Факторы повышения эффективности урокa
статья

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Факторы повышения эффективности урока»

Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят уроки нашего МО политехнического цикла, поэтому к предмету «Музыка», ИЗО, ОБЖ, технология физкультура, относятся как к малозначимым, ненужным предметам. А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Уроки физической культуры направлены на укрепления здоровья детей, а уроки технологии и ОБЖ практико-ориентированы.

Физическая культура должна стать одним из главных компонентов здорового образа жизни школьника. Этого можно достичь, только повышением качества и результативности уроков по физической культуре. В нашей школе во всех классах введен третий час физической культуры. Сергей Максимович на своих уроках вел практически все разделы предусмотренные школьной программой за исключением плавания. После прохождения раздела программы сложилась хорошая традиция проводить соревнования по этому разделу в конце каждой четверти. На протяжении всех лет велись секции  по волейболу и частично по легкой атлетике. Удаление особого внимания волейболу на уроках и внеурочной деятельности приносило свои плоды. Сборные команды школьников постоянно участвовали в кустовых, районных соревнованиях и завоевывали призовые места. Так же внимание уделялось и настольному теннису, наши спортсмены всегда участвуют в проводимых соревнованиях, чего не скажешь о таких видах соревнований как баскетбол, так же недостаточно дети занимаются футболом. К большому сожалению учащиеся средних и старших классов, практически перестали занимать призовые места по легкой атлетике. Хотя в целом при реализации программы ГТО. Многие наши дети справилась с нормами ГТО и получили бронзовые, серебряные и даже золотые значки ГТО в своей возрастной категории.

Одним из факторов повышения эффективности уроков является творческий подход учителя:

-нестандартные уроки;

- наличие инвентаря;

-просвещение учащихся о последних новостях в спортивном мире;

-физическая подготовка самого учителя.

Индивидуальный подход к ученикам на уроках физического воспитания имеет большое значение. В планировании современного урока следует обращать особое внимание на спортивную базу, предусмотреть движения и для одаренных учеников в области физического воспитания, и для слабых учеников. В нашей школе есть хорошая традиция в спортивном уголке вывешивается информация о спортивных достижениях отдельных учеников, что дает стимул сильным учащимся побивать рекорды школы. и есть доска спортивной гордости школы. Необходимо продолжать поддерживать эту традицию. Вывешен стенд с нормами ГТО согласно возрасту. Оформлен уголок здоровья. Школьник, может быть, впервые задумывается над своим отношением к тому, что ему «хочется», и к тому, что «Надо», «надо для здоровья», а, следовательно, для себя. А какое значение имеет открытие в себе чувства победы над собой?! Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость - этому учит физкультура

Общеизвестно, что основным видом деятельности младшего школьника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников необходимо как можно шире применять подвижные игры.

Как показала практика, применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальности в средней и старшей школе. Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения.

Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием.

Большую роль играет на уроках ОБЖ мотивация.

Некоторые вопросы предмета ОБЖ кажутся недостаточно интересными, порой скучными, что может привести к плохому усвоению материала. Целесообразно использовать Технологию проблемного обучения. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если  есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, игры, в которых следует творчески применить полученные знания, Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок. Так например, дается детям задание упаковать спички так, чтобы они не промокли, попав в воду. Не у всех это получается и дети сами анализируя свои действия находят ошибки.

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед обучающимися ставится проблема, и они при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследуют пути и способы её решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Например: урок ОБЖ в 6 классе «Природные пожары». (Проблемный вопрос: любую болезнь легче предупредить, чем заниматься её лечением. Можно ли отнести данное выражения к пожарам?)

Ресурсы Сети Интернет несут громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, обучающиеся учатся целенаправленно находить информацию и систематизировать её по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении; к большому сожалению, только небольшая часть детей использует ресурсы Интернет в учебных целях и должным образом. Не только находят информацию, но и анализируют ее. Много нужного и интересно находит Макаров Е, может Перевозников Д., остальные только могут только найти информацию не анализируя ее. А часть вообще не может ориентироваться в потоке информации. Пытаюсь с детьми проводить 5 минутные политинформации, но более половины детей вообще не смотрят и не читают новости (ни какие: не политические, не спортивные, не обзор мировых новостей).

Хочется выделить такой момент, как работа в рабочих тетрадях по ОБЖ в 5-7 классах. В них даны очень разнообразные задания это и повторение определений и найти правильные ответы используя текст в учебнике и ответить на вопросы используя личный опыт и творческие задания нарисовать придумать найти информацию в СМИ и проанализировать, но если в 5 классе дети еще не умеют выполнять такие задания, то в 7 классе наблюдается тенденция уже не выполнять письменные домашние задания.

Практические занятия по ОБЖ вызывают наибольший интерес чем теоретические, но нет практики без теории. К сожалению,  на таком уроке на котором можно получить большой жизненный запас знаний не происходить повышение качества знаний у учащихся за последние 3 года. Это и низкая МТБ (отсутствие более 50% оснащение кабинета) и отсутствие у учителя профильного образования. Но я стараюсь, и там где можно участвуем с детьми. Это и участие в конкурсе «Мировой парень», «Безопасное колесо». К 23 февраля провожу соревнования между юношами.

Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний). На уроках у Галины Александровы дети изучают классические произведения, учатся слушать анализировать услышанное, приобщаются к миру прекрасного. ГА работает не только с классом в целом, но и с отдельными учениками, так Иванова Л. В прошлом уч.г. стала призером конкурса «Ступеньки». Но на мой взгляд, необходимо чтобы дети слушали не только музыку в цифровом варианте, но и могли слышать живой звук, что могло бы помочь им лучше учиться петь.

Что касательно уроков ИЗО, то отсутствие учителя с профильным образованием сказывается на результатах наших детей. Ни кто не ставит целью своей работы выпускать художников из школы, но правильно работать с отдельными техниками , поставить руку, я считаю, может только профессионал. Но не все так плохо в предыдущие годы Екатерина Сергеевна не только с детьми проходила программу, организовывала тематические выставки работ учащихся к праздникам: Дню Матери, НГ, 8  марта, Недели налоговых знаний, и др. можно отметить, что ЕС очень требовательно относилась к проводимым занятиям, и приучила детей, что они всегда приходят подготовленные к урокам. Всегда есть и альбомы и краски и карандаши. По общепринятым меркам на творческих уроках не выставляют плохих оценок, но иногда приходиться ставить и оценку «3» если ребенок не старается, а выполняет работу спустя рукав. На уроках ИЗО необходимо проводить виртуальные экскурсии в музеи, так как наши дети вообще не бывают в художественных музеях.

Таким образом, на уроках ИЗО и музыки необходимо:

  • прививать интерес к мировой художественной культуре;
  • помочь обучающимся поверить, что они самые талантливые, способные;
  • развивать творческие способности обучающихся;
  • учить видеть прекрасное вокруг себя, восторгаться им.

На уроках технологи в последнее десятилетие снизился интерес детей к изучению предмета связи с тем, что рынок заполонили дешевые китайские товары, а в то же время материалы инструменты и оборудование стоит дорого. Ручной труд стал детям неинтересен. Новые технологии недоступны нашим детям. Для изучения технологии необходимо современное оснащение 3Д принтер, наборы для работотехники, лего наборы микроскопы и т.д.

            В первую очередь  имеет место в моей работе технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Это прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Деловая игра – решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучаемым эмоционально раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрывание ролей, обсуждение конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.).

Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. В практике  использую предметные, межпредметные и проекты. Предметные проекты выполняют дети 5-7 классах и минипроекты выполняют дети всех остальных классов.

Метод проектов позволяет более полно реализовывать интересы и способности учащихся, приучает к ответственности за результат труда, формирует привычку и анализу потребительских, экономических, экологических, технологических составляющих проектируемого изделия. Этот метод позволяет мне успешно реализовывать такие компетенции учащихся как: коммуникативность, самообучение, саморазвитие, умение самостоятельно решать проблемы. Я стараюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач. Например: старшеклассники выполняют такой проект как подготовка к ремонту класса: считают стоимость затрат

Проект направлен на самореализацию личности в деятельности. При выполнении проекта учитываю индивидуальность и умения, знания и навыки обучающегося, его творческий потенциал. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе лучше осваивают профессии и выполняют свою функции. В ходе проектирования учитель является консультантом, дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в нужное русло, обсуждает с учащимися этапы работы.

Выступая в роли консультанта, в 5-7 классах я рекомендую для изготовления объекты труда, дети выбирают такие изделия, которые они могут или хотят изготовлять. Выбор остается за ребенком.

Последние 5 лет дети не посещают кружок «Хозяюшка», многие не хотят ходить потому что нужно материалы, нужны денежные затраты, а дети не хотят тратить деньги на себя. Хотя в этом году активизировалась работа с учащимися 6 класса, девочки вообще-то активные, творческие и у них присутствуют дух коллективизма и а так же соперничества. По возможности участвуем во многих районных и республиканских конкурсах и есть хорошие результаты. Нынешний 10 класс любит выполнять коллективные проекты. В этом году подали заявки на участие в конкурсе «Радуга талантов» в Селенгинский ДДТ, «Техностарт» в Кабанской СОШ, «Школьные годы чудесные» в БГУ

Для  детей проявляющих  большие способности проводятся индивидуальные консультации, оказывается помощь в подготовке к олимпиадам, выставкам конкурсам.

Все учителя для повышения своего самообразования посещают семинары.

Грибенас Л.А, руководитель ШМО учителей политехнического цикла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фактор повышения эффективности и качества обучения учащихся английскому языку в школе

Эта статья написана, как обобщение опыта работы учителей кафедры английского языка ГОУ СОШ № 180 с целью повышения у учащихся мотивации к изучению иностранного языка....

Интеграция как важный фактор повышения эффективности обучения математике.

В работе рассматриваются  вопросы интеграции в образовании, в частности при обучении математике. Уделяется внимание конструированию интегрированного занятия, его подготовке, проведению и рефлекси...

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Современная школа претерпевает сейчас изменения, поэтому руководитель должен обладать такими знаниями и качествами, которые бы позволяли эффективно управлять персоналом, что позволяло бы обеспечить ус...

Исследовательская работа как фактор повышения эффективности учебного процесса

В последнее время имеет место общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выра- жение в ориентации процесса обучения на развитие личности обуча...

Исследовательская работа как фактор повышения эффективности учебного процесса

В последнее время имеет место общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности обучаем...

Применение психологической науки - важнейший фактор повышения эффективности педагогическихтехнологий обучения математики

Применение психологической науки - важнейший фактор повышения эффективности педагогическихтехнологий обучения математики...