«Управление качеством образования в образовательной организации »
статья по истории

Яруллина Раиса Габдельбаровна

Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально- грамотных людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности обучающихся»

Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально- грамотных людей.

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

  • Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
  • Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
  • Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
  • Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
  • Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
  • Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
  • Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

  1. Почему «функциональная грамотность»

Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России.

PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (ProgrammeforInternationalStudentAssessment)

– это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки 15-ти летних школьников разных стран мира.Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является Федеральный институт оценки качества образования.

Мониторинг проводится с 2000 года. С периодичностью раз в три года. Последний мониторинг прошел в 2018 году. В разные годы в нем принимали участие более 60 стран мира.

Итак, целью мониторинга PISA являетсяоценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Хорошая школа должна привить навыки решения  реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Этоиназывается «функциональнойграмотностью».

Историческая справка: количество стран-участниц, место РФ в мониторинге.

Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

 Структура мониторинга:

Мониторинг проводится по 3 направлениям (в каждом цикле одному из них уделяется основное внимание):

  читательская грамотность

  естественнонаучная грамотность

  математическая грамотность

В исследовании PISA-2018 основным направлением стала читательская грамотность.

В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления:

PISA-2012 – финансовая грамотность

PISA-2015 – решение проблем

PISA-2018 – глобальные компетенции

Новый цикл исследования PISA пройдет в 2021 году, основное внимание в нем будет уделено математической грамотности, а в качестве дополнительного направления впервые будет исследоваться креативность мышления учащихся.

  1. Основные шаги по формированию функциональной грамотности
  1. Внести изменения в ООП НОО, ООО, СОО в части планируемых личностных, метапредметных результатов освоения обучающимися программ, системе оценки достижений планируемых личностных и метапредметных результатов освоения программ.
  2. Внести изменения в рабочие программы по всем предметам. По современным требованиям, все рабочие программы должны предусматривать деятельность по формированию функциональной грамотности. В особенности это касается Русского языка, Литературного чтения, Иностранного языка, Математики, и Окружающего мира в начальной школе; Русского языка, Литературы, Иностранного языка, Математики, Географии, Биологии, Физики, Химии, Обществознания с основной школе.
  3. Вести курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся начальной и основной школы.
  4. Внести изменения в программу воспитания и социализации, обозначив формирование функциональной грамотности как приоритетную задачу.
  5. Внести изменения в положение о внутришкольной системе оценки качества образования (ВСОКО)
  6. Обучение педагогов по формированию функциональной грамотности.
  7. Системное использование на уроках и во внеурочное время всеми педагогами  форм и методов обучения, способствующих формированию функциональной грамотности: ролевые игры, деловые игры, работа в группах, парах, метод проектов и др. Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.
  8. Апробирование  системы диагностики и  оценки учебных достижений  9.
  9. Привлечение родителей к совместной деятельности по  формированию функциональной грамотности.



Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность - необходимая компетенция педагога.

      Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»., где прописано следующее:

«При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить: глобальную конкурентоспособность российского образования; вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

        Госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018–2025 годы). В ней зафиксировано: «…сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)».

       ФГОС прописано:

    изменение образовательной парадигмы -компетентностный подход;

    характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса - сотрудничество, деятельностный подход;

   доминирующий компонент организации образовательного процесса-практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;

  характер контроля - комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).

     То есть владение функциональной грамотностью сегодня -это не просто норма, но и обязанность педагога.

     

      Как развить навыки функциональной грамотности

     Есть пять способов становления функциональной грамотности - они подходят не только школьникам, но и педагогам.

1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.

2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций -своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку.

5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

     Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 "Оценка метапредметных результатов обучающихся

 на уроках в начальной школе".

В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем вам отправиться в мир действий.

   Учитель становится организатором развития ученика, который понимает, как использовать урок для формирования регулятивных, коммуникативных, познавательных   и личностных учебных действий. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия, то есть умение учиться?  

    Как же формируются  УУД на разных уроках в начальной школе.

