Статья "Роль социально- воспитательной среды на формирование компетентного специалиста"
статья

Милюшина Ольга Равильевна

 

В статье изложены основные подходы к организации воспитательной работы в общежитии колледжа. Представлены основные направления, формы и методы  внеучебной деятельности, показана их роль в воспитании личности, компетентного специалиста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл milyushina_o.r._statya.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ         КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА»

Милюшина Ольга Равильевна, воспитатель общежития первой категории

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение                  «Байкальский колледж туризма и сервиса» Татауровский филиал, п. Татаурово

Аннотация. В статье изложены основные подходы к организации воспитательной работы в общежитии колледжа. Представлены основные направления, формы и методы  внеучебной деятельности, показана их роль в воспитании личности, компетентного специалиста.

Ключевые слова: общекультурные, социальные и профессиональные компетенции, воспитательная работа, социально-воспитывающая среда.

Воспитание человека – специалиста, которому жить и профессионально развиваться в новых социально-культурных условиях, всегда было и будет объектом науки, политики и государственного внимания. Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными процессами. В этом значительное место занимает процесс получения профессионального образования, в котором определяющую роль играет образовательное учреждение, которое выбирает подросток. Образовательное учреждение, формируя образовательную среду подготовки выпускника, выполняет социально-педагогически значимую функцию воспитания. Очень точно о важности воспитания сказал патриарх Кирилл: «Образовательный процесс без воспитания – это то же самое, что тело без души. Бессмысленны усилия педагогов, не радеющих о воспитании молодёжи. И даже самые полезные знания невоспитанный, безнравственный человек легко может обратить во вред себе и окружающим» [1].

В новом законе «Об образовании» №273-ФЗ четко зафиксировано, что образование имеет две составляющие – воспитание и обучение. Важно одно: разговоры о значительной роли воспитательного процесса в становлении компетентного специалиста и повышении качества образования стали очень масштабными, тема поднята на качественно новый уровень. Студенчество – движущая сила современного общества, настоящая и будущая интеллектуальная элита, на которую опирается и будет опираться государство. Оно – отражение социальных процессов, ожиданий, стремлений. Вместе с тем эта категория населения страны также является достаточно незащищенной, подверженной разного рода влияниям и внушениям. Студенческий возраст – крайне важный этап формирования взрослой личности.

Также необходимо работать со студенчеством по вовлечению его в процесс повышения качества образования. Требуется четко понимать, что в трактовке современного закона «Об образовании» дана, по сути, формула: образование = воспитание + обучение. То есть фактически государством официально признано, что неотъемлемой составляющей образования является воспитание; также обращает на себя внимание тот факт, что понятие «воспитание» стоит на первом месте, а обучение – на втором. Такой подход вполне соответствует мировым трендам, согласно которым необходимо в первую очередь подготовить полноценную личность – члена общества, и затем сформировать ее знаниями для успешного ведения профессиональной деятельности. Такой же позиции придерживаются многие работодатели: упор именно на воспитание личности, стремящейся к знаниям и саморазвитию, а «дообучить» её при необходимости можно уже «на месте». Работодатели также отметили, что работа в органах студенческого самоуправления положительно сказывается на качествах работника. Таким образом, на систему воспитательной работы возлагается важнейшая задача – создание среды эффективного формирования общекультурных (а в ряде случаев – и профессиональных) компетенций [1].

В производственных профессиональных кругах вошли в употребление такие понятия, как «социальная компетентность» или «эмоциональный интеллект». В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность (социальный  – межличностный;) подразумевает способность к межличностным отношениям. Человек является социально- компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. По степени сложности К. Кобьелл различает следующие типы социальной компетентности:

  • выражение: способность изъясняться, выражать свое мнение; восприятие: способность слушать, воспринимать события и  динамику процесса в  группе;
  • открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;
  • сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и  приспосабливаться к  действиям других;
  • формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в группе;
  • идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы [2].

Исходя из этого, мы пришли к выводу, что социальная компетентность студента должна включать следующие составляющие (парциальные компетентности): компетентность в общении, гражданскую, культурно-досуговую и социально-личностную компетентности. Следовательно, социальную компетентность студента можно представить как единство парциальных компетентностей, которые неразрывно связаны, взаимодополняют, взаимовлияют и частично перекрывают друг друга. Формирование социальной компетентности является задачей, которую необходимо решать совместными усилиями преподавателей и студентов. Такие качества современного студента, как амбициозность, самодостаточность, независимость, свободолюбие, интернальность,  раскрепощённость, уверенность в себе, говорят о том, что оптимальной формой взаимодействия студента как субъекта формирования социальной компетентности и преподавателя может быть педагогическое сопровождение. Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студента  понимается как деятельность преподавателя, направленная на создание комплекса условий для эффективного формирования студентом социальной компетентности [3].

Ещё больше разногласий в классификации видов профессиональной компетентности. Так Макарова А.К. различает:

  • специальную компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
  • социальную компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
  • личностную компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
  • индивидуальную компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряжённо, без усталости и даже с освежающим эффектом.

Макарова А.К. поясняет, что названные виды компетентности означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Названные виды может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития [4].

Организация воспитательной работы в общежитии ТФ «БКТиС» направлена на развитие воспитывающей среды, как совокупности окружающих студентов социально- ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих формированию гражданской позиции, социальной зрелости, готовности к выполнению функций гражданина, патриота, семьянина в обществе.

Необходимость создания социокультурной среды, способствующей формированию профессиональных и общекультурных компетенций студентов. Под гуманитарной (социокультурной) воспитывающей средой мы понимаем относительно устойчивую совокупность вещественных и личностных элементов, окружающих человека, непосредственно влияющих на процесс его профессионализации, социализации и индивидуализации [5].

Педагогические возможности  студенческого общежития заключается в создании хороших материально-бытовых условий для проживающих, в реализации социально-педагогической функции,  направленной на реализацию у молодёжи  коммуникативных, нравственных и социальных качеств личности: гуманности, порядочности, гражданственности, толерантности, ответственности, профессиональной этики с учётом специфики будущей  профессии. Эта работа проводится с учётом психолого-возрастных особенностей молодых людей и, прежде всего, с учётом того, что студенты становятся полноправными членами семей, у них активно формируются гражданские качества, развивается чувство коллективизма.

Формирование и развитие общекультурных и социально личностных компетенций выпускников осуществляется на основе органичного взаимодействия учебного и воспитательного процессов – как в ходе реализации образовательных программ, так и при проведении различного рода воспитательных мероприятий во внеучебное время. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую, проектную, конструкторскую и творческую деятельность, связанную с их профессиональным становлением, является эффективным способом воспитания, позволяющим сформировать у будущего специалиста профессиональные качества, потребности и навыки самообразования.

Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – социально- воспитательной среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии. Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого студента, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

Содержание воспитательной работы направлено на развитие творческого потенциала студентов и сплочения студенческого коллектива. При этом используются традиционные формы работы - проведение бесед,  встреч с интересными людьми, участие в творческих проектах, занятия в спортивных секциях,  конкурсные программы,  познавательные игры, анкетирование, тестирование,  мониторинг, кружковая деятельность, взаимодействие с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, опеки и попечительства, культурно-досуговыми центрами, медицинскими учреждениями, направленное на предупреждение возникновения правонарушений  и разных форм зависимостей, социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, индивидуальная работа со студентами ,имеющими девиантное поведение.

Составным элементом воспитательной работы является внедрение и совершенствование студенческого самоуправления – Совета общежития. Принципиально важным является установление полноценных стратегических партнерских отношений между администрацией колледжа и студенческим самоуправлением, что значимо повышает социальную активность студенчества. В таком партнёрстве нет противоречий, т. к. у обоих участников такого партнерства совпадают цели, именно повышение качества образования и создание условий для становления компетентного конкурентоспособного специалиста. Система самоуправления способствует профессиональному и личностному становлению студентов, воспитанию ответственности и ориентированности на познание и взаимодействие с социумом.

Высокая социальная активность студента, осознание им своего успеха и социальной значимости невозможны без публичного признания и общественной оценки его деятельности. Существует соответствующая система награждения и стимулирования, которая предполагает материальное вознаграждение студентов из средств стипендиального фонда по решению заседания стипендиальной комиссии и моральное поощрение. Одним из направлений деятельности отдела по социальной и воспитательной работе является социальная поддержка студентов, включающая: организацию работы по назначению и выплате государственных социальных стипендий, индивидуальную работу с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; назначение и выплату других форм материальной поддержки студентов, привлечение студентов к волонтерской деятельности .

Результатом воздействия социально-воспитательной среды на формирование  компетентного специалиста  колледжа является приобретение следующих  компетентностей: общекультурной, здоровьесберегающей, языковой коммуникации, социального взаимодействия; гражданско-правовой, организационно-управленческой, ценностно-смысловой; качеств личности: трудолюбие, инициативность, уверенность в себе, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, креативность.  Способность на практике реализовать свой потенциал: знания, умения, опыт, личностные качества  для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сферах.

Список использованных источников:

  1. Пономарёв А.В.и др. Воспитательная среда университета: традиции и инновации. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та,2015.408с ,с.7-24.
  2. Новикова А.А. Формирование социальной компетенции студентов в современных условиях. //Тюмень: ТюмГНГУ,2014г.120с ,с. 18-20.
  3. Борисенко Е.Н. Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов вузов //Вестник Бурятского государственного университета 1.1/2012. с.183-187.
  4. Первутинский В.Г. Развитие социальной компетентности студента в условиях профессиональной подготовки ,2002г. // Материалы сайта кафедры акмеологии  РГПУ им.Герцена.ww/akmeo/ru/
  5. Замураева М.А. Воспитательная работа как фактор развития социокультурной среды вуза//Высшее образование в России.2015.№6.с.124 – 129.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов строительного профиля в учреждениях СПО.

Очень часто молодые специалисты в значительной части оказываются не готовыми к созданию и использованию новых технологий. В связи с этим нормативные документы модернизации российского образова...

Использование MathCad в формировании профессиональной компетентности специалиста при изучении дисциплины Элементы высшей математики

Применение системы компьютерной математики MathCad при изучении дисциплин математического цикла значительно повышает эффективность учебного процесса, помогает преодолеть негативное отношение студентов...

Воспитательная среда ОУ как средство формирования социальной успешности каждого обучающегося.

Воспитательная среда ОУкак средство формирования социальной успешности каждого обучающегося....

Воспитательная среда ОУ как средство формирования социальной успешности каждого обучающегося

Выступление на Педагогическом Совете о формировании усаешности каждгого ребенка....