Мультимедийные музыкально - дидактические игры как средство развития сенсорных способностей инвалидов.
материал

Трофимова Вероника Вячеславовна

Доклад на тему:" Мультимедийные музыкально - дидактические игры как средство развития сенсорных способностей инвалидов" содержит материал о значении и задачах сенсорного развития инвалидов, раскрывает понятия: мультимедия, мудьтимедийная игра, интерактивная игра, музыкально – дидактические игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc102.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Государственное бюджетное учреждение Калужской области

«Реабилитационный центр для инвалидов «Калужский реабилитационно-образовательный комплекс»

Доклад

на тему:

 МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ИНВАЛИДОВ

Трофимова Вероника Вячеславовна

педагог - организатор

г. Калуга                                                          

На современном этапе развития системы образования существенно меняются представления о процессе формирования человека, приоритетах его личностных качеств, жизненных установок и ценностей, предъявляются качественно иные, чем в прошлом, требования, а поиск новых форм и приемов обучения становится не только необходимым, но и закономерным.

Новые образовательные технологии – это разработка и общественная экспертиза инновационных практико – ориентированных образовательных программ, рассчитанных на повышение эффективности образования и достижения государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.

Одно из центральных мест в общей системе воспитательно –образовательной работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении занимает сенсорное развитие и связанная с ним проблема развития практических умений и навыков.

Информационно коммуникационных технологии (ИКТ) объединяют компьютеры, телекоммуникации и аудиовизуальные технологии, а также обладают громадным ростом возможностей обработки данных.

С помощью них можно не только представлять информацию, используя все существующие аудиовизуальные форматы, но и получать данные от пользователя, а процесс обучения сделать более увлекательным, образовательную систему  более гибкой и разнообразной.

Основным информационно – коммуникационным средством, используемым в образовательном процессе, выступают мультимедийные дидактические средства.

Термин Сенсорное развитие (от лат. sensus чувство, ощущение) предполагает формирование у человека процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Сенсомоторное развитие, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию человека, успешной готовности к обучению, овладению им практическими умениями и навыками, его психоэмоциональному благополучию.

Сенсорное развитие человека определяется, как развитие его восприятия, уровнем сформированности представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, величине, форме, положении в пространстве, а также вкусах, запахах, звуках и т.п.

Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, играет важную роль в общем ходе умственного развития человека, основой которого является чувственный опыт.

Уровень сенсорного развития является базисным, это одно из условий успешности любого вида деятельности, эстетического воспитания и становления личности инвалидов.

Сенсорные нарушения у инвалидов не позволяют достигнуть необходимого уровня сенсорного развития для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, успешного обучения, поэтому сенсорное развитие инвалидов имеет крайне важное значение.

Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов осуществляется в результате обследовательских действий, которые впоследствии должны приобрести значение образцов.

Исходя их дидактического принципа «от простого к сложному», при развитии сенсорных эталонов у инвалидов осуществляется постепенный переход от простейших к более сложным опознавательным операциям.

Мультимедиа (англ. multimedia) – конвент, или содержание, которое одновременно передается в разных формах: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном объекте – контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней с помощью определенного набора аппаратных и программных средств.

В настоящее время все игры на компьютере или игровой приставке относятся к мультимедийным играм, так как информация предоставляется пользователю различными способами (аудиальный, визуальный, тактильный), через все возможные виды данных (аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст).

В современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.

Мультимедийные игры — такие игры, в которых игрок взаимодействует с виртуальной средой, построенной компьютером.

Различные форматы мультимедиа данных, возможно, использовать для упрощения восприятия информации потребителем, таким образом, повседневные, обыденные вещи предстают в новом виде.

Интерактивная игра – это активный метод обучения, который основывается на социальном взаимодействии участников (игроков), и организует процесс познания новых знаний и опыта в ходе игрового процесса, либо явившиеся результатом этой игры.

Дидактические игры – один из методов активного обучения,   организуемый в виде учебных занятий, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. 

Музыкально – дидактические игры – это доступный, интересный, полезный вид деятельности, в процессе которого формируются основы музыкального вкуса.

Под сенсорным музыкальным развитием понимается определенный уровень слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанный с выразительными средствами музыки в их простейших сочетаниях.

