Статья “Разработка индивидуального исследовательского маршрута гимназиста в рамках занятий кружков естественнонаучного направления”
методическая разработка (9, 10 класс)

Ванина Светлана Евгеньевна

Данная статья предназначена для педагогов, реализующих дополнительную общеобразовательную программу естественнонаучной направленности через кружковую или внеурочную деятельность, в рамках элективного курса или факультатива, а также для тех педагогов, которые стремятся находить индивидуальный подход к каждому ученику-исследователю.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трошкова Светлана Евгеньевна,

Учитель физики ГБОУ гимназии №73

“Ломоносовская гимназия”

Выборгского района Санкт-Петербурга

Контактный телефон: 89818372226

e-mail: svanina90@gmail.com

Доклад “ Разработка индивидуального исследовательского маршрута гимназиста в рамках занятий кружков естественнонаучного направления”

Аннотация. 

Данная статья предназначена для педагогов, реализующих дополнительную общеобразовательную программу естественнонаучной направленности через кружковую или внеурочную деятельность, в рамках элективного курса или факультатива, а также для тех педагогов, которые стремятся находить индивидуальный подход к каждому ученику-исследователю.

Текст статьи

Границ научному познанию и

предсказанию предвидеть невозможно.

Д. И. Менделеев

Цель доклада: продемонстрировать формы организации индивидуального исследовательского маршрута учащегося в рамках занятий кружков естественнонаучного направления.

Исследовательская деятельность учащихся согласно идеологии ФГОС определяется как специально организованная, познавательная творческая деятельность, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью. В процессе исследовательской деятельности осуществляются (с различной степенью самостоятельности) активный поиск и открытие учащимися новых знаний с использованием доступных для них способов.

Проблема построения индивидуального образовательного маршрута в последнее время активно разрабатывается отечественными учеными (В.П. Беспалько, С.А. Вдовина, Е.С. Заир-Бек, А.В. Золотарева и др.), однако, вопросы развития исследовательской компетентности обучающихся, инструментальности оказания индивидуальной помощи обучающемуся остаются актуальными.

Что же подразумевается под индивидуальным исследовательским маршрутом (ИИМ)?

ИИМ – СОВОКУПНОСТЬ ИЗБРАННЫХ ПРОСТРАНСТВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ЦЕЛЯМИ ВКЛЮЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Формирование ИИМ строится на основе средового подхода. Схема может быть вариативна, последовательность учащихся зависит от стартового пространства каждого учащегося.

  1. На старте индивидуального исследовательского маршрута формируется мотивация к проектной или исследовательской деятельности (пространство “Размышляйка”)
  2. Организация деятельности через взаимодействие с педагогом-наставником происходит в пространстве кружков, клубов и т.п.
  3. Для ознакомления с современными информационными технологиями, обучения необходимым приемам технологии ученик-исследователь переходит в Медиапространство.
  4. Работа по выбранной теме или проблеме происходит в пространстве УНИО на конкретной секции
  5. Консультация по возникающим вопросам осуществляется в пространстве общения и встреч.
  6. Анализ личностных достижений происходит в пространстве “Итоговые исследования или проектные продукты”.

В Приложении представлена Схема индивидуального исследования маршрута учащегося и педагогического сопровождения процесса.

Литература

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)
  2. Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопрово-ждения развития ребенка [Текст] : монография / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева
  3. Основы исследовательской деятельности: элективный курс/Сост. Т.К. Александрова, В.Е. Андреев и др. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. – 272 с.

Приложение 2

Схема индивидуального исследования маршрута учащегося и педагогического сопровождения процесса

         Маршрут ученика

_______   Педагогическое сопровождение

                                             1.                                                    2.                                                3.                                                4.                                                

                        

        

                                         5.

                                                                                                   6.                                                                         7.                                                

                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе

На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...

Статья «Ученическое исследование – путь к успеху. Разработка индивидуальных исследовательских маршрутов по биологии»

Статья  рассказывает об актуальном, современном направлении учебной деятельности - ученическом исследовании. Разработка индивидуальных исследовательских маршрутов  облегчит  и активизир...

Рабочая программа кружка естественнонаучного направленности «Умники и умницы» для учащихся возраста 14-15 лет

Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Программа обеспечивает развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно з...

Статья "Построение индивидуального образовательного маршрута школьников на уроках географии"

Статья "Построение индивидуального образовательного маршрута школьников на уроках географии"...

Статья на тему "Разработка индивидуального образовательного маршрута школьника «группы риска» на примере изучения темы «Функция» при подготовке к ОГЭ"

Разработка индивидуального образовательного маршрута школьника «группыриска» на примере изучения темы «Функция» при подготовке к ОГЭМонгуш Ч. А., студентка ФМФ, 5 курс, МИ-307 ...

Программа кружка естественнонаучной направленности "Экологический мониторинг" для учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями"

Цель: создание условий для максимального удовлетворения  образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в  формировании знаний, умений и навыков самостоятельной  исследовательской деяте...

Внеурочное мероприятие «Знатоки зеленого царства» в рамках предметных недель естественнонаучного направления для обучающихся 5-9 классов.

Цель: Обобщить и расширить знания о разнообразии растений Урала, воспитать экологическую культуру, заботится об охране растений своего родного края.Задачи:  - прививать экологическое мышление...