Использование пособия «Слушать интересно» на занятиях по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха
статья

Гильманова Гульнара Фанилевна

МОй опыт работы с пособием "Слушать интересно"(автор О.Сухова г.С-Петербург)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гильманова Г.Ф.

сурдопедагог ГБОУ «Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной для детей с ОВЗ»

Использование пособия «Слушать интересно» на занятиях по развитию слухового восприятия дошкольников с  нарушениями слуха

Аннотация  В статье представлен опыт использования пособия «Слушать интересно» в работе сурдопедагога по развитию слухового восприятия дошкольников с  нарушениями слуха

Ключевые слова: развитие слухового восприятия, неречевые звуки, речевой слух, дошкольники с нарушениями слуха, слуховая дифференциация, слабослышащие дети

Развитие слухового восприятия рассматривается  как один из  компонентов     системы формирования словесной речи дошкольников   нарушениями слуха и включается во все звенья педагогического процесса.

Одним из главных условий обучения устной речи детей является развитие речевого и неречевого слуха. Речевой и неречевой слух  формируется в процессе специальной слуховой тренировки при постоянном использовании слуховых аппаратов.

В основе  работы  сурдопедагога с дошкольниками с нарушениями слуха  лежат  следующие положения:

 развитие слухового восприятия рассматривается как средство усиления потенциальных возможностей ребенка  в соответствии с положением Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»;

 развитие нарушенной слуховой функции подчиняется общим закономерностям (физиологическим и психолого-педагогическим) и осуществляется под влиянием целенаправленной работы;

 формирование слуховых представлений носит поэтапный характер;

 основу развития слухового восприятия создают слуховой резерв и потенциальные возможности ребенка;

 успешность развития слухового восприятия зависит от ряда факторов: состояния слуха, уровня развития речи, сохранности всех анализаторов, общего развития ребенка, целостности педагогического процесса;

  необходимым условием развития слухового восприятия является использование звукоусиливающей аппаратуры различного назначения.

В дошкольном отделении на индивидуальные и фронтальные занятия по развитию слухового восприятия отводятся специальные часы, на всех остальных занятиях развитие слухового восприятия осуществляется непосредственно в ходе усвоения программного материала по занятию, а вне занятий – при проведении мероприятий.

Известно, что работа по развитию речевого слуха подразделяется на первоначальный, систематический период и период развития и закрепления слухового восприятия.

Особого внимания требует первоначальный период слуховой тренировки, который  приходится на дошкольное детство.

             Развитие слухового восприятия  слабослышащих детей дошкольного возраста осуществляется на материале неречевых звуков и речи.  В обычных условиях неречевые звуки используются на фронтальных и музыкальных занятиях. Развитие слухового восприятия при помощи речи осуществляется на всех занятиях в детском саду. Исходя из практики работы с дошкольниками с нарушениями слуха, мы приходим к выводу, что недостаточное использование потенциала неречевых звуков в образовательных целях может привести к тому, что дети не научаются прислушиваться, опознавать звуки  окружающей среды, не знают их названий, не умеют их дифференцировать. На  занятиях мы учим слушать и узнавать разные звуки, так как   воспитанники еще не умеют пользоваться  своим слухом: не умеют прислушиваться, сравнивать и дифференцировать  звуки по силе, тембру, долготе. У них нет интереса к неречевым звукам, они слабо на них реагируют и неточно дифференцируют, не опираются на них в своей деятельности.

Неречевые звуки очень важны для человека. Правильное определение направления источника звука помогает ориентироваться в  пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. У  детей  с нарушениями слуха  нарушена ориентировка в пространстве.

Наша практика работы с детьми показывает, что различение неречевых звуков и умение действовать в соответствии со звуковым сигналом можно последовательно сформировать.  Именно поэтому в своей работе мы часто используем неречевые звуки.

    Занятия по развитию слухового восприятия всегда, как и любое занятие, должны быть оснащены наглядными средствами. Это значит, что все звуки (неречевые, речевые), предлагаемые детям для различения, должны наглядно связываться с теми явлениями, предметами, действиями, которые их производят. Например, для восприятия лая собаки, или голоса какого-нибудь другого животного, показываются игрушки, или картинки. На занятиях сочетаются разные виды наглядных средств: демонстрация самого предмета или его изображение на картинке, письменное обозначение названия слова и обязательное прослушивание звука, издаваемого предметом. Например, при работе по различению звуков дудки и барабана показываются сначала эти игрушки, соотносятся названия их с табличками, затем дети прослушивают звуки, издаваемые ими. Вначале дети просто указывают на звучащую игрушку, потом произносят фразу: «Это дудка (барабан); потом выбирают ответ из текста.

Программа по развитию слухового восприятия построена так, что работа начинается со звуков резко противопоставленных по своему звучанию. От этих звуков постепенно переходим к различению менее противопоставленных  и более высоких звуков.

Работу по РСВ следует начинать с выработки недифференцированного и дифференцированного восприятия звуков. При недифференцированном восприятии ребенок должен услышать звук, но не определить,  чем он вызван (звук  ключей, звук машины).

Под дифференцированном восприятием подразумевается  восприятие звука с точным определением источника звука, т.е. ребенок на слух должен определить, какой звук он слышит. В задачу ребенка входит отличать один звук от другого.

Работа по развитию слухового восприятия требует от детей большого напряжения, поэтому в занятия необходимо включать игровые моменты: «Чей голос?» « Кто позвал?» « Испорченный телефон» и т.д.

Ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является  игра, поэтому сложно представить занятия по РСВ в детском саду без игр. Наличие игр помогает педагогам  сделать занятия более интересными и привлекательными для детей, позволяет избежать большого напряжения при работе со звуками.  В соответствии с задачами и программой по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушенным слухом предлагаются игры-упражнения, направленные на развитие неречевого и речевого слуха детей. В процессе интересных игр осуществляется знакомство детей со звучащими игрушками, проводится обучение различению на слух их звучаний, длительности, интенсивности, высоты, количества, темпа, слитности звучаний, различению музыкальных ритмов, голосов птиц и животных. Детям предлагаются игры, которые направлены на обучение детей внимательному вслушиванию  к неречевым звукам и окружающим шумам, реагировать на них. Таким образом, наблюдая за миром слабослышащий ребенок начинает понимать, что предметы могут издавать различные звуки. Некоторые из них бывают  очень похожи друг на друга.

В своей работе  со слабослышащими  детьми дошкольного возраста мы  использум пособие «Слушать интересно», созданный практикующим  сурдопедагогом Ольгой Суховой.  На начальном этапе работы с детьми, которые только пришли в наш детский сад нам всем не хватает  продуманной базы с неречевыми звуками и простыми, понятными картинками к ним. Именно неречевые звуки  легче различить, запомнить, они окружают нас везде, и  как же хочется их повторить. С этими звуками можно придумать массу интересных игр, с помощью которых формируются важные навыки слушания, узнавания, различения, опознавания.  Дети учатся соотносить звук с предметом. А это значит, звуки будут нести  информацию до детей и помогут им ориентироваться в пространстве. Сформируется непроизвольное слуховое внимание и  спонтанное слуховое восприятие, то есть дети начинают прислушиваться к звукам всегда, а не только на занятии. Это значит, что мозг ребенка будет постоянно воспринимать звуковые сигналы, будет анализировать их, получая информацию. Благодаря систематическому использованию неречевых звуков наши воспитанники научились реагировать на звуки в окружающей среде. Они без привлечения внимания взрослыми могут услышать плач в ребенка в соседней комнате, звук проезжающей машины,  звук работы метлы, крик пролетающей птицы, и шум работающего пылесоса в соседнем помещении, веселые крики ребятишек гоняющих мяч, оборачиваются когда слышат звуки шагов или звук открывающейся двери, могут услышать звук льющейся воды и пойти закрыть кран. Такая работа мозга, доведенная до автоматизма – непременное условие развития понимания речи. Таким образом, различение неречевых звуков - ступенька к цели -  развитию слушания (понимания речи), а этот навык необходим для формирования устной коммуникации с опорой на слух.

Остановимся подробнее на пособии. Итак, звуки пособия разделены на  3 группы:

1.бытовые звуки

2.звуки улицы

3. Звуки, которые могут издавать человек и животные.

Звуки животного мира отдельно можно подразделить на звуки дикой природы, насекомых, птиц. Отдельно можно выделить звуки музыкальных инструментов разной частотности звучания (скрипка, арфа, труба, пианино, гитара, гармонь)

Подобраны самые актуальные звуки, которые сильно отличаются по характеристикам.  Всего 60 звуков и карточек к этим звукам.

Наличие реалистичных картинок делает игру бесценной и многофункциональной.

 В ходе работы над изучением неречевых звуков мы постоянно придумываем все более усложняющиеся задания, игры. Приведем пример одного вида работы. При изучении звуков дома мы предлагаем детям прослушать звук льющейся воды, пылесоса, часов, открывания двери, дверного звонка и соотнести их  с картинкой. Дети по очереди слушают эти звуки, затем карточки поворачиваются рубашкой вверх. Далее педагог включает микрофон, задача детей определить «Что звучало?» и вспомнить где лежит соответствующая картинка. Таким образом, развиваем как зрительную, так и слуховую память. За один раз предлагаем не более 3 картинок, с последующим увеличением количества до 6. Мы используем карточки данного пособия при изучении тем «Транспорт», «Посуда», «Животные», «Звуки дома», «Звуки издаваемые человеком», «Музыкальные инструменты». Использование пособия «Слушать интересно» позволяет педагогу сделать занятие интересным, насыщенным, познавательным.

Список использованной литературы

1.Беляева, О. Л., Сопинская  Т.В.  Создание специальных условий для эффективного слухоречевого развития старших дошкольников с кохлеарными имплантами [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=34881440)

2. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст],/ Л.А.Головчиц.  Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, -М.: 2001, 304 с.

3. Королевская, Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных  (коррекционных) образовательных учреждениях  II вида: пособие для учителя [Текст],/Т.К.Королевская, А.Н. Пфафенродт –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, - М.: 2004, 154 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Из опыта работы. "Использование  элементов здоровьесберегающих  технологий на  индивидуальных  занятиях  по развитию  слухового  восприятия  и  формировани...

Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (6 класс)

Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха.6 класс, индивидуальное занятие.Тема: Восприятие, опознавание и различение речевы...

Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (5 класс)

Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха. 5 класс, индивидуальное занятие. Тема: Восприятие, опознавание и разли...

Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (7 класс)

Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха.7 класс, индивидуальное занятие.Тема: Восприятие, опознавание и различение речевы...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...

Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (2 класс)

Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха. 2 класс, индивидуальное занятие. Тема: Восприятие, опознавание и разли...