Проект: "Нетрадиционные техники аппликации как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста"
проект

Колпакова Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Нетрадиционные техники а ппликации как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста» Подготовила: Колпакова Е.С. Воспитатель I квалификационная категория 2019 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Сказка» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области

Слайд 2

Актуальность Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как много аспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие. В то же время, в начальной школе многие учащиеся сталкиваются с трудностями письма, что обусловлено недостаточным развитием у них мелкой моторики. Нарушения мелкой моторики, в свою очередь, влияют на развитие речи. Один из распространённых видов изобразительного искусства - аппликация, даёт большие потенциальные возможности для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса, а также способствует развитию моторики рук, которая так необходима ребёнку с недоразвитием речи .

Слайд 3

В своей работе, я всегда нахожусь в поиске нового, необычного. Поэтому меня очень заинтересовала эта тема. Основываясь на своем опыте, стараюсь максимально создавать условия для творческой деятельности детей. Работая в группе с ОНР (недоразвитие речи у детей) я часто наблюдаю, с какими трудностями приходиться сталкиваться детям при работе пальчиками. У ребенка пропадает желание, он не всегда может довести начатое до конца. Поэтому в своей работе я стала использовать нетрадиционные формы аппликации. Данный вид деятельности при минимальных затратах ( в работе использую доступные и недорогие материалы: бумажные салфетки, вата, поролон, нитки, крупы, засушенные листья, пластилин) позволяет решать как программные задачи, так и коррекционные: развивается произвольное внимание, речевая и общая инициатива, воображение, мелкая моторика рук, снимается чувство скованности, преодолевается двигательная расторможенность. Необычные материалы привлекают детей, вызывают их удивление. Они задают вопросы, тем самым обогащая и активизируя свой словарный запас.

Слайд 4

Проблема Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук. Недостаточный уровень речевой активности детей. Неумение выполнять задания по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости. Цель : развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей через выполнение аппликации с использование нетрадиционных материалов. Задачи 1. Воспитывать интерес к аппликации. 2. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. 3. Учить вырезать различные фигуры или их детали из различного материала и создавать из них предметные и сюжетные композиции. 4. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Слайд 5

Формы работы с детьми Совместная деятельность взрослого с детьми • Организованные формы образовательной деятельности (НОД) . Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является обучение детей аппликации. • Образовательная деятельность в режимных моментах. • Выставки детских работ формируют эмоциональное отношение детей к продуктивной деятельности, дети учатся сравнивать свои работы с работами других детей, стремятся к лучшему результату. Кроме того, выставки детских работ позволяют проследить динамику обучаемости ребенка от младшей до подготовительной группы. Самостоятельная деятельность детей • Дидактические игры • Выкладывание предметов из счетных палочек • Рассматривание репродукций картин, иллюстраций книг, изделий народно- прикладного искусства • Игры со строительным материалом и с конструктором • Работа с книжками-раскрасками • Работа с трафаретами На занятиях с детьми мы используем следующие виды аппликации: - предметная (состоящая из отдельных изображений) ; - сюжетная (отображающая событие) ; - декоративная (включающая узоры, которыми можно украсить различные предметы) . Существует много различных видов аппликаций. Самый простой и распространенный вид аппликации – аппликация из бумаги. Она хорошо режется, сгибается, клеится, рвется.

Слайд 6

В ходе работы с детьми старшей группы были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации: Обрывная аппликация; Объемная аппликация из бумажных салфеток; Аппликация из природного материала; Квиллинг ; Аппликация из ватных дисков; Аппликация из крупы Скрапбукинг .

Слайд 7

Обрывная аппликация это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики . Салфетки очень интересный материал для творчества. Данная техника очень помогает и мне в работе с детьми по развитию у них мелкой моторики, творчества, самостоятельности, художественного вкуса. Из скрученных салфеточек работы получаются яркими, объемными.

Слайд 8

Природа разнообразна и дает неисчислимое количество материалов для детского творчества. Работа с природными материалами успокаивает, формирует усидчивость, раскрывает «скрытые» возможности природы, развивает мелкую моторику ребенка, мышление и воображение. Различают такие основные виды работ: аппликация из круп, листьев, цветов, семян, семечек, зерен и ягод, аппликация с ракушками, квиллинг . Можно комбинировать эти техники и дополнять другими, например, аппликацию из пластилина. Еще одно название аппликации из природных материалов, композиций, создание картин из подручных средств – экопластика .