Предполагается также наличие сенсорных способностей: вслушивания, различения, узнавания, сопоставления, обследования, комбинирования звуковысотных и ритмических, тембровых и динамических отношений в условиях различной музыкальной практики. 

Музыкально – дидактические игры и их разновидности.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний.

У обучающихся с особыми образовательными потребностями в этом отношении наблюдается разноуровневость развития, поэтому необходимо научить их разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать их внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Форма игры очень удобна для восприятия, в любом возрасте человек расположен к игре намного больше, чем к какой – либо другой деятельности.

Для успешного музыкально – сенсорного развития требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает мультимедийные музыкально – дидактические игры.

Основное назначение музыкально – дидактических игр – формировать у инвалидов музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний полученных на музыкальных занятиях.

Соответственно, необходимо, чтобы музыкально – дидактические игры были как можно продуктивнее и обязательно включали развитие игровых действий, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями.

Цель игровых действий – помочь инвалидам в интересной форме услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Игровые правила и действия музыкально – дидактических игр помогает планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении.  Кроме того, музыкально – дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно печатного материала, позволяют обучающимся самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий, могут быть включены в разделы пения и музыкально – ритмического движения.

Музыкально – дидактические игры должны быть: просты и доступны, интересны и привлекательны, только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у инвалидов петь, слушать, играть и танцевать.

Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально – сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании обучающихся естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Оперируя звуками, инвалиды начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях.

В процессе игр не только приобретаются специальные музыкальные знания, но и формируются необходимые черты личности, и  в первую очередь чувство товарищества, ответственности. В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля над собственным исполнением, музыкально – эстетических представлений и музыкально – сенсорных способностей.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они обогащают инвалидов новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, открывают перед обучающимися путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Мультимедийные дидактические средства, используемые в обучении, можно условно разделить на информационные (презентационные) и интерактивные. Информационные, или презентационные, дидактические средства обучения предназначены для более эффективного и наглядного представления обучающего материала. Чаще всего подобным средством обучения выступает мультимедийная (слайдовая) презентация, которая используется при организации и проведении лекционного занятия.

Для создания мультимедийных музыкальных игр можно использовать программу Power Point и её компоненты, такие как Триггер (в переводе с английского означает – спусковой крючок, затвор.), довольно просто создать игру. С помощью триггера можно задать действие любому объекту. Причем последовательность этих действий мы можем выбирать в зависимости от желания и ситуации на занятии. Открывать задание можно по мере его выполнения. Щелчок левой кнопкой мыши по объекту анимирует его, заставляя выполнять заранее заданное действие. Наличие триггеров значительно повышает интерактивность презентации. Авторские педагогические игры предоставляют педагогу возможность индивидуализировать обучение, позволяют регулировать темп и количество решаемых задач, развивают логическое мышление, воображение детей, помогают эффективно закреплять учебный материал, по сравнению с традиционными формами обучения. Мультимедийные занимательные игры в данном случае выступают как средство познавательного развития.

В современных образовательных организациях Smart-доски пользуются всё большей популярностью. Самое увлекательное в том, что с помощью специального программного обеспечения можно создавать игры и упражнения, тем самым делая свое занятие уникальным.

Вторая разновидность мультимедийных дидактических средств — мультимедийные интерактивные средства обучения — предоставляет возможность реагировать на действия, обучаемого в соответствии с определенным алгоритмом. К таким средствам можно отнести электронные обучающие программы различных видов: электронные учебники, электронные учебные издания, электронные справочники и энциклопедии, тестирующие и контролирующие программы.

 «Алиса и Времена года» - музыкальная обучающая программа из серии «Играем с музыкой», основанная на классических произведениях Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» и Антонио Вивальди «Времена Года», представляет собой интерактивную музыкально-дидактическую игру для развития слухового восприятия у обучающихся.
Задачи:

  • развивать способность различать на слух характер музыки, жанры музыки, тембры музыкальных инструментов;
  • формировать способность самостоятельно принимать решение и делать выбор;
  • вызывать интерес к процессу восприятия музыки.

Новая интерактивная музыкальная игра «Алиса и времена года», знакомит Вас с музыкой французского композитора Антонио Вивальди. В этом проекте авторы объединили в одном приключении персонажей и события, происшедшие с ними в хорошо известной всем сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», и музыку из произведения Антонио Вивальди «Времена года». Игра позволяет Вам, помогая Алисе, не только ознакомить детей с музыкой Вивальди, но и попытаться научить их слушать музыку и различать в исполняемых музыкальных фрагментах звучание отдельных музыкальных инструментов.

Циферблат часов - главное меню игры.
За каждой цифрой скрываются разные интересные истории и задания. Многие из них помогут Вам узнать много интересного о музыке и музыкальных инструментах. В этой игре Вас ждут двенадцать заданий - частично они носят информационный характер, частично проверяют, помните ли Вы то, что узнали. Поскольку игра содержит много заданий, то есть, продолжительна по времени, то, естественно, Вам неоднократно придется ее покидать. При этом сохранение игры происходит автоматически. Чтобы продолжить игру с ранее прерванного места - надо нажать на табличку с изображением того же персонажа с тем именем, которое Вы ему присвоили, и указанием заработанных ранее очков. Если Вы начинаете игру сначала, то, после нажатия на медальон с надписью «Начать игру», Вы попадаете в окно создания игрока.
Вам надо выбрать в этом окне из предложенных Вам игроков, с которым Вы будете играть, и присвоить ему любое имя. Нажав кнопку «Создать игрока» Вы подтверждаете свой выбор. Сменить попутчика во время игры Вы не можете. А теперь давите на большую пусковую кнопку и - вперед.

Здесь на правильном циферблате часов под каждой цифрой спрятано условие задания, которое Вам предстоит выполнить. Номер задания в игре совпадает с цифрой, показывающей время на циферблате часов. Нажав на цифру в карте игры, Вы выведете на экран задание этой головоломки и условия, при которых будет считаться, что Вы выиграли. Здесь же, в круге, расположенном под цифрой на циферблате, фиксируются очки, которые Вы получили за выполнение этого задания. В каждой головоломке, предложенной Вам, чтобы задание считалось выполненным, Вам надо заработать пять минут времени, то есть триста очков. Контролировать свои заработанные очки, то есть проследить, сколько Вы уже набрали, сколько осталось до полной победы - Вам помогают песочные часы, расположенные справа от каждого задания на игровом экране. Как только Вы выполняете задание (получаете триста очков), цифра, потерявшая свое место на циферблате сломанных часов (часы - меню), вернется на свое законное место. Чтобы вернуться из иллюстрации к карте игры, воспользуйтесь значком «Назад к карте» в правом верхнем углу. Аналогично, чтобы попасть из карты к сломанному циферблату для продолжения игры, щелкните на значок «Назад к часам» в верхнем правом углу. В центре круга карты игры расположен темный человеческий силуэт, повернутый в профиль. Если щёлкнуть на него, то Вы выводите на экран страницы, знакомящие Вас с краткой биографией композитора Антонио Вивальди.

Компьютер не решает всех проблем, он остается многофункциональным средством обучения, но информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методик, направленных на реализацию инновационных идей и повышение эффективности воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

V. ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ.

1. docplayer.ru

2. multiurok.ru

3. troyashka.ru

VI. ЛИТЕРАТУРА.

1. «Методика музыкального воспитания в д/с». Дошкольное воспитание. Под редакцией Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, и др. 3-е издание, М: Просвещение 1989г.

2. Ветлугина Н.А. «        Музыкально Дидактические игры для детей». Дошкольное воспитание, 1987г №12.

3. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей д/с. М: Просвещение 1986г.

4. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры. М: «Просвещение» 1982г.

5. Орлова Т. «Музыкально-дидактические игры в развитии детей». Дошкольное воспитание, 1984г №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся

Внеклассное мероприятие, направленное на формирование познавательного интереса и творческого развития  учащихся....

Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...

Буклет "Музыкально-дидактические игры, как средство гармонического развития ребенка"

Буклет предназначен для родителей.Включает в себя музыкально-дидактические игры,которые можно провести с ребенком в домашних условиях. Музыкально - дидактические игры направлены на развитие динамическ...

Обобщение опыта по теме «Музыкально-театральные постановки как средство развития творческих способностей детей»

Данный материал был подготовлен для выступления  на районном методическом объединении учителей музыки Чеховского района Московской области и обобщает трехлетний опыт работы автора в качестве руко...

Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".

Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...