Программа коррекции и развития жизнестойкости и совладающего поведения подростков средствами танцевально-двигательной терапии «Танец-поэма: в каждом движении слово»
рабочая программа по психологии на тему

Одним из фундаментальных положений танцевальной терапии выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по отношению к себе, так и к собственному телу. Через двигательное взаимодействие терапевт помогает клиентам развить самосознание проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, сделать восприятие себя и других более точным, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию. Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он облегчает доступ к глубоко скрытым фантазиям и позволяет придать им форму, таким образом танец символически выражает человеческие возможности и конфликты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gotovaya.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Танец-поэма: в каждом движении слово»

                                                Разработал:  

                                                        педагог-психолог  ОГКУСО СРЦН

«Планета детства» в г. Барыше

Исакова В.В.

                                                        Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка.

 Все болезни человечества, все трагические

несчастья, заполняющие исторические книги, все политические ошибки, все неудачи

великих лидеров возникли только лишь из

неумения танцевать

 

Жан Батист Мольер

Стремительные изменения, произошедшие за последние годы в общественно-политической, социально-экономической, научно-технической жизни общества, рост экологических и техногенных катастроф оказывают прямое влияние на адаптационные механизмы личности, особенности психического напряжения, эмоциональных состояний.

В жизни людей возникают кризисные ситуации, которые все чаще остаются неразрешенными. Результатом этого становятся нарушения эмоциональной составляющей поведения, которые являются значимыми параметрами, определяющими выраженность дезадаптации личности.

В результате, все больше людей оказываются в трудных материальных и жилищно-бытовых условиях проживания, многие нуждаются в серьезной медицинской помощи, страдают от алкогольной и наркотической зависимости, некоторые оказываются в местах лишения свободы. Возникающая патогенная ситуация в семье обуславливает психотравмирующее переживание всех ее членов, особенно глубоко переживают дети. Длительное негативно окрашенное эмоциональное состояние приводит к возникновению психической травмы, которая имеет тяжелые последствия для развития личности.

Такие дети нуждаются в социальной поддержке и реабилитации и часто попадают в Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

В процессе диагностической психолого-педагогической работы, было отмечено, что для многих воспитанников характерно недоразвитие механизмов саморегуляции, компенсируемое формированием различного рода «защитных реакций», вместо умения совладать с трудными жизненными ситуациями отмечено развитие тенденции к излишне эмоциональному реагированию, обидам. Как следствие возникает  проблема адаптации детей в трудных жизненных ситуациях.

Известно, что развитие  стратегий совладания и жизнестойкости способствует смягчению  последствий стрессов, актуализации адаптационных ресурсов личности.

Развитая жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и т.п.), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.

Понятие жизнестойкости наиболее полно и точно, по мнению Д.А. Леонтьева,  описал С. Мадди.  

Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, включающая в себя три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность».

Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Важна выраженность всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.

Согласно результатам экспериментальных исследований [5],  жизнестойкость положительно коррелирует с совладающим поведением (копинг-поведение) - формой поведения, отражающей готовность индивида решать жизненные проблемы. Оно направлено на приспособление к обстоятельствам и предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.

Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды.

Выделяются следующие способы совладающего поведения:

  1.  разрешение проблем;
  2.  поиск социальной поддержки;
  3.  избегание.

Одним из сензитивных периодов формирования жизнестойкости является подростковый возраст, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

В этот период активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир, формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения.

Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Именно в подростковом возрасте происходит бурное физическое развитие, половое созревание и психические изменения, вызывающие появление чувства взрослости. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода – личностная нестабильность, которая проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки. От того, как будет развиваться способность регуляции поведения в этом возрасте, зависит не только способность решать трудные жизненные задачи, но и в целом благополучие личности в старшем возрасте.

Однако, недостаток необходимых знаний, отсутствие целостной модели собственного жизненного пути могут привести к трудностям  адаптации в стрессовых ситуациях.

Именно поэтому в подростковом возрасте так актуален вопрос социальной поддержки формирования жизнестойкости личности  и ее психологических ресурсов [1, с.149]

Опираясь на все вышеперечисленные факторы и эмпирические наблюдения, учитывая ведущие потребности подростков в общении со сверстниками и проявлении индивидуальных особенностей личности, нами была разработана программа, поддержки формирования жизнестойкости и совладающего поведения подростков средствами танцевально-двигательной терапии.