Слайд 9

Объемная аппликация из бумаги – уникальный вид детского творчества, благодаря которому можно склеить объемные фигурки животных, роботов, героев мультфильмов, домики и даже буквы алфавита.

Слайд 10

В ходе занятий квиллингом у детей, помимо мелкой моторики, развивается глазомер, память, внимание, эстетическое восприятие, аккуратность усидчивость. Изучать новые более сложные формы и заготовки квиллинга детям необходимо постепенно. От самого простого к более сложному. Сначала они учатся наматывать простые спирали, отмерять «на глаз» необходимый размер свободной спирали. После этого, переходя к более сложным элементам, учатся делать «капельки» и так далее. Когда ребенок освоит простейшие элементы и сможет сам составлять из них узоры и картинки, можно приступать к созданию более сложных, многоплановых картинок . В старшей группе мы осваивали простые формы.

Слайд 11

Термин « Скрапбукинг » – калька с английского ( scrap – вырезка, book , booking – книга, создавать книгу ). Это творческое хобби подразумевает не только создание декорированных фотоальбомов, памятных записных книг, но и буквально рождает книгу памятных срезов человеческой жизни. Каждая из которых уникальна, как сама жизнь, представленная в единственном экземпляре . Скрапбукинг - увлекательный вид творчества , поэтому, мы решили познакомить с ним и дошкольников. Впереди праздник 8 марта, а поделка, сделанная руками ребенка может стать прекрасным подарком маме и бабушке. Эти подарки являются проявлением внимания к членам семьи со стороны ребенка.

Слайд 12

В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные материалы. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает образное мышление, творческие возможности.

Слайд 13

Совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свою аппликацию . Но особое удовольствие детям доставляет создание общих композиций, где объединяются изображения всех детей группы . Такие работы называются коллективными. Большой эмоциональный отклик у детей вызвало создание коллективной композиции «Детский сад» . Когда дети увидели готовую работу, украшающую группу, не было предела детской радости, восхищения и гордости за свой труд.

Слайд 14

В дальнейшем мы планируем продолжить работу с использованием нетрадиционных техник и приемов аппликации (нитки, коллаж, торцевание) . • Продолжить тесное сотрудничество с родителями по вопросам развития художественно - творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных технологий.

Слайд 15

Заключение. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная деятельность, проводимая в течении года , помогла достичь цели , которую я ставила в начале своей работы: развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей через выполнение аппликации с использование нетрадиционных материалов . Дети старшего дошкольного возраста умело действуют с ножницами и бумагой, составляя оригинальные композиции не только на совместных занятиях со взрослым, но и в самостоятельной деятельности. Не осталось детей с низким уровнем сформированности изобразительных умений и навыков. Кроме того, анализируя полученные результаты я смогла выявить особенности приобретения умений и навыков как группой в целом, так и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи этим детям. Развивая творческую инициативу детей, необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать способы изображения, тему и выразительные средства. Таким образом, приобщив ребенка к изобразительному творчеству, мы сможем помочь ему самовыражаться . Путешествуя по миру прекрасного, ребенок получает не только навыки и приемы работы с изобразительными материалами, но и совершенствуется духовно, учится оценивать события жизни и явления природы, постигает чувство прекрасного. А это и есть одна из главных задач воспитания.

Слайд 16

Данная программа составлена с учетом: 1. «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова. 2. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Программа, конспекты. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил 3. Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод.пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с.: ил. 4. Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А. А. Грибовской . -М: ТЦ Сфера, 2010.-192с. (Вместе с детьми) Литература: 1. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М.: Просвещение, 2000. 2. Каракулова О. «Рисуем» скотчем!» // Обруч. - 2003. - № 5. 3. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 4. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования). 5. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002. 6. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие художественных способностей детей дошкольного возраста

методическая статья о развитиии художественных способностей детей-дошкольников средствами нетрадиционных техник в изобразительном искусстве...

" Игра на уроках грамоты,как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...

«Развитие творческих художественных способностей детей дошкольного возраста»

Проблема развития творчества всегда была одной из актуальных. Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношен...

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются нетрадиционные техники рисования в качестве средства коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста...

Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности сказкотерапии в коррекции стархов детей дошкольного возраста...

Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста

Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста...