Программа – Интегративная танцевально-двигательная терапия
рабочая программа

Кузива Александра

Программа – Интегративная танцевально-двигательная терапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blok_2_-_itdt.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа – Интегративная танцевально-двигательная терапия

Развитие творческих способностей детей на основе использования методов интегративной танцевально-двигательной терапии.

Цель - психологическая поддержка и формирование адекватной самооценки подростков средствами интегративной танцевально-двигательной терапии.

Задачи:

1. формировать положительный образ собственного «Я»;

2. развивать творческое мышление, навыки креативного подхода к решению различных  задач;

3. развить умение справляться с напряжением и негативными эмоциями,  через творческое самовыражение;

4. раскрыть личностные особенности участников.

Каждое занятие проходит в три этапа:

- разминка

- развитие темы

- рефлексия и интеграция.

Во время разминки, которая длится десять минут, дети разогревают    мышцы тела, суставы, выполняют  легкую растяжку рук и ног,  прыгают, падают и бегают по залу. На следующем этапе занятия, который длится 25 минут,  дети выполняют задания по теме в виде игровых упражнений. В конце занятия все устраиваются поудобнее в круг и  каждый рассказывает о своих ощущениях после занятия: какие движения выполняло тело и что при этом чувствовал сам ребенок. Обсуждение обычно занимает десять минут.

Занятия:

1 тема - "Ощущение тела". На этом занятии ребенок должен почувствовать каждую клеточку своего тела и понять, что все в теле подвижно и может танцевать. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Закрытые глаза" - дети находятся в свободном положении (сидя, лежа или стоя), но с закрытыми глазами. Включается музыка, дети слушают и начинают двигаться, при этом осознавая, какая часть тела выполняет движение. Некоторые дети все-таки подглядывали за другими.

"Открытые глаза" - дети выполняют упражнение так же, как и в "Закрытых глазах", только с открытыми глазами. При этом нужно смотреть на танцующую часть тела и про себя проговаривать, что данная часть тела делает под музыку. И в данном упражнении некоторые дети подглядывали за другими.

"Погода" - дети представляют сначала солнечную теплую погоду, танцуют и ощущают эту теплоту и свет. Затем представляют дождливую холодную погоду, танцуют и ощущают холод и то, что они промокли под дождем.

"Животное" - дети под музыку изображают сначала зверей (быстрых или медленных, скачущих или ползающих, больших или маленьких). Для этого каждый заранее решает - каким зверем он будет и сообщает всем. Затем по такому же сценарию изображают рыб, потом птиц и  далее - насекомых. Это упражнение понравилось детям больше всего. И повеселило.

2 тема - "Освобождение от зажатости". Данное занятие расслабляет детей, позволяет снять напряжение и зажатость, которые скрываются в подсознании. Главная задача - раскрепоститься.

Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Звезда" - упражнение выполняется лежа на полу. Дети лежат на спине, руки и ноги прижаты вдоль тела. Постепенно раздвигать руки и ноги в стороны, чтобы получилась звезда. Дыхание глубокое, спокойное. Можно выполнять задание с закрытыми глазами и о чем-нибудь думать. Это отличное расслабление после напряженной учебной недели.

"Робот" - задание выполняется под счет на "раз-два". На "раз" дети должны принять любую позу робота и сильно напрячь все мышцы до дрожи. На "два" расслабляются, свободно двигаются и встряхивают руки, ноги, шею. И так 10 раз. Все дети справились с заданием.

"Танцующая часть тела" - под музыку дети танцуют определенной частью тела, которую называет взрослый. Например, танцует правая рука. Через 10 секунд взрослый сообщает, что теперь танцует левая нога. А еще через 10 секунд - танцует нос. И так далее. это было сложное упражнение, поскольку сосредотачиваться на одной части тела детям сложно.

"Мячик" - упражнение выполняется лежа на полу. Дети лежат на спине. Нужно поднять ноги и верхнюю часть тела и обнять согнутые в коленях ноги, положив на них голову, чтобы получился мячик. Попробовать в таком положении подпрыгнуть, как мячик. Затем расслабиться и лечь на пол. Затем также выполнить упражнение, лежа на правом боку, потом на левом. Это упражнение повеселило детей, особенно, когда они пытались подпрыгнуть, как мяч.

3 тема и 4 тема - "Мой танец, моя музыка". Заранее детям по желанию предлагается принести на флеш-носителе или диске запись со своей любимой музыкой, под которую они хотят потанцевать.

Для начала предложить выступить тем детям, которым хочется показать танцевальные движения в сольном исполнении под свою музыку. Остальные в это время тоже могут потанцевать, если возникнет такое желание. Далее предложить всем детям потанцевать под другую музыку, которую кто-нибудь принес, но солировать не захотел. Это упражнение можно назвать "Один за всех и все за одного". И в конце взрослый включает свою любимую музыку, танцует, дети смотрят и также могут присоединиться.

Поскольку такое занятие напоминает дискотеку, и звучит любимая музыка детей, мною было решено дублировать это занятие.

5 тема - "Единый ритм". Данное занятие направлено на объединение каждого ребенка в целый коллектив через ритм. Все танцы данного занятия едины четким ритмом, а отличны только движениями верхней части тела. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Марш" - актуально начать данное занятие с марширования, чтобы дети почувствовали единый четкий ритм музыки, под который они одинаково шагают. Можно предложить изменить движения рук так, как им захочется. Мною была сделана видеозапись этого упражнения, которую потом посмотрели дети. Каково же было их удивление, как это действо красиво смотрится со стороны, когда ноги двигаются одинаково, а руки по-разному.

"Одноножка" - детям предлагается выполнять любые движения руками, но при этом они должны под ритм музыки скакать на одной ноге, чередуя правую и левую. Это было сложное упражнение, дети часто не удерживались на одной ноге и периодически вставали на обе ноги. Но на протяжении всего упражнения дети изрядно посмеялись друг над другом и над собой. Настроение было приподнятое.

"Хлоп-хлоп" - это упражнение более сложное, чем предыдущие. Дети должны были хлопать в ладоши в ритм музыки, а тело, ноги, голову двигали так, как им хотелось. Большинство детей не справлялось с ритмичными хлопками, так как движения тела отвлекали от рук. И опять это сопровождалось заливистым смехом. Детям было весело.

6 тема - "Мой помощник". Это занятие направлено на взаимодействие с предметом в танце. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Веревочка" - выполняется свободный танец с веревочкой в руках. При этом веревочка должна тоже танцевать в руках, а не просто висеть. В начале упражнения дети замешкались, помахивая веревкой из стороны в сторону. Но потом кто-то начал наматывать веревочку на руку, потом отпускать. Другие дети водили веревочкой по телу, а кто-то подбрасывал и ловил, а кто-то рисовал веревочкой по полу. При этом дети танцевали и не стояли на месте.

"Моя игрушка" - детям заранее было предложено принести на занятие свою любимую игрушку и станцевать с ней в паре, как будто игрушка - это их партнер по танцу. В танце нужно было показать, насколько сильно ребенок любит свою игрушку. Это упражнение очень понравилось детям, так как с ними были их любимые игрушки.

"Обруч" - танец с обручем. Во время выполнения этого упражнения дети по-разному взаимодействовали с обручем - крутили на руке, ноге, талии, катали по полу, подбрасывали, а кто-то положил обруч на пол и танцевал вокруг и внутри обруча, а затем сел внутрь и поднял обруч вверх.

7 тема - "Свободный танец". На этом занятии дети свободно танцуют под разнохарактерную музыку. После занятия все садились в круг и обсуждали, что получилось, что чувствовали под каждую музыку отдельно, что представляли, когда танцевали. Некоторые дети говорили, что испытывали радость, гнев, грусть. Другие представляли себя различными персонажами сказок - принцессой, драконом, колдуньей, богатырем. А кто-то вспоминал какое-то событие из своей жизни: под веселую музыку - свой день рождения, под грустную музыку - болезнь.

Далее вторая часть - работа с партнерами:

8 тема - "Отражение". На этом занятии начинается взаимодействие с партнером в паре. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Зеркало" - детям нужно по очереди повторять движения друг друга, по сигналу педагога дети меняются ролями. Смена ролей происходила каждые 15 секунд. При этом желательно, чтобы дети смотрели друг другу в глаза, а не на движущиеся части тела, и двигались по залу, не стоя на месте. Все дети хорошо справлялись с заданием.

"Прятки" - задание такое же, как и в "Зеркале", только отражающий повторяет движения за спиной партнера. Пары должны также двигаться по залу, и по сигналу педагога меняться ролями. Смена ролей происходила каждые 15 секунд.  С этим упражнением тоже не возникло трудностей, дети справились.

"Круговое отражение" - дети вместе с педагогом встают в круг, и каждый по очереди берет на себя роль ведущего и 15 секунд танцует, а остальные отражают его движения. По сигналу педагога роли сменяются. Это упражнение повеселило детей больше предыдущих, поскольку они могли наблюдать уже не за одним партнером, а за всеми участниками танца.

9 тема "Диалог". Данное занятие направлено на общение друг с другом через танец. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"История в паре" - в этом упражнении один ребенок в паре рассказывает через танец партнеру какую-нибудь историю (грустную, веселую, ужасную, о любви и тому подобное), а другой ребенок должен проявить эмоции и чувства, увидев эту историю. Получается немой танцевальный диалог. Через одну минуту по сигналу педагога дети меняются ролями. Потом все садятся в круг и обсуждают, делятся впечатлениями и уже рассказывают свои истории. Некоторые дети смогли угадать историю, которую им показывал партнер. Сложнее всего было проявить в танце ответную реакцию на увиденную историю.

"История в кругу" - упражнение выполняется также, как и "История в паре", только все дети вместе с педагогом стоят в кругу, и каждый по очереди показывает свою историю, но не такую, какую уже показывал в паре. Остальные реагируют на увиденную историю и проявляют эмоции и чувства. Затем опять идет обсуждение. Это упражнение далось детям легче, так как они уже попробовали это в паре.

10 тема "Наш круг". Упражнения данного занятия направлены на взаимодействие всех участников в кругу. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Танцующий круг" - все встают в круг и берутся за руки. Выполняется свободный танец, но при этом руки отпускать нельзя. Каждый ребенок двигался по-разному: кто-то пытался завернуться, кто-то шел внутрь круга, вправо, влево, вверх, вниз, а кто-то приседал. Мною была сделана видеозапись этого упражнения. Когда дети посмотрели эту запись, они заметили, что танцевал общий круг, составленный из их рук.

"Зайди в круг" - все свободно танцуют, стоя по кругу, по сигналу педагога каждый по очереди выходит в центр круга и танцует, как ему нравится. Смена участников идет каждые 15 секунд. Некоторые дети, которые были застенчивы, во время этого упражнения с удовольствием выходили в центр круга и танцевали. Это упражнение расслабляет и раскрепощает детей, так как поддерживается дружественная обстановка, все улыбаются, радуются.

11 тема -  "Наш помощник". Данное занятие направлено на взаимодействие с предметом в танце в коллективе. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Полотно" - все дети вместе с педагогом встают в круг и держатся за край огромного полотна, выполняется свободный танец. Можно представить, что это море, небо, земля, облако. Упражнение выполняется одну минуту. После дети делятся на две команды. Одна команда держится за край полотна, а другая команда танцует, не держась за полотно. Некоторые дети танцевали под полотном в центре круга, кто-то танцевал по кругу, обходя тех, кто держался за полотно. Упражнение длится одну минуту. Затем по сигналу педагога команды меняются местами. Особенно было весело детям находиться под полотном.

"Стул" - все танцуют, находясь в кругу, а посередине стоит стул. По сигналу педагога каждый по очереди подходит к стулу в центр круга и танцует со стулом, как ему нравится: кто-то садился, кто-то оббегал стул, кто-то брал в руки и переставлял стул. По сигналу педагога участники меняются каждые 15 секунд.

12 тема - "Плохая веревка". Данное занятие помогает снять накопившееся напряжение. Веревка - это какое-нибудь плохое событие или обидчик. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Неприятность" - детям предлагается в паре взяться за концы веревки. Один участник в паре представляет, что веревка - это что-то неприятное и в танце показывает, как неприятна ему эта веревка, а другой участник в паре - это освободитель, который пытается отобрать эту плохую веревку и выкинуть. Упражнение длится одну минуту, потом по сигналу педагога дети меняются ролями. После этого все садятся в круг и делятся впечатлениями, обсуждают, легко ли было выпустить из рук эту неприятность. Некоторые дети поделились, что им по-настоящему стало легче, когда они отпустили веревку. И еще понравилось то, что это был танец.

"Подножка" - в этом упражнении один участник в паре держит веревку над полом и кружится с ней, а другой участник в паре танцует и перепрыгивает веревку, чтобы она не задела ноги. Сложность этого упражнения в том, что надо не просто перепрыгивать веревку, а еще и выполнять танцевальные движения. Упражнение длится одну минуту, затем по сигналу педагога дети меняются ролями. Дети поделились впечатлениями, что было сложно, но очень забавно.

13 тема - "Свободный диалоговый танец". Данное занятие строится на свободном танцевальном диалоге в паре, затем по сигналу педагога участники пар меняются партнерами. На этом занятии используется разнохарактерная музыка, и оно напоминает дискотеку. Поэтому детям занятие очень понравилось; и было интересно, когда менялись партнерами, - никто не знал, кто попадется следующим в паре.

14 тема - "Танец без музыки". Это самое сложное занятие для детей, поскольку музыка не используется. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Танец голоса" - детям предлагается танцевать под свое голосовое сопровождение: пение песни, выкрики, мычание и тому подобное. Предлагается сначала сольный показ по желанию. Затем коллективный танец. Мною была сделана видеозапись этого упражнения и позже показана детям. Они нашли сходство этого танца с базаром, Невским проспектом, уличным праздничным гулянием.

"Шумовой танец" - детям предлагается сопровождать свой танец хлопками, топанием, щелканием пальцев, шумом одежды и тому подобное. Предлагается сначала сольный показ по желанию. Затем коллективный танец. Мною была сделана видеозапись этого упражнения и позже показана детям.  Этот танец дети сравнили с заводом, где кто-то что-то делает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции и развития жизнестойкости и совладающего поведения подростков средствами танцевально-двигательной терапии «Танец-поэма: в каждом движении слово»

Одним из фундаментальных положений танцевальной терапии выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по ...

Танцевально – двигательная терапия в УДОД

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»Городской центр развития дополнительного образования...

Что такое танцевально- двигательная терапия

Описание метода танцевально-двигательной терапии, как происходит работа, какие проблемы помогает решить....

Что такое танцевально- двигательная терапия

Описание метода танцевально-двигательной терапии, как происходит работа, какие проблемы помогает решить....

Образовательная программа интегративного курса по художественно - этнографическому воспитанию"Наследие"

Образовательная  программа интегративного курса по художественно - этнографическому воспитанию"Наследие"...

Программа по музыкально-двигательной терапии «Вместе весело играть».

Рекомендуется для учителей-дефектологов, психологов,воспитателей ДОУ...