    Урок русского языка во втором классе по теме " Правописание имен собственных и нарицательных" .(УМК Перспектива)

1 этап - актуализация опорных знаний. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

  Просмотр отрывка из м/ф "Котенок Гав", где собака спутала себя с воздушным шариком.

Помогите собаке, объясните, в чем она ошибается.

собака ....арик

воздушный ...арик

- О чем мы будем говорить на уроке?  Как на письме различать имена собственные и нарицательные?

( Обязательно нужно дать время на раздумье...)

      Проблемная ситуация должна вызвать интерес обучающихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служит благоприятным стимулом для изучения нового. Одним из самых доступных и   действенных методов достижения этих эффектов, мы считаем, служат события из сказок, жизненных ситуаций, а в 1-2 классах - фрагменты добрых советских мультфильмов. Для нашего урока очень удачен фрагмент из мультфильма "Котенок по имени Гав".

 На данном этапе формируются такие УУД:

Личностные: положительное отношение к  учению, мотивация к учебной деятельности, принимая и осваивая социальную роль обучающегося.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, ведь через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме, самостоятельное выделение познавательной цели, самоопределение к деятельности: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. ("хочу"), содержательной области ("могу").

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Познавательные: уметь ориентироваться в совей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2 этап. Работа по группам. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Упр. 19 (с.16, 17).

Вывод.

Работа в группах - это одна из комфортных форм работы с детьми. В этом задании следует обратить внимание не только на правописание слов, но и на происхождение и возникновение русских фамилий. Фамилии людей - это часть нашей истории, в них отражается, чем любили заниматься наши предки, как и где они проживали, во что верили, то есть проводится многоаспектный анализ.

На данном этапе формируются:

Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Личностные: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3 этап. Коллективная работа над предложением.

Иванов Иван Иванович живёт в городе Иваново.

Что вы скажете об этом предложении? (ответы детей).

Как вы думаете, случайно ли выбрано это имя?

(дети вспоминают сказки, где есть герои по имени Иван.

              Задается вопрос общего характера, что является стимулом для включения в диалог всех детей.  Что вы скажете о словах? Что общего и чем отличаются? Вывод.

  Дома вы тоже узнайте значение вашего имени, почему же вас так назвали.

Имя Иван - одно из распространенных имен в России, является символом России. Имя Иван было распространенное в России, называли и сына, и отца, и внука, и дедушку, в честь дедушки брали и фамилию Иванов. В переводе с древнееврейского означает "дар божий". В других странах есть имя Иван, только звучит оно по-другому. 

Италия -Джованни             Норвегия - Йенс

Франция - Жан                   Чехия - Ян

Иоганн, Ганс - Германия   Армения - Ованес и др.

На данном этапе формируются такие УУД:

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Регулятивные: развиваем умения высказывать свое отношение, выражать свои эмоции.

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

Познавательные УУД: Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.Формируем мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности, самостоятельному поиску информации из дополнительных источников.

4 этап. Физминутка. под музыку.

Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички? 

5 этап. Творческая работа в парах.    

    На столах дополнительная литература, физическая карта России, РТ, Алькеевского района.

    Дети в парах вставляют подходящие слова в текст. Один из учеников объясняет выполненное упражнение.

Наш адрес.

Мы живем на планете........................, в стране .................,.,  в Республике .................. в селе .................. ................. Наша школа находится на улице ........................

Познавательные: уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: учиться работать в паре, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёра в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

6 этап. Домашнее задание.

1 Узнать значение своего имени.

 2. Составить весёлый рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные.

3. Продолжить цепочку пар слов. Собака Шарик- воздушный шарик,....

7 этап. Рефлексия деятельности

Сегодня на уроке: я узнал (открыл для себя)…

                                  научился …

                                  могу похвалить себя и одноклассников за ….

Оцените свою работу на уроке на лестнице успеха на полях в тетради.

На данных этапах формируются:

Личностные: положительное отношение к учению, потребность в самопознании.

Регулятивные: контроль, оценка и коррекция своих действий, выбор наиболее эффективных способов решения задания.

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить монологическую речь, рефлексия способов и условий действий.

