Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества
методическая разработка

Рупышева Наталья Николаевна

 Администрация  образовательного учреждения «Старо-Онохойская ООШ» направляет свою деятельность на создание психолого-педагогических условий формирования толерантной образовательной среды. К числу таких условий относятся гуманизация отношений субъектов образовательного процесса, установка на толерантные отношения, проявляющиеся в готовности учащихся и учителей к взаимодействию, диалогу и сотрудничеству, повышение коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса. Эта деятельность  реализуется в таких формах работы, как внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, психологические тренинги и групповые дискуссии с участием учителей, учащихся и их родителей. Необходимость психологической поддержки ребенка на протяжении всего периода обучения очевидна, так как способствует не только его развитию, но и сохранению его психического здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа

671336, Россия, Р.Б., Заиграевский район, с.Старый Онохой, ул.Новая,д.1, (тел.8-30136-56-0-06)

Формирование толерантности у участников

образовательного процесса

в условиях мультикультурного общества

                                           Автор: Рупышева Наталья Николаевна

учитель русского языка

В целях принятия эффективных мер социального регулирования межнациональных отношений с использованием ресурсов образовательной системы  принята Концепция модернизации российского образования, в разделе 1.2 «Новые социальные требования к системе российского образования» обозначена особая важность расширения масштабов межкультурного взаимодействия, равноправия национальных культур и ограничения социального неравенства.

Современная Бурятия с каждым годом все более включается не только в общероссийские, но и мировые процессы. Не секрет, что взаимоотношения в образовательной среде сегодня далеки от идеальных. Существенное воздействие на учащихся оказывают проявления агрессии во внешнем мире. При ответе на вопрос о том, какие из негативных социальных явлений имеют наибольшее распространение среди учащихся и молодежи, 17% опрошенных отметили жестокость и насилие.

В Республике Бурятия проживают представители более 100 национальностей, поэтому развитие этнокультурного образования, создание условий для диалога культур и приобщения к культурам мира, сохранение родных языков – важнейшие задачи образования. Поэтому важнейшая задача современной школы – формирование человека-носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности в межэтнических отношениях.

 Администрация  образовательного учреждения «Старо-Онохойская ООШ» направляет свою деятельность на создание психолого-педагогических условий формирования толерантной образовательной среды. К числу таких условий относятся гуманизация отношений субъектов образовательного процесса, установка на толерантные отношения, проявляющиеся в готовности учащихся и учителей к взаимодействию, диалогу и сотрудничеству, повышение коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса. Эта деятельность  реализуется в таких формах работы, как внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, психологические тренинги и групповые дискуссии с участием учителей, учащихся и их родителей. Необходимость психологической поддержки ребенка на протяжении всего периода обучения очевидна, так как способствует не только его развитию, но и сохранению его психического здоровья.

Воспитание толерантности учащихся – сложный и длительный процесс. Первоначальное условие для создания комфортного окружения ребенка – сдержанность взрослых в критических ситуациях, умение управлять своими эмоциями, не развивать, а гасить деструктивные конфликты. Психологический дискомфорт ребенка, связанный с нулевой толерантностью, сказывается на его успеваемости и на физическом здоровье. По мнению Н.К. Смирнова, «ученик, для которого посещение школы – тяжелое испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья».

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Сложные экономические и политические процессы, происходящие в современном мире, влияют на рост количества иностранных граждан эмигрирующих в Россию, что приводит к росту интенсивности соприкосновения различных культур, поэтому актуальность проблем, связанных с формированием толерантности у учащихся в условиях мультикультурного общества трудно переоценить.

Таким образом, целью работы коллектива нашей школы становится выявление эффективности использования методик на формирование толерантности у участников образовательного процесса.

Предметом выступает процесс формирования толерантности у учащихся в условиях мультикультурного общества.

Согласно Статье 5 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ государство « …гарантирует право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Президент России В.В.Путин фактически сформулировал концепцию национальной политики государства: "Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим."

Мы живём в маленьком многонациональном селе в дружбе и взаимопонимании. Традиции наших народов переплелись глубокими корнями, происходит постепенное взаимообогащение во всех сферах жизнедеятельности. Люди помогают друг другу в труде, перенимают  опыт по земледелию, скотоводству, обмениваются кулинарными умениями и народными традициями, заботятся друг о друге. Вот оно – единство и сплочённость! Дружба русских, бурят и татар передаётся из поколения в поколение многие годы. Именно в дружбе рождается любовь к родному краю. Чтобы результат  обучения и воспитания в духе толерантности в нашей школе  был действенным, мы создали специальную систему взаимодействия детей и взрослых. Главное требование в данной системе в том, что она должна учитывать целевые установки: социализация, воспитание патриотизма, самостоятельность, коммуникация, уважение, умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор.

