выступление на августовском семинаре
методическая разработка

Хабибулина Алла Валерьевна

Тема выступления "Формирование социальных компетенций обучающихся средствами историко-краеведческого музея "Малый уголок Великой России - Аул Кошкуль".

Выступала: Хабибулина Алла Валерьевна (смотритель школьного музея)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музей20.48 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                            Аулкошкульская основная школа

Тема педагогической конференции: Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей Чановского района по средствам внедрения рабочих программ воспитания, развития системы дополнительного образования, работы по развитию функциональной грамотности и цифровизации.

Тема: Формирование социальных компетенций обучающихся средствами историко-краеведческого музея Малый уголок Великой России»

                                                                                                Хабибулина Алла Валерьевна

                                                        2021

Одна из задач современной школы – создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Каждое учебное заведение самостоятельно находит свой путь ее решения исходя из его специфики и потенциала.

  В МБОУ Аулкошкульской ОШ в 1991 году был открыт историко-краеведческий музей «Малый уголок Великой России». Одной из целей работы музея  является – привлечение обучающихся к общественно-значимой деятельности, включение в разнообразные социальные отношения, способствующие усвоению социального опыта и ценностных ориентаций.

    В основу организации деятельности музея как общественной организации положены следующие принципы:

  • Принцип ценностной ориентации  (включает в себя формирование позитивной системы ценностей подростков);
  • Принцип взаимодействия с различными общественными институтами (выражающийся в партнерстве с органами управления, музейным сообществом, общественными организациями);
  • Принцип воспитания на традициях (культурных, боевых, трудовых);
  • Принцип личностно-ориентированного подхода (предполагает использование активных и интерактивных форм и методов работы, создание возможностей для реализации индивидуальных программ для одаренных детей, занимающихся на базе музея исследовательской работой).
  • Принцип комплексности  (сохранение региональных культурных традиций и особенностей в условиях многообразного этно-конфессионального сообщества);
  • Принцип межпредметности (интегративный потенциал краеведения позволяет включать в свое содержание различные знания и формы практики.

Музейное пространство создает все условия для участия обучающихся в интересной для них общественно полезной деятельности, в привлечении учащихся к проектированию социальных программ и акций.

Все составляющие образовательного процесса в современных условиях предполагают формирование с помощью деятельностного подхода ключевых компетенций. Школьный музей логически вписывается в общую систему воспитания, имея все условия для осуществления соответствующих видов деятельности

  1. Экскурсоводческая деятельность.

Образовательное значение этого вида деятельности заключается во влиянии, которое она оказывает на усвоение и качество знаний по литературе, истории, географии и т.д. При этом учащиеся не только закрепляют знания, но и приобретают новые, например практику публичных выступлений, развивают навыки устной речи, становятся пропагандистами истории своей малой родины.

  1. Научно-исследовательская деятельность.

На базе музея ведется научно-исследовательская деятельность учащихся. Работая над исследованием ученик получает возможность обрести навыки анализа научной и краеведческой литературы, работая с документами и архивами, овладеть с методикой научного исследования и основами подготовки письменной работы.

Научно-исследовательская деятельность дает возможность привлечь внимание учащихся к каким – либо историческим фактам, по-новому их осмыслить, уточнить.

  1. Культурно-образовательная деятельность включает в себя образовательную программу музейных уроков. В основе музейного урока лежит музейный предмет «вещь», которая становится источником информации. Особенность музейных образовательных программ – использование различных форм проведения музейных уроков.
  2. Познавательная деятельность.

Музей имеет разнообразные источники, с помощью которых учащиеся могут пополнить и углубить знания по многим предметам.

  1. Ценностно-ориентировочная деятельность.

Вся деятельность музея ориентирована на формирование нравственно-духовного идеала у школьников, категорий добра, чести, совести, ответственности. Использование краеведческого и народоведческого материала, высвечивание положительных моментов в истории, быте, традиционной культуре народа в прошлом и настоящем, в деяниях великих людей и простых тружеников, в национальном характере способствует самовоспитанию, саморазвитию учащихся.

  1. Коммуникативная деятельность.

Освоение особого языка экспонатов, осмысление исторических событий, постоянное внимание к народному слову – все это развивает языковую личность, формирует коммуникативные способности, учит понимать и уважать старшее поколение, общаться с ним.

  1. Преобразовательная деятельность.

На всех музейных уроках подчеркивается созидательность народа. Творчество учащихся показывает преемственность поколений, что направлено на развитие потребности и способности детей и подростков к преобразовательной деятельности.

  1. Эстетическая деятельность.

Приобщение к народной культуре способствует выработке идеалов подлинной красоты, культурных навыков, вызывает стремление к эстетической деятельности.

     Одним из перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательный процесс является проектный метод. Проектная технология способствует формированию ключевых компетенций обучающихся. Проект выполняется учеником в том случае, если тема проекта выбрана самим учеником и вызывает интерес, имеет практическое применение, значимость для школьника, востребована в дальнейшей жизни. Проектная технология способствует формированию ключевых компетенций обучающихся. Определяя проблему, пути ее решения формируют проблемную компетенцию, работа в парах или в группах в ходе группового проекта совершенствует коммуникативную компетенцию. Учебно-познавательная компетенция проявляется в умении организовать работу, спланировать, осуществлять самооценку деятельности и конечного результата.

    Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, мы вправе утверждать, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования. Поэтому «музейность» обретает здесь новое качество: передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея. Музей в школе способствует социализации подростков, является средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

Музей образовательного учреждения сегодня – не отдельно стоящий институт, а одно из ключевых звеньев образовательной и воспитательной работы в школе, работа которого тесно взаимосвязана с новой программой воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.

Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...

Закон «Об образовании в Российской Федерации» ( выступление на августовском совещании в 2011 г.)

Закон  «Об образовании»  должен быть предельно ясным для всех, кто им руководствуется, четко регламентировать и защищать права обучаемых и...

Выступление на августовском семинаре учителей математики

В выступлении дан анализ работы районного МО учителей математики и намечены основные направления работы в 2011-2012 уч.году...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Обобщение педагогического опыта на августовском семинаре преподавателей- организаторов ОБЖ на тему: «Работа преподавателя-организатора ОБЖ по военно- патриотическому воспитанию школьников в процессе предметного обучения».

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, ...

Выступление на августовском семинаре по теме "Применение наглядных методов на уроках музыки"

методический семинар преподавателей образовательной области "Искусство"....

Выступление на августовском семинаре 2022 г

Выступление на августовском семинаре работников образования по теме: "Комната детских инициатив"...