Познавательные : уметь ориентироваться в своей системе знаний, различать имена собственные и нарицательные , обосновывать свое мнение, применять полученные знания в жизни.

  Все этапы урока построены на системно - деятельностном подходе. Обращается внимание не только на изучение материала, но и на мотивацию детей к самостоятельному поиску информации. (кому-то захочется посмотреть мультфильм, кто-то захочет узнать происхождение своей фамилии, узнать значение не только своего имени, но и членов своей семьи.) На уроке осуществлялся многаспектный анализ.

         Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.



Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ИНТЕГРАЦИИ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В  УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение языка в современных условиях должно рассматриваться как знакомство с культурой, историей, необходимо учитывать контакты родного языка с иностранными, анализировать современные тенденции языкового развития. Такой подход целесообразен и в изучении родного языка, так как подразумевает сознательное, ценностное отношение к родному языку, и в изучении иностранного.

Основной задачей педагога является формирование у обучающихся гражданской ответственности, духовности, толерантности и культуры. Происходящие в российском обществе процессы вызвали изменения в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Общественная жизнь страны и связанные с нею новые цели, глобализация общественных процессов, межгосударственная интеграция ставят перед современной школой задачу подготовить личность, способную участвовать в межкультурном общении народов мира. Выполнение данной задачи невозможно без развития языковой культуры обучающихся, без формирования у школьников представлений о диалоге культур как о единственно правильной философии жизни в современном мире.   

 Следовательно, возрастает необходимость в обновлении инструментария преподавателей. В наши дни пользуются спросом инновационные подходы, которые делают процесс обучения более эффективным и интересным для учащихся.

Использование родного (русского) языка на уроках английского — довольно спорный вопрос современной методики преподавания. Совсем недавно каждое слово, сказанное на родном языке во время «Современного урока английского языка», рассматривалось как запрет,  то сейчас же методы опоры на родной язык и перевода становятся всё более и более популярными в обучении английскому языку.

Одни педагоги утверждают, что родной язык не нужно использовать при изучении иностранного, другие наоборот, что родной язык способствует и даже помогает эффективному изучению иностранного языка.

Считаем, что использование родного языка на уроках английского языка должно иметь целенаправленный характер. Его нужно использовать в ситуациях, где он не мешает, а наоборот, способствует учебному процессу. Более того, на начальных этапах обучения нельзя полностью исключить родной язык, дети могут не понять  о чем идет речь. Лучше сначала говорить фразу на английском, пояснять ее на русском и после этого, постепенно переходить на использование только английского языка.

Использование родного языка на уроках очень эффективно при введении нового грамматического материала или новой лексики, потому что некоторые моменты будет тяжело объяснить детям без использования родного языка, что естественно не приведет к ожидаемому результату.
Если мы рассмотрим функции родного языка на уроках английского, то самыми важными можно выделить следующие:

1. Средство объяснения грамматического материала. Например, в заданиях таких как переписать предложения, соблюдая английский порядок слов, при этом роль родного языка двояка. Это и язык, на котором ведется объяснение,  и материал для сопоставления.

2. Средство семантизации лексических единиц.

В этой функции родной язык применяется только тогда, когда не срабатывают приемы догадки по форме слова или иноязычного толкования. В этом случае используется либо перевод одним - двумя словами, либо перевод – толкование.

3. Контроль понимания значения грамматических структур или лексических единиц. 

Эта функция хорошо просматривается при аудировании, когда приходится контролировать интонацию учащихся.

4. Обеспечение учебного общения. 

В этой ситуации, родной язык быстро вытесняется иностранным, особенно при говорении.

5. Средство формирования лексических и грамматических навыков.

Это эффективно тогда, когда учащимся предлагаются высказывания на родном языке в одной колонке и те же высказывания на английском в другой колонке.

6. Средство актуализации изучаемых грамматических структур.

С помощью родного языка употребление грамматического материала становится более мотивированным.

7. Средство, способствующее развитию мышления в ходе различных игр, конкурсов, походов, экскурсий.