В программе ЮНЕСКО «Школа XXI века» констатируется, что выпускник школы должен творчески, по-новому смотреть на привычные вещи, самоопределяться, брать на себя ответственность за свое образование, быть толерантным, эмоционально устойчивым, доброжелательно относиться к многообразию жизни.

А что же такое толерантность? Согласно декларации принципов терпимости ЮНЕСКО, «толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.

Формирование и развитие толерантного сознания – сложный и длительный процесс. Первый шаг к формированию культуры толерантности – это знание истории народа, родного края, языка обычаев предков, что возвышает человека, делает его сильнее умом, тверже характером, дает нравственную опору, служит нравственным ориентиром в мультикультурной среде, а также инструментом профилактики экстремизма в молодежной среде.

Таким образом, подход к формированию толерантности позволяет объединить три блока: знание о сущности толерантных отношений, практические навыки поведения, переживание положительных эмоций.

В педагогической практике учителей нашей школы накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей как в классе, так и в рамках школы. При этом широко распространена организация диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов), основанных на использование произведений художественной литературы и кинофильмов. В рамках воспитательной работы по формированию толерантного отношения так же используются единые и тематические классные часы для всех учащихся школы. Например, в этом году: единые классные часы по темам: «Беслан, вывод войск из Афганистана», «Блокада Ленинграда», «Узники Концлагерей» и др.

Также в нашей школе уже вошло в традицию такое удивительное по красоте мероприятие, как фестиваль дружбы народов «Бурятия многонациональная», которое проводится в 1-9 классах, и его цель не только познакомиться с культурой, бытом и традициями какой-то определенной народности, но и представить её на сцене. В процессе подготовки данного мероприятия ребята работают и в группах, и парах, при этом часто их состав меняется. Окончательным продуктом становится Презентация, инсценировка, постановка танца, исполнение музыкального номера, приготовление национального костюма и национального блюда. Все мероприятия освещаются в СМИ школы, в газете «Школьное время», которая быстро расходится среди родителей и общественности.

Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться в системе: «родители + дети + учитель». Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат примером взаимодействия школы и семьи.

Здесь должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия. Здесь можно апеллировать к пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к со-действию.

Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в классе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей. Так, для ориентира можно предложить программу для учащихся 1-9 классов, составленную на основе программы А.А. Погодиной.

Возможно проведение воспитательной работы по двум направлениям в каждом классе: первое – изучение объекта, в отношении которого формируется толерантность; второе – развитие основных составляющих толерантности взаимодействия.

Предлагаем начать воспитательную работу по формированию толерантности к своей личности (5 класс). Осознав себя, ученики переходят к пониманию себя как субъекта семейной культуры, деятельность классного руководителя направлена на изучение семейной самобытности, формирование толерантного взаимодействия в семье (6 класс). Затем акцент делается на освоение культуры родного края, своего этноса и на осмысление себя толерантным участником этой культуры: только тот, кто уважает свою культуру, будет уважать культуру других (7 класс).

Далее предлагается работать над пониманием мультикультурности пространства России и формировать толерантность к представителям народов России (8 класс). Завершающий этап (9 класс) – постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве. Тематику классных часов можно представить следующим образом.

5 класс

1. Понимание себя: «Познай самого себя». Классные часы: «Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда ли я хороший?»

Игровые программы: «Самый, самый, самый…», «Гинесс-шоу».

2. Принятие себя. Классные часы: «Учись властвовать собой»; «Хотеть

– наполовину мочь». Тренинговые занятия: «Комплименты», «Диалог с самим собой».

6 класс

1. «Я как член семьи». Классные часы: «История моего имени»; «Слово о моем роде»; «Семейная реликвия». Праздник именин, праздник бабушек и внуков.

2. Семейный лад. Классные часы: «Домашний очаг»; «Почитать родителей – первый закон природы»; «Этика семейного общения»; «Кодекс семьи». Коллективное творческое дело «Вместе стар и млад, так и в семье лад». Праздник братьев и сестер.