Обоснование выбора танцевально-двигательной терапии.

Танцевально-двигательная терапия базируется на понимании того, что тело и психика взаимосвязаны – изменения в телесных и двигательных паттернах вызывают изменения в сфере эмоциональной, мыслительной и поведенческой. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании.

«Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения), психической установкой столь тесные взаимоотношения, что только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает специфическую установку».

 Основной задачей танцевальной терапии является побуждение спонтанного выразительным движениям, благодаря осуществлению которых развивается подвижность и укрепляются силы не только на физическом, но и на психологическом уровне.

Таким образом, одним из фундаментальных положений танцевальной терапии выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по отношению к себе, так и к собственному телу. Через двигательное взаимодействие терапевт помогает клиентам развить самосознание проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, сделать восприятие себя и других более точным, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию. Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он облегчает доступ к глубоко скрытым фантазиям и позволяет придать им форму, таким образом танец символически выражает человеческие возможности и конфликты.  

Танец-это живой язык,

которым говорит человек.

М. Вигман

Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной составляющей жизни.

Танец – это выражение самых важных аспектов культуры. В межкультурном исследовании в различных обществах обнаружено, что те движения, которые люди производили во время своей ежедневной работы, вошли в танцевальный стиль, в танцевальную форму данной культуры.

Другими примерами использования танца в культурах является приготовления к чему-либо, празднования, войны, надежды на обильный урожай. Во многих обществах танец продолжает служить этими важными функциями.

Таким образом, танец становится способом узнавания себя, своих особых индивидуальных качеств, способом вывести неосознанные истории своего тела на свет осознания, возможностью расширить представление о самом себе, найти новые пути выражения и взаимодействия.

Разрабатывая программу, мы предположили, что в процессе работы с движением, у детей подросткового возраста появляется возможность ответить для себя на множество весьма жизненно важных вопросов.

Через танец ребенок  сможет более открыто взглянуть на мир человеческих взаимоотношений, выразить те чувства, которые не мог и боялся выражать, реализовывать те желания, которые страшно или неловко воплотить, найти взаимопонимание, которого так не хватает в повседневной жизни.

Предполагается, что данная программа даст возможность детям приобрести творческий опыт, ценность которого для человека заключается в следующем:

  1. проживание ситуации «здесь и сейчас», погруженность в настоящее.
  2. наивность, естественность, открытость.
  3. отказ от всего, что мешает творить: сильного «эго» и давящего

                  «альтер-эго».

  1. отказ от страха.
  2. сила и мужество.
  3. творческое постижение мира вместо абстрактного познания.
  4. обретение внутренней целостности и гармонии с собой.
  5. переживание своей уникальности и понимание другого в момент

творчества.

Опыт групповой танцевальной терапии позволит расширить осознание себя посредством визуальной обратной связи. Наблюдение за выражением чувств через движения других будет способствовать осознанию (признание и осознание своих собственных чувств).

Группа танцевальной терапии – это микрокосм различных социальных ситуаций. В результате дети получают непосредственную и точную обратную связь о самих себе и осваивают более широкий спектр поведенческих возможностей.

Таким образом, в процессе реализации программы будут развиваться навыки и способности подростков, необходимые для пополнения и мобилизации личностных ресурсов, образующих реальный потенциал для совладания с трудными жизненными ситуациями.

В процессе танцевально - двигательных упражнений мы заметили что:

  1. подростки быстрее раскрепощаются;
  2. подростки быстрее начинают общаться между собой;
  3. танцевально-двигательные упражнения снимают усталость, вялость и появляется бодрость;
  4. танцевально-двигательная терапия снижает агрессивность и группа становится сплочённой;
  5. подростки получают эмоциональное удовлетворение и  проявляют радость при посещении занятий попсихокоррекции;
  6. после танца дети с охотой включаются в решение более трудных задач, которые требуют интеллектуальное напряжение.

Ожидаемы результаты:

Опыт групповой танцевальной терапии позволит детям подросткового возраста расширить осознание себя посредством визуальной обратной связи. Наблюдение за выражением чувств через движения других будет способствовать осознанию (признание и осознание своих собственных чувств). Группа танцевальной терапии – это микрокосм различных социальных ситуаций. В результате дети получат непосредственную и точную обратную связь о самих себе и освоят более широкий спектр поведенческих возможностей.

  1. Данный проект будет способствовать углублению осознания подростками собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое и эмоциональное состояние участников, но к тому же может служить развлечением для тех, чьи моторные функции в относительном порядке.
  2. Подобранные упражнения будут способствовать усилению чувства собственного достоинства путем выработки позитивного образа тела. Танец позволяет сделать образ тела более привлекательным, что напрямую связано с позитивным образом «Я».
  3. Посредством приобретения участниками программы соответствующего опыта будут созданы предпосылки для развития социальных навыков. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволит преодолевать барьеры, возникающие при вербальном общении.
  4. Появится возможность сформировать контакт с чувствами путем установления связи между эмоциями и движениями. При творческом подходе танец приобретет экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности, если они включают раскачивание и растяжку.
  5. Признание участниками тренинга за собой и другими права на непохожесть, не типичность, уникальное существование;  развитие чувствительности к разнообразным проявлениям личности другого человека;  развитие способности к эмпатии и безоценочному принятию другого человека;  актуализация и изменение отношений в группе, развитие членов группы как субъектов отношений, оптимизации социально-психологического климата.
  6. Все вышеперечисленные ожидаемые результаты, будут способствовать активации адаптивных ресурсов личности, умению контролировать свои эмоции в стрессовых ситуациях, находить адекватные стратегии совладающего поведения, повысит уровень развития компонентов жизнестойкости.
  7. Для педагогов проект явился стимулом для повышения креативности, стремлению к саморазвитию. 

Цель программы. 

Психологическая поддержка и развитие жизнестойкости и совладающего поведения подростков средствами танцевально-двигательной терапии.

Задачи данной программы:

  1. обретение чувствования и осознанности собственного «Я»;
  2. развитие творческого мышления, навыков креативного подхода к решению различных  задач;
  3. развитие  инициативности в решении различных задач;
  4. развитие умения справляться с напряжением и негативными эмоциями,  через творческое самовыражение;
  5. развитие  навыков выявления новых возможностей;
  6. раскрытие личностных особенностей участников;

Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. Преодоление  возможных психологических ограничений подростков;
  2. Формирование внутренней мотивации деятельности;
  3. Развитие умения справляться с напряжением и негативными эмоциями,  через творческое самовыражение;
  4. Осознание самих себя, своих личностных качеств, созданию позитивной коммуникации.
  5. Формирование умения дружить и строить доверительные отношения с другими людьми,  освоение навыков работы в коллективе.
  6. Расширение кругозора подростков.
  7. Успешное и своевременное решение задач развития подросткового возраста, что создаст благоприятные условия для дальнейшего решения задач развития последующих возрастов.
  8. Повышение профессиональной компетентности педагога – психолога, воспитателя в процессе разработки и проведения   занятий.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы:

1. Требования к специалистам, реализующим программу

Для эффективной реализации программы необходимы психологические знания законов развития, возрастной психологии.

2. Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:

Стимульный материал для проведения диагностических методик, распечатанный на листах бумаги формата А4.

3. Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:Для проведения групповых работ необходимо просторное светлое помещение, оснащенный  компьютером и проектором.  

Методы и формы работы, применяемые в программе: 

  1. индивидуальная работа;
  2. работа в мини-группах;
  3. ролевые игры;
  4. групповая дискуссия;
  5. практические упражнения;
  6. презентации;
  7. решения проблемных ситуаций.
  8. мозговой штурм;
  9. синектика;
  10. метод фокальных преобразований;
  11. метод творческих преобразований.

Принципы  работы, применяемые в программе:

  1. принцип мягкого соревнования;
  2. принцип варьирования подходов: индивидуального, кооператив  

           ного, соревновательного;

  1. принцип безоценочной деятельности;
  2. принцип подкрепления.

Выбранные методы соответствуют критериям надежности и валидности, а также целям, содержанию программы и возрастным психологическим характеристикам разновозрастных категорий.

