Диагностика эмоциональной учебной мотивации старшеклассников
методическая разработка (11 класс)

Пырьев Евгений Александрович

Аннотация. В работе  (методическая разработка) представлена проблематика эмоциональной учебной мотивации старшеклассников. Дается определение данному явлению. Теоретические и практические аспекты эмоциональной мотивации рассматриваются на примере учебной деятельности старшекласников. Теоретическая часть исследования посвящена природе эмоций и содержанию их мотивационного потенциала. Истоки данного явления видятся в предметности эмоций, проявляющихся в связях человека с различными сторонами его жизнедеятельности. Эмоция в качестве неосознаваемого мотива побуждает непреднамеренные действия в сторону предмета связи. Существует эмоция на нескольких уровнях функционирования человека: нейрофизиологическом, физиологическом, психологическом и поведенческом. Первые два уровня обеспечивают появление эмоции, которая затем реализуется в двигательных реакциях и развернутом поведении в адрес предмета связи. Реализация двигательной программы со временем приводит к осознанию эмоций и снижению их мотивационного потенциала. Практическая часть исследования реализована посредством авторской методики - тест "Цветовые ассоциации". Дано описание процедуры диагностики, представлен стимульный материал, дана характеристика результатам диагностики.

Ключевые слова: эмоция, мотивация, мотивационная установка, непреднамеренные действия, эмоциональная учебная мотивация старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_emotsionalnaya_motivatsiya.pptx90.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика эмоциональной учебной мотивации Пырьев Евгений Александрович, кандидат психологических наук, доцент, психолог ГБУ ЦППМСП Выборгского района г. Санкт-Петербург Проспект Костромской, 7, тел. 8 (812) 553 18 75 Методическая разработка: Диагностика эмоциональной учебной мотивации

Слайд 2

Эмоция является побудителем (мотивом) активности - поведения Эмоция обладает следующими мотивационными характеристиками: предметность (тесно связана с предметом, например, с конкретным учебным предметом, человеком, вещью, событием), идеоторность (на неосознаваемом уровне оценивает предмет или событие), идеомоторность (обладает моторной функцией) Эмоция – это досознательная мотивация, поэтому в отношении предмета разворачивает непреднамеренные действия, отвечающие одной из базовых эмоций. Непреднамеренное поведение приводит к осознанию эмоциональных детерминантов и их смене

Слайд 3

Диагностика эмоций, которые человек переживает в отношении учебы или общения – есть диагностика эмоциональной мотивации деятельности Диагностика эмоций осуществляется с помощью восьми цветов известных в психофизиологии: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Каждому цвету соответствует эмоция

Слайд 4

Цвета диагностики эмоциональной мотивации

Слайд 5

Психологическое содержание цветов Синий – переживание в адрес предмета эмоций покоя и удовольствия. В непреднамеренных действиях реализуется стремление к эмоциональному и физическому удовольствию и комфорту; Зеленый – переживание интереса (любопытство). Возникает непреднамеренное желание осваивать материал, изучать, преобразовывать его; Красный – переживание эмоций злости и гнева. Стремление к достижению, обладанию, лидерству, преодолению преград; Желтый – радость, бодрость. Видение перспективы, стремление раскрыться, изменить ситуацию в свою пользу

Слайд 6

Психологическое содержание цветов (продолжение) Фиолетовый – эмоция равнодушия. В мотивационном плане уход от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, фантазирование; Коричневый – эмоция отвращения; переживание тревоги и беспокойства; усталость, переутомление. В непреднамеренных действиях – уход от предмета, стремление к разрушению связей; Черный – эмоция страха. В действиях - избегание трудностей, пассивность, уход от травмирующих ситуаций; Серый – печаль, горе, страдание. В действиях пассивность, стремление к уединению, социальной изоляции

Слайд 7

Группы мотивационных эмоций Уход от учебной деятельности и нежелание учиться – показатели группы «разрушающие связи эмоции» (печаль, страх, отвращение); Покой и стремление к комфорту являются показателями группы «эмоции, сохраняющие энергию» (удовольствие, равнодушие); Настойчивость и решительность, демонстрируемые в учебной деятельности, являются показателями группы «преодолевающие препятствия эмоции» (злость, гнев); Активное изучение учебного материала, стремление к интеллектуальному развитию являются показателями группы «созидательные эмоции» - радость, интерес

Слайд 8

Непреднамеренные действия эмоций.1. Переживание эмоций «разрушающие связи» (печаль, страх, отвращение), побуждает на уход от учебных занятий и общения. Непреднамеренные действия уводят познавательную активность от учебного процесса. Например, в действиях эмоции страха много форм защитного поведения: пассивность, оцепенение при ответах на уроке; в действиях эмоции печали - больничные, опоздания по разным причинам на занятия, их пропуски; в действиях эмоции отвращения – «сидение» в социальных сетях, скаченных с интернета рефератов. Группа «сохраняющие энергию эмоции» (удовольствие, равнодушие). Учащиеся довольны своей учебной деятельностью, однако пребывают в некотором успокоении. В их непреднамеренных действиях отсутствует инициатива, познание, овладение учебными навыками, но есть некоторое пассивное времяпрепровождение. Если в эмоции удовольствия есть некая познавательная активность, то эмоция равнодушия часто граничит с ничегонеделанием. В какой-то степени переживание эмоции равнодушия говорит об эмоциональном безразличии. Как правило, переживающие данную эмоцию, находятся на этапе определения целей жизни, которые не связаны с текущей деятельностью.

Слайд 9

Непреднамеренные действия эмоций.2. Группа «преодолевающие препятствия эмоции» (злость). Непреднамеренные действия, переживающих эмоцию злости в адрес уроков имеют демонстративный активно-познавательный характер. Переживающие эмоцию злости соглашаются на многие учебные и научные мероприятия, от которых другие отказываются. Мотивированные эмоцией злости, интуитивно понимают, что не дотягивают до уровня успешного ученика, поэтому проявляют упорную активность, настойчивость, которая заканчивается укреплением связей или, наоборот, ростом разочарования и ухода от учебных занятий. Мотивационная группа «созидательные эмоции» в поведении демонстрирует готовность, участие, своевременное и качественное выполнение заданий. Мотивированные учащиеся активны в познании учебных дисциплин, они дисциплинированы, ответственны, пунктуальны; в целом такие учащиеся демонстрируют наличие самомотивации .

Слайд 10

Процедура диагностики эмоциональной учебной мотивации и общения С целью диагностики эмоциональной учебной мотивации испытуемому дается следующее задание: «Добрый день! Для исследования необходимо увидеть (представить) стороны твоей учебной деятельности и общения в цвете. Выбирать нужно из 8-ми карточек: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный и серый. С цветом учебников и аудиторий не ассоциировать. От явления к явлению цвета могут повторяться». Испытуемый размещается за столом, где на белой бумаге форматом А4 раскладываются карточки в порядке чередования последовательности «темных» и «светлых» цветов. В исследовании важно обеспечить отсутствие внешних помех для участников, подсказок со стороны других. В бланке ответов испытуемый напротив стороны учебной деятельности и общения выставляет цвет.

Слайд 11

Бланк ответов по диагностике эмоциональной учебной мотивации Н/ п В каком цвете ты видишь: Школу, в которой учишься: Уроки русского языка: Уроки алгебры (математики): Уроки химии, биологии, географии, истории ……: Написание рефератов: Экзамены переводные; Другое по необходимости

Слайд 12

В диагностике эмоциональной учебной мотивации важно узнать характер межличностных отношений, которые выступают в качестве триггера высокой или низкой мотивации В каком цвете ты видишь: Мать, Отца, Брата, Сестру, Свою семью, свой дом ….. Одноклассников мальчиков, девочек, классного руководителя, своих друзей Ассоциация цвета с членами семьи или с одноклассниками показывает основные причины низкой или высокой эмоциональной учебной мотивации. Например, нежелание ходить в школу объясняется эмоциями страха, печали и отвращения в адрес одноклассников; нежелание выполнять поурочные домашние задания имеют в качестве причины эмоции той же модальности в адрес родителей или одного из них

Слайд 13

Степень выраженности эмоциональной учебной мотивации определяется исходя из доминирования определенных цветов, например: «высокая эмоциональная мотивация», если в ответах испытуемого более 70 % цветов «ярких»: желтый, зеленый, синий, красный; «низкая эмоциональная учебная мотивация»: более 70 % «темных» цветов: черный, серый, коричневый, фиолетовый; «средний уровень эмоциональной учебной мотивации»: 50/50 «ярких» и «темных» цветов.

Слайд 14

Показатели деятельности, в которых эмоциональная мотивация объективируется Академическая успеваемость учащихся и студентов Уровень абсентеизма (различные формы ухода от деятельности: больничные, пропуски по «уважительной» причине, опоздания) Оценка себя как ученика (например, по 10-ти бальной шкале) Вовлеченность в общественно полезную деятельность Интересы и хобби (многочасовое увлечение компьютерными играми (например, « стрелялками ») говорят о трудностях в учебе) Социальные связи и отношения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика «Изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам»

Для диагностики используются  следующие виды анкет:  Анкета «Изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам», Анкета «Коммуникативная культура педагогов глазами ученико...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся ....

Диагностика уровня учебной мотивации (методика М.И. Лукьяновой)

Методика М.И. Лукьяновой используется для диагностики мотивации старшеклассников 10-11 классов...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении в различных творческих объединениях (студиях, секциях)...

Методика Дубовицкой Т.Д. «Диагностики направленности учебной мотивации»

Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности:Неосознанный интерес, навязанныйизвне или на уровне любознательности (мотив случайный, кратковременный);Интерес иногда поддерживается са...

Диагностика учебной мотивации старшеклассников

Диагностика учебной мотивации старшеклассников использовалась для исследования развития учащихся на уроках химии...

Диагностика мотивации учебной деятельности (методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))

Диагностика мотивации учебной деятельности(методика диагностики направленности учебной мотивации  (по Дубовицкой Т.Д.))...