Преподавание курса "Родная литература"
учебно-методический материал

Выступление на секции РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prepodavanie_kursa_rodnaya_literatura.docx14.22 КБ

Предварительный просмотр:

Родная литература в школе. Как  преподавать?

             Литературное краеведение — изучение местной литературной жизни (края, области, района, города), биографии писателей, связанных с той или иной местностью (так называемые «литературные места»), где писатель родился, жил, бывал и т. п.; литературных произведений и художественных  образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми того или иного края.  Объектами литературного краеведения являются также все средства увековечения памяти писателя в данном крае (музеи, памятники, мемориальные доски и др.).

Источники: ресурсы Интернета (Литературная карта Тверской области), Николай Павлович Павлов «Русские писатели в нашем крае», Святослав Борисович Михня «История Тверской земли».

Задача – показать, как жизнь в Тверском крае, пребывание здесь, тверские впечатления отразились в творчестве писателя.

Изучение  биографических сведений.

Учащиеся знакомятся с писателями Тверского края (Фёдор Петрович Львов, Фёдор Николаевич Глинка, Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов, Спиридон Дмитриевич Дрожжин, Андрей Дмитриевич Дементьев, Владимир Афанасьевич Обручев, Гайда Рейнгольдовна Лагздынь, Галина Аркадьевна Безрукова, Николай Иванович Тряпкин), узнают новые сведения о хорошо известных авторах (И. С. Тургенев, А. С. Пушкин, А. Н. Островский, А. П. Чехов).

 - презентация (созданные как учителем, так и учащимися);

- сообщения

- использование сведений, полученных на уроках литературы (И. А. Крылов, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. С. Пушкин)

        Однако  в основе курса родной литературы лежит художественное произведение, поэтому учитель основное внимание должен уделить  тексту, процессу создания его художником, сопоставлению творчества писателя с жизненными впечатлениями автора и читателя о родном крае.

Пути изучения произведений.

Учитываем малое количество учебного времени (0,5 ч.), принимаем во внимание то, что учащимся необходимо выполнять задания по курсу литературы, отсутствие текстов, поэтому основная работа ведётся на уроке, на дом – минимум заданий.

1.Обзор произведения (В. Обручев «Земля Санникова», В. Курочкин «Короткое детство») (общий обзор, пересказ эпизодов учащимися).

2. Обзор произведения с анализом эпизода (И. Лажечников «Опричник»)

3. Обзор произведения с комментированным чтением, анализом эпизода                 (Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»).

4. Чтение и обсуждение произведений на уроке (сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстой «Охота пуще неволи», Жития, стихотворения).

Курс родной литературы позволяет развивать и закреплять умение литературоведческого анализа художественного произведения, так как на уроках часто используются такие формы работы, как анализ стихотворения, анализ эпизода, письменные ответы на вопросы по тексту. (Стихотворения     С. Дрожжина, А. Дементьева, А. С. Пушкина и др.)

Широко используются на уроках творческие работы (выразительное чтение стихотворений, прозаических отрывков – миниатюры Ивана Сергеевича Соколова-Микитова), рисунки к произведениям (стихотворение                            А. С. Пушкина «Анчар»), сочинения, сопоставительный анализ произведений («Житие Арсения Тверского» и «Житие Нила Столобенского», Б. Полевой «Как был занят город Калинин» и Александр Гевелинг «Беженцы» (отрывок «Снова дома!»), создание презентаций, самостоятельный подбор стихотворений, тверских легенд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.

Доклад в Республиканской научно-практической конференции "Языковое образование, опыт и концепции"...

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных те...

Статья "Особенности методики преподавания зарубежной литературы в средней школы"

Статья посвящена проблеме недостаточного изучения зарубежной литературы в средней школы напримере сказки "Маленький принц", так как многие учителя жертвуют этими часами в пользу изучения русской класс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Опыт использования технологии педагогических мастерских в курсе преподавания дисциплины Литература

В своей  методической  разработке «Опыт  использования технологии педагогических мастерских в курсе преподавания дисциплины Литература» я  представляю  свой...

«Преподавание русской литературы рубежа ХХ – ХХI веков в современной школе»

Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирования интеллекта и нравственных начал, учить их  использовать  получен...