Интеграция тем и объектов изучения английского и русского языка в рамках одного занятия – это один из наиболее эффективных способов формирования не только коммуникативной компетенции, но и познавательной активности обучающихся в целом. Безусловно, только систематическая работа в этом направлении поможет достичь ожидаемого результата.

Опыт работы в области междисциплинарного обучения позволяет считать, что в цикл интегрированных и бинарных уроков русского и английского языка для обучающихся 5 класса целесообразно включить 8 занятий (2 занятия в четверть). В основе каждого занятия заложены общая речевая (языковая) тема и общие речевые задачи (создание монолога, диалога, аргументация собственной точки зрения, создание текстов разных жанров, защита проекта, формулирование вопросов, конструирование предложений и т.п.), которые обучающиеся решают средствами двух языков.

В предметных программах по русскому и английскому языку достаточно много «перекрестных» речевых и языковых тем. Для своих занятий мы выбрали следующие: «Типы предложений в английском и русском языке», «Письмо», «Диалог», «Фонетика: звуки и буквы», «Лексика. Однозначные и многозначные слова», «Число имен существительных», «Описание животного, или Мой пушистый друг», «Употребление времен глагола, или Рецепты национальных блюд». Такие занятия являются эквивалентом научного взаимодействия, так как позволяют синтезировать знания различных наук и обобщать их. Преобразуя узкоспециализированные знания по предметам в ключевую компетенцию, обучающийся формирует модель, которую он может применять в различных ситуациях.

Основу занятия составляют два упражнения, способствующие развитию коммуникативной компетенции: РАФТ и игра-интервью «Диалоги о животных». В группах один из учащихся выступает в роли журналиста. На основе вопросов «репортера» участники групп составляют и разыгрывают диалоги животных: Is it big (small, fat, tall) animal? Has it got a long tall (body)? Has it got big (small) ears, eyes? Can it swim (jump, run fast, climb)? Where does it live? (forest, water, jungle, desert)? What does it eat?

РАФТ – вид социо-игрового задания. Название представляет собой аббревиатуру от слов «роль – аудитория – форма – тема». Основная задача выполняющих – составление описания, повествования, рассуждения от лица выбранного персонажа, с учетом формы (эссе, рассказ, частушка и т.п.) и аудитории, к которой обращается. Работа в группе проходит следующие этапы: во-первых, обсуждение заданных параметров; во-вторых, создание текста; в-третьих, прочтение и редакция; в-четвертых презентация результатов работы группы; и наконец, обсуждение результата. В качестве заданных параметров были предложены, например, такие: написать объявление от имени директора зоопарка о пропавшей обезьянке; рассказ воспитателя о кошках воспитанникам младшей группы детского сада; письмо попугая своим родственникам в Африку; рапорт сторожевого пса о задержании преступника – кота Васьки и т.п.

В результате занятия учащиеся получают представление о том, что при описании животного в русском языке основной акцент делается на перечислении признаков, выраженных прилагательными. Чем индивидуальнее, красочнее подобранные прилагательные, тем интереснее текст. В английском языке для описания животного требуется, прежде всего, перечисление его характерных (отличительных) черт. В целом же алгоритм создания текста-описания в обоих языках одинаков. Приобретенное знание позволяет учащимся легче справиться с домашним заданием по этим предметам. Без особого труда ученики составляют диалог о своем любимом животном по английскому языку и пишут сочинение-описание на тему «Мой домашний питомец» по русскому языку.



Предварительный просмотр:

 «УЧИТЕЛЬСКАЯ ДИНАСТИЯ »

