Выступление на методическом объединении
статья

Как полюбить сочинение (или почему сегодня старшеклассники неохотно работают над сочинением)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ №2 Излучинская ОСШУИОП №2  Аянот Евгения Васильевна

Как полюбить сочинение (или почему сегодня старшеклассники неохотно работают над сочинением)

(выступление на районном методобъединении)

Этот вопрос не раз задают себе не только ребята, учителя, но и родители. А полюбить-то трудно! Может быть, потому, что «Нет на свете мук сильнее мук слова!» - говорил Надсон.

Дело в том, что литература ставит перед нами столько вопросов, проблем, что читатель мыслящий должен увидеть что-то свое, (своими  глазами) то, что его всколыхнет, заставит задуматься.

Сколько раз наблюдала, как читающий ребёнок не может справиться с сочинением, хотя устно прекрасно рассуждает. А тот, кто не читал произведение, но на уроке внимательно слушал, понял, в чем смысл, пишет неплохо, рассуждая и доказывая свою точку зрения.  Это потому, что устная речь эмоционально богаче, здесь допустимысвоиинтонации, акценты. А вот письменная работа требует тщательного подбора стиля, соответствующей лексики и  следования композиции. Это последнее  условие часто сковывает полёт мысли автора, не говоря о пунктуационной и орфографической грамотности,  да и о  критериях к сочинению по русскому языку и литературе.

Как своимсловом коснуться слова автора? Ведь Он задал тебе вопрос, и неважно, когда произведение написано – 10, 100 или 200 лет назад.  Почему смех Гоголя не похож на смех Салтыкова-Щедрина?   Пушкини Маяковский такие разные, аих стихи трогают и волнуют не одно поколение? Почему к спектаклям по драмам Шекспира и Чехова до сих пор обращаются драматурги всего мира?

Может быть, потому, что каждый автор обращается с вопросами кт е б е, ставит «вечные» проблемы перед т о б о й, и ждёт, когда именно т ы заговоришь,  склонившись над тетрадкой.  И вот здесь учителю особенно важно тактично и бережно убедить автора в том, что только он понимает,как подойти к проблеме, с чего начать, пробудить вдохновениеученика и, …онначнет писать.   Вдохновение придет тогда, когда слово войдёт в сердце, а оно надиктует чувство, без которого невозможно сочинения.

«Базаров умер! Как такое могло случиться? Ведь он врач…». «Почему Пушкин в последней главе оставляет Онегина «В минуту злую для него»…? Или: «Ты будто задыхаешься, когда читаешь, как потрясённые враги отдаютчесть русскому воину, последнему защитнику Брестской крепости». Именно такие сочинения не оставляют равнодушными, иххочется читать. Но автору трудно соединить эмоции и образы, стиль и жанр, сюжет и логику.

И когда все это сольется воедино,тогда умение выразить себя через слово становится творением, а автор – личностью.

Всем понятно, что за сочинение – рассуждение ребята берутся охотнее.  Выразить свою мысль красиво и   то же время сжато, конечно, может не каждый. Сочинение по литературе по пяти направлениям, с одной стороны, даёт простор мысли и чувству, но,  с другой стороны, очень трудно, полностью раскрыть тему.  И самое важное  при этом,соблюдая все критерии,  привести яркие и убедительные аргументы  из  двух произведений. Как тут не вспомнить старые добрые времена, когда ребята анализировали образ литературного героя, связывали с эпохой, опирались на критиков. Сегодня это тоже предполагается, но рамки плана сковывают, время ограничено, а умение емко сказать  о главном герое, передать содержаниеи коснуться каких-то литературоведческих понятий, а еще высказать свою точку зрения, повторюсь, может далеко не каждый.

С текущей работой проще. В этом случае очень важно подобрать такую тему, чтобы она  помогла взяться за перо.

Я предлагаю такие темы  сочинений:

«Человек!!! в футляре»,

« Я убит подо Ржевом!»

«О чем напоминает нам «Золотое» слово Святослава в 21 веке?»

«Каковы они, современные Молчалины?» или «Кто они, современные Чичиковы»?

« Чья судьба вам ближе  –  Базарова  или Аркадия?»

«Можно ли избежать драмы в «нежном возрасте»?

…Анализируя работы, учителю не менее важно подчеркнуть самые удачные части сочинения, и бережно коснуться слабых мест. Автору сочинения нужно, чтобы его поняли, приняли его точку зрения, по достоинству оценили. И пусть оценка будет невысокая, но ощущение соавторства с писателем, сопричастности с героем произведения будет не отталкивать от сочинения, а желания писать. И любовь придёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)

Данный материал является выступлением  с школьного методического объединения учителей .Тема  выступления "Развитие  технологического  мышления  учащихся  на уроках...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

Выступление на методическом объединении по теме: «Работа с текстом на уроках английского языка».

В данной статье я рассказываю, как я работаю с текстами и какие творческие работы предлагаю своим ученикам, для повышения интереса к английскому языку....

выступление на методическом объединении "Дидактические основы развития одарённости учащихся"

Дидактические основы развития одаренности учащихся.         Вполне очевидно, что важнейшей проблемой прогресса общества  является сохранение и развитие ода...

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...