Статья "Создание математической сказки на уроках математики"
статья

Пономарева Татьяна Ивановна

Перед школой стоят задачи повышения общего уровня знаний  обучающихся, подготовке их к дальнейшему образованию  и самообразованию. В основе обновления образования, его перестройки лежит проблема развития творческой личности, которая предполагает полное обеспечение возможностей для самораскрытия и самосовершенствования. Школьному предмету - математике должна быть  отведена  ведущая роль в развитии других  дисциплин, а также в учебном плане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему "Создание математической сказки на уроках математики"

Без уважения к математике - мудрейшему творению древности не может  быть перспективных технологий и экономического благополучия в стране.

Перед школой стоят задачи повышения общего уровня знаний  обучающихся, подготовке их к дальнейшему образованию  и самообразованию. В основе обновления образования, его перестройки лежит проблема развития творческой личности, которая предполагает полное обеспечение возможностей для самораскрытия и самосовершенствования. Школьному предмету - математике должна быть  отведена  ведущая роль в развитии других  дисциплин, а также в учебном плане.

Обучение математике определяется  многими факторами, но ведущая роль принадлежит учителю: его позиции в обучении, его методам обучения, его профессионализму, той атмосфере, которая создается в классе на уроке, отношениям между учителем и учеником.

Современное обучение  требует активного общения обучающихся и их совместной  работы с одноклассниками, учителем, совместного творчества, увлечения самим познавательным  процессом, развития ума и творческих способностей.

Учителю необходимо так строить учебный процесс, чтобы ученик сам захотел добывать  знания, чтобы работа его имела  смысл  и,  наконец, чтобы ученик работал на уроке не только головой, но и руками. Отношение учителя и ученика строятся на равных. Учитель направляет деятельность ученика. Сам же ученик должен иметь право на свободный поиск, который не всегда  может  заканчиваться удачей, но это будет его путь в добывании знаний. Ученик получает право на самооценку – самое ответственное, самое серьезное и самое трудное право.

Знание ученика – это точка отсчета учебы. С развития знаний начинается учебный процесс.

В процессе учебы мы сталкиваемся с простой истиной: никто не хочет учиться, но все хотят много знать и многое уметь. Задача учителя состоит в том, чтобы побудить  у ребенка понимание того, что учиться просто необходимо и что одного желания много знать, недостаточно, нужно приложить огромные усилия, силу воли, терпение, чтобы эти знания добыть.

В течение всего обучения в школе ученик  нанизывает знания, как бусинки,  на нить и  нужно, чтобы нить эта не оборвалась.

Каждый урок, проводимый в школе, должен сделать детей способными прожить момент поиска знаний, научить применять  их в нестандартных ситуациях, чтобы при выходе из школы  ученик  смог  сам конструировать знания.

Психологи утверждают, что ребенок осознает себя как личность только тогда, когда он сам активно участвует в учебном процессе, когда он сам описывает свои  действия, мысли и описывает их не только для себя, но и для многих других.

На всех предметах в школе мы пишем, пишем. Но для кого мы это делаем?

Оказывается все, что мы пишем, решаем, адресовано лишь одному – учителю, а это  постепенно утрачивает желание писать. Чтобы оценить творческую работу, в которой обучающийся что-то сочиняет, пишет, нужен более широкий круг  читателей. Для развития творческих  способностей к математике, считал  академик  Колмогоров,  необходимо  выйти  за пределы математики и развивать  у ребенка общекультурные интересы: к музыке, искусству. Математическое  развитие невозможно без повышения общей культуры. Работая  в школе много лет учителем математики, познакомилась и изучила  многие передовые педагогические технологии:                                

  • технологию проблемно – развивающего обучения, которая является инструментом для развития мышления и формирования творческой деятельности, поддержания интереса к предмету, играющую роль  мотива к учебной деятельности;
  • технологию нестандартного ведения урока: « делать большие и маленькие открытия на учебном материале урока» (опыт А.Окунева  в книге « Спасибо за урок, дети!»)
  • технологию ведения творческих мастерских, направленную на раскрепощение мысли ученика, на создание на уроке атмосферы творчества, совместного труда учителя и учащегося.  А.Окунев кн. «Учить не уча!»

Готовлю и провожу творческие мастерские в различных классах, по различным темам. Использую  элементы творческих мастерских на уроках.

Технология сочинения математических сказок повышает интерес к математике.

Работа по созданию математических сказок кропотливая и сложная, она  должна сочетаться с другими формами ведения урока, содержательно дополняя их.

Создание математических сказок предполагает не только  умение фантазировать  на математические темы, но и владение грамотной русской речью, а также, правильное применение математических понятий. Увлеченно сочиняя сказку, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое непроизвольно.

Поэтому  основной акцент написания математических сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения  самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.

Работа по созданию сказок увлекательна, она требует эмоционального настроя, требует работы головы, души и рук, как ученика так и его учителя.

Обычно работу по формированию умения сочинять математические сказки я начинаю с чтения одной из сказок Феликса Кривина  или  с пересказа  сказки учителем.

Потом предлагается учащимся  на первых этапах работы со сказкой – воспроизвести ее, записав в тетради, а затем уже - предлагать желающим придумать свою сказку. Домашнее задание написать сказку  является нетрадиционным для урока математики и поэтому вызывает живой интерес  у ребят. Каждому хочется проверить: а сможет ли он сам реализовать свой творческий замысел, как оценит сказку учитель, как отнесутся к его работе одноклассники?  Все это повышает ответственность и самооценку ученика.

Дети с нетерпением ждут урока, на котором будут их сказки прочитаны и оценены.

Учителю  необходимо очень осторожно и тонко оценивать  особенно первые попытки по написанию сказок.

Когда учитель положительно  оценивает рождение новой мысли, нового взгляда на ситуацию и обращает на это внимание  одноклассников, то у ребенка  возникает понимание сопричастности  к рождению новой мысли.

Учитель должен сказать детям, что  он верит в их силы, вместе с ними разделяет удачу каждого, всегда готов помочь детям, направить их работу.

Создание творческих заданий как сочинение математической сказки является совместным творчеством ученика и учителя.

Не случайно Л.Н.Толстой писал: « Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет  только подражать, копировать; так как мало таких,  которые бы, научившись копировать, умели бы сделать что-то самостоятельно».

Банальность мысли рождается от привычки  копировать,  от механически принятого стандарта, а  это  враждебно всякому  творческому  началу.

Дети видят мир по-своему, каждое явление  для них - открытие, и слова, которыми ребенок называет увиденное,  почти всегда звучат поэтично и оригинально.

Создание сказок – один из самых интересных для детей видов творчества, и в то же время – это важное средство умственного развития и расширение словарного запаса.

Чем больше ребенка волнует слово, тем лучше  оно запоминается,  и сказки запоминаются как бы сами собой. От такого запоминания   память становится крепче и острее.

В последние годы в школах растет число обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья. Эти дети  обучаются совместно с детьми, занимающимися по основным образовательным программам.

Учителю необходимо построить работу на уроке так, чтобы и те и другие  дети чувствовали себя комфортно и получали знания в полном объеме.

Очень сложно вести  уроки в интегрированном классе, особенно когда половина обучающихся с ОВЗ (7вида).

Сколько вопросов возникает по организации каждого этапа урока, сколько перепробовано различных методов, приемов по организации  учебной деятельности с таким составом обучающихся.

Начало урока в интегрированном классе - один из самых важных его этапов.

На каждый отдельный вид работы нужен определенный настрой. Для этого существует процедура « входа в урок» -  психологически настрой  на действие, который  должен вызвать эмоциональный отклик у детей, поставить их с условие необходимости разрешения ситуации или решения задачи.

Большую пользу в этом  могут сыграть различные формы изложения мысли, в том числе и сочинение математических сказок.

Готовясь к открытому уроку для своих коллег, решила показать им занятие по сочинению сказки на учебном материале с опорой на знания обучающихся, их опыт, смекалку, сообразительность.

( презентация урока « Волшебный треугольник» в 5 классе)

Там, где  находится место математической сказке, царит хорошее настроение.

Творческий процесс, знакомый ребенку с самого раннего детства, и умение работать, без которого творчество невозможно, создают условия необходимые для успешной учебы в школе. Создание условий, которые бы обеспечивали ребенку успех в школе, ощущение радости учебного труда – одно из главных условий  становления личности ребенка.

Ученика нужно хвалить за маленький шаг вперед, вселить в него веру в успех. Даже самые маленькие достижения  порождают в нем уверенность, желание мыслить, творить, действовать. Творчество ребенка становится востребованным. Это позволяет привить вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют  развитию математического мышления и стимулируют мыслительный процесс, который приносит радость познания. Детский ум, детская душа, детское сердце творит сказку непроизвольно, органично.

Ученик верит в чудеса, верит в волшебство.

Он работает с радостью и увлечением, у него крепнет желание не просто учиться, а учиться хорошо.

 А это является одним из главных критериев оценки учительского труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Урок сказка для урока математики в 5 классе

Данный урок можно применить при учениии темы " Действия над натуральными числами" в 5 классе...

Проект модуля"Схематизация математического текста на уроках математики как развитие метапредметного умения"Знак""

Цель модуля:обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов....

Сказка на уроке математики

Тезисы Сказка на уроке математикиПопкова Т.И, учитель математики, ГСУВУ «Кемеровская специальная СОШ», <266-396-788>       Основой дидактической игры на уроке ...

О МОТИВАЦИОННО-ПРОГНОЗИРУЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЯХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Создание благоприятных условий для развития учащихся, исполь­зование их внутренних резервов, физических и духовных возможнос­тей обеспечивают в процессе учебной деятельности надлежащий пси­хологически...

математические исследования на уроках математики.

Метод проектов, обладающий огромными возможностями по формированию уневерсальных учебных действий, находит все более широкое распространение в системе школьного образования.Но "уместить" метод проекто...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...