрыть его индивидуальность – задача педагогов ДШИ и ДМШ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе обучающихся добавить собственный искренний интерес, сделать ребят своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, быть энтузиастом, тогда наша работа, дорогие коллеги, будет всегда на высоте.

                                                     Литература:

1. Козырева Е. В. Дополнительное музыкальное образование: теория, эксперимент, практика: учебное пособие / Е. В. Козырева. – Ярославль: ЯГПУ, 2005. – 124 с.

2. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебник и практикум для СПО / В. И. Петрушин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. – 380 с.

3. Ружникова И. Г. Проблемы формирования позитивного отношения к учебной деятельности в системе дополнительного образования / И. Г. Ружникова  // Поволжский педагогический вестник. – 2013. – № 1. – С. 50–57.

4. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б. М. Теплов // Известия АПН РСФСР. -  1947. - №11. - С. 7 – 28.

5. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа. - 2007. - №2. – С. 18-19. 

                                                           Презентация:

                                         https://yadi.sk/i/3loN4IhMtiDzRQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность как средство мотивации учащихся к ЗОЖ .

В статье расматриваются разнообразные формы работы с учащимися , которые включает в себя внеурочная деятельность в школе ....

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье представлен опыт работы по развитию интереса обучающихся к изучению английского языка и социальной деятельности. Для развития познавательных мотивов применяются различные методы и приё...

Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка

данный материал поможет поможет учителям реализовать проектную деятельность на уроке....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ MICROSOFT MOUSE MISCHIEF ДЛЯ POWERPOINT В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ MICROSOFT MOUSE MISCHIEF ДЛЯ POWERPOINT В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ...

Статья на тему "Методы мотивации учащихся на уроках истории". Учитель истории и обществознания, Растворцев Никита Михайлович

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы.Её актуальность обусловлена самой спецификой учебной деятельности, обновлением содержания обучения, формиров...

Презентация к методическому докладу на тему: «Специфика концертной деятельности концертмейстера-баяниста в классе сольного народного пения и фольклорного ансамбля»

В современном информационном пространстве компьютер стал одним из основополагающих жизненных факторов, компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности социума, исключение не составляет и ра...