    Родоначальником учительской династии является Андреева Мария Андреевна. Она родилась в 1888 г с. Борискино Алькеевской волости Спасского уезда  Казанской губернии. Семья была состоятельная по тем временам. Мария училась в церковно-приходской школе в селе Студенец, после 4 класса учёбу продолжила в Сихтерминской иногородней школе (платной), организованной Яковлевым. Как одну из одаренных учениц ее отправили учиться в Симбирскую гимназию, даже платили стипендию, как отличнице. Затем закончила Симбирскую гимназию. Училась хорошо. В годы учёбы в Симбирской гимназии была членом революционного кружка, поэтому после окончания гимназии за ней была установлена жандармовская слежка. После Сибирской гиназии отправили её в Петербург, где она    служила  в кавалерийской дивизии сестрой милосердия.  Её там разоблачили как революционерку, забрали все документы. В такой ситуации она не могла спокойно работать. Мария Андреевна возвращается в родное село. Пришлось ей поменять фамилию Ильгачёва на Андрееву (это фамилия двоюрного брата Ильгачёвой ) и поменять год рождения с 1888г. на 1880 г. И так она стала Андреевой Марией Андреевной 1880 года рождения.

   В селе начала работать учительницей  1 ступени задолго до Октябрьской революции и 22 сентября 1919 года. Нижнеалькеевский отдел образования подтверждает, что она является учительницей Борискинской школы. Писали на аспидной доске грифелем, книг было  мало, картин, плакатов совсем не было. Во время Первая Мировая война,  Мария Андреевна ушла на фронт. Была санитаркой в Ленинградском госпитале.  После войны вернулась в село. До 1934 года работала в с. Борискино  учительницей начальных классов.

В числе передовых учителей была делегатом учительской конференции  в Ворошиловском районе (ныне Тукаевский район) в 1937 году.

С 19.08.1934. Мария Андреевна работает учительницей русского языка и литературы в  Чув. Бродской школе.

 30.06.1937 г. её переводят в Алпаровскую школу, где тоже ведёт уроки русского языка и литературы.

 В 1939 году она вышла на пенсию, но работала почти до конца жизни.

25 августа 1941 года по приказу Алькеевского РОНО образовали Борискинскую  неполную среднюю школу, и Мария Андреевна  пишет  заявление, чтобы её перевели в Борискинскую школу.

 Затем приказом №434  по  Алькеевскому РОНО от 20.11.1941 её освободили от работы по собственному желанию (архивные данные).

По просьбе директора школы с 27.03.42. по 13.08.42. она работает учителем истории, географии Борискинской  школы.

За доблестный  и самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны была награждена медалью 22 августа 1946 г.

В 1949 г. Мария Андреевна Андреева была награждена Орденом Ленина за активную партийную, пропагандистскую и педагогическую деятельность.

Даже выйдя на пенсию Мария Андреевна ведёт активный образ жизни.Она заканчивает заочные курсы пчеловодов при Татарской опытной станции пчеловодства и 20 декабря 1952 года получила квалификацию пчеловода.

Рыбаков  Владимир Максимович  родился в с. Борискино Куйбышевского района Республики ТАССР в семье зажиточного  крестьянина Рыбакова Максима Спиридоновича 19 августа 1920 года. В семье, кроме Владимира,  были ещё две сестры. До Великой Отечественной войны он получил специальность тракториста. На войне был связистом.

В 1946 году демобилизовался. После демобилизации закончил Аксубаевское педучилище. Начал работать учителем труда и черчения в Качеевской школе. В учительском коллективе школы были самые дружеские отношения. В то время жили все одинаково, никто особо не выделялся в материальной обеспеченности, поэтому без особых приглашений приходили друг к другу в гости, устраивали общие вечера, которые всех  сближали, роднили. В таком доброжелательном коллективе,  вновь прибывшие, чувствовали себя увереннее. Здесь же работала Сидорова Н.И., они полюбили друг друга и создали семью. Купили маленький домик, все дети родились в Качеево.  Семья росла и в 1959 году решили приехать в с.Борискино, так как здесь был большой дом деда. Вместе с женой вырастили и воспитали 6 детей. В 1948 году родился сын Дмитрий,  в 1950 году родилась двойня, сын Александр и Таисия. В 1955 году родились опять двойняшки, сын Валерий и дочь Наталья. У его жены Нины Ивановны девичья фамилия была Рыбушкина, Сидоровой стала после неудачного первого брака и замуж вышла за Рыбакова В.В. Фамилию менять не стала. Так дети носят фамилию мамы Сидорова.