ПРОГРАММА

«Танец-поэма: в каждом движении слово»


п/п

Тема занятий

Количество

часов

1

Психологическая диагностика жизнестойкости и совладающего поведения подростков


1

2

Знакомство с теоретическими основами

2

3

Организация занятий по развитию жизнестойкости и совладающего поведения подростков средствами танцевально-двигательной терапии


40

4

Психологическая диагностика жизнестойкости и совладающего поведения подростков


1

5

Организация танцевального марафона

4

Учебно-тематический план.


п/п


   Тема занятия


Цель занятия


Методы обучения


Часы

        

1


Психологическая диагностика жизнестойкости и совладающего

поведения подростков

        

 

  1.1


Исследование

жизнестойкости и совладающего поведения подростков


Диагностика жизнестойкости и совладающего поведения подростков


- методика для психологической диагностики совладающего поведенияв стрессовых и проблемных для личности ситуациях;

- Тест жизнестойкости Д.А Леонтьева (адаптированный вариант опросника С. Мадди)



1


2


Знакомство с теоретическими основами

2.1

Круглый стол

«В здоровом теле -здоровый дух»

-Осознание взаимосвязи тела и психики

- демонстрация презентации и видеороликов

-посещение виртуальных

концертных залов и театров


1

2.2

 Беседа

«Движение -невербальный язык нашей души»



- знакомство с теоретическими основами танцевально-двигательной терапии.

- демонстрация презентации и видеороликов


1



3


Организация занятий по развитию жизнестойкости и совладающего поведения подростков средствами танцевально-двигательной терапии

3.1

Тренинговые занятия: «Способы саморегуляции»

Цель: познакомить участников тренинга с основными психологическими способами снятия нервно-психического напряжения, то есть способами саморегуляции организма.

Задачи тренинга:

- обучить способам снятия напряжения и усталости;

- отработать навыки владения способами саморегуляции;

- развить навык быстро повышения настроения, снятия негативных эмоций;

- помочь участникам научиться видеть неблагоприятные жизненные ситуации позитивно.

Упражнение для начала тренинговых занятий:

- «Здравствуйте, мое настроение цвета…»


Управление дыханием, как способ снятия нервно-психического напряжения:

- «Дыхание»

- «Свеча»

- «Замок»

- «Ха–дыхание»

- «Яблоки»

- «Отдых»

- «Передышка»


Нервно-мышечная релаксация как способ снятия нервно-психического напряжения:

-«Релакс для тела»


Самопрограммирование:
«слово может убить, слово может спасти».

- «Самоприказ»

«Самопрограммирование»


Самоодобрения (самопоощрения):

-«Солнышко»


 Самоприказ (аутогенная тренировка), как способ снятия напряжения:

-«Почувствуй…»


Концентрация, как способ снятия нервно-психического напряжения:

-«Концентрация на слове»

-«Концентрация на нейтральном предмете»

-«Найти равновесие»


Использование образов,  как способ снятия нервно-психического напряжения:

- «Образы»

- «Море»

Заключительная часть занятия:

Упражнение «Мне сегодня...»


1




2












2






2






2




2





3









2









3.2

Пластический тренинг «устранение мышечных зажимов»

Максимальное расслабление,  снятие тревожных ощущений, мышечных зажимов с глазного сегмента

Упражнение «6 ступеней»





2

Формирование навыков освобождения от мышечных напряжений (от так называемых "зажимов").

-нахождение и снятие собственных зажимов,

- изучение невербальных компонентов общения,

- осознание языка собственного тела;

- осознание языка тела окружающих.

Упражнения:

- «Напряжение – расслабление»

- «Перекат напряжения»

- «Огонь – лед»

- «Ртуть»

- «Зажимы по кругу»

- «Ртуть»

- «Зажимы по кругу»

- «Растем»

- «Скульптор и глина»

- «Групповая скульптура»

- «Марионетки»-«Согласованные действия»

-«Оправдание позы»

-«Тень»

-«Зеркало»

-«Японская машинка»

-«Ритм по кругу»

-«Предмет по кругу»  

- «Слово-глагол»

- «Шахматы»

- «Рисунок из точек»  «Сколько человек хлопало?»

-«Прислушивание»  

-«Сиамские близнецы»

-«Разговор через стекло» 


14

3.3



Занятие, с элементами тренинга «Язык тела, как способ взаимодействия с окружающими»

- стимуляция осознания тела, творческого движения и самовыражения межличностную эмпатию.  

-актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности ;

- повышение групповой сплоченности.

