Активизация познавательной деятельности студентов
статья

Пещаницкая Зоя Иосифовна

В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие  каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Смоленская академия профессионального образования»

(ОГБПОУ СмолАПО)

Пещаницкая З.И.

Активизация  познавательной деятельности студентов

Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть  часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.

В.А. Сухомлинский.

Именно математика в первую очередь
защищает нас от обмана чувств и учит,
что одно дело - как на самом деле устроены
предметы, воспринимаемые чувствами,
другое дело – какими они кажутся;
эта наука даёт надёжнейшие правила;
кто им следует – тому не  опасен обман чувств.
Л. Эйлер

В настоящее время в России идет становление новой системы  образования. Вопросы активизации учения относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являются: каким образом активизировать учащихся, какие методы обучения необходимо применять чтобы повысить активность? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.

В условиях гумманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности само развивающейся и само реализующейся.

В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие  каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать задачи, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

  • Формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление специалиста.
  • Учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль преподавателя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметнопрактических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.

Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

• готовность выполнять учебные задания;

• стремление к самостоятельной деятельности;

• сознательность выполнения заданий;

• систематичность обучения;

• стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

·        отстаивать свое мнение;

·        принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

·        ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

·        рецензировать ответы товарищей;

·        оценивать ответы и письменные работы товарищей;

·        заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым учащимся непонятные места;

·        самостоятельно выбирать посильное задание;

·        находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

·        создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

·        решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Уровни познавательной активности

Первый уровень - воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

 Второй уровень - интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречал ось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Общий смысл требования активной учебно-познавательной деятельности студентов заключается в том, что это требование имеет два аспекта: внутренний (психолого-педагогический) и внешний (организационный).

Внутренний аспект активной учебной деятельности состоит в том, что она определяется такими компонентами, как

  • интерес к обучению,
  • инициативность в учебной работе,
  • познавательная самостоятельность,
  • напряжение физических и умственных сил для решения поставленной познавательной задачи.

Развитие этих компонентов и составляет необходимое условие организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Внешний аспект активной учебной деятельности школьников состоит в том, что к этой деятельности необходимо привлечь всех учащихся.

Это требование может быть осуществлено только с помощью умелого сочетания фронтальной, групповой, индивидуальной работы учащихся, а также с помощью современных средств индивидуального обучения. Такими средствами являются

  • дидактические материалы с печатной основой,
  • карточки-инструкции,
  • карточки-образцы,
  • средства программированного контроля и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы наряду с изучением понятийного аппарата данной теории постоянно демонстрировались приемы и способы познавательной деятельности.

По своей форме приемы и способы деятельности описываются

а) алгоритмическими предписаниям, алгоритмическими схемами, блок-схемам;

б) правилами и законами логики.

В процессе своей деятельности ученик пользуется готовыми алгоритмическими предписаниями, правилами и законами или самостоятельно их составляет. В первом случае им осуществляется репродуктивная, а во втором — продуктивная деятельность.

Для активизации учебной деятельности учащихся при решении задач полезен также рассмотрение нескольких задач с недостаточными данными или избыточными.

Необходимо  оптимально сочетать методы как субъективного характера, так и объективного.

Субъективный путь организации учебной деятельности — это методы убеждения, объяснения, информирования.

Объективный — создание условий, в которых у учащегося возникли бы мотивы к учебной деятельности, чтобы он начал действовать. И тогда, если сама эта деятельность вызовет у него интерес, удовольствие, радость, азарт, то можно надеяться, что  постепенно возникнет потребность в такой деятельности, а, значит формируется устойчивый познавательный интерес к ней.

Активизацию познавательной деятельности учащихся нельзя представить  без активизации их внимания. Недостаточное внимание мешает ученикам принимать полноценное участие в коллективной работе на занятии, приводит к непониманию учебного материала, плохого запоминания, ошибок при выполнении заданий.