Качество преподавания в школе ценилась превыше всего, каждый  чувствовал ответственность за подготовку учеников по своему предмету. 

Был активным партийным пропагандистом, агитатором.

Как все советские учителя тех лет, воспитанные в идеологии своего времени, жили по принципам: «Умей во все дела впрягаться», «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Был молод, полон сил и энергии и безмятежно любил свою школу. Много читал, всегда был в курсе событий страны и мира на основе советских СМИ, активно включался в общественную работу: был парторгом  школы. Партийная работа расширяла круг общения, партийные конференции и совещания  приобщали к делам страны, жизнь казалась более интересной. С благодарностью вспоминал многих секретарей райкома. Главным делом всегда оставалась школьная жизнь, в школе чувствовал себя комфортно, старался быть примером во всём. Умел устанавливать хорошие контакты с родителями учеников, не возникало особых проблем в коммуникативных отношениях с учениками.  Уроки труда проходили в мастерской. Дети с удовольствием учились делать скворечники, табуретки, рубанки. Но до этого надо было научить делать чертежи и работать с ними. Как говорили «научить читать чертежи». Благодаря этим урокам поколение наших дедов умеет всё делать сами. Им не приходит в голову вызывать мастеров по пустякам, заглядывать в интернет, когда свои руки на месте. Их скворечники радуют птиц десятилетиями, пока картонные современные поделки разваливаются после третьего дождя. Учили элементарным навыкам, которые нужны дома: соединять провода, розетки, включатели; стругать, пилить, забивать гвозди, ремонтировать и т.д. Даже такой, казалось бы «сухой» предмет, как черчение Владимир Максимович умел объяснять так, что становилось любопытно, умел придумывать необычные задачи и головоломки на развитие пространственного мышления.

Своим детям дали достойное воспитание, все выучились. Получили образование и нашли место в своей  жизни. Особой гордостью семьи стала дочь Таисия, которая закончила Казанский сельскохозяйственный институт, работала в Высокогорском районе  и стала заслуженным работником сельского хозяйства Республики Татарстан.

Сидорова Нина Ивановна родилась 19 ноября 1919 года, с. Нижнее Качеево, Алькеевского района, ТАССР

Трудовая деятельность Сидоровой Нины Ивановны началась еще  до  Великой Отечественной войны. Она закончила Аксубаевское педучилище и  стала работать в сельской школе учителем начальных классов. Вначале учила детей в своей родной деревне Нижнее Качеево. Во время войны до обеда учили детей, после обеда шли в лес за дровами, вечерами вязали теплые вещи для фронта. С 1959 года работала в Борискинской школе.  Для сотен людей стала первой учительницей эта приветливая женщина, от каждого слова которой веет теплом. Именно на плечи учительницы начальных классов ложится удивительное множество забот в обучении и воспитании малышей, впервые перешагнувших порог школы    Её уроки являлись классическим образцом общения с детьми на гуманном, умном, добром и увлекательном языке. Неподдельная искренняя любовь Нины Ивановны к каждому ребенку чувствовалась во всем, в сердечной встрече с учениками, в отношении к родителям, в заботе о воспитании положительных качеств личности учеников, а главное- в стремлении заинтересовать, научить, обогатить знаниями ум и отзывчивостью сердца. Своей настойчивостью, преданностью и любовью к своей работе Нина Ивановна была настоящим примером для работающих рядом с ней  молодых педагогов. Много сделала Нина Ивановна и в борьбе с безграмотностью в послевоенные годы.   По просьбе директора школы, Нина Ивановна значительное время проработала в школе и после ухода на заслуженный отдых. Когда перестала вести уроки, все равно не расставалась со школой. Каждый год 1 сентября её приглашали на праздник первого звонка. Она охотно участвовала на сборах,  встречах, классных часах, выпускных вечерах.

В 1982 году в Борискино открылась типовая двухэтажная школа. Ветерана школы радовали такие изменения. В 1983 году состоялся ее первый выпуск из новой школы. 16 юношей и девушек получили аттестаты о среднем образовании.