7 класс

1. Малая родина. Культура моего народа. Классные часы: «Я родом из Старого Онохоя»; «История моей улицы»; «Все мы соседи»; «Традиции и обычаи моего народа ( бурят, русских, татар)». Коллективное творческое дело «Вот эта улица, вот этот дом…»; Праздник «Родной край»; «Ярмарка народной игры». Игровая программа «Ключ к пониманию».

2. «Солнце светит всем». Классные часы: «Легко ли быть не таким?»; «Терпимое отношение к людям»; «Основы доброжелательности»; «Атмосфера бесконфликтного доверия и общения».

Коллективное творческое дело «Мир нашему дому». Праздник «Всегда все вместе». Игровая программа «Пойми меня».

8 класс

1. Культурно-национальное пространство России. Классные часы: «Велика святорусская земля, а везде солнышко»; «Великие сыны России». Тренинг « Премудрости общения- о терпеливом поведении бурят ». Коллективное творческое дело «Фольклорный калейдоскоп»; Праздник «С любовью в сердце о России»; Викторина «Литературная Россия».

2. Феномен российской конкордации. Классные часы:  «Менталитет – зеркало нации»; «Проблемы национального взаимодействия»;

Тренинг «Эмпатия – основа благоприятного общения». Коллективное творческое дело «Общение без границ». Викторина «Культура отношений».

9 класс

1. Культура мира. Классные часы: «Человек – созидатель или разрушитель?»; «Грани сходства»; «Диалог культур»; Коллективное творческое дело «Мировое соглашение».

2. «Помни, что ты человек!» Классные часы: «Жизнь дана на добрые дела»; «Возведем мосты, разрушим стены»; «Кодекс мира». Праздник «Будем вместе дружить». Викторина на тему «Права человека» «Имею право».

Однако для формирования такого личностного качества как толерантность недостаточно лишь мероприятий в рамках воспитательной работы школы и класса. Необходимо включение и в систему самого образовательного процесса моментов воспитания толерантности. Таким образом, цели воспитания толерантной личности неразрывно связаны со всеми общеобразовательными предметами, изучаемыми в современной общеобразовательной школе. При этом важно учесть, что педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся:

  1. Использование различных форм обучения в образовательном процессе: парных, групповых, коллективных, причем с обязательным условием сменности состава и распределяемых ролей в группе.
  2. Использование уроков-дискуссий и уроков-диалогов для помощи учащимся разных национальностей в преодолении национальной замкнутости и совершенствовании общения на русском языке
  3. Использование заготовок для практикумов, в которых содержится информация о различных национальных культурах как в целом, так и в сравнении (например, создают презентации по выбранной им стране,  знакомятся с символикой разных стран и её значением,  создают собственную символику для своей семьи)
  4. Использование сети Интернет для воспитания культуры общения и внутренней культуры учащихся (например,  ребятам предлагается ввести один и тот же запрос в различных поисковых системах сети Интернет и оформить результаты в таблицы, на основании которых будут построены диаграммы, что наглядно показывает безграничные возможности, которые нам дает разнообразие как среди поисковых систем, так и среди людей).

Практические работы строятся на комплексе определенных заданий и упражнений на базе имеющейся информации (заготовки), требующей дальнейшей обработки в соответствии с осваиваемой программой. Исходя из выше сказанного, основной задачей педагога является подбор информационного текста  для мини-проекта, которые знакомили бы ученика с разнообразием культуры, быта и традициями различных народов нашей страны. Все это позволит ученикам лучше понимать ребят других национальностей, обучающихся в их классе, школе, селе и стране.

И как результат – приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, развивают в себе качества, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

 Как итог реализации программы , мы добиваемся  следующих результатов:

- ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

- ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

- социально адаптированная личность.

Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (по методикам Айзенка, Веймера и др.) Предложения, сформулированные нами по воспитанию толерантности, вполне применимы в воспитательном процессе и, на наш взгляд, соответствуют теоретическим закономерностям воспитания толерантности. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...

«ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕН-НОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Мы считаем, что необходимо формировать приорите...

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

Сопровождение участников образовательного процесса в условиях интегрированного обучения

Как показывает практика, есть целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с особыми образовательными потребностями в школьное пространство....

Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современного образовательного учреждения

Толерантная образовательная среда в отдельно взятой группе является основой толерантной образовательной системы образовательного учреждения в целом и строится на принципах гуманизации, интеграции, кул...