Коллективное и индивидуальное внимание учащихся активизируют такие приемы, как

  • метод эвристической беседы,
  • различного рода дидактические опоры (наглядно-образные или логические схемы, планы-конспекты и т.д.),
  • самостоятельные задания, которые предусматривают активизацию внимания учащихся (например, самостоятельно закончить некоторое тождественное преобразование, решить уравнение, воспроизвести только что изложенное доказательства математического утверждения (или его фрагмент), выполнить задачу, аналогичную уже рассматриваемой  и т.д.),
  • сравнение результата своих действий с образцом (контроль),
  • прием самоконтроля на разных этапах урока
  • "защита работ"
  • рецензирование работ или ответов,
  • самопроверка и взаимопроверки.
  • Использование дидактических материалов в виде карточек, на которых содержатся индивидуальные задания для учащихся. Дидактическая цель этих задач может быть различна, однако они всегда является средством активизации внимания. Для учащихся с недостаточно сформированным умением управлять вниманием (эта черта характерна для тех, кто имеет неудовлетворительную математическую подготовку) можно готовить карточки, к которым прилагается карточка-подсказка. Это —  план выполнения или образец решения аналогичного задания, или алгоритм решения такого рода задач. Может быть также сочетание алгоритма с образцом.
  • Математические диктанты приучают внимательно следить за речью учителя, сразу включаться в выполнение задачи, способствуют выработке определенного ритма работы.

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся.

Принцип проблемности.

Прежде всего в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.

Особенности применения данного принципа в процессе преподавания математических дисциплин требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся.

Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.

Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

Принцип взаимообучения.

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

Принцип исследования изучаемых проблем.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Принцип индивидуализации.

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

·        состав группы,

·        адаптация к учебному процессу,

·        способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

Принцип самообучения.

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Принцип мотивации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, что бы активизировать деятельность учащихся.

 

Факторы, побуждающие учащихся к активности.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:

Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногрупниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер про ведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащихся оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся 

Создание проблемной ситуации.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учащимися. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание  учебной проблемной ситуации.

Использование жизненного опыта.

Одним из средств активизации познавательной деятельности является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто запоминают только то, над чем потрудились их руки, если человек что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся.  Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.

Использование опорных схем.

Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся. Их лучше составлять вместе с учащимися на занятии в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Очень хорошо выполняется такая работа в группах. Каждая группа создает свою модель, фиксирует на листах, которые по окончании работы крепятся к доске. В ходе межгрупповой дискуссии выделяется лучшая модель или корректируются предложенные и создается новая. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.

Одной из основных задач преподавания курса математики является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. О наличии у учащихся вычислительной культуры  можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. А использование методов анализа и синтеза способствует развитию логического мышления учащихся.

Применение тестирования.

Недавно появившаяся в России система централизованного тестирования активно внедряет в образование современные технологии оценки учебных достижений, с одной стороны, и определяет необходимость более четкого и конкретного определения минимума содержания образовательного стандарта по разделам, курсам, предметам, с целью упорядочивания нагрузки студента, с другой стороны. Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения. Метод тестирования позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения. Тестирование позволяет:

  • учитывать индивидуальные особенности учащихся;
  • проверять качество усвоения материала;
  • разнообразить процесс обучения;
  • сэкономить время на опрос;
  • использовать тесты для компьютеризации обучения.

            С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро “диагностировать” овладение учебным материалом большого количества учащихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым учащимся выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.

Использование ИКТ.

Оживляет занятие и использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:

  • возможность обеспечить  индивидуальный режим работы.
  • ещё одним преимуществом является возможность предоставить разную информацию каждому студенту в различном виде;
  • большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации.
  • оптимизация работы преподавателя при подготовке занятия (организация занятий, требующих использование большого количества дидактического материала – иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.).

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и  всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора, как в мире знаний, так и в становлении у студента целостного качества быть личностью.

С помощью обучающих программ студент может моделировать реальные  процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере студент получает возможность довести решение любой   проблемы до конца, опираясь на необходимую помощь.

Участие в олимпиадах.

Использование сети Интернет

Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам;
  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно,
  • выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями; четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника,
  • визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему, и наоборот;
  • отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению,
  • принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу;
  • интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования;
  • воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы “за” и “против” каждой из них.

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого  независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности, не давать остановиться в своем развитии, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Умение заинтересовать математикой – дело непростое.

Система совершенствования методики активного обучения.

Практическая дифференциация обучения реализуется в системе отбора содержания и количества информации по теме в целом и урока в частности. Эту систему составляют:

  • опережающее задание по теме;
  • комплекс дидактических средств, к занятию, основой которого является опорный конспект разно-целевого назначения;
  • оперативное блочное повторение части изучаемого материала;
  • познавательные задания с проблемными ситуациями для более подготовленных учащихся;
  • специальные задания для проверки усвоения знаний менее подготовленных  учащихся;
  •  зачетные задания, предлагаемые учащимся в начале изучения новой темы для последующей работы.

Дифференциация обучения возможна с помощью активных методов нетрадиционных дидактических средств, которые являются источником знаний, основой формирования умений и навыков и направлена на повышение активизации мыслительной деятельности учащихся. Для этого можно применять :

  • Оперативное закрепление одного из вопросов темы урока с помощью карточек-заданий.
  •  Фронтальное устное дифференцированное закрепление изученного на уроке, проводимое «сильным» учащимся с менее подготовленным под руководством педагога.
  • Рецензирование учащимися ответов своих товарищей.
  • Выполнение письменных оперативно оцениваемых заданий (тестов), проверка их по эталонам.
  •  Зачеты с элементами игровых ситуаций.
  • Письменные зачеты.

Современная наука требует не развитие одной личности, а коллектива. Участвуя в коллективном труде человек, познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для окружающих, что он может. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива, педагогов.

Можно использовать  работу «по парам». В паре должен быть «сильный» и «слабый» учащиеся. Такой вид работы можно использовать при изучении и повторении пройденного материала. «Сильный» ученик рассказывает материал «слабому», слабый  слушает, оценивает ответ, после чего они меняются ролями.

Для решения проблемного задания хорошо использовать групповую форму работы.

Работу можно построить в двух направлениях:

1. Разделить всех на группы по уровню их подготовленности. У всех трех групп задания будут разные по сложности. Первыми раскрывают решение поставленной проблемы группа учеников со слабым уровнем подготовленности. Ученики двух других групп слушают и оценивают ответ. Затем отвечает следующая группа. Завершают и обобщают ответ ученики с высоким уровнем подготовленности.

2. Все студенты делятся на группы. В каждой группе по пять человек, из которых один «сильный», один «слабый», остальные со средним уровнем подготовленности. Для всех групп задание дается одинаковое. Это может быть повторение теоретического материала, задание на смекалку, изучение нового материала. Сначала все учащиеся работают коллективно. Затем каждый член группы рассказывает этот материал, один начинает, а следующий продолжает. Завершает работу учащийся с более высоким уровнем подготовленности. Свои ответы они оценивают сообща. Функция преподавателя заключается в контроле качества знаний учащихся. Заслушивая ответ самого слабого , можно оценить всех остальных участников группы (если студент со слабой подготовкой может хорошо рассказать этот материал, значит, вся группа поработала хорошо). Такая форма работы помогает поднять активность и заинтересованность на уроках. При проведении терминологических диктантов, тестов-подстановок (заполните пропуски), дополнений высказываний(дополните высказывание), тестов на выполнение алгоритмических действий на этапе контроля проводится работа с консультантами. Два студента правильно выполнившие задание первыми, собирают работы остальных учащихся и проверяют, оценивая. Критерии оценок оговариваются заранее.

Применение системы методов и средств обучения меняет традиционность занятия, требует соблюдения основных элементов методики, в число которых входит подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала, постановка вопросов и творческих заданий, проведение различных форм закрепления. Такой подход интенсифицирует труд педагога и учащегося, увеличивает возможности педагога, как организатора, воспитателя, наставника. Освобождает его на занятиях от большого объема чисто технической работы увеличивая время для творческой. И так технология активного обучения требует активной подготовки к занятию однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятий, увеличивают творческий потенциал преподавателя и повышают интерес учащегося к учебе.

___________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Неделя истории как форма внеаудиторной деятельности студентов"

Преподавание дисциплины «История» требует активизации и поиска новых методик, позволяющих значительно повысить эффективность обучения вообще и внеаудиторной работы  по дисциплине в частности.Неде...

"Организация самостоятельной и творческой деятельности студентов"

Проблема обучения и воспитания чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Деятельность преподавателя постоянно изменяется под воздей­ствием большого числа факторов, как внутрен...

Статья - Совершенствование познавательной деятельности студентов и дидактической деятельности преподавателя в системе модульного обучения

Выполнен сравнительный анализ традиционного и модульного обучения. Согласно полученным данным установлено, что традиционное обучение не обеспечивает выполнение всех тех задач, которые сегодня стоят пе...

Деятельность студентов математического клуба "Пи", как средство развития проектной деятельности.

Вопросы мотивации учения и активизации познавательной деятельности, развитие творческих способностей обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогики. Вопросы моти...

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

В современном мире более чем в какие-либо предшествующие эпохи, единственным постоянным фактором  являются перемены. Изменения, происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволя...

статья Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов, что  способствуе...