 За доблестный труд, успехи в обучении и воспитании учащихся Нина Ивановна награждалась не раз Почетными грамотами.     Жили и трудились супруги в едином порыве и в стремлении,   очень много сделали для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Сидоров В.В.-сын Рыбакова В.М. и Сидоровой Н.И.

На выбор профессии детей влияют яркий пример родителей - педагогов, увлечённость предметом школьной дисциплины, наличие преподавательских, организаторских способностей, личностные качества и интересы: склонность к работе с детьми, умение заинтересовать,  интерес и уважение к людям, стремление к саморазвитию, оригинальность, целеустремленность, артистизм, требовательность к себе и другим, наблюдательность. А ещё - желание работать творчески и быть полезным обществу. Такой выбор должен вызывать уважение и даже восхищение. Сын семьи Сидоровых Валерий Владимирович пошел по стопам родителей.

    После окончания Борискинской школы он поступил в Альметьевский физкультурный техникум. Сразу же после окончания приезжает в родное село молодым специалистом, где не было типового спортзала как в городах, школа располагалась в деревянном здании. Он в одном из пристроек здания оборудовал своими силами спортзал: пол засыпали опилками, сверху постелили кожзаменитель, сделали самодельные брусья, турники, груши, муляжи из кожзаменителя для бокса, для занятий по самбо и каратэ-это тогда в 1980 гг. было очень современно. Он весь погрузился в работу. Тогда секций не было, а детей он смог заинтересовать, дети к нему тянулись, зимой заливали каток около школы, благо колонка была рядом, играли в хоккей, вечерами дети приходили на занятия в оборудованный своими силами спортзал. Затем Сидоров Валерий Владимирович уехал служить в армию, но уже после армии не захотел возвращаться в родное село, так как к этому времени уже работал другой учитель физической культуры. Прошли десятилетия, и как говорится, где родился, там и пригодился, вот и Валерий Владимирович вернулся в село в конце 1990 годов. Устроился  тренером по лыжному спорту в ДЮСШ. Дети к нему на занятия ходили с охотой, с желанием. В группах бывало и по 13-15 человек, но с течением времени отсеивалась часть, но самые настойчивые оставались. За время работы тренером он подготовил двоих кандидатов в мастера спорта: Это Самарина Алена Витальевна и Захаров Владислав Викторович. Сейчас Сидоров Валерий Владимирович на заслуженном отдыхе, но не расстается со спортом, как любитель-спортсмен продолжает тренировать детей, желающих заниматься лыжным спортом,  на безвозмездной основе.  Даже ездит тренировать в другое село в с. Хузангаево. Ведет здоровый образ жизни, участвует во всех районных, зональных соревнования Алькеевского, Спасского, Нурлатского, Черемшанского, Аксубаевского Алексеевского районов. Занимает всегда призовые места. У него очень много грамот, медалей, призов!

       К сожалению, учительская династия Сидоровых пока прервалась. Но очень надеемся, что кто-то из внуков, правнуков продолжит это дело.

Общий трудовой стаж учительской династии Сидоровых составляет 117 лет.  Об учительской династии  этой семьи можно сказать еще много добрых и хороших слов, потому что это люди большого сердца, огромного трудолюбия, высоких моральных качеств. Из поколения в поколение члены этой семьи как эстафету передают гордое знамя учительской профессии. Они преподавали разные предметы, их объединяет профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание отдавать сердце детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Управление качеством образования в условиях введения профильного обучения в образовательном учреждении"

        Исследовательская  работа посвящена актуальной проблеме управления образовательным учреждением. Исследование выполнено на базе образовательного учреждения...

Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе

Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы  может стать для образовательного учреждения  мощным стимулом  активизации его деятель...

Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"

Представлен опыт по организации  системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....

Информационно-методическое сопровождение оценки качества образования в образовательных организациях Калининского района Санкт-Петербурга

Данная статья посвящена вопросам информационно-методического сопровождения комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образования.Ключевые слова: система оценки качества образовани...

Управление качеством образования в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС

1.Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется ​2. Основные факторы, определяющие качество образования, и основные задачи в области качества для любого образовательного у...