-стимуляция осознания и принятия себя, катарсическое высвобождение чувств;

-развитие толерантности к другому человеку.

-освобождение от подавленных чувств – и соответствующих хронических мышечных напряжений.

Упражнения:

-«Животные»

-«следование за ведущим»

- «свободный танец»

Отображение»

-«Кинестетическая эмпатия»

-«Хоровод»

-«Увеличительное стекло»

-«Индивидуальный танец»

-«Данс макабр».

-«Танцую монолог»


4

3.4

Тренинг «Эмоции в теле»

-Снятие эмоционального и психического напряжения, профилактика эмоциональных нарушений;

-освобождение от мышечных напряжений и зажимов в теле;

-восстановление здорового дыхания;

-изменение стереотипов восприятия собственного тела, изучение образа собственного тел;

-выявление сложившихся двигательных стереотипов, расширение собственных возможностей;

-обобщение изученного ранее материала.

Упражнения:

 -«погрузиться в тишину»;

 -«найти равновесие»;

 -«дать отдохнуть глазам»;

 -«освободить тело»;

 -«музыкант и инструмент»;

-«свободный танец»;

 -«наполниться светом»


4

4


Психологическая диагностика жизнестойкости и

совладающего поведения подростков

4.1

Исследование

жизнестойкости и совладающего поведения подростков

Диагностика жизнестойкости и совладающего поведения подростков

- методика для психологической диагностики совладающего поведенияв стрессовых и проблемных для личности ситуациях;

- Тест жизнестойкости Д.А Леонтьева (адаптированный вариант опросника С. Мадди)



1


5.


Организация танцевального марафона

5.1

«Танец-поэма: в каждом движении слово»»

Осознание символических аспектов танца;

реализация творческого потенциала;

демонстрация навыков выражения через танец всеобщих универсальных понятий: добро и зло, счастье, любовь тд.


4


Итого

   

 48

                

Опыт работы свидетельствует:

Проведенные занятия оставили яркие впечатления у ребят. Свободное, с субъективной точки зрения подростков, не регламентированное занятие сопровождалось музыкой, соответствующей их интересам. У подростков была возможность почувствовать себя  художниками в процессе танца, знатоками искусства, настоящими творцами. Выполнение групповой и индивидуальной самостоятельной работы, в сочетании с позитивной атмосферой, которая царила на занятии, повысило у ребят уверенность в своих способностях и возможностях,  способствовала активации стремления к новому необычному.

При проведении танцевально-двигательной терапии нами было отмечено:

  1. Вовлечение подростков в процесс личностной интеграции и роста с помощью танца и движения,  стремление к осознанию собственного тела;
  2. Стремление самостоятельно выявить неэффективные стереотипы движения, поведения и взаимодействия; приобретение новых возможностей проявления себя через изменение старых стереотипов; персональные, межличностные, групповые, так и надличностные переживания.
  3. Развитие положительного образа тела, социальных умений; исследование чувств и создания большого группового опыта.
  4. Повышение самооценки подростка путём развития более положительного образа тела.
  5. Приведение членов группы в контакт с их чувствами путём установления связи чувств с движениями.

Заключение

Танцевально-двигательная терапия позволяет проработать динамический аспект паттернов мышечного напряжения.

 Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни.

Важно дать возможность человеку прожить эмоции, выразить их и трансформировать.

 Благодаря работе в группе по танцевально-двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения.

Приложение1

Бланк Теста жизнестойкости

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.

Вопросы

нет

скорее нет, чем да

скорее да, чем нет

да

1

Я часто не уверен в собственных решениях.

2

Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.

3

Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.

4

Я постоянно занят, и мне это нравится.

5

Часто я предпочитаю «плыть по течению».

6

Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.

7

Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.

со

Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.

9

Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.

10

Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.

11

Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.

12

Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня.

13

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

14

Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.

15

Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.

16

Иногда меня пугают мысли о будущем.

17

Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.

18

Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.

19

Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.

20

Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.

21

Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.

22

Я люблю знакомиться с новыми людьми.

23

Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.

24

Мне всегда есть чем заняться.

25

Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.

26

Я часто сожалею о том, что уже сделано.

27

Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучш их времен.

28

Мне трудно сближаться с другими людьми.

29

Как правило, окружающие слушают меня внимательно.

30

Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.

31

Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.

32

Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.

33

Мои мечты редко сбываются.

34

Неожиданности дарят мне интерес к жизни.

35

Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.

36

Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни.

37

Мне не хватает упорства закончить начатое.

38

Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной.

39

У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.

40

Окружающие меня недооценивают.

41

Как правило, я работаю с удовольствием.

42

Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.

43

Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.

44

Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.

45

Я охотно берусь воплощать новые идеи.

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе. Вместо имени в поле ФИО можно использовать любой псевдоним (пожалуйста, используйте один и тот же псевдоним для всех опросников).

Конфиденциальность личной информации гарантируется. ФИО:

Пол: муж/жен Возраст: _____Образование:____

Приложение 2

Методика для психологической диагностики совладающего поведенияв стрессовых и проблемных для личности ситуациях

Инструкция

Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей Ва-шего поведения в затруднительных ситуациях. Прочитав каждое из утвержде-ний, решите, верно оно по отношению к Вам или нет. Вы можете выбрать че-тыре варианта ответа на этот вопрос в зависимости от того, насколько часто Вы используете указанный в утверждении способ поведения: 0 — «никогда», 1 — «редко», 2 — «иногда», 3 — «часто»». Выбранный Вами ответ отметьте в со-ответствующей графе опросного листа.

Будьте внимательны и старайтесь отвечать искренне. Правильных и не-правильных («плохих» и «хороших») ответов здесь нет.

Ф.И.О._____________________________________Возраст_______Дата______

Оказавшись в трудной ситуации, я…

никогда

редко

иногда

часто

1. Сосредоточивался на том, что мне нужно делать даль-ше, на следующем шаге

0

1

2

3

2. Начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать: главное — делать хоть что-нибудь

0

1

2

3

3. Пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение

0

1

2

3

4. Говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации

0

1

2

3

5. Критиковал и укорял себя

0

1

2

3

6. Пытался не сжигать за собой мосты

0

1

2

3

7. Надеялся на чудо

0

1

2

3

8. Смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет

0

1

2

3

9. Вел себя, как будто ничего не произошло

0

1

2

3

10. Старался не показывать своих чувств

0

1

2

3

11. Пытался увидеть плюсы этой ситуации

0

1

2

3

12. Спал больше обычного

0

1

2

3

13. Срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня про-блемы

0

1

2

3

14. Искал сочувствия и понимания у кого-нибудь

0

1

2

3

15. Во мне возникла потребность выразить себя творчески

0

1

2

3

16. Пытался забыть все это

0

1

2

3

17. Обращался за помощью к специалистам

0

1

2

3

18. Менялся или рос как личность в положительную сто-рону

0

1

2

3

19. Извинялся или старался все загладить

0

1

2

3

20. Составлял план действий

0

1

2

3

21. Старался дать какой-то выход своим чувствам

0

1

2

3

22. Понимал, что я сам вызывал эту проблему

0

1

2

3

23. Набирался опыта в этой ситуации

0

1

2

3

24. Говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

0

1

2

3

25. Пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами

0

1

2

3

26. Рисковал напропалую

0

1

2

3

27. Старался действовать не слишком поспешно, доверя-ясь первому порыву

0

1

2

3

28. Находил новую веру во что-то

0

1

2

3

29. Вновь открывал для себя что-то важное

0

1

2

3

30. Что-то менял так, что все улаживалось

0

1

2

3

31. В целом избегал общения с людьми

0

1

2

3

32. Не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

0

1

2

3

33. Спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал

0

1

2

3

34. Старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела

0

1

2

3

35. Отказывался воспринимать это слишком серьезно

0

1

2

3

36. Говорил с кем-то о том, что я чувствую

0

1

2

3

37. Стоял на своем и боролся за то, что хотел

0

1

2

3

38. Вымещал это на других людях

0

1

2

3

39. Пользовался прошлым опытом — мне приходилось уже попадать в такие ситуации

0

1

2

3

40. Знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

0

1

2

3

41. Отказывался верить, что это действительно произошло

0

1

2

3

42. Я давал себе обещание, что в следующий раз все будет по-другому

0

1

2

3

43. Находил пару других способов решения проблемы

0

1

2

3

44. Старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах

0

1

2

3

45. Что-то менял в себе

0

1

2

3

46. Хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось

0

1

2

3

47. Представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

0

1

2

3

48. Молился

0

1

2

3

49. Прокручивал в уме, что мне сказать или сделать

0

1

2

3

50. Думал о том, как бы в данной ситуации действовал че-ловек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему

0

1

2

3

Литература

  1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии. Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 [Текст] / под ред. М.М.Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 147-154.
  2. Андреева Ю. Танцетерапия [Текст] / Ю. Андреева – Спб.: «Издательство «Диля», 2005. – с. 256  
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4, ч. 2 ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА  [ Электронный источник] / Л. С. Выготский - http://www.myword.ru/.
  4. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. [Текст]/ С. В. Духновский  – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 124с. ISBN 5-86328-544-3
  5. Киселева М. В.  Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
  6. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.[Текст] / М.В. Киселева — СПб. : Речь, 2006. — 160 с, илл. ISBN 5-9268-0408-6
  7. Козлов В.В., Гришон А.Е., Веремееннко Н.И. Интегративная Танцевально-двигательная терапия [Текст] /  В.В. Козлов, А.Е. Гришон, Н.И. Веремееннко – Спб.: Речь, 2006.- С. 286
  8.  Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. [Текст] / И. Ю. Кулагина. — М.: Изд-воУРАО, 1999. —176с. ISBN 5-204-00205-7
  9. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И Тест жизнестойкости [Текст]/ Д.А.Леонтьев, Е.И. Рассказова — М.: Смысл, 2006. — 63 с.
  10. Лейтес Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности. / Н.С. Лейтес— В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. - М., 1977. — С.164-179.
  11. Лернер И.Я.,  Поисковые задачи в обучении как средство развития творческихспособностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р. - М.,1969.
  12. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. [Текст] / Ч. Ломброзо  — М., 1995. —398 с.
  13. Мир психологии [Электронный источник]. - Режим доступа : www.psyworld.ru
  14. Пособие для врачей и медицинских психологов «Методика для психологической диагностики совладающего поведенияв стрессовых и проблемных для личности ситуациях» [Текст]/ - Спб, 2008. – С. 37
  15. Сергеева В.В.. Техники психологической терапии: учебное пособие [Текст]/ В.В. Сергеева– Павлодар,ПГУ им.С.Торайгырова, 2006.-165-с. ISBN 9965–439–40–0
  16. Рудестам К.Е., Групповая психотерапия. Психокоррекционные методы: теория и практика[Текст] / К.Е Рудестам - Прогресс, 1990.
  17. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. «Работа с телом в психотерапии: практическое руководство»,[Текст] / Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А - Москва: Психотерапия, 2006.

Прямые пункты

Обратные пункты

Вовлеченность

4, 12, 22, 23, 24, 29, 41

2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42

Контроль

9, 15, 17, 21, 25, 44

1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43

Принятие риска

34, 45

7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36

Средние и стандартные отклонения общего показателя

и шкал Теста жизнестойкости

Нормы

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

Среднее

80,72

37,64

29,17

13,91

Стандартное отклонение

18,53

8,08

8,43

4,39

Ключи к Тесту жизнестойкости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей и подростков средствами воспитания

Актуальность методической рекомендации заключается в том, что предложенный материал может быть также использован при воспитание школьников....

Программа социально-психологической службы по профилактике асоциального поведения подростков "Спектр"

Преступность несовершеннолетних и молодёжи во всём мире является одной из самых актуальных социальных проблем. В нашей стране за последние годы преступность несовершеннолетних также сущест...

Формирование культуры поведения подростка средствами проектирования ситуаций в школе искусств

Данное издание будет полезно и психологам, и педагогам. Вместе с тем разработка рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами поведения подростков.Цель: показать, как культура поведе...

Программа коррекции и развития познавательной деятельности детей 3-6 лет c особенностями психофизического развития.

Программа составлена на основе программы "Коррекция и развитие познавательной деятельности для детей 3-4 лет с особенностями психофизического развития", Максимова. М.В., Москв...

Статья "Особенности совладающего поведения подростков при разных психических состояниях"

В статье представлены результаты исследования связи стратегий совладающего поведения и психических состояний у подростков оказавшихся в стрессовых, трудных жизненных ситуациях. Выявлена и установлена ...

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития....