АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
статья

Кочергина Елена Сергеевна

В настоящее время особенно актуальной стала проблема межкультурного конфликта, терпимого отношения к людям иной национальности и культуры. Сам по себе межкультурный конфликт - это конфликт картин мира, интерпретаций и установок, присущих тем или иным группам, так как национальная картина мира особенно интимным образом связана с духовной жизнью личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adekvatnaya_samootsenka_kak_uslovie_razvitiya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ

 ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ

(учитель начальных классов, Кочергина Е.С.)

Жизнь современного человека до предела перегружена сложными ситуациями, требующими умения разрешать многочисленные противоречия между людьми. Конфликтные ситуации возникают во всех социальных сферах. Конфликт – это один из видов социального взаимного взаимодействия, участниками которого могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий и противоборствующих сторон со своими взаимонесовместимыми потребностями, интересами, целями. Весь процесс функционирования состоит из конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем больше дифференцировано общество, тем больше несовпадающих и взаимоисключающих интересов, целей и, следовательно, больше источников для потенциального конфликта.

В настоящее время особенно актуальной стала проблема межкультурного конфликта, терпимого отношения к людям иной национальности и культуры. Сам по себе межкультурный конфликт - это конфликт картин мира, интерпретаций и установок, присущих тем или иным группам, так как национальная картина мира особенно интимным образом связана с духовной жизнью личности. Главная задача межкультурных конфликтов - соединиться «своим» и размежеваться с «чужими». Следует сказать, что в реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встречаются. Реальные отношения предполагают наличие целого множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между представителями различных культур лежит незнание культурных особенностей партнера по коммуникации. Чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их взаимоотношения, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации.

Одной из таких форм поведения является агрессивное поведение основанное на превалировании негативного эмоционального фона с минимальным участием волевого усилия, нацеленное на подавление или причинение вреда другому человеку, не желающему подобного обращения, здесь следует уточнить, что нельзя рассматривать агрессивное поведение как форму проявления уверенности в собственных силах и собственном благополучии. В данном случаи речь идет, скорее всего, о таком психологическом феномене, как самоуверенное поведение, когда искажается оценка собственного эмоционального состояния (замена управления самоконтроля) вместе с изменениями в самооценке личности (завышенная самооценка, которая проявляется в негативном эмоциональном фоне по отношению к другим и позитивном эмоциональном состоянии по отношению к себе). Поэтому можно предположить, что люди с завышенной самооценкой в качестве способа разрешения конфликта выберут такой метод как «конкуренция». Именно метод конкуренция приводит к доминированию одного партнера над другим и использует девиз: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Конкуренция чаще всего возникает при переоценке себя и недооценке противника.

Еще одна малоэффективная форма поведения в конфликте – неуверенное пассивное поведение. Данная форма поведения характерна для тех, кто обычно невысокого мнения о своей личности и чувствуют себя неловко почти во всех жизненных ситуациях, испытывает чувство неполноценности и эмоциональный дискомфорт, а значит, имеет низкую самооценку. В качестве способов разрешения конфликта такие люди, вероятнее всего, выберут метод уклонения и сглаживания. Уклонение выражается в игнорировании, избегании и фактическом отрицании конфликта. Неуверенный в себе человек просто надеется, что все само собой утрясется, и не нужно будет прилгать волевые усилие для отстаивания своей позиции. Сглаживание предполагает ущемление собственных интересов, уступки одного человека (как правило, неуверенного в себе) ради выгоды другого. Все вышеперечисленные формы поведения и соответствующие им методы разрешения конфликта являются деструктивными, так как не предполагают равноправия партнеров и ущемляют интересы одной из конфликтующих сторон. В качестве конструктивных способов разрешения конфликта выступают метод сотрудничества и метод компромисса. Сотрудничество – это форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение интересов обеих сторон более важно, чем решение вопроса. При сотрудничестве ни одна из сторон не стремится добиться цели за счет другой. Компромисс подразумевает открытое обсуждение мнений и позиций, направленное на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. Преимущество такого исхода – взаимная уравновешенность прав и обязанностей и легализация претензий. Однако сотрудничество и компромисс являются не только самыми конструктивными, но и самыми сложными методами разрешения конфликта, так как требуют от личности позитивной оценки результатов собственных действий, смелости в постановке целей, инициативы, умения находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, честного выражения чувств, социальной компетентности. Такими качествами обладают люди с адекватной самооценкой (средней или достаточно высокой). Они используют уверенные модели поведения в различных жизненных ситуациях, поэтому можно предположить, что именно они выберут сотрудничество и компромисс при решении конфликтных вопросов. Именно у таких людей зарождается толерантное отношение к людям других культур.

Толерантность – это, прежде всего, «...правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Толерантная среда, является необходимым условием, способствующим обеспечению формирования основного мировоззренческого и социально-нравственного мышления. Толерантная среда должна базироваться на гуманистических, нравственных ценностях и создавать условия для интерсубъектного процесса образования и воспитания, развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурные ценности. Цель нашего исследования - выявить, влияет ли самооценка и соответствующая ей форма поведения на выбор метода разрешения конфликтных ситуаций. В исследовании принимали участие 30 студентов 1 и 3 курсов факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Юго-Западного государственного университета. Анализ результатов исследования показал, что 70% студентов 1 курса имеют адекватную самооценку. Из них в качестве методов разрешения конфликтов 33% первокурсников выбирают сотрудничество, 11%- компромисс, 22%- уклонение, 22%- конкуренцию, 11%- сглаживание. Таким образом, 44% студентов с адекватной самооценкой выбирают конструктивные методы разрешения конфликтов. 15% студентов 1 курса имеют низкую самооценку, в качестве методов разрешения конфликтов они выбрали уклонение и сглаживание. 15% первокурсников имеют завышенную самооценку, для разрешения конфликтов они используют конкуренцию и сотрудничество. Среди студентов 3 курса 82% студентов имеют адекватную самооценку, из них в качестве метода разрешения конфликта 42% выбирают сотрудничество, 30%- компромисс, 14%- сглаживание и 14%- конкуренция. 18% студентов имеют завышенную самооценку, из них 65% выбирают конкуренцию и 35%- компромисс. В целом наше предположение о том, что адекватная самооценка обусловливает выбор конструктивных методов разрешения конфликтов, подтвердилась. Однако выбор студентов 1 курса является неравномерным. Возможно, это можно объяснить возрастными особенностями ранней юности, когда еще сохранились признаки подросткового периода. Характерные для этого возраста негативизм, стремление к самоутверждению, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, склонность к крайним суждениям и оценкам провоцируют выбор юношами девушками метода конкуренции. Другим, наоборот, из-за несформированности системы ценностей, внутренней позиции личности, поведенческой регуляции проще уклоняться от разрешения проблемы, затрачивая минимум эмоциональных сил и волевых усилий. К юношескому возрасту (3 курс) стабилизируются основные личностные критерии и характеристики, молодой человек приобретает признаки взрослости и готов к конструктивному решению проблем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Льюис Р.Д. деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию [Текст] / Р.Д.Льюис; Пер. с англ. Т.А.Нестика. – М.: Дело, 2001.2.

2. Никитина Е.А. Этика деловых отношений. Организация самостоятельной работы студентов: учебное пособие / Е.А.Никитина; Юго-Зап. Гос. Ун-т; Курск, 2011.3.

3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения [Текст]: учебник для нач. проф. Образования / Г.М. Шеламова.- 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», Декларация принципов толерантности //Век толерантности: Научно-публицистический вестник. -

М.: МГУ, 2001. -Вып.1. С. 62-68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании адекватной самооценки старших подростков

Высветить проблемы формирования подростковой самооценки; обсудить с родителями способы поддержания самооценки подростков....

Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученика

Школьное образование, на современном этапе,  должно создать условия для  становления и развития образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответствен...

Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученика

Школьное образование, на современном этапе,  должно создать условия для  становления и развития образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответствен...

Родительское собрание на тему "Позитивная самооценка как условие успешного развития личности"

Родительское собрание призвано познакомить родителей  с понятием « самооценка личности», ознакомить с научно обоснованными подходами к  решению проблемы формирования у детей положительной ад...

Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученика.

Картотека приемов формирования навыков самооценки...

«Формирование адекватной самооценки у детей и подростков группы риска в условиях социально-реабилитационного центра».

Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире.   Поэтому перед  образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Чтобы не оказаться беспомощным...